Основной закон экономического развития. Экономические категории, законы и принципы. Познание и использование экономических законов. Редистрибуция и децентрализованный обмен

Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы – это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер – они действуют независимо от воли и желания людей.

Различают общие (универсальные) и специфические экономические законы.

Общие законы развития экономики – это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете.

К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

закон повышения потребностей;

закон прогрессивного экономического развития;

закон растущего разделения труда;

закон возрастания альтернативных издержек.

Развитие общества ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь все сильнее озабочена не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Возвышение потребностей и рост производственных возможностей носят взаимосвязанный характер. Как отмечал английский экономист А.Маршалл, «...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности...» (Маршалл А. Принципы экономической науки . Т.1. М.: Прогресс, 1993).

Стремясь удовлетворить все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство – увеличивают количество, качество и ассортимент производимых экономических благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом .


Если по поводу существования прогресса, например, в морали или в искусстве обществоведы спорят, то прогресс в экономический жизни ими не оспаривается. Действительно, современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже каких-нибудь сто лет назад. Это выражается не только в том, что он потребляет большее количество благ лучшего качества, но и в изменении приоритетов потребления (происходит «восхождение» по «пирамиде» Маслоу), повышении стабильности жизни людей (уменьшается влияние на жизнь людей негативных природных явлений – например, неурожаев).

Прогресса в экономическом развитии удается достигнуть путем развития разделения труда между членами общества.

Если различные люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Американский экономист К.Поланьи выделил два различных метода координации действий участников общественного производства при помощи обмена – редистрибуция (централизованное перераспределение) и рынок (децентрализованный обмен) (табл. 3).

Экономическое и социальное развитие (социально-экономическое развитие) представляет собой многоплановый процесс, охватыва­ющий экономический рост, отраслевые сдвиги в экономике, повы­шение уровня и качества жизни. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он может включать и длительные периоды спа­да. Так, в России 1990-х гг. трансформация административно-командной экономики в рыночную сопровождалась резким сокра­щением ВВП, деградацией отраслевой структуры, а уровень и каче­ство жизни снизились у большинства населения.

Хотя перечисленные элементы социально-экономического развития связаны друг с другом положительной зависимостью, од­нако она проявляется прежде всего в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде возможно их разнонаправленное движе­ние (по крайней мере некоторых составных частей этих элемен­тов). Так, в нашем десятилетии в России, несмотря на начавшийся еще в 1999 г. экономический рост, продолжается частичное ухуд­шение отраслевой структуры экономики (доля промышленности и строительства хотя и сокращается, но за счет сложных отраслей ма­шиностроения, а доля сферы услуг растет за счет прежде всего тор­говли), уровень жизни растет преимущественно у верхушки обще­ства, а ожидаемая продолжительность жизни вообще не растет по­сле катастрофического падения в 1990-е гг.

Тем не менее, в долгосрочном периоде высокий экономический рост ведет к улучшению большинства показателей отраслевой структуры, качества и уровня жизни. Поэтому в макроэкономике при анализе социально-экономического развития вследствие трудностей сведения воедино элементов этого развития анализируют, прежде всего, экономический рост, т.е. динамику ВВП.

Несмотря на войны, социальные потрясения и экономические кризисы, мировая экономика с каждым веком растет все быстрее. Но тенденция к ускорению экономического роста по-разному дей­ствует в различных странах.

В течение тысячелетий уровень жизни человечества мало из­менялся от поколения к поколению. Экономическое развитие шло весьма медленно из-за очень низких темпов экономического роста. Ситуация изменилась во втором тысячелетии: темпы роста ВВП начали ускоряться. Это особенно видно в пересчете темпов экономического роста на душу населения (для этого темпы роста ВВП уменьшают на темпы роста населения).

В первом тысячелетии нашей эры сред­негодовые темпы роста ВВП в мире в расчете на душу населения были равны нулю, в последующие столетия выросли до сотых до­лей процента, а в последние сто с лишним лет составляют уже про­центы. Ускорение экономического роста началось на родине про­мышленной революции - в Западной Европе, затем захватило США, ЦВЕ, Россию и Японию, потом распространилось на ос­тальные регионы мира.

Ускорение произошло прежде всего на основе новых знаний, полученных наукой. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательством, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы. Вначале машины, а затем химия, электроника, биология неизмеримо увеличили производи­тельность экономики. Этими знаниями смогли в первую очередь воспользоваться страны, которые их генерировали, и экономика которых их успешно адаптировала (последнее весьма важно, как показал пример Китая, где в прошлом тысячелетии было сделано немало изобретений, которые слабо или почти не использовались в силу невосприимчивости китайской феодальной экономики к этим изобретениям).

Другой важной причиной ускорения стала глобализация. Спо­собствуя росту наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, стимулируя движение экономических ресурсов по всему миру, она ускоряет экономический рост в странах, активно участвующих в глобализации. Косвенно это подтверждает период 1913-1950 гг., когда темпы экономического роста в мире упали не только из-за двух мировых войн и Великой экономической депрес­сии, но так же, как полагают современные экономисты, из-за сво­рачивания международных экономических отношений в этот пе­риод.

По расчетам А. Мэддисона, ВВП на душу населения (в посто­янных ценах 1990 г. и по паритету покупательной способности) за прошедшие 1000 лет вырос в мире в целом в 14 раз. Однако ВВП рос неравномерно по регионам мира: если в Западной Европе и Японии он увеличился более чем в 48 раз, то в ЦВЕ - в 15 раз, Индии - в4с лишним раза, а в Африке - только в 3,5 раза. Можно сделать вывод, что в исторической перспективе ускорение эконо­мического роста повысило уровень развития всех стран мира, од­нако в разной степени.

В результате разрыв в уровнях социально-экономического разви­тия между странами мира, существовавший и ранее, резко возрос, и мир оказался сильнее, чем раньше, разделенным на развитые и ме­нее развитые страны. Перед менее развитыми странами стоит зада­ча догнать передовые страны, или задача догоняющего развития, что возможно лишь за счет ускорения экономического роста в странах догоняющего развития.

В последние десятилетия на путь сокращения разрыва с разви­тыми странами стали Китай, Индия и другие страны Азии (прежде всего новые индустриальные). В то же время скромная динамика экономического роста Латинской Америки и особенно Африки за последние десятилетия увеличивает их разрыв с развитыми страна­ми. Можно сделать вывод, что у разных стран и групп стран различ­ны успехи и неудачи в преодолении разрыва.

Из стран с формирующимися рынками своими размерами и не­плохой динамикой выделяются Китай, Индия, Бразилия и Россия. Можно прогнозировать, что в будущем их вес в мировой экономи­ке будет еще больше, особенно за счет первых двух стран, развитие которых уже сейчас оказывает серьезное влияние на состояние ми­ровой экономики и международных экономических отношений во всех их формах. Поэтому в будущем экономическим центром мира может стать Азиатско-Тихоокеанский регион, охватывающий, с одной стороны, страны Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, новые развитые и новые индустриальные страны этих ре­гионов), а с другой - страны Северной и Южной Америки, Австра­лии и Океании, а также Россию.

В отличие от развивающихся и переходных экономик перед разви­тыми странами стоит задача поддержания стабильного, эффектив­ного и качественного экономического роста, хотя и они стремятся повысить свои темпы роста.

У наиболее развитых стран темпы экономического роста на душу населения в последние три с лишним десятилетия были близки к 2% в год (см. табл. 1.2), или к 2-3% в год без пересчета на душу населе­ния. Это ниже, чем в период восстановления мирового хозяйства после двух мировых войн (1950-1973 гг.), но близко к темпам перио­да первой волны глобализации (1870-1913 гг.). Судя по всему, по­добные темпы у них сохранятся и в обозримой перспективе.

Тяготение к подобным темпам не означает, что в отдельные пе­риоды они не могут упасть. Как показывает опыт ЕС и особенно Японии, это вполне возможно: в 1998-2007 гг. по сравнению с 1980-1990 гг. среднегодовые темпы ВВП стран еврозоны упали с 2,4 до 2,1%, а Японии - с 4,1 до 1,3%. Причинами являются как традиционное влияние на темпы роста экономического цикла, так и недостаточная адаптация социально-экономических моделей этих стран к новым условиям хозяйствования.

Экономический цикл по-прежнему приводит к периодическо­му замедлению роста или снижению объемов ВВП в группе разви­тых стран в годы экономического кризиса и последующей депрес­сии. В последние десятилетия это происходило в 1974-1975, 1980-1982, 1991-1993 и 2001-2002 гг. Кстати, эти спады сильно сказывались на экономике и остальных стран мира, в результате чего темпы экономического роста мира в эти годы падали.

Недостаточная адаптация социально-экономических моделей раз­витых стран оказывает более долговременное воздействие на их дина­мику. Примером может быть Япония, которая в 90-е гг. оказалась од­ной из наиболее медленно растущих экономик мира по этой причине. Противоположным примером могут быть США, которые во многом через успешную адаптацию своей социально-экономиче­ской модели (во многом на базе «новой экономики») не только повы­сили свои темпы экономического роста в 90-е гг. почти до 4% в год, но и быстро растут в период после спада 2001-2002 гг.

Таким образом, для наиболее развитых стран задача стабильно­сти экономического роста означает минимизацию потерь во время циклического спада и максимизацию роста в период циклического подъема.

Несколько по-другому обстоит дело с теми развитыми страна­ми, которые лишь недавно стали или становятся таковыми (новые индустриальные азиатские экономики, страны ЦВЕ), или же дол­гое время находились в низшем эшелоне группы развитых стран (Португалия, Греция и др.). Сохраняющееся у них отставание от лидеров группы позволяет этим странам использовать свои естест­венные преимущества (более низкую стоимость рабочей силы, воз­можность использовать знания более развитых стран) для поддер­жания более высоких, чем у стран-лидеров, темпов экономическо­го роста. В результате некоторые из них уже входят в число лидеров или близки к ним, если судить по размерам ВНД на душу населе­ния (Ирландия, Финляндия, Сингапур).

Разделение стран мира на группы и подгруппы помогает выявить отличия одних стран от других на основе уровня их экономического и социального развития. Однако и между странами с одинаковым уровнем развития есть многочисленные различия, прежде всего в механизмах хозяйственной и социальной жизни. Так, США и Япо­ния демонстрируют, насколько могут быть различны подходы госу­дарства, предпринимателей и населения к хозяйственной жизни и социальной сфере даже в наиболее развитых странах мира.

Социально-экономическая модель страны (национальная соци­ально-экономическая модель) - это специфика экономических и социальных отношений в стране, отличающая ее от других стран схожего уровня развития. Главными причинами этой специфики являются особенности исторического развития страны, ее распо­ложения и наделенности экономическими ресурсами. В различных группах и подгруппах стран существуют типичные для них социально-экономические модели, как, например, выше­упомянутые американская и японская, к которым тяготеют близ­кие модели, например канадская и южнокорейская.

  • I. Определение основной и дополнительной зарплаты работников ведется с учетом рабочих, предусмотренных технологической картой.
  • III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  • Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течении длительного периода времени отмечается рост реального душевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

    · сокращение либо сохранение неизменным числа живущих за чертой бедности;

    · сохранение или уменьшение степени неравенства в распределении доходов.

    Мировое сообщество постоянно вырабатывает меры по снижению неравенства, безработицы.

    Поэтому экономическое развитие рассматривается как основной закон мировой экономики. Общество не может существовать без увеличения жизненных благ и повышения уровня жизни населения. Если жизненный уровень растет, то мы имеем классическое понимание смысла экономического развития мировой экономики (человек не живет ради работы, а работает ради жизни).

    Одной из форм социально-экономического развития является рост потребностей населения.

    Рост потребностей населения – объективная категория мировой экономики. В настоящее время объемы потребления возросли даже в слаборазвитых странах.

    Международной организацией труда (МОТ) в конце 70-х гг. была выдвинута концепция «базовых потребностей», призвавшая сконцентрировать внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения в противовес экономической эффективности производства. Соответственно изменились и критерии оценки экономического развития, где на первое место вышли социальные показатели.

    При условии исчерпания возможностей развития наступит абсолютный кризис человечества (возможна вероятность переселения на другие планеты).

    Экономика отдельных стран, регионов может длительное время находится в кризисе и такие страны могут существовать за счет помощи других стран. Отсюда, развитие мировой экономики нужно рассматривать как глобальную систему.

    Развитие мировой экономики и изменения, связанные с развитием, имеют две стороны: количественную и качественную.

    Количественные изменения – это экономический рост, т.е. количественное увеличение объема экономической деятельности.

    Качественные изменения – это устойчивые структурные изменения. Они содержат в себе как соотношения между различными отраслями экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д.), так и между различными регионами, странами – территориальная структура. Экономическое развитие осуществляется в том случае, если количественный рост сопровождается соответствующими прогрессивными структурными сдвигами в экономике.

    Количественные изменения характеризуются показателями экономического развития:

    · динамикой процесса;

    · достигнутым уровнем развития.

    В свою очередь показатели экономической динамики подразделяются на абсолютные и относительные.

    Абсолютный показатель характеризует общий масштаб роста.

    Относительный показатель учитывает изменения по отношению к какому-то периоду или региону страны.


    | | | | | | | | 9 | |

    Развитие - это совокупность прогрессивных, поступательных изменений в экономике.

    Поступательные изменения - это увеличение объема в экономической деятельности:

    Прогрессивные изменения - это изменения в интересах общества, приносящие пользу обществу в целом и каждому человеку в отдельности.

    В 80-е гг. наблюдался высокий экономический уровень развития в СССР, а население нищало. Одна из причин - огромные военные расходы, производство вооружений, которое вывозилось на склады, и др.

    С точки зрения экономики такой экономический рост был регрессивным (убывающим), а не прогрессивным.

    Иначе, экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального душевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

    Сокращение либо сохранение неизменным числа живущих за чертой бедности;

    Сохранение или уменьшение степени неравенства в распределении доходов.

    Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством, безработицей, что особенно наблюдалось в 1970-1980 гг.

    Экономическое развитие - почему оно рассматривается как основной закон мировой экономики? Потому, что общество не может существовать без увеличения жизненных благ для населения и соответственно уровня жизни населения. Если жизненный уровень растет, то мы имеем классическое понимание смысла экономического развития мировой экономики (человек не живет ради работы, а работает ради жизни).

    Одна из форм социально-экономического развития - рост потребностей населения.

    Рост потребностей населения - объективная категория МЭ. В настоящее время гораздо большие объемы потребления даже в слаборазвитых странах по сравнению с тысячелетиями назад (были велосипеды, их стало недостаточно, и так вплоть до космических технологий).

    Международной организацией труда (МОТ) в конце 70-х гг. была выдвинута концепция "базовых потребностей", призвавшая сконцентрировать внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения в противовес экономической эффективности производства.

    Соответственно изменились и критерии оценки экономического развития, на первое место вышли социальные показатели.

    При условии исчерпания возможностей развития наступит абсолютный кризис человечества (возможна вероятность переселения на другие планеты).

    Экономика отдельных стран, регионов может длительное время находиться в кризисе и такие страны могут существовать за счет помощи других стран. Отсюда, развитие МЭ нужно рассматривать как глобальную систему.

    Развитие мировой экономики и изменения, связанные с развитием, имеют две стороны: количественную и качественную.

    Иначе, развитие - это единство количественных и качественных изменений, т. е. две стороны диалектического единства.

    Количественные изменения - это экономический рост, т. е. количественное увеличение объема экономической деятельности. Если Э = 100, а Э = 110, то это означает 10% экономического роста, т. е. за год экономика выросла на 10%.

    Качественные изменения - это устойчивые структурные сдвиги в экономике или же какие-то структурные изменения. Структура - очень сложное понятие. Она содержит в себе как соотношения между различными отраслями экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т. д.) - отраслевая структура, так и между различными регионами, странами - территориальная структура. Если при этом показатели растут, то это поступательные экономические или количественные изменения. Экономическое развитие осуществляется в том случае, если количественный рост сопровождается соответствующими прогрессивными структурными сдвигами в экономике.

    Количественные изменения должны иметь количественные показатели экономического развития, характеризующие:

    Экономическую динамику процесса;

    Достигнутый уровень развития.

    Выделяются два вида показателей экономической динамики: абсолютные и относительные.

    Абсолютный показатель характеризует общий масштаб развития или экономической динамики.

    Относительный показатель учитывает изменения по отношению какого-то периода или региона, страны.

    Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

    Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

    Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

    Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

    Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

    В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классическойполитэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».

    Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

    Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

    Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

    В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

    Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

    Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

    Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857–1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»– учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

    Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

    Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии – П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж. Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж. Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.

    1.2. Предмет экономической теории и ее функции

    Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

    В широком смысле слова экономическая теория – это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

    Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро– и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

    Макроэкономика , как и микроэкономика, представляет собой раздел экономическойтеории . В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» – «маленький»), а слово «экономика» – «ведение хозяйства» (Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006). Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов ), при этом экономика рассматривается как единая сложная большая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей (Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

    В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики , и оперирует совокупными величинами , такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

    Определение предмета экономической науки через ограниченность ресурсов, классическая формулировка которого принадлежит Лайонелу Роббинсу (1932 г.), состоит из четырех условий:

    1) человек стремится к различным целям;

    2) время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

    3) они могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

    4) в каждый момент времени цели обладают разной важностью.

    Только все условия, взятые вместе, создают ситуацию выбора.

    Основная проблема экономики – выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов. Отсюда вытекают и три фундаментальные задачи, с которыми сталкиваются отдельные люди и общество в целом в процессе выбора – что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет: «что», «как» и «для кого». По этой причине микроэкономику часто называют теорией цены (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

    Критерием ответа на первый вопрос «Какие потребности наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она, наряду с затратами, определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовности платить более высокую цену Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие – меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос «Что производить?» по-иному.

    Проблему «Как производить?» можно разбить на ряд подвопросов:

    1. Как должны распределяться ресурсы между отраслями?

    2. Какие именно фирмы (предприятия) должны осуществлять производство в каждой отрасли?

    3. Какие комбинации ресурсов (какую технологию) должна применять фирма?

    И снова система цен подсказывает нам правильные ответы. Чем более нужен товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. В свою очередь более прибыльные фирмы готовы больше заплатить за ресурсы. Происходит регулируемый рынком переток ресурсов из фирм, производящих менее нужные товары, в фирмы, производящие более желанные товары и услуги. Выбор конкретной технологии определяется уже внутрифирменной целью – произвести товар по возможности дешевле (минимизировать затраты). Этот выбор зависит от цен на факторы производства.

    Распределение продукции и ответ на вопрос «Кто должен получить блага?» зависит от распределения доходов между индивидуумами в соответствии с ценами на ресурсы и количеством ресурсов, которыми обладает каждый индивид. Те, кто имеют большие доходы, получают большую долю продукции.

    Альтернативные затраты.

    При выборе оптимального варианта использования ресурсов «альтернативной стоимостью» сделанного выбора можно назвать самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать.

    Например, альтернативная стоимость обучения в институте – заработок студента, если бы он работал.

    Важнейшее понятие экономической науки – альтернативные затраты. В литературе в качестве синонимов используются также выражения «затраты упущенных возможностей». «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость», «вмененные издержки» и некоторые другие).

    Альтернативные затраты текущего использования ресурса – доход от наилучшего из оставшихся альтернативных способов его использования.

    «Микроэкономика» в системе экономических дисциплин.

    Микро, мезо, макро, мировая (мега).

    Следует подчеркнуть, что микроэкономика во многом – абстрактная наука, она не призвана давать ответы на вопросы типа «Как заработать миллион и как его потом лучше потратить?». Нельзя и сказать, что она полностью отражает реалии хозяйственной жизни или даже стремится к этому, как физика, к примеру, стремится дать целостную физическую картину мира. Она лишь исследует основные черты функционирования хозяйства, пользуясь при этом различными упрощающими предпосылками и моделями. Одна из важнейших предпосылок – гипотеза о рациональном поведении экономических агентов.

    В отличие от других обществениых наук экономический подход к анализу поведения основывается на предположении о действиях индивидуумов исключительно в своих интересах, причем целью этих действий является максимизация полезности.

    Методология микроэкономики: постулаты и модели.

    Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей.

    В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики.

    В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие).

    Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели. Модели служат для получения выводов из теории и цля предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели – это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности. Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

    Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теорияисследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

    Взаимная связь этих функций проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки, которую отражает схема 1.

    Схема 1.

    Взаимодействие экономической политики, хозяйственной практики и науки.


    В основе экономической теории лежит исследование общественного производства, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов. Потребности способствуют качественным и количественным изменениям в производстве, воздействуя на него не непосредственно, а через рынок и экономическую политику. Последняя, в свою очередь, подвержена воздействию не только производства, но и экономической науки. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению общественного производства, его совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории. Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (схема 2).

    Схема 2.

    Место экономической теории в системе экономических наук.



    1.3. Основные методы и принципы экономического анализа

    Метод – это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

    При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа. Во-первых, – это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин. Во-вторых, – аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

    Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т. д.

    К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция – процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, т. е. его отдельных сторон и свойств, с тем чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

    Важнейшим методом экономической теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

    Экономическая теория широко использует математические и статистические методы , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование , т. е. формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции : сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.

    Экономические принципы – это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

    Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

    – допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

    – принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

    – принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

    При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ . На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки – справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

    Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

    Таким образом, изучение экономических проблем ведет к выявлению и сбору фактов, установлению принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов и составляет содержание экономической теории, которая необходима для разработки успешной экономической политики (см. схему 3).

    Схема 3.

    Связь между факторами, принципами и политикой в экономике.



    Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

    Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ.

    Реформа – специально организованные и на законных началах проводимые высшими органами власти преобразования общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.) или отдельных сфер жизнедеятельности государства и общества (финансы, образование, оборона и т. д.), причем речь идет о достаточно существенных слоях этих отношений, о важных областях общественной и государственной жизни.

    Предпосылками современной экономической реформы в России можно считать попытки трансформации централизованной плановой экономики, получившие название «перестройки» (весна 1985 г. – август 1991 г.), когда были сделаны первые шаги в сторону реальной рыночной экономики. При этом главной задачей считалась коренная реконструкция народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, с глубокими структурными сдвигами в общественном производстве, с радикально реформой хозяйственного механизма, способной придать социализму новое качество. В развитии современной экономической реформы в России, связанной с попыткой построения рыночной системы, можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1)

    Таблица 1.

    Этапы экономической реформы в современной России.



    Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта реформ требованиям времени и условиям страны и настоятельно ставят вопрос о необходимости создания новой концепции реформирования с современными характеристиками качества жизни народа на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в регулировании. Особое значение в процессе выработки новой стратегии реформы придается региональной политике. Это обусловлено существованием тенденций экономической и политической дезинтеграции. Пример Чечни показывает, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации, к каким жертвам среди населения и в экономике это может привести, если он не блокируется вовремя или не решается в рамках закона. Это доказывает необходимость применения более эффективных инструментов реформирования, принятия взвешенных политических и экономических решений, способствующих сохранению целостности государства. Такие требования обусловлены общим ходом экономической реформы во всех регионах страны. Поэтому во многих документах, касающихся региональной политики, говорится, что современная экономическая реформа должна быть направлена на: выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни населения; формирование эффективных территориальных пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения; преодоление диспропорций в развитии народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей на основе сокращения сырьевой сферы экономики в пользу перерабатывающей сферы и сферы услуг; изменение административно-территориального устройства России и ее районирования.

    Тренировочные задания к теме 1

    1. Дайте свой комментарий и определите, какие заключения являются позитивными и какие – нормативными.: а) «За последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции»; б) «Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»; в) «Приморский край уже на начальном этапе реформ получил необходимые конституционные полномочия для обоснования и реализации социально-экономической политики, адекватной имеющимся здесь условиям. Это обеспечивало большую свободу действий по выбору приоритетных направлений и эффективных механизмов вхождения в рынок»; г) «Если спад национального производства в 1991-92 гг. был объясним самим фактом перехода от плановой экономики к рыночной, то в последующие годы уже невозможно и политически безнравственно списывать „болезни“ экономики только за счет тяжкого наследия коммунистического режима».

    2. Каково значение того, что экономическая теория не является лабораторной наукой? Какие проблемы могут возникнуть в результате формулирования и применения экономических принципов?

    3. Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике, а какое – к микроэкономике: а) уровень безработицы в отдельных районах России достигает 10 %; б) закрытие шахт в результате форсированной структурной перестройки отечественной экономики привело к массовому увольнению рабочих; в) ВНП России за пять лет сократился почти на 40 %.

    4. Укажите какие логические ошибки, нарушающие принципы экономического анализа, содержатся в следующих утверждениях: а) рабочие в угледобывающей промышленности повысили свой доход в результате роста зарплаты, следовательно, рабочие всех остальных отраслей выиграют, если их зарплата увеличится; б) рост цен на бензин в России сопровождался расширением объема его продаж, следовательно, увеличение спроса на бензин вызвано повышением его продажной цены; в) после распада СССР структурный кризис в странах СНГ стал углубляться, значит, его развитие вызвано политическими причинами; г) рост цен в Приморье сопровождается ростом заработной платы, следовательно, население края выигрывает от роста цен.

    5. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта определите, какие функциональные связи существуют между: а) ценой товара и спросом на него; б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями; в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление; г) процентом за предоставлением ссуд и спросом на кредит.

    Какие из этих зависимостей прямо– и какие обратно пропорциональны?

    Тест по теме 1

    Выберите единственный верный ответ.

    1. Экономическую теорию можно определить как науку

    а) о биржевом рынке; б) о государственном управлении;

    в) о общественном выборе в условиях ограниченных ресурсов;

    г) о том, как государство влияет на деятельность рынка.

    2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

    а) эффективное использование ресурсов;

    б) неограниченность ресурсов; в) система потребностей;

    г) максимальное удовлетворение потребностей;

    3. Экономическую модель

    а) отражает основные экономические принципы;

    б) может объяснить, как функционирует реальная экономика;

    в) часто основывается на упрощениях;

    г) является идеальным отображением действительности.

    4. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется

    а) абстракция; б) предельный анализ;

    в) рациональный выбор; г) контролируемый эксперимент.

    5. Кто из названных экономистов является основателем трудовой теории стоимости в экономической теории?

    а) Аристотель; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) К.Маркс.

    6. Использование допущений в экономическом анализе:

    а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

    б) облегчает решение проблемы;

    в) делает модель более реалистичной;

    г) увеличивает число вопросов исследования.

    7. Экономическая теория

    а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

    б) содержит положения, которые принимаются всеми экономистами;

    в) является точной прикладной наукой;

    г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.

    8. Экономическая реформа – это

    а) специально организованные и проводимые высшими органами власти преобразования;

    б) альтернатива социальной революции;

    в) система общественных экспериментов;

    г) переход общества к рыночной экономике.