Рамзан Кадыров: «Мы же танцуем, а не стреляем. Разве это плохо? Есть ли секс в Чечне: тайны ночной жизни Грозного «Путин может сделать неправильный шаг!»

Дорогие друзья и читатели этого блога, с этой заметки я начинаю цикл публикаций о нашем путешествии по Чечне. Я уверена, что к большинству из вас мои слова относить не надо, но, на всякий случай, хочу предупредить в особенности тех, кто зашел сюда случайно и нашел, по его мнению, отличную площадку для собственных резких и агрессивных националистических высказываний. Любые комментарии оскорбительного характера в адрес людей любой национальности и любого вероисповедания, а также те из них, которые будут направлены на разжигание межнациональной вражды, я буду удалять сразу и без объяснений, а их авторов отправлять в бан.
Надеюсь на понимание.

Наши чеченские приключения начались уже в поезде по дороге в Грозный. В Минеральные Воды, где мы в него должны были сесть, он прибывал в одиннадцать часов вечера и стоял сорок минут. На посадку мы не спешили. Спокойно дошли до вагона, спокойно показали проводнице южной наружности наши билеты, купленные в Москве еще за месяц до путешествия.
- Ой, а вы один? - неожиданно выдала проводница, глядя в упор то на меня, то на Антона. - Нет, вас два! - закончила она свою замечательную фразу. А потом продолжила: Как же быть? У нас только одно свободное место в вагоне.

С этими словами она забрала наши билеты и велела идти за ней.
- Вот ваше купе, - сказала она, когда мы пришли. - Нижнее место свободно.
На верхнем же месте, тоже нашем, на застеленной бельем полке возлежал какой-то парень. Он не спал, но лежал уверенно и прочно. Проводница глянула на него и повернулась к нам.
- Ребят, у нас тут были такие сильные пертурбации. Может, вы посидите до Моздока? Это не долго. А в Моздоке пассажиры выходят, и места освободятся.
- А сколько до Моздока? - спросили мы.
- Недолго. Щас будет Прохладный, а потом Моздок.
Ради интереса, я пошла взглянуть на расписание. До Моздока было совсем "недолго" - всего-то четыре часа, поезд прибывал туда в три ночи! Нормальненько так! Билеты по цене 1570 рублей за штуку в купейный вагон и "посидите четыре часа до Моздока"! Нееее!
Когда проводница снова появилась в вагоне с нашими билетами в руках, мы заявили ей строгим голосом, что сидеть точно не будем, хотим спать и пусть она быстро решает вопрос. Как вариант, я предложила ей забрать парня с нашего места к ней в купе. Но на это она ответила, что и там все занято. В общем, с ней все было понятно. Если в большинстве российских регионов такой приработок проводниц уже либо ушел, либо уходит в прошлое, то в кавказском поезде он до сих пор цвел пышным цветом. Безбилетные пассажиры дают проводнику "на лапу" и тот селит их в свободные или в свое собственное купе. А тут, видимо, нашей проводнице дали "на лапу" сразу много безбилетных пассажиров. И случился этакий овер-буккинг. :)
Впрочем, надо сказать, что проводница здорово испугалась, поняв, что не пустив нас на наши места, есть шанс, что дело может запахнуть керосином. Вдруг пойдем жаловаться начальнику поезда или какому-нибудь жд-начальству в Москве? Она походила где-то с полчаса по вагону с озабоченным видом, а потом постучала в полку, где лежал на нашем месте парень, и протянула:
- Руслан, давай спускайся.
В общем, до Моздока сидел Руслан, а мы уже спокойно доехали до самого Грозного.
...И вот, перрон Грозного. Нас встречал Мансур - друг Дени. Дени - друг Антона - попросил Мансура позаботиться о нас, пока мы будем путешествовать по Чечне, и он со всем своим кавказским гостеприимством взялся за дело. Сначала он повез нас в гостиницу, в которой мы решили остановиться, а так как случилось Первое мая, центр города перекрыли для транспорта, и пока Мансур его объезжал, выискивая лазейки, провел нам небольшую экскурсию.
Остановиться мы решили в недорогой гостиничке "Грозный" неподалеку от популярного рынка "Беркат".
2.

Это было вполне себе приличное пятиэтажное здание с большинством номеров, недавно пережившими ремонт. За 1800 рублей в сутки нам достался как раз один из таких. Единственным минусом этого номера были его небольшие размеры, а все остальное вполне соответствовало гостинице средней руки, включая душ с горячей водой в номере, телевизор, несколько розеток и неплохой вид из окна. Учитывая, что в гостинице мы сидеть не планировали совершенно, а думали возвращаться сюда только на ночь, все это нас вполне удовлетворило. Впрочем, чтобы закончить тему грозненских отелей, скажу, что сейчас их здесь отстроили уже немало. Самый шикарный - это, пожалуй, пятизвездный отель в небоскребе "Грозный-Сити", расположенный на противоположном от мечети "Сердце Чечни" берегу реки Сунжи. На это самом последнем, тридцать втором этаже, находится кафе, откуда открываются умопомрачительные виды на город, мы туда поднимались и делали снимки (но об этом в следующем посте). Проживание в таком отеле стоит 5000 рублей в сутки в одноместном и 7000 рублей в двухместном номере.
На фото он самый темненький из небоскребов, в центре.
3.

Но есть и гостиницы попроще. Так что, на улице точно не останетесь.
Кстати, как вы понимаете, особого наплыва туристов в Чечню нынче нет. Вкладываться в бизнес представители других регионов здесь тоже не торопятся. Тем не менее, отели строят, реставрируют старые, и я бы не сказала, что они пустуют. Например, на те же майские праздники наша гостиница была заполнена под завязку. Однажды утром нам даже не хватило мест, чтобы позавтракать в ее весьма просторном ресторане. А все дело в том, что в Грозном сейчас стало проводиться немало разных мероприятий. Например, мы попали как раз под какой-то местный симпозиум и некий межрегиональный шахматный турнир, на который все и приехали. Что же касается туризма, то в Грозном существует только одна фирма, которая занимается экскурсионным обслуживанием в Чечне. Цены в этой фирме умеренные. Например, взять машину с водителем-гидом и съездить на целый день в Аргунское ущелье стоит 4000 рублей, в то время как таксисты туда возят примерно за 3000-3500 рублей. Тем не менее, даже если сравнить количество туристов сейчас с тем их количеством, которое было еще пару лет назад, то оно все-таки возросло в полтора-два раза. И хотя мы за наши три дня путешествия так и не встретили ни одного туриста, народ, как мне кажется, все-таки потихоньку начинает понимать, что в Чечне сейчас безопасно и пробует осваивать этот регион.
А тут действительно безопасно. По крайней мере, мы убедились в том, что намного безопаснее, чем в той же нашей Москве. Другое дело, что старые стереотипы в отношении Чечни у нас пока еще никуда не делись, и у многих она по-прежнему ассоциируется с самым страшным регионом.
Как я уже говорила, мы попали в Грозный на первомайские праздники. Как и в любом другом городе нашей страны, здесь их тоже отмечали. Насчет субботников не скажу, мы их не застали, они прошли накануне, но говорят, что по распоряжению чеченского президента Рамзана Кадырова, выходило на них практически все трудоспособное население.
4.

Но сейчас я хочу о другом. Так сложилось, что Грозный мы осматривали как раз во время массовых гуляний. Так вот, не было ни одной площадки этих гуляний, не огороженных для безопасности. На входе туда стояли стражи порядка, и пусть рамок металлоискателей здесь не было вообще, сумки проверяли у всех поголовно. Причем, что интересно, у мужчин - мужчины, а у девушек - девушки. Все очень вежливо, тактично, корректно, но строго и так, что ни одна мышь не проскочит!
5.

Таких площадок первого мая в Грозном было порядка десяти, мы сами побывали на двух. Правда, то, что вторая площадка - это тоже площадка с гуляньями, мы поняли не сразу, ибо народа на ней было не больше трех десятков. Однако оцепление там все равно было, и сумки у всех, в том числе, и у нас, тоже проверили.
Не менее мощный контроль мы встретили, когда из Грозного отправились путешествовать по республике. Мы ездили в Аргунское ущелье, в село Хаджи-Эвла (это дорога на Ведено), в Урус-Мартан и потом в Назрань. Так вот, на всех этих направлениях, и я уверена, что на остальных тоже, нам регулярно попадались КПП. Причем, КПП не для галочки, а работающие. На каждом из них машину (если это не была маршрутка) останавливали и у пассажиров проверяли паспорта. У нас тоже. Регулярно!
6.

Вообще, работа в полиции в Чечне считается весьма престижной и одной из самых высокооплачиваемых. Например, если чиновник среднего звена здесь зарабатывает около 15-20 тысяч, то полицейские - 50-60 тысяч. А это, по местному уровню жизни, очень неплохо. Правда, работа в госорганах в Чечне все-таки отличается от такой же работы в других регионах. Как не вертите, но зачистки в горных районах случаются до сих пор. За это и идет доплата.
Пока мы путешествовали по Чечне, нам очень многие жаловались на безработицу. Процент безработицы назывался разный: от 40 до 80. Потом, уже дома покопавшись в интернете, я нашла, что регистрируемая безработица в Чечне, то есть, сюда можно отнести только тех, кто состоит на биржах труда, составляет 25 процентов. Надо ли говорить, что на биржу труда идут единицы? Кстати, это относится и к мужчинам, и к женщинам. В Чечне нет такого правила, чтобы работали только мужчины, а женщины занимались домашним хозяйством. Как нам рассказала одна из женщин - Хеди, с которой мы познакомились в Хаджи-Эвла, "вся проблема в отсутствии рабочих мест: если бы они были, то и мужчины, и женщины шли бы работать".
В общем, работы нет, так как производств тоже практически нет. А на ту работу, которая есть, устроиться с улицы, по мнению многих, очень сложно. Ведь, по кавказским обычаям, все сначала тянут туда своих друзей, знакомых, родственников, включая даже самых дальних. Предпочитают брать не хорошего специалиста, а своего. Так сложилось исторически. Вот, и получается, что многие из Чечни банально уезжают: в Москву, в Питер, в другие богатые российские регионы, наконец, даже в Бельгию. Теперь даже есть прямой автобус Брюссель - Грозный, который ходит два раза в неделю. Встречалось мне в сети расписания таких же автобусов и в другие еврепейские города: в Киев, в Вену, в Бонн, в Париж, в Берлин...
В Аргунское ущелье нас возил дальний родственник Мансура - Заур. Молодой парень, сильный, умный, работящий. Сейчас он подрабатывает в Грозном таксистом на собственной машине. Такса по городу - 100 рублей не зависимо от того, куда вам надо. В день от силы набегает пара тысяч. Такая работа Зауру не нравится, он способен на большее и знает это. Три года он прожил в Брюсселе, строил железную дорогу. Рассказывал нам, что чеченцев вместе с ним работало очень много. Но он сам не только трудился, он еще и путешествовал, его тамошняя зарплата позволяла не только отправлять большую часть денег домой, но и объехать целую кучу европейских стран. А потом у мамы случился инфаркт и Зауру - самому младшему сыну в семье - пришлось вернуться, чтобы заботиться о матери.
Заур и Антон в одной из родовых башен в Аргунском ущелье.
7.

Вот такие дела.
Так что, в целом, Чечня нам не показалась таким уж богатым регионом ни по рассказам людей, ни по тому, что мы увидели сами. Ведь, наверное, о богатстве жителей визуально и с первого взгляда можно судить хотя бы по тем автомобилям, которые бегают по улицам городов и весей. Так вот, по Грозному бегают в основном наши последние "Лады", а по селам и поселкам - те же "Лады", но более древние. Иномарок немного, а те, что есть, далеко не из самых дорогих и новых.
Автостоянка у рынка "Беркат" в Грозном.
8.

Хотя, конечно, в Грозном лишь на самых-самых затрапезных окраинах еще остались не отреставрированные после двух войн дома со следами на фасадах от изрешетивших их пуль. А так, все здания здесь, как с картинки - новые, красивые, нарядные... И не скажешь, что безработица, и что народ не катается, словно сыр в масле.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

Простенькая жилая пятиэтажка в районе рынка "Беркат".
15.

Вообще же, как, наверное, везде в нашей стране, многие тут тоже говорят о коррупции. И хотя к своему президенту Рамзану Кадырову показательно относятся более, чем благосклонно, и о нем, и о нашем "горячо любимом" ВВП здесь существуют разные мнения. Правда, услышать их, порой, бывает очень сложно. Люди не любят говорить о политике, а часто просто боятся.
В Грозном мы ни раз встречали надписи на фасадах зданий, на газонах и в разных других местах: "Рамзан, спасибо за Грозный!"
16.

Так же на фасадах повсюду множество плакатов: Ахмат Кадыров, Рамзан Кадыров и Владимир Путин. Либо три сразу, либо два в любой из комбинаций, либо кто-нибудь один.
17.

18.

19.

20.

В городе есть проспект А. Кадырова, музей А. Кадырова...
21.

Площадь А. Кадырова, библиотека А. Кадырова и т.д. и т.п.
22.

Ахмат Кадыров - первый президент Чеченской республики и отец нынешнего президента Рамзана Кадырова - был убил 9 мая 2004 года во время теракта на стадионе в Грозном. С тех пор здесь развился его культ личности. В общем-то, наверное, во многом благодаря Рамзану, который поклялся продолжать дело отца. Но с другой стороны, и Ахмата и Рамзана есть, за что благодарить искренне. Их политика и взаимодействие с правительством России (давайте назовем это так) послужили прекращению войны. А это, согласитесь, при прочих равных - самое главное! Народ устал воевать, ведь буквально в каждой семье за время двух войн не обошлось без потерь. Теперь все хотят мира и спокойствия. И путь, которым эти мир и спокойствие будут достигнуты, для большинства уже не так важен. Об этом нам говорили практически все, с кем приходилось общаться во время нашего путешествия. А один из визави даже сказал так: "Пусть хоть синагоги построят, хоть дворцы себе, лишь бы больше не стреляли!"...
Впрочем, нам, не привыкшим к тому, чтобы видеть портреты президента страны на фасаде каждого здания в родном городе, в первое время было немного не по себе от такого их количества в Грозном и в других населенных пунктах Чечни. Да и проспект В.В. Путина в самом центре Грозного добавил недоумения... Хотя, конечно, не нам судить...
23.

24.

Но, мне кажется, довольно о политике и о сегодняшней ситуации в Чечне. Давайте теперь я расскажу немного о самих чеченцах и о тех современных традициях и обычаях, с которыми мы столкнулись во время нашего путешествия. А начну я, пожалуй, с их внешнего облика. В комментариях к моему предыдущему посту-фотообзору из Чечни один из друзей написал, что, мол, слышал, что в Чечне поголовно все девушки должны ходить в длинных юбках и в платках, что был такой случай, когда девушку без платка не пустили в университет, да и вообще, Рамзан Кадыров ввел что-то вроде дресс-кода, несоблюдение которого влечет за собой всяческие преследования. Так как человек, который это написал, - грамотный и умный, то у меня нет никаких сомнений, что подобную информацию он прочитал в каких-нибудь СМИ, а не сам придумал. В общем, друзья, вот еще один повод послать эти самые СМИ куда подальше и не вестись на публикуемые в них маразмы. По всей видимости, журналисты перепутали режим Кадырова с режимом братьев Ахмадовых, которые вводили его между первой и второй чеченскими войнами в Урус-Мартановском районе, коий тогда был неподконтрольным общему правительству Чечни. Именно там в 1997 году они внедрили шариат, и девушек заставляли носить на улице хиджаб (платок). Сейчас же никакого шариата в Чечни нет, и президент не контролирует то, что носить и что не носить местным женщинам. Хотя, конечно же, большинство из них носят платки в тон к длинным платьям или юбкам. Но мы немало встретили и девушек без платков, и в коротких юбках (до колена и чуть выше), особенно тех, кто помоложе. Причем, встречали мы их, как в Грозном, так и в других городках. Многие женщины очень любят туфли на высоких каблуках и даже на шпильках, но на босу ногу их обычно не носят, а надевают на колготы, кои у них чаще всего почему-то бывают темного цвета.
25.

26.

Кстати, раз уж зашел разговор о моде, то в Грозном есть очень продвинутый Дом моды "Firdaws".
27.

Руководит им жена Рамзана Кадырова - Медни Кадырова. На открытие этого Дома моды в 2009 году в Грозный приезжала целая куча знаменитых модельеров - Вячеслав Зайцев, Роберто Ковалли и многие другие, и теперь тут шьют такие обалденные женские платья, что я, когда их увидела, прямо сама захотела примерить. Но все - исключительно по чеченской исламской моде. Платья длинные, яркие, очень нарядные и стильные. В общем, нет ничего удивительного в том, что несколько лет назад "Firdaws" получил премию "Кутюрье года". Его одежда того стоит! Мы, правда, не попали в сам Дом моды - он в праздники не работал, но через витрину в магазине кое-что подглядели.
28.

29.

Так что, никакого насилия и контроля. Одна сплошная красота! :))
30.

31.

32.

Хотя, надо заметить, что чеченские девушки и женщины абсолютно не носят брюки и уж, тем более, шорты. Майки с открытыми плечами не носят тоже, обычно надевают либо легкие блузки с длинными рукавами, либо с рукавами в три четверти, либо футболки. Что же касается меня, то я сразу спросила Мансура: надо ли мне носить платок и что-то с длинными рукавами? - на что он тотчас же сказал, что не надо, мол, строгих правил никто не придерживается. И я постоянно ходила в джинсах и в футболке, хотя, если бы знала, что можно, то взяла бы с собой платье чуть выше колен. Но перед путешествием я об этом не знала.
Однако, есть в Чечне места, где строгий дресс-код для девушек и женщин все-таки существует. Например, мечети. В Грозном мы с Антоном ходили в самую большую мечеть республики "Сердце Чечни". Уже когда мы только вошли на ее территорию и гуляли по парку с фонтанами, к нам подошел охранник и сказал, что мне нужно надеть платок, так как на территории мечети, даже в парке, девушкам с непокрытой головой быть не положено. Я же, для подобных случаев, с некоторых пор стала возить с собой специальный гардероб: косынку, шаль, которая легко превращается в длинную юбку, и кофту с длинными рукавами. Так что, требования охранника я выполнила. Когда же мы оказались у входа в саму мечеть, женщина - ее работница, сказала мне, что нужно переодеться полностью. Я попыталась достать шаль, но она сию мою попытку пресекла на корню и указала на ширму, которая стояла здесь же: за ширмой можно было взять длинное платье и платок и переодеться. Самое интересное, что, когда мы через день ездили к мусульманской святыне - зиярату Хеди в Хаджи-Эвла, мой наряд наоборот подошел, как нельзя лучше, и меня там даже приняли за недавно пришедшую к вере мусульманку. А тут пришлось облачаться в безразмерное платье и платок. Работница мечети, правда, помогла мне. Оказалось, что платок важно не просто повязать, а повязать так, чтобы была закрыта шея и не были видны волосы. Ну, что ж, надо, так надо!
33.

А, вот, что касается мужчин, то с ними, конечно, все попроще. По улицам они ходят в совершенно обычной одежде, хотя, своего рода, "дресс-код" у них тоже есть. Например, многие любят носить костюмы и белоснежные рубашки даже в жару, некоторые - те, что постарше, надевают длинные рубашки в национальном стиле, а вот ходить в шортах или с голым торсом в Чечне не принято, и мы не видели ни одного чеченского мужчину так одетого.
34.

35.

Многие надевают на голову круглые бархатные шапочки темно-коричневого, темно-синего, темно-зеленого или черного цвета, часто с недлинными кисточками. Кстати, их мы потом видели в продаже на самом обычном рынке.
36.

А вот, футболки и бейсболки с надписью "Чечня", "95 регион" или "Чечня 95" мы там тоже встречали, но их, судя по всему, покупают только немногочисленные туристы, а сами чеченцы уже не надевают.
37.

38.

А еще здесь в моде бороды: и длинные, и такие, что чуть длиннее щетины. Их носят и мужчины в возрасте, и даже молодые ребята.
39.

40.

За все время нашего путешествия мы встречали чеченцев двух визуальных типов. Одни были темноволосыми с тюркскими чертами лица, которых можно было легко спутать с турками или азербайджанцами.
Раисап из Хаджи-Эвла.
41.

Другие - светлые или русые со светлыми же глазами, как мальчик на первом фото, девочка на фото № 31, или вот, Хеди - жена Раисапа.
42.

Правда, у всех них, по крайней мере, у мужчин, одна общая черта тоже была. Это проницательный, орлиный взгляд. Вообще, считается, что чеченцы вовсе не коренные кавказцы. Доказано, что много столетий назад они пришли сюда из Передней Азии, и следы хурритов (а именно их называют ученые в качестве прапредков вайнахских народов) находят в Месопотамии, в Шумерах, в Урарту, в Анатолии, на Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря. Но во время нашествия татаро-монгольского ига случилось так, что вайнахов окончательно вытеснили в кавказское высокогорье, а на равнинах они были истреблены вместе с другими народами. Быть может, именно это их происхождение и отразилось таким образом на внешности?
В общем, как бы там ни было, но еще интересен другой факт. Мы считаем, что ислам у них - это их коренная религия, однако на самом деле, он - религия принесенная.
43.

И долгое время вайнахи исповедовали христианство, и в горных аулах у многих пожилых женщин, говорят, до сих пор сохранились среди украшений старинные металлические христианские крестики. Впрочем, христианство и пришедший ему на смену ислам долго уживались вместе с самой древней здешней религией - язычеством. И еще в середине 20 века во многих городках и аулах отмечались языческие праздники, соблюдались языческие обряды и традиции. Например, весной чеченцы отмечали праздник в честь богини плодородия и деторождения Тушоли, в мае и в июне особенно почитали бога грома и молнии Села, 22 июня праздновали летнее солнцестояние и приносили жертвы солнцу, были у них праздники, связанные с началом уборки урожая и сенокоса, с пригоном овец с высокогорных пастбищ и много разных других. Сейчас, конечно, их уже вряд ли отмечают даже где-то в самых отдаленных аулах, но тем не менее, дело было и не так давно.
Вообще же, современные чеченцы показались нам очень общительными и образованными людьми. Может быть, так получалось случайно, но практически все, с которыми мы общались, имели высшее образование, отлично знали свою историю, литературу, поэзию и нередко даже цитировали нам какие-нибудь строки из стихотворений. Они знакомились с нами сами. Чаще мужчины, но иногда и девушки. Просто подходили, спрашивали, кто мы и откуда (причем, никого не бесило, когда мы говорили, что мы из Москвы, а в других регионах народ обычно начинает нервничать, а, порой, обвинять нас в том, что мы украли все их деньги - путешественники меня поймут!), нравится ли нам Чечня, что мы видели и что еще хотим посмотреть? Часто рассказывали какие-нибудь местные истории, желали нам удачи, а еще оставляли свои телефоны - на случай, если вдруг нам что-нибудь понадобится. Вообще, людьми они оказались очень гостеприимными. Разговаривали с нами все по-русски. А, в принципе, отлично знали два языка - русский и чеченский, на котором говорили между собой. За все время нам не встретился ни один чеченец, который бы не знал русского.
Кстати, о гостеприимстве. У чеченцев оно в крови. Это повелось издавна. Ведь если гостя не пригласить в дом, оставить ночевать на улице, то в горах, которые здесь почти повсеместно, он может замерзнуть, сорваться в темноте в пропасть, погибнуть. С тех пор это и идет. Точно так же, как и везде, в Хаджи-Эвла с нами познакомился чеченец средних лет по имени Ислам. Он спросил, кто мы и откуда, рассказал несколько местных баек, а затем пригласил нас к себе домой - довез туда на машине, там перезнакомил со всеми родственниками, жена его брата накормила нас необыкновенно вкусным обедом, напоила чаем, потом нас отвезли до развилки в Грозный.
44.

А теперь представьте нечто подобное у нас? Ну, разве что, в каких-нибудь отдаленных селах и деревнях осталось это в традиции. Еще одна история случилась с нами в Урус-Мартане. Там есть обалденно интересный этнографический музей под открытым небом. Его коллекцию собрал хранитель музея Адам Сатуев, причем, начал заниматься этим еще во время войны. Так сложилось, что в этот музей мы попадали первого мая, в праздничный день. С Адамом мы созвонились заранее, и он сказал, что ради нас откроет музей, и мы можем приезжать. Но как раз накануне ему неожиданно пришлось уехать самому, и он перепоручил нас своему сыну Арслану. И вот, Арслан приехал специально в выходной день, чтобы открыть нам музей, все показал и рассказал, а потом отвез в центр города к остановке маршруток, откуда мы собирались вернуться в Грозный. Это - несколько километров от музея. И не взял с нас денег ни за музей, ни за извоз, как мы ему их только не пихали.
Нужно ли отдельно рассказывать о возможностях автостопа в Чечне? Национальное гостеприимство распространяется и на него. Мы ездили автостопом не однократно, нас подхватывала буквально каждая первая машина, стоило нам только встать на обочину и поднять руку.
А вообще, если говорить о езде по дорогам, то, конечно, как и в любой другой республике или даже в стране, здесь существуют свои негласные правила. Подбирать голосующего путника - это одно из них. Но есть и другие. Например, тут совсем не принято пристегиваться. И когда Антон, усевшись на переднем сиденье, по привычке, всегда тянулся за ремнем, абсолютно все водители начинали хихикать и говорили, что делать это вовсе необязательно, нарушением ПДД езда без ремня не считается, и гаишники за нее не штрафуют. Еще одно правило касается отношения местного правительства и президента к автомобилистам. Наиболее актуально это будет, наверное, автомобилистам-москвичам. Помните, что у нас происходит на МКАДе, когда по Рублевке или еще где, едет наш "всенародно любимый"? Правильно, МКАД перекрывают. А еще перекрывают не только сами трассы, по которым он должен промчаться, но и мосты над ними из опасности, что кто-нибудь возьмет да и бросит ему что-нибудь на голову. И стоять, порой, приходится минут по 15-20, если не больше, ждать его сиятельство.
На выезде из Грозного мы видели кортеж Кадырова. Нас и еще несколько машин тормознули и велели остановиться у обочины. Как раз в это время кортеж промчался мимо. Да-да, прямо мимо нас! Всего в нем было машин тридцать, все - черные иномарки. Мчался он со скоростью никак не меньше 200 км в час, однако ж процесс ожидания у нас составил минуты две. Как на светофоре постояли, честное слово! И не боится Кадыров, что кто-то кинет гранату в его кортеж, и уважает автомобилистов - не заставляет перекрывать трассу надолго. Быстро и четко. Всё!
А еще здесь нет пьяных за рулем, нет ДТП из-за этого, и нет пьяных на улицах. И все потому, что алкоголя в свободной продаже в магазинах и в большинстве кафе и ресторанов здесь тоже нет. И вы знаете, никто от его отсутствия особо не страдает. Многие чеченцы, особенно молодежь, с которыми мы разговаривали, нам так и заявляли: "Мы не пили раньше, не пьем и сейчас! Введение сухого закона на нас никак не отразилось!"
...Нам рассказывали, что у чеченцев положено, чтобы они помнили своих предков до седьмого колена. Впрочем, до недавнего времени нужно было помнить предков аж до двенадцатого колена. Только так можно было доказать, что ты принадлежишь к конкретному тейпу. Тейп - это нечто вроде родовой общины, члены которой связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Разумеется, всегда существовали определенные правила жизни внутри тейпа. Например, несмотря даже на большие размеры (а иногда одному тейпу принадлежало сразу по несколько аулов, а, порой, даже и больше), внутри тейпа нельзя было жениться и выходить замуж, дабы избежать кровосмешения, но зато всегда можно было рассчитывать в случае необходимости на поддержку от других членов тейпа. Сейчас тейпы в Чечне, по-прежнему, существуют. Раисап из Хаджи-Эвла рассказывал нам, что члены его тейпа живут более, чем в десяти населенных пунктов в окрестностях. Тем не менее, из-за того, что многие чеченцы уезжают за границу или в другие города России, тейповость теряется. Те, кто уже долго живет не на родине, их дети и внуки, далеко не все вспоминают предков до седьмого колена. "Да что уж там, - говорил нам Заур, проживший в Бельгии три года. - Заграница многое меняет. Даже моя мама заметила, что я там утратил какие-то местные привычки и приобрел новые. А ведь всего три года прошло. Конечно, со временем многое забывается!"
Но мне все-таки кажется, что Чечня - это один из немногих регионов России, где традиции и обычаи сохранились гораздо лучше, чем во всех прочих местах. К примеру, здесь, несмотря на всю внешнюю светскость, в воспитании мальчиков и девочек до сих пор делают очень много отличий. Да, конечно, чеченские женщины имеют право работать, а не только вести хозяйство и воспитывать детей. Они и работают. Но все равно при этом мужчина в семье - главный, а хозяйство и дети остаются за женщиной. В Грозном мы видели объявление о приеме на кулинарные курсы девочек с одиннадцати лет.

А еще встречали мелких карапузов возраста нашего Даниила Антоновича (три-четыре года), настолько самостоятельных и имеющих свое собственное мнение, что, порой, это потрясало даже меня - маму очень независимого мальчугана. В общем, в чеченских мальчишках мужчины чувствуются сразу!
46.

Ну, и, разумеется, разница в воспитании мальчиков и девочек сразу видна во взаимоотношениях мужчин и женщин.
47.

Никакого вам феминизма, никакой мужеподобности в женщинах и женоподобности в мужчинах. И, можете закидать меня тапками, но мне это очень нравится! Хотя многих из нашего современного общества, как мне кажется, некоторые моменты могли бы удивить и поразить. Например, такой факт. Если встречаются незнакомые чеченские мужчины и женщины, не связанные родственными узами, то мужчины будут обращаться только к мужчинам, а женщины к женщинам. Нет, конечно, парой незначащих фраз они могут перекинуться и друг с другом, но всякие серьезные вопросы будут решать только со своим полом. И причина вовсе не в том, что мужчины к женщинам относятся пренебрежительно - ничего подобного здесь нет и близко. Просто есть у них такое в этикете - повышенное уважение к чужой даме, вплоть до того, что даже не заговаривать с ней. Кстати, на нас с Антоном эта особенность тоже распространялась. Все дела чеченские мужчины решали с ним, а не со мной, причем, включая даже такие случаи, когда я в чем-то разбиралась лучше. Ну, а женщины, соответственно, со мной, а Антона стеснялись. :)
Кстати, еще одна интересная местная фишка - это танцы. Не знаю, может, и есть в Грозном какие-то ночные клубы, которые принципиально не отличаются от самых обычных наших. Но я сейчас не о них, а о танцах традиционных. Как можно было раньше показать молодому чеченскому парню всю свою удаль перед девушкой, а девушке проявить свою стройность и грацию. Правильно, в танце. Национальный местный танец - это лезгинка. Причем, он жив до сих пор, и его умеют танцевать практически все чеченские юноши и девушки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. И танцуют. Но отнюдь не показушно, как у нас, например, "Калинку-малинку" или "Барыню". Этот танец среди чеченцев жив, и мы сами стали свидетелями этого.
48.

Друзья, на этом самом месте ЖЖ сошел с ума, заявил, что у меня слишком длинная заметка, и отказался ее публиковать дальше. В принципе, я с ЖЖ согласна насчет размера заметки, но и поделить ее на несколько частей, на мой взгляд, тоже совершенно невозможно. Поэтому, тем, кому интересно узнать окончание и досмотреть фото (а их осталось не так уж и много), добро пожаловать сюда - лирушный блог оказался более лояльным.

02/12/2011

В Чечню я прилетела по своим журналистским делам. Отдыхать некогда было. Тем не менее когда мой друг прислал СМС: «Чем вечером заниматься будешь? Развлекаться пойдешь?» – я задумалась: а где тут люди развлекаются? И как?


Я вышла на крыльцо дома - одна чеченская семья гостеприимно приняла меня в селе Алхан-Кала. Вокруг было тихо, спокойно. Луна будто запуталась в колючей проволоке, которой на всякий случай был оплетен высокий каменный забор. Я прислушалась - может, где-то играет музыка? Или хотя бы что-то типа «Без тебя, без тебя-а-аа, все ненужным стало сразу без тебя»? Но ни музыки, ни даже Стаса Михайлова слышно не было. Странно. В российских селах я его частенько слышу в это время. А тут даже собаки не лаяли. И я не была уверена, что они в домах вообще имелись, эти собаки.

Зато подошел кот. Без всякого уважения посмотрел на меня снизу вверх. Я хоть и была в длинном платье, но голова у меня была непокрыта - может, это и котов чеченских смущает? То, что это смущает людей, я поняла сразу же. В Чечне с непокрытой головой девушки не могут появляться в местных вyзах, школах. Сотрудницы госучреждений тоже обязаны носить на работе платки и соблюдать строгую форму одежды. Инициатором нововведений явился лично Рамзан Кадыров, и к его словам прислушиваются. Почти все женщины хотя бы символически чем-то прикрывают волосы, так что я, дабы не выделяться и спокойно заниматься своей репортерской работой, сделала то же самое - повязала на голову свой легкий шарф, и после этого ко мне даже стали обращаться на чеченском языке. Но перед котом соблюдать местные традиции я не собиралась. «Где вы тут тусуетесь, рыжий?» - спросила я его без всякого почтения и даже легонько поддела ногой. Кот заурчал. Никакого толку от этого парня. «Ой, Марічко, чічері, чічері-чічері, - напела я ему. - Розчеши мені кучері, кучері-кучері».

Я зашла в дом и решила, что пора открывать ноутбук. Ладно уж Алхан-Кала, но в Грозном есть же наверняка и ночные клубы, и дискотеки. Но поиск, правда, не такой уж настойчивый, результатов не дал. Я заглянула на местный сайт в раздел «Отдых, развлечения» в рубрику «Дискотеки». Результат: «По вашему запросу найдено организаций: 0». На другом сайте то же самое: «К сожалению, запрос «Рестораны, бары, клубы, отдых в Грозном» не дал результатов». «Яндекс» вообще на словосочетание «дискотека в Грозном» нагло выдавал одного лишь Кадырова в танце. И еще - его высказывания о том, что из-за коротких юбок и прозрачных маек девушки попадут в ад.

Ну хорошо, подумала я, допустим, тут неприлично зажигать в мини, но, может, есть какой-нибудь клуб, где девушки танцуют в длинных строгих одеждах? Об этом уже утром я спросила хозяйку дома. Она с таким удивлением и, пожалуй, даже с оскорблением на меня посмотрела: «Танцуют? Девушки с парнями? Без присмотра родителей?» - что я замолкла. «Доболталась?» - явно читалось на морде кота.

Потом меня пригласили в ресторан в Грозном, на галушки с мясом, жижиг-галнаш. Там в углу я заметила музыкальную аппаратуру. «Конечно, мы танцуем! - объяснили мне. - На свадьбах знаешь, как танцуем!» «Но ведь свадьбы у родственников не каждую неделю», - пыталась я возразить. «Да, бывают и чаще», - соглашались со мной. В конце концов я решила, что либо мои собеседники как люди семейные просто ничего не знают о ночной жизни Чечни, либо решили от меня скрыть правду. Ну и ладно. Надо было продолжать работу, и мне стало не до расспросов. Так что тогда я так и не выяснила, есть в Чечне клубы и всякие там дискотеки или их нет в принципе. Отметила для себя лишь еще одно высказывание Рамзана Кадыров «Да, у нас нет наркомании, нет неприличных ночных заведений, которых в Голландии и в Европе уйма».

На чеченскую дискотеку я попала уже в Москве. Но и это была не то чтобы дискотека, регулярное мероприятие. Скорее - танцы в фойе после концерта. Там мне объяснили, что «зажигать» надо только под национальную музыку и только национальные танцы. Просто так отплясывать под иностранные ритмы не положено.

Да и концерт был идеологически правильным. Сначала на сцене исполнили танец девушки в национальных костюмах, потом немного попели звезды чеченской эстрады, потом показали какие-то сценки, потом опять потанцевали, опять попели. Выступил юморист. И поэт. Наверное, это был хороший концерт. Только я ничего не поняла, кроме криков «Браво».

А зал реагировал бурно. И свистели, и кричали, и хлопали. Иногда кто-то из зрителей выпрыгивал на сцену и принимался танцевать вместе с артистами. Когда вышла чеченская блондинка с волосами до пояса и запела что-то очень мелодичное, все мужчины тут же достали мобильники. Потом были и на русском языке песни, как правило, про войну. Зато после концерта началось главное - дискотека. Музыканты с барабанами расположились прямо возле гардероба. Люди стали в круг. Мамы со своими дочками пробивались в первые ряды, их одергивали другие женщины: «В очередь, в очередь». Но на замечания мало кто реагировал. Ведь главная задача чеченской мамы - выставить дочек в первый ряд, чтобы их заметили.

От девушек ничего особенного не требовалось, только стоять и ждать. Ну и глазками стрелять - еще ни один даже самый религиозный лидер не смог это запретить девицам ни в одной стране. Так они скромно и стояли, взмахивая ресницами - в угол, на нос, на предмет.

Мужчины вели себя гораздо активнее. Ведущий указывал, кто из парней выходит в круг. Продемонстрировав несколько па, танцор жестом приглашал понравившуюся девушку. Отказаться она не имела права, выходила и на цыпочках с невозмутимым видом, старательно демонстрируя полное равнодушие, плыла вокруг своего партнера, пока он бегал, кричал «Асса!», подпрыгивал и вертелся в воздухе, как акробат. Но как они это все красиво делали! Просто какой-то Краснознаменный ансамбль пляски и танца в полном составе.

Одна из мамочек рассказала мне, что только на таких вечеринках чеченская молодежь может познакомиться и вволю потанцевать: «В кино нашим детям нельзя ходить, в клубы нельзя, даже в машине вдвоем сидеть нельзя - если парень приехал к девушке и хочет с ней поговорить, он должен выйти из машины и общаться с ней на улице. Моя дочка встречается с одним мальчиком - вон с тем, в джинсах. Как встречается? А они просто по скайпу разговаривают с утра до вечера».

Главный закон чеченского флирта: «До свадьбы девушку рукой трогать нельзя». Ни в танце, ни вообще. Может, поэтому парни такие неугомонные. После яростных танцев они устроили перед Домом культуры не менее яростные гонки на автомобилях. На улице был гололед, и ребята демонстрировали прямо-таки фигурное катание на своих скромных иномарках. Несколько машин даже столкнулись. А девочки стояли на ступеньках, кутались в пальто и смотрели на все это представление, нежно взмахивая накладными ресницами, на которые налипали снежинки. Мамы следили за ними через окна.

Наталья РАДУЛОВА,

Бороться и выступать против [власти в Чечне] нельзя. Если сделать видеообращение или написать в газету, то это вообще все, такого где угодно найдут. Им нельзя допускать, чтобы все узнали, потому что тогда им надо самим себя посадить либо показать, что человек все опровергает и себя ненормальным называет.

Я чисто по случайности не попался к ним, когда они ко мне ворвались в дом, потому что был не там. Жена позвонила, как [они] ушли. Я номер специально поменял, и когда они у нее требовали мой номер, она им показала в записной книжке под моим именем старый номер, а по новому уже потом мне позвонила. После этого я сразу же уехал из Чечни - у меня загранпаспорт был, потому что я ездил в Мекку.

Если кто-то не уступил дорогу кортежу Кадырова или обогнал кого-то из его охраны, то он пропадает, и его находят потом мертвым. Просто когда начинают бить, то люди начинают говорить что-то в ответ матом, и в итоге их забивают до смерти. Не дай бог, если подозрение на ваххабизм есть.

Такого даже в сталинские времена не было, чтобы отец за сына отвечал. Репрессии были, но если сына арестовали за то, что он был против коммунизма, то отца не трогали же.

Никто не может ничего возразить вообще ни по какой теме. Три человека если поговорят, то они уже знают. Не знаю, как они узнают. Или кто-то из троих настучал, или у них везде жучки торчат. Шагу не сделать там.

Недавно учителя из нефтяного института что-то обсуждали между собой в «Вотсаппе», и кто-то из них что-то раскритиковал. [Они] читают «Вотсапп», забрали восьмерых, отдубасили всех, и у одного ноги отказали. Всех, кроме него, отпустили, сказали, что он сбежал. У нас если говорят, что человек сбежал, - значит, он мертв, на 100%. В итоге его нашли под обрывом, но все его побои падением с обрыва невозможно объяснить. К тому же что ему делать под обрывом в отдаленном районе, если у него ноги отказали, как рассказали отпущенные коллеги?

Митинги в поддержку Кадырова и Путина организуются так. Начальник говорит подчиненным, что каждый должен привести пять человек, а если не приведешь, то ищи другую работу. То есть каждый работник должен привести с собой людей. Даже когда люди вроде бы сами должны идти смотреть, например на волосы пророка, то все равно, чтобы показать, какие чеченцы хорошие мусульмане, туда людей насильно собирают. Все должны быть счастливы, кричать «Аллаху акбар» и «Слава Рамзану».


Шамиль показывает на телефоне видеоинтервью чеченской журналистки и правозащитницы Айзан Саидовой об убийстве преподавателя Хизира Ежиева в январе 2016 года. Брест, 13 ноября 2016 года


Кадырова в Чечне поддерживает, может быть, 1% [населения], остальные боятся, но даже не его. Если вы со мной работаете и до смерти боитесь, то вы будете исполнять приказы, получать деньги, хорошо жить, но любить и уважать вы меня не будете. Даже его окружение его не поддерживает. Если бы российская власть ушла из республики, его с окружением за одну ночь вырезали бы. Пока за ним целая Россия стоит, ничего с ним не сделаешь.

Вот он армию собирает, говорит, что это пехота Путина. На самом деле это только для его защиты. Он понимает, что в России может быть переворот или Россия развалится, а ему-то некуда бежать, его везде ждут чеченцы. Поэтому ему нужна армия, которая будет до конца биться и умирать вместе с ним. Если бы такая воевала против России, то война бы до сих пор шла, причем на территории России.

В его элитных войсках сначала тренируют, а потом отправляют в лес, чтобы человек испачкал руки кровью. Чтобы когда Кадырова захотят прирезать кровники, эти люди не могли предать его и уйти, потому что они все вместе запачканы кровью. Кадыров не дурак, он о своей безопасности заботится, поэтому такое жестокое подавление любого слова против - все только ради своей безопасности. Он очень распутную жизнь ведет, он не такой праведный мусульманин, как показывают по телевизору.

Был такой рассказ, как люди взбунтовались против короля, вошли во дворец, ножом пырнули короля и жену, и пока они еще не умерли, кто-то схватил их ребенка и разбил его о стену. Писатель пишет: «Какая же была вина этого ребенка». И сам отвечает: «Довели». Вот и нас уже довели.

Людям нужен закон. Любой - хоть российский, хоть африканский, хоть шариатский. Только чтобы он работал и защищал права человека, чтобы можно было обратиться в суд и нас бы защитили. Этого у нас нет.

Представьте себе, что вашего сына [забрали, а потом] выкинули на помойку. На нем видно все, что с ним , ни одной косточки нет целой. Ты видишь, как его раскаленным металлом жгли, как все пальцы расплющили молотком, все ногти вытащили, ногу не в одном месте сломали, чтобы пытку продолжать, как зубы наживую вырвали. Ты видишь, что сделали с твоим сыном, братья видят. Если бы я такое увидел, я бы всех их мучил, потом лечил и снова такое же делал. Не знаю, конечно, хватило бы у меня сердца на такое, но сейчас кажется, что смог бы сделать такое. И таких людей тысячи.

Во время войны погибло людей в сто раз меньше, чем после войны. После войны в двухсот с чем-то селах каждый день мы слышим, что пропадают по одному, по два человека, и это продолжается лет десять.

Я 13 раз пробовал в Польшу проехать, но там сидят люди, учившиеся европейской психологии. Они не знают наших особенностей, они смотрят пристально в глаза, а у нас мужчине непристойно смотреть женщине в глаза. А для них если не смотрят в глаза, значит - врут.

Если в стране не защищаются права, то человек имеет право попросить защиты в другой стране. Прав [в Чечне] нет ни у кого. Если вы не смеете даже возразить и только из-за этого вы живой, то какие уж тут права. Поляки хотят, чтобы мы жили там как рабы? Почему мы должны жить как рабы?

В Польше схватить кого-то труднее. Человека там надо схватить, а чеченцы обычно спортивные, и надо пять-шесть человек, чтобы увести аккуратно. Можно только взять киллера и пристрелить, как они уже делали. Здесь они еще могут на меня материал сделать, придумать, что я связан с террористами, что я пособник ИГИЛ, кого угодно из меня сделать, бумагу печатями заверить и отправить ее минским властям. Одного уже отсюда, омоновцы [его] сняли прямо с поезда в Тересполе.


Спящий ребенок на вокзале в Бресте. Всего на вокзале постоянно живет около 30 детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет. Администрация вокзала запрещает беженцам спать днем. Брест, 12 ноября 2016 года
Фото: Максим Сарычев для «Медузы»

Мадина

Мне не нравится в кадыровской политике то, что они нашу религию на свой лад переделывают, делают нововведения. У них направление - суфизм, а я, например, суннитка.

Девушки, которые одеваются по сунне, носят хиджаб и свободную одежду. Если девушка с закрытым подбородком в темной свободной одежде идет по улице, то ее схватывают, увозят и избивают и еще неизвестно что делают. Я слышала много таких историй. Сама не видела, но просто так бы не говорили.

Они диктуют свою форму, говорят, что нужно обтягивающую одежду носить, темное носить нельзя. А нам так нельзя. Парней, у которых штаны подвернуты - по сунне тоже так надо, - забирают. Так нельзя ходить, потому что они считают, что сунна - это ваххабизм.

У родственников парней, которые взорвались, хотя они-то ни в чем не виноваты. Такая у них политика. Я понимаю, что есть люди, которые в лесу прячутся, но [кадыровцы] путают их с людьми, которые просто по сунне живут. Не то что путают даже, а зачем-то специально это делают.

Лично у меня были семейные проблемы, муж на кадыровцев работал и тоже был против такой одежды. Ребенка пытался у меня забрать, преследовал меня, но я не хочу об этом подробно говорить.

Я не коренная мусульманка, я ислам приняла. Что касается проблем у женщин, то у меня их не было, потому что для меня этот вопрос остро не стоит. Все зависит от того, какой у мужа [вера в Аллаха]. Если есть иман, то и права есть у жены, и уважение есть. У моего мужа, правда, не было вообще. Он там [на Кадырова] работал, поэтому исключено было о каких-то правах говорить.

Я не очень много раз пробовала проехать, нет денег, да и вообще непонятно, есть ли толк пытаться. [Пограничники] не слушают и издеваются просто, не дают возможности рассказать, торопят. Такое ощущение, что им вообще без разницы.

Мадина отказывается фотографироваться даже со спины, но не из-за опасений за оставшихся в Чечне родственников (она москвичка, вышедшая замуж за чеченца). «По исламу женщина себя напоказ выставлять не должна, а лишний раз на камеру сниматься - это очень плохо» , - говорит она.

Правозащитник Панасюк вступает в разговор и говорит, что тех, кого пропускают в Польшу, потом заставляют фотографироваться без хиджаба, причем делают это мужчины.

«Серьезно? Это правда? - пораженно спрашивает Мадина, глядя то на Панасюка, то на меня. Она в полном шоке. - Что же делать?»

Монологи были записаны 13–14 ноября. К моменту публикации материала практически все его герои все-таки пересекли границу с Польшей.

Глава Чечни поделился с «Комсомолкой» своими рецептами борьбы с терроризмом, а также рассказал о том, почему он не заводит себе вторую жену [видео]

Изменить размер текста: A A

"Вожу дружбу с "трудными подростками" - ...А что, терроризм в России помолодел? - Почему? Нет. Рано пока так говорить. - Ну как же - ужасный теракт в аэропорту «Домодедово » совершил совсем молодой человек. И в бандах, которые орудуют в Кабардино -Балкарии , Дагестане , Ингушетии , у вас Чечне , средний возраст боевиков, по данным МВД , - 25-30 лет. - Среди террористов есть люди разных возрастов. И потом - те, кто направляет молодых ребят на убийство, на смерть - это матерые преступники, это опытные волки.


Как с этим бороться, Рамзан Ахматович? Чтобы не направляли? Есть такая возможность? - Есть. Спрогнозировать, предотвратить. - Но как, скажите? Вы же все-таки генерал... - Оперативной деятельностью надо заниматься. Усилить ее. Мы несколько дней назад уничтожили двух бандитов, камикадзе с поясами. Не все у нас получается так, как мы хотим, но мы уже знаем, как с ними бороться. Если человек взял пояс с взрывчаткой и идет, чтобы совершить теракт,- его никто уже не остановит. Ну, если остановит милиционер, шахид взорвет себя и еще унесет жизни окружающих. Надо предупреждать такие случаи заранее... - Вы имеете ввиду агентурную сеть? - Да, это у нас есть. Мы работаем в тесном контакте со спецслужбами. Но я не могу об этом подробно говорить, сами понимаете. А когда говорю "заранее предупреждать" - имею ввиду, что надо намного раньше заниматься этими вопросами. Вот не так давно я собрал ребят, от 10 до 15-16 лет, их было 209 человек, которые стоят на учете в милиции как "трудные дети", "трудные подростки" Я с ними вел беседу. Нормальные пацаны, у них взгляды на жизнь есть. Потом я начинаю разбираться, почему они хулиганят? Из 209 ребят у 40 нет либо отца, либо матери - у кого-то умерли, или родители в разводе. У 30 мальчишек отцы сидят в тюрьмах. А шестеро – круглые сироты. Вот такие дети. За ними никто не присматривает. У таких бывает, как говорят, "воспаленный свободный мозг". И именно из таких ребят, когда они подрастут и если попадут под влияние ваххабитов, воспитывают смертников. А мы, я считаю, можем их вырвать из преступной идеологии, не допустить к ним ваххабитов. Нельзя отдавать мальчишек в лапы шайтанам. - Вы знаете, как это сделать? - Думаю, да. Я взял этих мальчишек на свой учет. Завел на каждого папку - ну, личные дела. Я посмотрел их жилищные условия. Как они живут там? 176 семей материально живут очень плохо. Привез 100 пацанов в Центорой, там кадетский корпус. Из них человек 20-30 можем взять, чтобы учились в суворовском училище в республике. - А суворовское училище есть? - Есть… Мы 50 пацанов туда взяли, лучших. Я сказал: "Если вы покажете себя с хорошей стороны, я за вас будут ходатайствовать, чтобы вас туда приняли". Я начинаю выбивать для таких семей жилье. Если там отец есть, если он может работать, стараюсь его устроить на работу. И если мать есть - тоже устраиваю. Я стараюсь, чтобы эти ребята не стали такими, что могут попасть под влияние уголовников. - То есть проблемных детей надо брать под опеку вот сейчас? - Да. Если проблемные дети, надо вести с ними очень кропотливую работу. Если мы будем забывать о них, их другие будут использовать. И я не считаю, что теряю время, когда с ними беседую. Я почти с ними со всеми лично познакомился. - А о чем беседуете? - Я им купил всем национальную одежду, военную форму, спортивную форму. Мы в футбол играем с ними, они спортом занимаются. Я говорю одному пацану: «У тебя какая мечта?» - «Я хочу иметь машину». – «Какую машину?» - «Гелендваген», джип хочу». "Давай я тебе подарю джип «Гелендваген», - говорю.- Ты сегодня выедешь на машине. У тебя полный бак, но потом закончился бензин. Откуда ты деньги возьмешь, чтобы залить бак? Сегодня ты будешь кататься, завтра ты должен будешь поставить машину". Молчит, задумался... "Давай, - говорю, - лучше я тебе помогу купить машину и содержать ее, и дом, и семью. Ты должен учиться, ты должен быть порядочным, должен выбрать себе профессию. Вот тогда ты сможешь свободно купить себе машину и ездить на ней. А сегодня, если я тебе подарю машину, или ты у кого-то ее заберешь, - надо же машину содержать, бензин у нас дорого стоит, чтобы колесо поменять – тоже дорогое удовольствие. Для этого тебе нужна работа постоянная». – «Да, я об этом не думал, - говорит. - Хорошо, я буду стараться, чтобы купить машину за счет своего труда, содержать семью. Я этим буду заниматься». Ну, вот такие разговоры. - Интересно... Помогает? - Надеюсь, что поможет. "Нам нельзя играть с огнем" - Вот когда в декабре в Москве , на Манежной были беспорядки... Кто недосмотрел - власть, правоохранительные органы? И где? СМИ разжигают или еще кто-то? И как с этим быть? - Недовольные всегда будут. И были во все времена. Там кто вышел? Не только болельщики «Спартака», хотя стрелки переводили на них. А и те, кто исповедует национализм. А по телевидению показывают ребят в масках, они дают интервью.


Надо было разогнать это все. А тех, кто призывает к экстремизму, - арестовывать, наказывать по закону. И сразу успокоилось бы. Если заигрывать с националистически настроенными элементами, то завтра они и в других местах появятся. Нам нельзя играть с огнем... - Сейчас рушатся мусульманские режимы в Африке – Египет , Тунис , Йемен , даже Ливия . Как вы считаете, почему это происходит? - Лично у меня неоднозначное отношение ко всему этому. И вообще, я считаю, пока рано оценивать то, что там произошло. - Даже так? - А чего они добились? Допустим, в Египте? Поток туристов, которых десятки, сотни тысяч, миллионы там были,- остановили. Сегодня экономика у них фактически не работает. В других государствах то же самое. - Но там же неспроста все начинается. Прогнившие режимы, массовая безработица... - Я считаю, определенные государства создают сегодня такие прецеденты в арабских странах. И кто им не подчиняется, если они не могут найти себе союзников, - они сразу делают свои дела, поднимают людей, выводят их на улицы - и те кричат. Не знают даже, что кричат. Через Интернет собираются... - А почему именно в арабском мире это происходит? - Не знаю. Не весь же арабский мир. Саудовская Аравия – там спокойно. Да и в этих странах успокоится. Покричат-покричат, и разойдутся. Все равно покушать надо… Если бы они были патриотами, то не грабили бы магазины, музеи, не сжигали дома. У нас же тоже хотели то же самое... - Вы имеете ввиду Чеченскую республику? - Не только. Но российские народы не глупые, и каждый должен нести ответственность за своих избирателей. Я – за чеченцев, которые в большинстве у нас проживают, другой - за других. Вот мы остановили, - я имею ввиду сползание к сепаратизму. Дальше ведем работу, чтобы наши люди не поддавались на провокации. Это везде продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем осознавать, кто у нас враг, кто у нас друг. - Саакашвили - видно, он собирается "прибрать" весь Кавказ к одной идеологии - пытается ввести для жителей северокавказских республик безвизовый режим. Как вы к этому относитесь? Что это - провокация? - Вот сейчас ездили в хадж наши паломники. Через границу проехали без виз, чеченцев беспрепятственно там пропускали, даже не проверяли. - Это куда , в Саудовскую Аравию? - Да, через Грузию . Для простых граждан это хорошо. А вот что стоит за этим, - проблема. Такие ходы Саакашвили по отношению к российским северокавказским республикам выглядят првокационными и, конечно же, настораживают. - Может, это заказ чей-то? - Трудно сказать... Если бы Саакашвили понял свои ошибки и принес извинения перед грузинским народом, покаялся бы перед россиянами, нашел бы общий язык с федеральным центром, то есть, с Москвой - тогда бы дорога там открытая, безвизовая и для граждан нашей страны была бы лучше. Это должно быть и будет. Люди всегда жили братски, добрые отношения у нас были и с народами Грузии. Я уверен, что рано или поздно мы к этому придем. Без России соседние государства никогда не смогут подняться... "Этот "Викиликс" про Чечню все врет!" - Сейчас модно в интервью говорить о компромате, который выливает на нас Викиликс. Точнее, на вас... - А-а, давайте, я привык. (Смеется.) - В Викиликсе написали, что треть помощи, которую выделяет Чеченской республике федеральный центр, оседает в карманах у Рамзана Кадырова . - У меня? (Хлопает по пустым карманам.) Пусть он, Викиликс, это докажет. Врут, конечно. - А вы чем докажете, что Викиликс про вас все врет? - А и доказывать не надо. Я вот как знал - когда на встречу с вами собирался, данные взял. Можете ознакомиться... - "За четыре года... в республике построено и восстановлено около 2 500 объектов экономики и социальной сферы на миллиарды рублей..." А что за этими миллиардами? - Много чего. Читайте... Только по федеральной целевой программе построено у нас 229 жилых домов (это более 864 тысяч квадратных метров жилья), 55 больниц и поликлиник, где-то 95 школ. А, вот еще - 30 мостов протяженностью свыше 1 425 метров... - Это все за счет госбюджета? - Нет, конечно. Плюс к этому мы освоили более 2 миллиардов 800 тысяч рублей внебюджетных средств. Три многоэтажных дома построили общей площадью 33,8 тысячи квадратных метров, республиканский торгово-развлекательный центр... А в этом году планируем ввести комплекс высотных зданий «Грозный -Сити-1» на набережной Сунжа . (Общая стоимость проекта 8,4 миллиарда рублей.) Еще строим два 18-ти этажных, два 28-ми этажных и 40-этажный жилые дома... Это потянет еще более чем на 6,5 миллиарда. - А где деньги возьмете? - Ищем. Инвесторов привлекаем.

x HTML-код

Рамзан Кадыров о патриотизме.

А они привлекаются? - Конечно. Если бы не было инвестиций, разве мы столько бы планировали? Не только из России и ближнего зарубежья, но и из дальнего зарубежья привлекаем инвестиции. Например, из Саудовской Аравии. - Вам не хватает работающих в Чечне российских банков? - Да, уже не хватает - такие масштабы. Мы не можем получить даже наши бюджетные деньги, которые нам обещали еще три года назад. Республика сейчас не может получить 15 миллиардов рублей бюджетного кредита. О чем мы будем говорить? - А как же концепция развития Северного Кавказа, которую утвердило правительство России? - Нельзя сказать, что у нас все просто развивается в этом направлениию, существует и бумажная волокита... - Кто тормозит? Министерства и ведомства? - Ну, если президент Медведев взял это под контроль и премьер Путин возглавил комиссию по Северному Кавказу, то уже никто не будет теперь тормозить. Я думаю, это большой будет толчок в целом для региона. В этом, кстати, заинтересованы российский банки и богатые компании, готовые инвестировать в нашу республику. Тогда у нас появятся новые рабочие места. Все обвинения в том, что Чеченская республика получает больше всех от федерального бюджета - они неправильные. Сначала надо восстановить полностью разрушенную и разграбленную республику. Поднять хотя бы на средний уровень, потом надо говорить о том, куда уходят налоги… Мы не потратили ни одного бюджетного рубля на приобретение футболиста! Вложения в Чечню - это инвестиции. Вот передайте это в Векиликс - пусть напечатают. (Смеется.) - Да они не станут. Им только жаренное надо. А для чего, как вы думаете? - Ну, они знают, что в Чеченской республике, у наших врагов ничего не получится, пока там есть Кадыров. Он будет защищать и республику, и Россию в целом. Поэтому и стараются очернить Кадырова. И вот даже сейчас пишут, что в Чеченской республике ничего не осталось российского, якобы российские законы у нас не существуют. Я говорю – мы не нарушили ни один закон Российской Федерации. На Западе дают деньги, заказывают статьи и они пишут... "А у нас хоть барыню пляши, хоть лезгинку" - Ну, а что там еще про меня в Викиликсе? - Нет, это уже наши сайты. А пишут, что в Ставропольском крае создали спецподразделение, которое следит за тем, как отдыхают чеченские милиционеры. - Вот это да! (Смеется.) А зачем? - Они там то лезгинку танцуют, то местное население пугают. - Мы же ничего не говорим, когда другие танцуют, пьют, целуются на людях. Мы же граждане России. Ставрополье – это часть территории Российской Федерации. Россия – многонациональная, многоконфессиональная страна, и у каждого есть свое право. Если мы танцуем – это же хорошо. Мы же танцуем, а не стреляем!


Ну а если к нам в Чечню приедут Гамов и Серов и начнут там плясать… Допустим, барыню-сударыню. Наоборот, я буду поддерживать. (Хлопает в ладоши.) На здоровье танцуйте. Русские танцы танцуют чеченские дети. Мы же не против этого. Мы призываем, чтобы развивались культурные ценности всех народов… - Значит, нарушений дисциплины среди милиционеров, которые отдыхают в соседних областях, не случалось? - Если милиционер едет отдыхать, он берет отпуск и оставляет оружие у себя дома… Нарушил, пусть отвечает как любой гражданин. А где мы будем отдыхать, если не в Ставрополе , если не в Сочи ? Это же наша, российская территория. Мы же граждане России. Поэтому не разделяйте нас по национальным признакам, по вероисповеданию – это неправильно, мы должны объединить, консолидировать общество. Если должностные лица будут делать такие - античеченские заявления, ничем не подкрепленные и ни на чем не основанные, - то нас будут воспринимать как людей второго сорта. А ведь мы третья по численности национальность России из коренных народов – русские, татары, потом идут чеченцы. Поэтому я против ущемления чьих-либо прав. - То есть, чеченцы хорошо себя там ведут? - Да, нормально. У меня нет других данных. Ну что вы заладили? Чеченцы и чеченцы... Если таксист убивает людей, мы же не говорим о его национальности. Зато, если чеченец нарушил какое-то правило, то сразу вспоминают про его национальность, про Кадырова. Я люблю танцевать, я приветствую танцы. А против тех, кто совершает преступления, нарушает закон - для этого есть компетентные органы, пусть разбираются, пусть сажают, пусть дают сроки... "Я не знаю, в чем прибавил..." - Вы уже согласились поработать главой республики еще один срок? - Да, я написал заявление. Мою кандидатуру предложили президенту. - Сомнений у вас не было никаких? - Ну, боязнь есть, что я не справлюсь. (Серьезно.) Вот неофициально делал опрос населения. Против никого не нашел. Население устраивает сегодняшняя власть, сегодняшняя система. Поэтому я думаю, что если народ окажет доверие, то мы постараемся его оправдать. Мы будем республиканские и народные проблемы решать и днем и ночью. - То есть, в Чечне вообще нет оппозиции? - Я, по крайней мере, не видел. Если есть, то пусть они расскажут, почему в оппозиции, что мы не делаем. Пусть скажут, мы исправимся. Мы поддержим их идеи. Если это благо для нашего народа. - А вы сколько еще сроков будете главой республики? - Это не я решаю. Это решает руководство государства, президент страны. - Нас многие спрашивают: вы хорошо знаете Рамзана Кадырова. Как ему удается прибавлять и прибавлять как политику? - А я прибавляю, да? - Да, многие политологи так говорят. - Работаю и днем и ночью. - Вы вон даже похудели. - Да... И где я прибавляю, я не знаю. А вот работы точно становится все больше. - А самообразованием как-то занимаетесь? - Конечно. - Слышали, что изучаете сразу несколько иностранных языков? - Нет, я учу слова, а так активно – нет времени. - А какие? - Английские, арабские - нужные слова. - А много нужных английских слов уже выучили? - Нужных - много. - Можете что-нибудь по-английски сказать? - Могу. Потом скажу... ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ Почему глава Чечни против шорт и коротких юбок? - Рамзан Ахматович, а вот еще писали, что в девушек, которые ходят у вас без платков, краской стреляют. - Поезжате в Чечню, там сотни девушек ходят без платков. И спросите у них – ты видела это? Нет! И заявлений никаких не нашли - мы искали, выясняли. Может, был единичный случай хулиганства, который потом просто раздули... - Вы считаете, что женщина должна одеваться скромнее . Но разьве нужно молодой красивой девушке в наше время все время ходить в платке и длинном платье? Может быть, разрешить им короткие юбки носить? - А они носят. Юбки носят короткие, шорты… - Несмотря на советы Рамзана Кадырова? - Несмотря на то, что Всевышний говорит, чтобы они носили закрытые вещи. - И вы ничего не можете сделать? - Я ничего и не стараюсь делать. Я же не имею права. У себя в семейном кругу - да. А так я могу только советовать, могу просить. Говорят, что Рамзан Кадыров подписал приказ. Не приказ – это все ерунда. Я сказал, что на работе полуголые женщины не должны ходить. Должен быть костюм строгий. Если, к примеру, женщина - замминистра будет ходить полуголая с распущенными волосами, у нас, в Чеченской республике никто не сможет работать. Поэтому я и говорю: давайте носить юбки ниже колен. - На сколько ниже? - Ну, вот так (Кадыров проводит черту где-то в середине своей голени) - Кавказцы – горячие парни, которые ведут здоровый образ жизни. Поэтому, когда женщина полуголая, мы возбуждаемся. Вот вы возбуждаетесь? - Конечно, возбуждаемся! - И работа не клеится. Поэтому я прошу, чтобы женщина на работе соответствовала своему рабочему месту. Чтобы она носила костюм, платок, чтобы она закрыла распущенные волосы. Майки, трусы… Как можно показывать женщине свое нижнее белье!? Она должна это показывать своему мужу. Не в обществе. Иначе вкус к женщине потеряешь, если весь народ, миллионы на нее смотрят. Я вообще такого не понимаю, я собственник. Мы ведем пропаганду в этом направлении, не нарушая закон. Этим занимаются общественные, религиозные, политические организации. Когда у меня спрашивают, я говорю: я хочу, чтобы они одевались скромно, чтобы они рожали детей, чтобы достойно воспитывали детей. Я не хочу, чтобы российских женщин продавали. Я хочу, чтобы их ценили, чтобы они были достойны статуса. - Почему вы такой красивый обычай, как украсть невесту, запретили? - Это не красивый обычай. Мы каждый растим своих дочерей, чтобы она вышла замуж, нашла своего спутника достойного. А тут какой-то наркоман прибежал, забрал. Это не просто оскорбляение достоинства человека, но и нарушение закона. Это похищение. Мы же по законам Российской Федерации живем. - А многоженство вы одобряете? - Если мужчина хочет, то пусть женится. - То есть два-три раза можно? - Четыре можно. Если любовь есть, то четыре жены можно. - А если любовь еще к пятой? - Тогда уже не имеешь права по шариату. Ислам запрещает. Все считают, что это дико: как можно иметь четыре жены? Если у тебя есть возможность построить дом, создать всем одинаковые условия, не ущемлять права, тогда ты имеешь право по шариату жениться четыре раза. Это гораздо честнее, чем заводить одну или две любовницы, когда у тебя дома проблемы и дети не кормлены. Но жениться на второй жене ты можешь только с разрешения первой. - А надо ли письменное разрешение? - Нет, просто она должна согласиться. - У вас же есть все эти возможности. Почему у вас до сих пор одна жена? - Сейчас я ищу, никак не могу найти красивую. Если будет, я сразу женюсь. Я всегда смотрю, как мне достойную невесту найти. Я же не гуляю. Моя жена не против. - Так она вам уже разрешила? (Удивленно.) - Да! Если бы она не разрешила, я бы не стал на ней жениться. (Смеется.) И О СПОРТЕ... "Гуллит - мой любимый игрок" - Рамзан Ахматович, Чечню ожидает большое футбольное событие – в Грозный 8 марта приедет сборная Бразилии ! Писали, что в ней, возможно, будут играть чемпионы мира 2002 года – Кака, Роналдо, Рональдинью... А против них выйдет на поле “Команда Рамзана Кадырова” под предводительством главы Чечни. Ради чего вы затеяли это шоу?

x HTML-код

Рамзан Кадыров о футболе. С главой Чеченской республики беседовали обозреватель "КП" Александр Гамов и редактор отдела спорта "КП" Кирилл СеровАлександр ГАМОВ, Кирилл СЕРОВ, Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Да вы что, какое шоу? Это настоящий товарищеский матч! Мы делаем все для того, чтобы развить футбол в нашей стране. В России будет проходить чемпионат мира, и наша сборная обязательно должна на нем победить. Я просто уверен, что мы выиграем. Но для этого уже сейчас надо привлекать на футбол как можно больше пацанов. Именно поэтому мы и решили провести такой матч. Пригласили на него ветеранов сборной Советского Союза и сборной России. И знаменитых бразильцев. - Не боитесь проигарть кудесникам мяча? - А я их возьму в свою команду. (Хитро улыбается.) А победит дружба. И болельщики. - То есть команды будут смешанные? - Да. - Ах, вот оно что! А 13 марта стартует чемпионат России по футболу. “Терек ” на стадионе в Грозном против чемпиона страны “Зенита” выведет новый главный тренер – голландец Рууд Гуллит. Чья была идея его пригласить? - Идея была моя. Я в свое время смотрел, как он красиво играл. И он трудился на самом деле. Надеюсь, что Гуллит заставит играть “Терек” быстрее и наши молодые футболисты смогут усилить свою игру. Я думаю, что мы в новом сезоне порадуем болельщиков. - Ваш "Терек" - интернациональная команда. Есть аргентинец, бразилец, камерунец, болгарин, израильтянин... - Да. И у всех так. Я за то, чтобы играли в футболе российские футболисты. С другой стороны, присутствие легионеров объединяет наши страны. Это хорошо - спорт, как говорится, голубь мира. - У вас в Чечне всегда была хорошо развита борьба. А недавно появился и новый чемпион мира по боксу: Заурбек Байсангуров выиграл титул чемпиона мира по версии IBO в первом среднем весе. Вы летали на этот бой на Украину и даже станцевали после победы лезгинку... - Я больше боксом занимался, поэтому в душе я боксер. Эта победа стала праздником для всей Чечни. Я рад, что у нас развивается спорт. Это здоровый образ жизни. Если сегодня мы не будем привлекать молодежь в спорт, то завтра мы потеряем все. Без патриотов не может существовать государство… ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Чеченцам разрешили фотографироваться на права в папахе и парандже Автолюбители из Чечни с 1 марта начнут получать водительские права, оформленные в соответствии с устоявшимися здесь традициями. Как сообщает пресс-служба правительства Чечни, фото на документ отныне можно будет делать в головных уборах. Поясняется, что, если вера водителя «не позволяет владельцу удостоверения показываться перед посторонними людьми без головных уборов, разрешается сниматься в головных уборах, не скрывающих овал лица». Про половые различия водителей ничего не сказано, из чего следует, что скоро появятся права с изображением водителей в платках, папахах или даже в парандже с открытым лицом. ГИБДД России пока никак не прокомментировала этот новый красивый горный обычай. Сергей СЕМУШКИН Обсудить эту тему с Александром Гамовым и Еленой Хангой можно в прямом эфире 97.2 FM сегодня, 24 февраля, в 19.05.

x HTML-код

Рамзан Кадыров: Если есть любовь, то можно и четыре жены иметь!. С главой Чеченской республики беседовали обозреватель "КП" Александр Гамов и редактор отдела спорта "КП" Кирилл СеровАлександр ГАМОВ, Владимир ВЕЛЕНГУРИН, Кирилл СЕРОВ