". Проектная работа "Айсберг. Друг или враг?" Рождение и жизненный цикл

АЙСБЕРГИ

Проект ученика 2 «А» класса

Средней школы №5

Валуева Артема

Руководитель: Мухамедьярова Елена Васильевна


Изучить и найти ответы на следующие вопросы:

  • Что такое айсберг?
  • Как появляются айсберги?
  • Чем опасны айсберги?
  • Могут ли айсберги принести пользу?

Вступление

С давних времен многих людей интересовало изучение природных явлений.

Меня тоже это интересует.

Читая, я представляю себя героем книги – то отважным капитаном, то исследователем морских глубин.

Недавно я узнал о таком удивительном явлении природы, как айсберги.


Меня очень впечатлило событие прошлого года.

От шельфового ледника Ларсен в Антарктиде откололся один из крупнейших айсбергов в истории.

Его вес – триллион тонн, высота – 190 м, а площадь больше, чем две Москвы!

Я решил изучить тему айсбергов подробнее и выдвинул несколько гипотез.


Мои гипотезы

  • Допустим, айсберги образуются, откалываясь от ледников.
  • Возможно, айсберги не тонут из-за того, что лед легче воды.
  • Предположим, что на Земле растают все айсберги и льды.

Как я проверил свои гипотезы:

  • Нашел информацию в Интернете и научной литературе.
  • Провел несколько опытов.

Что такое айсберг?

Айсберги – это большие глыбы изо льда и снега, отколовшиеся от ледника. Айсбергов дрейфует много: ежегодно по нескольку десятков тысяч.

Живут и плавают айсберги подолгу – по 5-10 лет.

Айсберги движутся силой морских течений, а не воздушных потоков, и часто плывут против ветра и даже сквозь ледяные поля толщиной до двух метров.


Виды айсбергов

Айсберги различаются по форме и размеру:

  • Столообразные айсберги – они представляют собой отколовшиеся куски ледника и часто бывают огромных размеров.

  • Пирамидальные айсберги – имеют острую верхнюю часть. Причина их появления - оползень льда.

Как же рождается айсберг?

Чтобы выяснить это, я провел следующий опыт.


Опыт 1. Как появляется айсберг

  • Заморозил воду в большой емкости. Это будет «ледник».
  • Отколол с помощью горячей воды (солнечное тепло) и соли (морская вода) кусочки льда.
  • Далее я услышал, как трещит мой «ледник». Это откалывается « айсберг» .

Вывод: опыт подтвердил мою первую гипотезу. В природе айсберги образуются, откалываясь от большого ледника, состоящего из спрессованного льда и снега.


Опыт 2. Почему айсберги не тонут?

Чтобы проверить следующую гипотезу (возможно, айсберги не тонут из-за того, что лед легче воды), я провел опыт:

  • Добавил в пресную воду соль, чтобы получить «морскую» воду.
  • В получившуюся «морскую» воду опустил мой «айсберг» - лед из пресной воды.
  • В результате я увидел, что «айсберг» не тонет.

Вывод:

  • Моя гипотеза подтвердилась. Я выяснил, что из-за того, что лед легче воды, айсберги не тонут. Я узнал, что 90% айсберга находятся под водой, а на поверхности океана плавает только его макушка.
  • Еще в XVIII в. русский ученый Михаил Ломоносов объяснил, почему айсберги не тонут. «Айсберг состоит из пресной воды, а её плотность меньше плотности морской воды. Из-за этого айсберг и не тонет полностью».

Где образуются айсберги

Основное место появления айсбергов – приполярные области Земли:

  • В Антарктиде формируются самые большие айсберги, но, так как здесь нет крупного судоходного пути, они не представляют большой проблемы для кораблей.

  • В Гренландии образуется большая часть айсбергов Северного полушария, причем они мигрируют по Атлантическому океану далеко на юг, где проходят основные маршруты кораблей. Эти айсберги представляют наибольшую опасность в теплое время года, ведь именно в этот период идет массовое таяние льдов.

Чем опасны айсберги?

Об опасности айсбергов для кораблей знают многие.

Другой опасностью ученые всего мира считают подтопление суши из-за таяния айсбергов, ведь в них находится огромный запас пресной воды.

Чтобы проверить эту гипотезу ученых, я провел опыт.


Опыт 3. Что будет, если на Земле растают все айсберги и льды?

  • Я приготовил «айсберги» и «льды», заморозив воду.
  • В поддоне сделал «сушу» из камней и «океан» из воды.
  • Затем поместил «айсберги» и «льды» в «океан».

4. Подождал, пока все «айсберги» и «льды» не растают.

5. Растаяв, они превратились в воду.

Я наглядно увидел, что уровень воды серьезно увеличился, затопив часть «суши».


Вывод:

  • Если все льды нашей планеты растают, то уровень мирового океана повысится на 60 метров!
  • Под водой окажутся все низменные части материков.
  • Такие города, как Рим, Нью-Йорк и Лондон будут затоплены.

Могут ли айсберги принести пользу?

Мы часто слышим о проблеме глобального потепления и таяния ледников. Проведенный мною опыт подтвердил эту опасность.

Таяние ледников можно использовать на пользу человеку.

Айсберги являются огромными запасами пресной воды , поэтому уже появились проекты буксировки айсбергов судами к берегам засушливых районов, с тем, чтобы использовать образующуюся при их таянии воду для водоснабжения.


Также стоит отметить, что в настоящее время у мореплавателей появилась возможность избежать столкновения с айсбергами: современные радиолокаторы позволяют видеть их в любых погодных условиях.


Айсберги откалываются от льдин, которые формировались тысячелетиями. Поэтому в них хранится много полезной информации – например, микроорганизмы и бактерии.

Ученые могут использовать ее для изучения тайн нашей планеты.

Некоторые научные станции строят прямо на айсбергах.


В ходе исследовательской работы я узнал много интересной информации об айсбергах, как они появляются, какими бывают.

Проведя ряд опытов, я узнал, почему айсберги не тонут, какую они несут опасность и пользу.

Очень хотелось бы надеяться на то, что люди смогут научиться использовать во благо айсберги, не нарушив при этом равновесия в природе.


Список использованных источников:

  • Большая российская энциклопедия
  • Журнал «Вокруг света»
  • Интернет-энциклопедия «Википедия»

Решение использовать айсберги для получения пресной воды, казалось бы, очевидно, а цель — благородна. Поэтому в последние два столетия проекты подобного рода появлялись один за другим. На пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось с серьезными проблемами. Стремительный рост численности населения, истощение природных ресурсов, глобальное изменение климата лишь усугубили ситуацию с нехваткой пресной воды. При нынешних темпах роста ее потребления к 2025 году воды будет остро не хватать уже для 1,8 млрд человек. Если раньше к идее транспортировки айсбергов в научных кругах относились как к безумной авантюре, то теперь пришло время основательно ее обдумать.

Один из самых амбициозных современных проектов - IceDream. История его началась с появившейся в 1970-х годах у двух полярных исследователей, Поля-Эмиля Виктора (PaulEmile Victor) и Жоржа Мужена (Georges Mougin) идеи транспортировки айсбергов. Вместе с принцем Саудовской Аравии Мохаммедом аль-Файзалом (Mohammed al Faisal) они основали в 1975 году компанию Iceberg Transport International, сотрудники которой изучали возможность транспортировки и дальнейшего использования арктических столовых айсбергов. Но в те времена было невероятно сложно правильно оценить и просчитать такой сложный проект. И в 1981 году IceDream, столкнувшись с многочисленными трудностями, свернула свою деятельность.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2009 году. Гляциологи и океанографы, работающие с Муженом, воспользовались программным обеспечением компании Dassault Systèmes, позволяющим работать со сложными 3D-моделями.

Для примера они решили смоделировать сценарий транспортировки настоящего столового айсберга (размерами 163 x 236 x 189 м и весом 7 млн тонн) от берегов Ньюфаундленда до Канарских островов. Предварительное радиозондирование айсберга позволило бы выбирать только прочные глыбы льда и свести к минимуму риск того, что айсберг в ходе транспортировки расколется. Для защиты ледяной горы от быстрого таяния в теплых водах предназначена «юбка» из геотекстильного материала, в которую «упакуют» айсберг. Это же ограждение должно спасти его от загрязнений вроде нефтяных пятен.

Трехмерное моделирование показало, что оптимальный вариант - использовать один мощный буксир тяговой силой 130 тонн (а не, к примеру, несколько буксиров). На транспортировку понадобится 141 день, скорость буксировки составит 1,8 км/ч. За это время айсберг потеряет 38% от своего изначального веса, но и того льда, что уцелеет, хватит, чтобы на год обеспечить водой около 35 тыс. человек.

Андрей Глазовский, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН, полагает, что проект IceDream технически вполне осуществим. Но информация, представленная на сайте проекта, пока не дает возможности оценить глубину его научно-технической проработки. В частности, необходимо учесть ряд сложностей, с которыми можно столкнуться при транспортировке айсберга, в том числе неустойчивость айсберга и вероятность, что он раскрошится прямо в пути.

Айсберг - на водку!

Масштабные продажи питьевой воды, полученной из айсбергов, - это пока только планы, а вот водка - уже реальность. Практичные канадцы уже 17 лет производят ее, используя талую воду айсбергов Ньюфаундленда. Несколько лет назад это стало серьезной проблемой для туристических компаний. Их клиенты, многие из которых приезжают в Канаду исключительно ради того, чтобы насладиться величественными видами ледяных глыб, стали жаловаться на шум. Оказалось, что создают его приехавшие за очередной партией льда сотрудники водочной компании. Вопрос пытались было решить на правительственном уровне, но выяснилось, что в Канаде нет закона, запрещающего собирать такой «урожай».

Безумцы и практики

Идея Виктора и Мужена не нова. Однако ни один из проектов использования айсбергов как источников питьевой воды, которых предлагалось множество, не был реализован. Настоящим энтузиастом в этом деле стал океанограф Джон Исаакс (John Isaacs). В 1949 году на семинаре в Институте океанографии Скриппса он выступил с проектом буксировки антарктических айсбергов в район Южной Калифорнии.

Глыбу весом в 8 млрд тонн Исаакс собирался дотащить до Сан-Диего за 200 дней. Возлагая большие надежды на попутные морские течения, он планировал обойтись шестью океанскими буксирами общей мощностью в 80 тыс. л. с. Одни из присутствующих встретили идею восторженно, другие сочли ее безумной. В последующие годы Исаакс выступал с новыми предложениями, его проекты из года в год дополнялись деталями, но дальше разговоров дело не пошло.

Впрочем, история знает и примеры успешного вовлечения айсбергов в экономику. Правда, не в качестве источника воды, а в качестве холодильника. Во второй половине XIX века айсберги небольших размеров успешно буксировали с помощью обычных судов с южных берегов Чили на север, в порт Вальпараисо. Там они были востребованы на пивоварнях. С 1960-х годов проблемой транспортировки айсбергов озаботились компании, занимающиеся разработкой нефтяных и газовых месторождений, - им пришлось страховать буровые установки от столкновения с ледяными глыбами. Сегодня это стало обыденным делом - успешно буксируются не только небольшие айсберги, но и достигающие веса 3-4 млн тонн.

Джером Бейкер (Jerome Baker), владелец судна «Викинг» (мощность 9 600 л. с., длина 81 м, водоизмещение 4 600 тонн), и его команда из 14 человек обслуживают стационарную нефтяную платформу Hibernia, расположенную в бассейне Жанны Д’Арк в Атлантическом океане неподалеку от побережья Ньюфаундленда. Их задача - вовремя перехватывать айсберги и оттаскивать подальше от платформы. Методика проста: команда обвязывает ледяную глыбу полипропиленовым канатом (кажется, что это просто, но иногда на эту процедуру уходит 2–3 дня), крепит к «Викингу» и очень медленно, со скоростью 1,8 км/ч, оттаскивает айсберг. Хотя Hibernia - одна из крупных платформ, спроектированная таким образом, чтобы выдержать столкновение и с очень мощными айсбергами, владельцы компании, как поясняет Бейкер, предпочитают избегать столкновений даже с таким куском, размеры которого не больше пианино. Так что работы «Викингу» хватает.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Аминев Ренат

ученик 3 «Б» класса

Руководитель проекта:

Гнездилова Лариса Ивановна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Нижневартовск

Оглавление

    Введение………………………………………………..………………3

    Основная часть:…………………………………………………...…...5

    1. Что такое айсберг? Его размеры и внешний вид……………..…….5

      Образование айсберга…………………………………………………7

      Отрицательная роль айсбергов в жизни человека…………………..7

      Польза айсбергов в развитии жизни на Земле………………..……...8

    1. Интересные факты……………………………………………..……. .9

    Заключение………………………………………………………….….11

Библиографический список…………………..……………………………...12

Приложение……………………………………………………………...…....13

    Введение.

Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги.

Для ученых айсберги – это прекрасные объекты для изучения и наблюдения. Но для океанских кораблей они представляют огромную опасность.

Данная проблема интересовала многих исследователей с давних времен, актуальна она и сейчас, так как это природное явление вызывает панический страх.

И немногие догадываются о практической значимости ледяных глыб – айсбергов, о той пользе, которую они уже сейчас приносят людям.

Меня тоже очень заинтересовала эта тема, и я решил более подробно изучить ее с помощью дополнительной литературы и Интернета.

Цель исследования:

исследование роли айсбергов в жизни человечества.

Задачи исследования:

    Изучить научную литературу по теме исследования.

    Установить процесс образования айсбергов.

    Рассмотреть разнообразие айсбергов, их поведение в водных глубинах.

    Проанализировать отрицательное воздействие айсбергов, изучив исторические факты.

    Рассмотреть возможность положительного использования айсбергов.

Гипотеза:

Айсберги могут не только наносить вред людям, но и приносить пользу им.

Методы исследования:

    Изучение печатных материалов, видеоматериалов и Интернета;

    Систематизация изученного материала;

    Основная часть

    1. Что такое айсберг? Его размеры и внешний вид.

«Айс»- по-немецки – лед, «берг» - гора.

Айсберги – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Они могут быть на плаву или сидеть на мели. Особенность айсбергов в том, что этот цельный ледяной массив весь пропитан воздушными пузырьками, почти как пористый шоколад. Поэтому его удельный вес несколько меньше, чем обычного льда.

Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды - около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.

Например: льдина высотой 45 метров над поверхностью воды, уходит вглубь на 200 метров. Такая гора содержит очень много льда. Некоторые из них весят 180 000 000 тонн .

Размеры айсбергов различны. Встречаются небольшие размером 5-10 метров в диаметре, но чаще наблюдаются айсберги диаметром более 100 метров.

В океане встречались ледяные исполины в десятки и больше сотни километров.

В 1854-1864 годах ученые десять лет наблюдали за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 км и высоту 90 метров.

Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385 км, а ширина 111 км.

А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году – высота пика этой ледяной горы составила 450 м.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся наибольший известный до настоящего времени айсберг B-15 площадью свыше 10000 км². Весной 2005 года его осколок - айсберг B-15A - имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.

В Антарктиде айсберги гораздо крупнее, чем в Арктике. Это связано с тем, что Южный континент покрывает огромные шельфовые ледники, от которых откалываются гигантские плоские глыбы – столовые айсберги. Они также долго не тают, поскольку дрейфуют в холодных Антарктических течениях.

Среди айсбергов встречаются и особенные - айсберги – острова . На поверхности этих айсбергов есть холмы и реки, валуны и птичьи базары.

Например, о Земле Элсмира в Канадском Арктическом архипелаге один из посетивших ее полярников писал: «Я не мог разобрать, где кончается суша и начинается лед. Трещин нет, суша, кажется, сливается со льдом, который возвышается в виде вала».

В 1707 году китобой Джиллса увидел в океане, неподалеку от Шпицбергена, берега неведомой Земли. На карте появилась Земля Джиллиса. Но найти ее в последствии не удалось.

В марте 1946 года опытный летчик Илья Котов обнаружил землю севернее острова Врангеля. Площадь – около 500 квадратных километров, небольшие холмы, реки. Казалось, что самолет летит над заснеженной тундрой. А через год «остров» обнаружили в двух милях к западу.

Исследователей интересует также вопрос о том, что прячется под водой? Как выглядит айсберг снизу?

Поверхность айсберга под водой напоминает горы, только уходящие вершинами вниз. В 1969 году на дрейфующей станции «Северный Полюс-18» начались исследования.

Главной задачей подводников было узнать, как ведут себя льды в глубине. Предполагали, что летом они тают, а зимой – нарастают. Но оказалось, что даже при самых сильных морозах на поверхности, холод не достигает нижней кромки льда. И айсберги тают снизу в течение всего года – на полметра за год.

Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане –

незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах.

    1. Образование айсберга.

Мы знаем, что покровные ледники суши находятся в постоянном движении в сторону океанов и морей. Айсберги откалываются от шельфовых ледников Арктики и Антарктиды. В северном полушарии это происходит обычно весной в начале лета. Течение выносит огромные ледяные глыбы в открытое море. Прорвавшись в Атлантический океан, они дрейфуют в его водах на юг, пока теплые воды снизу, а солнце и ветер сверху не растопят их. Некоторые из льдин живут долго – год, два и даже три, проплывая за это время тысячи километров, почти достигая экватора. Ежегодно в путь от берегов Гренландии отправляются до 15 000 айсбергов.

Наибольшее число айсбергов откололось от ледника Япобсхави на западном побережье Гренландии, около тысячи трехсот айсбергов, общим весом свыше двадцати миллионов тонн.

    1. Отрицательная роль данного природного явления в жизни человека.

Айсберги подстерегали человека с тех пор, как он решился отплыть от берегов Европы на запад. Даже сейчас, когда современные радары помогают предотвратить катастрофические столкновения, айсберги представляют собой серьезную угрозу для судов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана- 153 на 36 км. В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службой

При ясной видимости айсберги хорошо видны над поверхностью воды. Но плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха, который сгущается над ее холодной поверхностью. Айсберги становятся практически невидимыми. Именно это и является основной угрозой для кораблей.

Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 секунд после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.

В 1959 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом датский корабль «Хедтоор», который затонул в Северной Атлантике.

При этом айсберги, подтаивая в теплых водах, могут оказаться неустойчивыми. Если надводная часть его станет больше подводной, он переворачивается. Это погубит любое судно. Айсберг всегда сильнее корабля.

    1. Польза айсбергов в развитии жизни на Земле.

Несмотря на весь негатив, который несет айсберг, он является и гигантским хранилищем пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и, особенно в странах с жарким пустынным климатом. В айсбергах сосредоточена большая часть пресной воды на Земле. Айсберги Антарктиды поставляют в океан ежегодно около двух тысяч кубических километров пресной воды, а ледяные полосы Гренландии 240-300 кубических километров.

Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва. Уже сейчас практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.

Именно благодаря таянию айсбергов холодные океанические течения насыщены кислородом.

2.5. Интересные факты.

При изучении литературы я столкнулся с интереснейшими фактами об айсбергах. Например, я узнал, что:

    если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет;

    существуют поющие айсберги;

Последний факт меня особенно заинтересовал. Оказывается бывший исследователь Арктики, сегодня профессор Гаврилов исследует Антарктику оригинальнейшим образом – прослушивает из-под воды.

Все началось в 2002 году, когда сотрудники немецкого Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера сделали интересное открытие – записали на пленку и смогли воспроизвести «пение» отколовшегося айсберга. Как это часто бывает, открытие было сделано случайно – ученые занимались записью сейсмических сигналов.

«Певцом» оказался большой (шириной 20 км и длиной 50 км) айсберг B-09A у восточного побережья Антарктиды. Гигантская глыба врезалась в подводный полуостров и застряла там, а потоки воды, протекающие на большой скорости сквозь расселины и тоннели в айсберге, заставили петь огромную льдину.

Они и в самом деле поют, эти ледяные горы. Однако звуковые волны, исходящие от айсберга, имеют слишком низкую для нашего слуха частоту. Океанологи, которые проводят теоретические и экспериментальные исследования в области акустики океана в Центре морских исследований университета Кертин в Перте, проигрывают записанные в четырех диапазонах (3–15 Гц, 15–30 Гц, 30–60 Гц и 60–100 Гц) звуки и шумы Антарктики с повышенной в десять и двадцать раз скоростью. Только в такой записи человеческое ухо способно услышать пение айсбергов – низкое, мощное гудение, будто бы в огромной оркестровой яме невидимого театра настраивает свои инструменты далекий оркестр.

Изучение поющих айсбергов, анализ звуковых волн, источником которых они являются, – лишь небольшая часть чрезвычайно интересного проекта по изучению Антарктики, предложенного австралийскими океанологами-акустиками три года назад. Слушать Антарктику из-под воды – главная идея этого проекта. Ученые исследовали технические возможности и эффективность длительного непрерывного дистанционного акустического обнаружения, классификации и статистического анализа таких событий, как растрескивание льда и откалывание айсбергов на антарктических шельфовых ледниках. Дело в том, что процессы уменьшения ледников за счет отламывания, отрывания от них крупных айсбергов – один из основных индикаторов глобальных климатических изменений. Процессы откалывания антарктических льдов, наблюдаемые на протяжении последних 20 лет, носят чрезвычайно интенсивный характер и привели к значительным изменениям в антарктическом ледниковом щите. Особую тревогу у ученых вызвали несколько недавних случаев откалывания крупных айсбергов. Тем не менее однозначного вывода – остается ли интенсивность откалывания льдов в естественных пределах или же неуклонно нарастает – пока нет. Для более точного предсказания дальнейшего вероятного разрушения антарктического ледникового щита необходимо постоянное научное наблюдение.

    Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, мы может сделать вывод о том, что такое природное явление как айсберг, не является только лишь злом и опасностью для людей.

Это перспективное направление для научных исследований.

А также оно имеет большую практическую экологическую значимость. Если на Земле источники пресной воды иссякнут по каким-либо причинам, люди могут использовать воду, которая находится в замороженном виде в айсбергах.

Эти знания можно применить на занятиях экологии, на факультативных курсах, при подготовке к экзаменам.

Библиографический список

    Болтянский В.Г., Алексин А.Г., Жаркова Л.М. «Что такое? Кто такой?» Том 1. – М.:Наука, 2000

Виктория Дорофеева
Районная научно-практическая конференция. Итоговая работа проекта «Почему айсберги не тонут в воде?»

Районная научно-практическая

конференция

МБДОУ «Саргатский детский сад №4»

Название работы

Почему айсберги не тонут в воде ?

Научный руководитель :

Дорофеева Виктория Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «Саргатский детский сад №4»

Саргатка 2012г.

Введение …3

Этапы исследования содержания работы…4

Используемая литература…19

Приложение…. 20

Введение

Айсберг – уникальная постоянно меняющаяся «скульптура» изо льда, созданная природой. Впервые айсберги обратили на себя внимание человека после гибели Титаника – крупнейшего в мире лайнера.

Айсберги являются одним из наиболее опасных элементов природной среды, как для судоходства, так и для инженерных сооружений и по добыче полезных ископаемых в зоне арктических морей и океанов.

И в тоже время айсберги осуществляют питательную функцию, принося полезные вещества. Айсберги , тая, постепенно выделяют железо, питательное вещество необходимое для жизни живой природы.

Избежать столкновения с айсбергами можно при хорошо организованном наблюдении за их движением и внешним строением.

Гипотеза. Мы предполагаем, что айсберги не тонут в воде потому

Цель работы . Определить причины непотопляемости айсбергов .

Задачи. 1. Выяснить виды айсбергов и места их обитания .

2. Сделать модель айсбергов и выявить его особенности.

3. Выявит причины непотопляемости айсбергов .

Методы. 1. Просмотр фильма

2. Сбор и обработка информации .

3. Беседа.

4. Эксперимент.

5. Наблюдение.

6. Анализ полученных данных.

«Там много таких форм,

которые вы обычно в природе больше

нигде и не найдете.

Именно поэтому и создается впечатление,

что многие айсберги побывали в

руках мастера-скульптора»

Стивен Козловски

Этапы исследования

В прошлом году готовясь к научно-практической работе мы подробно знакомились со свойствами воды и узнали много нового и полезного для себя. В этом году мы решили более подробно остановиться на изучении свойств льда, а точнее на удивительных созданиях природы- айсбергах .

Формы айсберга настолько разнообразны, что, например, некоторые можно принять за сказочный собор изо льда, и большинство кажутся обработанными руками человека .

После просмотра фильма про айсберги мы задались вопросом. Откуда берутся такие айсберги и почему они не тонут ?

Мы предполагаем, что айсберги не тонут потому , что солёная вода в море выталкивает лёд.

Целью нашей работы стало определить причины непотопляемости айсбергов .

Для начала нам нужно было выяснить, какие бывают айсберги и места их обитания . Поэтому. Виктория Васильевна рассказывала нам много интересного, проводила беседы о «ледяных красавицах» . И вот что мы узнали.

«Айс» - по- немецки- лёд. «берг» - гора. (Получилось, гора изо льда) .

Айсберги - это отклонившиеся от материкового льда огромные глыбы, плавающие в морях и океанах.

Они образуются от покровных материков в Арктике, Гренландии, Антарктиде и течение вынесло их в море.

Высота их может достигать 200 метров, а объём -нескольких миллионов кубических метров. Например, «гроулером» называют айсберг , который возвышается меньше одного метра над поверхностью воды, а тот, что выступает на более чем 75 метров - называют «очень большим» .

Если айсберг синего цвета , скорее всего ему более 1000 лет. Тёмно-синий цвет имеют так называемые «чёрные» айсберги , недавно перевернувшиеся в воде . Когда они переворачиваются, то являются причиной ужасного цунами. Девять десятых всей массы айсберги спрятаны под водой .

Для нас они - это прекрасные объекты для изучения и наблюдения. Но для океанских кораблей, представляют огромную опасность.

Если судно вовремя не заметит движущего ледяного гиганта, оно может при столкновении получить серьёзные повреждения или даже погибнуть. Одна из самых ужасных морских катастроф произошла в ночь 14 апреля 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом , в результате чего погибло 1513 человек. Два гиганта шли на встречу друг другу. Одного создавала природа в течении 15000 лет, другого-человек. Но лёд победил металл. А буквально через 2 недели после сталкновения с Титаником айсберг развалился и полностью растаял в водах Атлантического океана. Этот айсберг навсегда запомнят , как разрушительную силу. Поэтому в наше время морской патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Так же на айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.

Чтобы выявить особенности айсберга мы решили вырастить модель айсберга . В пустую, ёмкость мы налили воду и поставили на улице на определённое время.

Когда мы вернулись, то увидели, что вода в ёмкости замёрзла, занесли её в группу и вытащили. В связи с низкой температурой вода превратилась в лёд, и приняла форму сосуда, в котором она находилась- так появился наш айсберг .

После этого нам стало интересно, будет ли наш айсберг плавать в воде , или же он утонет? И провели следующий эксперимент. Взяли пустой прозрачный

сосуд, наполнили его водой и стали опускать в неё разные предметы. Когда мы опустили ложку весом 50 г. - она утонула , камень весом 40 г. - утонул , магнит-вес которого 50 г. - утонул , а при опускании льда мы заметили, что

айсберг не только не тонет в воде но и , будто живой, постоянно переворачивается. Оказывается он начинает таять снизу, вода омывает его с боков, а потом солнце стало плавить лёд сверху. Отсюда следует, что айсберг тает с двух сторон .

На него действует две силы : его вес тянет вниз, а вода выталкивает. Отсюда берётся энергия, которая помогает ему двигаться. Когда вода попадает в расщелины льда, он издаёт звуки, которые можно даже услышать.

Предмет масса Тонет или нет

магнит 50 г.

50г. Тонет

Почему же плавает лёд ?

Ученые доказали, что вода в твердом состоянии имеет ажурное строение с полостями и пустотами.

Кристаллическая структура льда

При плавлении они заполняются молекулами воды, поэтому плотность жидкой воды оказывается выше плотности твердой. Поскольку лед легче воды, то он плавает на ней, а не опускается на дно. Это играет в природе очень важную роль. Если бы плотность льда была выше, чем воды, то, появившись на поверхности вследствие охлаждения воды холодным воздухом, он погружался бы на дно и в результате весь водоем должен был бы промерзнуть. Это катастрофически сказалось бы на жизни многих организмов водоемов.

Изучая научные факты мы узнали , что такое плотность. Плотность вещества - это плотность тел, состоящих из этого вещества.

Решили провести ещё один эксперимент «Водоплавающий лимон» . Набрали в ёмкость воду и опустили в неё лимон. Лимон плавал.

А затем очистили его от кожуры и вновь опустили в воду. Он утонул .

Мы сделали вывод, что очищенный лимон утонул из-за того , что увеличилась его плотность. Кожура у лимона мене плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогли лимону остаться на поверхности воды.

Вывод : при замораживании воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это и позволяет айсбергу плавать . Плотность айсберга меньше плотности морской воды, одна десятая его поверхности остается над водой.

В ходе нашей работы мы узнали , что вода в море содержит много солей, то есть солёная. Будет ли она, каким- то образом действовать на айсберг ? И решили провести ещё один эксперимент- определить как айсберг ведёт себя в солёной и пресной воде .

Для этого эксперимента нам понадобились две прозрачных ёмкости наполненные водой. В одну ёмкость мы насыпали соли, А в другой- вода осталась пресной.

Одновременно погрузили в воду наши айсберги и увидели , что в пресной воде айсберг опустился глубже , а в солёной воде - находится выше уровня воды.

Этот опыт доказывает. Что плотность солёной воды больше, чем плотность пресной воды, значит солёная вода сильнее выталкивает лёд.

Ещё известный учёный Михаил Ломоносов в своё время говорил, что айсберг состоит из пресной воды. Она имеет плотность- 920кг/куб. м. А морская вода плотнее- около 1025кг/куб. м.

Наше предположение подтвердилось. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что айсберги не тонут потому . Что солёная вода в море выталкивает лёд.

Спустя десятилетия после ужасной катастрофы с Титаником на смену страха, пришёл интерес. Мы поняли, что это удивительные и красивые создания природы. Мы узнали, что айсберги и подводные течения играют огромную роль в изменении климата. Сохранность полярных регионов сегодня важна как никогда.

Используемая литература

1. А. Ликум «Всё обо всём» . Энциклопедия для детей - Москва, Компания «Ключ-С» 1994.

2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва, «АЗЪ» ,1993.

3. «Энциклопедический словарь юного физика» Составитель Чуанов В. А., Москва «Педагогика Пресс» , 1995.

4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «География» , «АСТ» , 1998.

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «Природные катастрофы» , «АСТ» , 1999.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «Физика» , «АСТ» , 1996.

7. Видеозапись «ВВС живая природа» .

Приложение

Фотографии айсбергов

Аминев Ренат

Цель исследования:

исследование роли айсбергов в жизни человечества.

Гипотеза:

Айсберги могут не только наносить вред людям, но и приносить пользу им.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Аминев Ренат

Ученик 3 «Б» класса

Руководитель проекта:

Гнездилова Лариса Ивановна

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Нижневартовск

  1. Введение………………………………………………..………………3
  2. Основная часть:…………………………………………………...…...5
  1. Что такое айсберг? Его размеры и внешний вид……………..…….5
  2. Образование айсберга…………………………………………………7
  3. Отрицательная роль айсбергов в жизни человека…………………..7
  4. Польза айсбергов в развитии жизни на Земле………………..……...8
  1. Интересные факты……………………………………………..……. .9
  1. Заключение………………………………………………………….….11

Библиографический список…………………..……………………………...12

Приложение……………………………………………………………...…....13

  1. Введение.

Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги.

Для ученых айсберги – это прекрасные объекты для изучения и наблюдения. Но для океанских кораблей они представляют огромную опасность.

Данная проблема интересовала многих исследователей с давних времен, актуальна она и сейчас, так как это природное явление вызывает панический страх.

И немногие догадываются о практической значимости ледяных глыб – айсбергов, о той пользе, которую они уже сейчас приносят людям.

Меня тоже очень заинтересовала эта тема, и я решил более подробно изучить ее с помощью дополнительной литературы и Интернета.

Цель исследования:

исследование роли айсбергов в жизни человечества.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Установить процесс образования айсбергов.
  3. Рассмотреть разнообразие айсбергов, их поведение в водных глубинах.
  4. Проанализировать отрицательное воздействие айсбергов, изучив исторические факты.
  5. Рассмотреть возможность положительного использования айсбергов.

Гипотеза:

Айсберги могут не только наносить вред людям, но и приносить пользу им.

Методы исследования:

  1. Изучение печатных материалов, видеоматериалов и Интернета;
  2. Систематизация изученного материала;
  1. Основная часть
  1. Что такое айсберг? Его размеры и внешний вид.

«Айс»- по-немецки – лед, «берг» - гора.

Айсберги – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Они могут быть на плаву или сидеть на мели. Особенность айсбергов в том, что этот цельный ледяной массив весь пропитан воздушными пузырьками, почти как пористый шоколад. Поэтому его удельный вес несколько меньше, чем обычного льда.

Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды - около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.

Например: льдина высотой 45 метров над поверхностью воды, уходит вглубь на 200 метров. Такая гора содержит очень много льда. Некоторые из них весят 180 000 000 тонн .

Размеры айсбергов различны. Встречаются небольшие размером 5-10 метров в диаметре, но чаще наблюдаются айсберги диаметром более 100 метров.

В океане встречались ледяные исполины в десятки и больше сотни километров.

В 1854-1864 годах ученые десять лет наблюдали за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 км и высоту 90 метров.

Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385 км, а ширина 111 км.

А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году – высота пика этой ледяной горы составила 450 м.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся наибольший известный до настоящего времени айсберг B-15 площадью свыше 10000 км². Весной 2005 года его осколок - айсберг B-15A - имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.

В Антарктиде айсберги гораздо крупнее, чем в Арктике. Это связано с тем, что Южный континент покрывает огромные шельфовые ледники, от которых откалываются гигантские плоские глыбы – столовые айсберги. Они также долго не тают, поскольку дрейфуют в холодных Антарктических течениях.

Среди айсбергов встречаются и особенные - айсберги – острова . На поверхности этих айсбергов есть холмы и реки, валуны и птичьи базары.

Например, о Земле Элсмира в Канадском Арктическом архипелаге один из посетивших ее полярников писал: «Я не мог разобрать, где кончается суша и начинается лед. Трещин нет, суша, кажется, сливается со льдом, который возвышается в виде вала».

В 1707 году китобой Джиллса увидел в океане, неподалеку от Шпицбергена, берега неведомой Земли. На карте появилась Земля Джиллиса. Но найти ее в последствии не удалось.

В марте 1946 года опытный летчик Илья Котов обнаружил землю севернее острова Врангеля. Площадь – около 500 квадратных километров, небольшие холмы, реки. Казалось, что самолет летит над заснеженной тундрой. А через год «остров» обнаружили в двух милях к западу.

Исследователей интересует также вопрос о том, что прячется под водой? Как выглядит айсберг снизу?

Поверхность айсберга под водой напоминает горы, только уходящие вершинами вниз. В 1969 году на дрейфующей станции «Северный Полюс-18» начались исследования.

Главной задачей подводников было узнать, как ведут себя льды в глубине. Предполагали, что летом они тают, а зимой – нарастают. Но оказалось, что даже при самых сильных морозах на поверхности, холод не достигает нижней кромки льда. И айсберги тают снизу в течение всего года – на полметра за год.

Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане –

незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах.

  1. Образование айсберга.

Мы знаем, что покровные ледники суши находятся в постоянном движении в сторону океанов и морей. Айсберги откалываются от шельфовых ледников Арктики и Антарктиды. В северном полушарии это происходит обычно весной в начале лета. Течение выносит огромные ледяные глыбы в открытое море. Прорвавшись в Атлантический океан, они дрейфуют в его водах на юг, пока теплые воды снизу, а солнце и ветер сверху не растопят их. Некоторые из льдин живут долго – год, два и даже три, проплывая за это время тысячи километров, почти достигая экватора. Ежегодно в путь от берегов Гренландии отправляются до 15 000 айсбергов.

Наибольшее число айсбергов откололось от ледника Япобсхави на западном побережье Гренландии, около тысячи трехсот айсбергов, общим весом свыше двадцати миллионов тонн.

  1. Отрицательная роль данного природного явления в жизни человека.

Айсберги подстерегали человека с тех пор, как он решился отплыть от берегов Европы на запад. Даже сейчас, когда современные радары помогают предотвратить катастрофические столкновения, айсберги представляют собой серьезную угрозу для судов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана- 153 на 36 км. В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службой

При ясной видимости айсберги хорошо видны над поверхностью воды. Но плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха, который сгущается над ее холодной поверхностью. Айсберги становятся практически невидимыми. Именно это и является основной угрозой для кораблей.

Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 секунд после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.

В 1959 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом датский корабль «Хедтоор», который затонул в Северной Атлантике.

При этом айсберги, подтаивая в теплых водах, могут оказаться неустойчивыми. Если надводная часть его станет больше подводной, он переворачивается. Это погубит любое судно. Айсберг всегда сильнее корабля.

  1. Польза айсбергов в развитии жизни на Земле.

Несмотря на весь негатив, который несет айсберг, он является и гигантским хранилищем пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и, особенно в странах с жарким пустынным климатом. В айсбергах сосредоточена большая часть пресной воды на Земле. Айсберги Антарктиды поставляют в океан ежегодно около двух тысяч кубических километров пресной воды, а ледяные полосы Гренландии 240-300 кубических километров.

Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва. Уже сейчас практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.

Именно благодаря таянию айсбергов холодные океанические течения насыщены кислородом.

2.5 . Интересные факты.

При изучении литературы я столкнулся с интереснейшими фактами об айсбергах. Например, я узнал, что:

  • если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет;
  • существуют поющие айсберги;

Последний факт меня особенно заинтересовал. Оказывается бывший исследователь Арктики, сегодня профессор Гаврилов исследует Антарктику оригинальнейшим образом – прослушивает из-под воды.

Все началось в 2002 году, когда сотрудники немецкого Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера сделали интересное открытие – записали на пленку и смогли воспроизвести «пение» отколовшегося айсберга. Как это часто бывает, открытие было сделано случайно – ученые занимались записью сейсмических сигналов.

«Певцом» оказался большой (шириной 20 км и длиной 50 км) айсберг B-09A у восточного побережья Антарктиды. Гигантская глыба врезалась в подводный полуостров и застряла там, а потоки воды, протекающие на большой скорости сквозь расселины и тоннели в айсберге, заставили петь огромную льдину.

Они и в самом деле поют, эти ледяные горы. Однако звуковые волны, исходящие от айсберга, имеют слишком низкую для нашего слуха частоту. Океанологи, которые проводят теоретические и экспериментальные исследования в области акустики океана в Центре морских исследований университета Кертин в Перте, проигрывают записанные в четырех диапазонах (3–15 Гц, 15–30 Гц, 30–60 Гц и 60–100 Гц) звуки и шумы Антарктики с повышенной в десять и двадцать раз скоростью. Только в такой записи человеческое ухо способно услышать пение айсбергов – низкое, мощное гудение, будто бы в огромной оркестровой яме невидимого театра настраивает свои инструменты далекий оркестр.

Изучение поющих айсбергов, анализ звуковых волн, источником которых они являются, – лишь небольшая часть чрезвычайно интересного проекта по изучению Антарктики, предложенного австралийскими океанологами-акустиками три года назад. Слушать Антарктику из-под воды – главная идея этого проекта. Ученые исследовали технические возможности и эффективность длительного непрерывного дистанционного акустического обнаружения, классификации и статистического анализа таких событий, как растрескивание льда и откалывание айсбергов на антарктических шельфовых ледниках. Дело в том, что процессы уменьшения ледников за счет отламывания, отрывания от них крупных айсбергов – один из основных индикаторов глобальных климатических изменений. Процессы откалывания антарктических льдов, наблюдаемые на протяжении последних 20 лет, носят чрезвычайно интенсивный характер и привели к значительным изменениям в антарктическом ледниковом щите. Особую тревогу у ученых вызвали несколько недавних случаев откалывания крупных айсбергов. Тем не менее однозначного вывода – остается ли интенсивность откалывания льдов в естественных пределах или же неуклонно нарастает – пока нет. Для более точного предсказания дальнейшего вероятного разрушения антарктического ледникового щита необходимо постоянное научное наблюдение.

  1. Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, мы может сделать вывод о том, что такое природное явление как айсберг, не является только лишь злом и опасностью для людей.

Это перспективное направление для научных исследований.

А также оно имеет большую практическую экологическую значимость. Если на Земле источники пресной воды иссякнут по каким-либо причинам, люди могут использовать воду, которая находится в замороженном виде в айсбергах.

Эти знания можно применить на занятиях экологии, на факультативных курсах, при подготовке к экзаменам.

Библиографический список

  1. Болтянский В.Г., Алексин А.Г., Жаркова Л.М. «Что такое? Кто такой?» Том 1. – М.:Наука, 2000
  2. Черныш М.В. «Я познаю мир». – М.: Дрофа, 2000
  3. Малофеева Н.Н. «Большая книга интересных фактов» - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.-240с.
  4. Энциклопедия «Азбука природы», - М.: «Ридерз Дайджест», 2001.-336 с.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Айсберг
  6. www. krugosvet.ru
  7. www. geosite.com.ru
  8. www. lenta.ru

Приложение.

Айсберги –

это отколовшиеся от ледника массивы

различной формы.

Айсберг - весь пропитан воздушными пузырьками, почти как пористый шоколад.

Поверхность айсберга под водой напоминает горы,

только уходящие вершинами вниз.

В океане встречаются ледяные исполины

в десятки и больше сотни километров.

Среди айсбергов встречаются и особенные - айсберги – острова.

Айсберг всегда сильнее корабля!

Айсберги являются гигантским хранилищем пресной воды, которой не хватает во многих странах с жарким пустынным климатом. Уже сейчас практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет;

Существуют поющие айсберги;

Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина.