От табуреток к роботам: как изменились уроки технологии в школах. Нужен ли труд в современной школе Уроки технологии для мальчиков в современной школе

У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, направленную на школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики раздолбали раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель — новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии. Более подробное изучение этого предмета будет уходить в так называемые элективные, то есть обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, а бо́льшее внимание уделяться внеурочной деятельности. И тут уже решение должны принять сами дети, что для них станет приоритетом – технология на курсах и в кружках или какая-то иная наука для углублённого изучения.

В последнее время родители ни раз отмечали, что уроки технологии в школах устарели. Жизнь идёт вперёд, а трудовое воспитание топчется на одном месте, в большинстве школ не обновляется оборудование, не внедряются более современные технологии.

«Черёмуха» решила выяснить, так ли это на самом деле? Что изменилось в уроках труда-технологии за последнее время кроме названия, как повлияли на них стандарты, в рамках которых живёт школа?

ЧТО ХОТЯТ РОДИТЕЛИ?

Чтобы дети вышли из школы в буквальном смысле универсалами.

Николай Соловьёв, папа 12-летнего Антона и 14-летней Наташи: «Девочки умели бы готовить не тривиальные блюда типа бутербродов и салатов, а более сложные, освоили бы кройку и шитьё, основы ведения домашнего хозяйства, были психологически готовы к созданию семьи. Мальчики знали бы дерево- и металлообработку, стали технически подкованными. Было бы хорошо, если б дети владели медицинскими знаниями».

С одним согласна – основы медицинских знаний в человека нужно закладывать с подросткового возраста. Но делать это должны специалисты. Но почему бы перечисленные выше знания не заложить в ребёнка родителям? Но реалии современности таковы, что почти половина детей в каждом классе – из неполных семей. Отсутствуют, как правило, папы. Девочкам основы ведения домашнего хозяйства мамы, бабушки ещё могут показать, объяснить. Как быть с мальчиками? Нагрузка падает на учителей технологии. А в полных семьях родители озабоченные зарабатыванием денег, практически не видят своих детей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Учителя технологии считают, что сегодня сложился стереотип относительно уроков технологии, который нужно ломать. Существует мнение: на уроках школьники только и делают, что мастерят табуретки и швабры, а девочки вышивают крестиком. На самом деле всё не так. По крайней мере в тех школах, где удалось побывать во время подготовки этого материала. Сегодня ребята знакомятся со множеством направлений – черчением, электротехникой, технологиями обработки различных материалов, ведением домашнего хозяйства, ремонтом и строительством. Например, восьмиклассники в рамках региональной программы профессиональной подготовки школьников изучают современные отрасли и производства Ярославской области, вузы и учебные заведения региона.

Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов: трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику. Новые образовательные стандарты предусматривают возможность внедрения в учебный процесс современных образовательных блоков по усмотрению учителя.

Проблема как раз в том, кто будет продвигать современные направления в школах города? Средний возраст учителей технологии – порядка 45 – 50 лет. К тому же, молодых специалистов, желающих пойти работать в школу, не очень много. Сложился стереотип, что здесь мало зарабатывают. Но при хорошей загрузке учителя можно получать среднюю зарплату по городу. Плюс отпуск летом — 56 дней, три раза в учебном году каникулы. Есть и социальные гарантии. Существует региональная программа ипотечного кредитования для покупки жилья молодым специалистам.

Педагоги уверены — нужно возрождать престиж профессии школьного учителя и как можно скорее, рассказывать о её плюсах, пропагандировать среди подростков и родителей. Может, и не стоит ждать молодых специалистов из педуниверситетов? В Рыбинске есть свой технический вуз. Почему бы не ввести педагогику в программу обучения студентов как курс по выбору? А после окончания учебного заведения привлечь их для работы в школы.

О том, что в современном мире уроки технологии меняются, рассказала и Галина Чепурина, учитель технологии средней общеобразовательной школы № 12 имени П. Ф. Дерунова: «Мы работаем по программе Ирины Сасовой, в основе которой лежит метод проектов. И дети выполняют свои работы от идеи до воплощения. Если раньше на уроках труда девочки шили салфетки, и у всех они получались практически одинаковые, то сейчас всё по-другому. Недавно мы выполняли проект по театральной кукле – и у каждого ребёнка она получилась своя, кто какую захотел и выбрал для себя».

Галина Алексеевна показала несколько проектных куколок – смешариков, другие сделаны из обычных ложек, третья похожа на планшетную куклу для настоящего театра кукол.

Галина Чепурина: «Выполнив проект, дети представляют результаты своей работы – кто-то просто рассказывает технологию изготовления, а кто-то готовит целый спектакль. Разве это не интересно»?

Одинаковой остаётся только технология изготовления вещей – снять мерки, освоить швы. Но главную роль играет именно творчество.

Лилия Гладкова, учитель технологии средней школы № 26: «Новые стандарты мне больше понравились, потому что дают возможность через проектную деятельность развивать фантазию детей. И дети за проекты берутся с большим интересом. Наша цель как учителей – познакомить девочек с новыми веяниями прикладного искусства, расширить их кругозор. Мы сейчас изучаем интерьер дома, даже формирование семейного бюджета. И чем только не занимаемся – вяжем крючком, на спицах, шьём различные изделия, делаем картины в стиле батик. С появлением интернета у ребят сейчас больше возможностей – увидели что-то там, а на уроках мы это делаем. Даже щи варим виртуально. Жаль только, что сокращают время на уроки технологии».


Фото из личного архива Станислава Матчина

А что же у мальчиков?

Каких только поделок нет в мастерской учителя технологии средней школы № 12 Станислава Матчина, который в этом году стал победителем рыбинского этапа конкурса «Учитель года». Подставки под цветы, планшеты и сотовые телефоны, записные книжки из устаревших компьютерных материалов – дискет, богомолы из «начинки» лампочек накаливания, наборы для ухода за комнатными цветами, часы из старых пластинок, модели самолётов, деревянные чёртики для Хэллоуина. Мальчишки изучают основы дерево- и металлообработки, различные технологии и хитрости, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей жизни.

С девочками осваивать азы кулинарии, изучать кройку и шитьё легче. В каком плане? Материалы не такие дорогостоящие. Не спорю, швейные машины, электроплиты, посуда тоже стоят денег, но это гораздо дешевле, чем приобретение металла, древесины и соответствующих станков, инструментов и приспособлений для уроков технологии у мальчиков.

Сергей Занин, учитель технологии у мальчиков средней общеобразовательной школы №26: «Уроки технологии в школах – удовольствие дорогое. Они «съедают» порядка 40% средств от всего предметного обеспечения. Сегодня стоимость школьного токарно-винторезного станка – примерно 240 тысяч рублей плюс в 50 тысяч выльется его установка и подключение. А ещё стоимость инструментов и приспособлений. Поэтому часы на работу с металлом сокращены. Стало больше времени уделяться декоративно-прикладному творчеству».

Сергей Николаевич показал образцы изделий из древесины и металла, которые они делали и делают с мальчиками на уроках технологии. У современных ребят изделия получаются более простые, чем у детей в 80-90-е годы. Причина — проблемы с материально-техническим обеспечением. Оборудование и инструменты изношены, а на приобретение новых средств, как всегда, не хватает. В своё время предприятия оказывали помощь школам и инструментами, и станками.

Чтобы сегодня сделать уроки труда более высокотехнологичными, нужна база, оборудование, материалы, специалисты, в конце концов. Сегодня, к сожалению, нет преемственности среди педагогических работников. Ведь и учитель, прежде чем дать ребёнку знания, сам должен уметь работать на станках и руками. В настоящее время не хватает учителей технологии для мальчиков. В некоторых школах этот предмет у них ведут женщины. Чему они могут научить мальчишек? Да, теоретические знания по учебнику они дадут, но самое главное – практика, на которую по программе отдаётся 75% учебного времени.


Фото из личного архива Станислава Матчина

Сергей Занин: «Я считаю, что мы должны научить ребёнка работать руками и дать азы работы различными инструментами, на станках. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Если нам немного углубиться в историю. Вы знаете, что впервые трудовое обучение в немецких школах ввёл Бисмарк. И упор был сделан именно на ручной труд. После чего Германия стала быстрыми темпами развиваться, как индустриальная страна. И развивается до сих пор. По её примеру пошли Франция, Англия, США. Наша страна в начале XX века была одним из лидеров по ручному труду, в то время работало около 5 тысяч преподавателей».

После нашего разговора подхожу к мальчишкам, которые только что на уроке технологии осваивали электрическое дело. Судя по горящим глазам, им это нравится.

— Чем бы ещё хотели заниматься на уроках технологии? – допытываюсь у них. Ребята только заулыбались и побежали на перемену. Им на помощь пришёл Сергей Николаевич:

«Наша цель – привить любовь к труду, заинтересовать детей, увлечь их творчеством. Но для этого нужны материалы, инструменты, станки, конструкторы».

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РГАТУ

Если отойти от стандартов, какими могут быть уроки технологии в школе? Этот вопрос «Черёмуха» адресовала одному из преподавателей Рыбинского государственного авиационного технического университета. У него своё видение, довольно оригинальное.

Андрей Печаткин, заведующий кафедрой радиоэлектронных и телекоммуникационных систем РГАТУ, кандидат технических наук: «На мой взгляд, можно пойти и в более интересные сферы, например, робототехнику, которая объединяет в себе многие области знаний. И заниматься этим могут как девочки, так и мальчики. На первом этапе ребёнок конструирует своего робота. Какую функцию он будет выполнять – зависит только от его фантазии. В данном случае дети обращаются к такой области знания как механика. Создали объект. Теперь в него нужно «вдохнуть» жизнь, чтобы робот смог выполнять простейшие команды – двигаться в разных направлениях, поднимать руки, брать что-то. Здесь уже «вступают» в дело такие науки, как программирование, информатика. После чего его можно сделать более изящным – с помощью 3D принтера придать форму. В данном случае дети уже осваивают системы автоматизированного проектирования. Робота можно сделать разноцветным».

Современная техника, которая, кстати, безопасна для ребёнка, позволяет это сделать. Кроме того, робот может быть радиоуправляемым. И пусть эти игрушки растут вместе с детьми. И можно устраивать соревнования – у кого робот быстрее преодолеет препятствия, доберётся из точки А в точку Б — фантазировать до бесконечности. Но можно создавать и более реальные устройства для нужд школы, например, тепловизоры — устройства для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности. С их помощью фиксировать, происходит ли утечки тепла в школе, исследовать тело человека и животных, растения, ответить на вопрос, что происходит с проводником, когда через него проходит электрический ток.

Что потребуется для создания роботов? Типовые наборы для их создания, компьютер и программное обеспечение, дизайнерские программы и 3D принтер – всё, к слову, сегодня возможно приобрести.

К чему приведёт сокращение часов на уроки технологии в школе? Наверное, к тому, что дети всё меньше будут работать руками. Всё, что нас окружает – создано трудом и руками. Труд – основа жизни человека. Поэтому и уроки технологии в школе должны быть производительными. Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость, внимательность. В конце концов, формирует из ребёнка человека.

  • Светлана Бакунина

Если вы уверены, что уроки технологии - это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим.

Знакомьтесь - Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.

Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком - но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.

Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.

Татьяна Галатонова

учитель технологии Лицея №87 им. Л.И. Новиковой, Нижний Новгород

Я по образованию инженер-механик, 12 лет работала инженером-конструктором самолётной оснастки на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». Мои собственные дети привели меня в школу. Два года я совмещала работу инженера и педагога дополнительного образования, затем ушла в школу насовсем - руководителем технического кружка. А через несколько лет стала вести уроки технологии (технического труда).

Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.

Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.

Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?

Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.

Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост - это нужно самому ребёнку.

Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом - мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал.

Значит, нужно дать ребёнку такую возможность: пилить, строгать и мусорить, пока он хочет!

Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир.

Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.

Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?

Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.

Я отношу себя к партии «борща и напильников».

Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология».

Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология - это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», - говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете.

А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.

Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…

Марсоход-шагоход Степана Рыбина

А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?

Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.

Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе - один токарный станок и один сверлильный.

С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.

Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.

Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?

Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.

Сначала я ставлю перед ребятами задачу - придумать. Именно она и является самой сложной для современных детей.

Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить - это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.

Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.

Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?

В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.

У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.

Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?

Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.

Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них - огромная работа мысли и рук.

Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.

Гидравлические приводы в действии. Испытание механизма подъёма стрелы у автомобиля.

Какова роль родителей ваших учеников в реализации этих проектов? Вряд ли у них получается «стоять в стороне».

Конечно, наше увлечение техникой невольно затягивает и родителей. Я очень дружу с семьями своих юных исследователей и изобретателей. Без их активной поддержки мы бы не смогли сделать ни один свой проект: ни проверить работу инкубатора, ни разобраться, почему же хомяки такие разные, ни выяснить, почему вода не хочет подниматься на последний этаж…

В целом я очень активно привлекаю родителей к занятиям проектной и исследовательской деятельностью. С 1 класса веду кружок «ЭксперименТаниум». Это игровая наука, или научная игра. На этих занятиях дети в игровой форме знакомятся с различными физическими законами и воплощают их в простейших поделках. Но кроме этого, на занятиях происходит введение в исследовательскую деятельность.

И уже к новому году любой первоклассник сможет научить своего родителя тому, как выполнить исследовательскую работу: найти проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опыты, проанализировать и обобщить полученные результаты. Не родитель будет учить этому ребёнка, а, наоборот, ребёнок родителя.

Познавая законы этого мира, ребёнок готовится стать взрослым. Все выводы, полученные в результате исследования - не просто часть работы, а траектория движения ребёнка от теории к практике.

В проектных работах подход к практикоориентированности иной. Все детские изобретения субъективны, они являются открытиями только для самих детей. Изобрести что-то новое в возрасте 10-12 лет сложно, поэтому практической ориентированностью обладает сам ход подготовки проекта: составление конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание модели, овладение новыми инструментами, приспособлениями, расширение границ применения обычных вещей (например, гидравлических приводов из обычных медицинских шприцов). Именно в таком смысле и исследовательские, и проектные работы отталкиваются от практики и к практике приходят.

Урок подготовила учитель начальных классов: Найдёнова Н.Л.

Урок труда: 3 «Б» класс

Тема : «Подушечка для игл»

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Формирование у учащихся знаний и умений по труду обработки подушечки для игл.

2. Способствовать запоминанию основной терминологии.

3. Формирование представления о творческой работе.

4. Способствовать пониманию качества готового изделия.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Коррекция и развитие связной устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса).

2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление логических и причинно - следственных связей, планирующая функция мышления).

3. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).

4. Коррекция и развитие сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

5. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Воспитательные цели:

1. Воспитывать интерес к учебе, предмету.

2. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к школьному имуществу, трудолюбие, взаимопомощь).

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

Инструменты : игла, ножницы; наперсток

Материалы : деталь подушечки и для игл, нитки, тесьма, синтепон

Дидактическое обеспечение:

Инструкционные карты;

Образец подушечки для игл;

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснения);

Наглядные (показ объектов труда, приемов работы,

Практические (самостоятельная практическая работа учащихся).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: игольница, подушечка для игл, тесьма, синтепон, стежок «вперёд иголка».

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математика, русский язык

Ход урока

п/п №

Этапы

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы.

Постановка цели.

Закрепление знаний учащихся

Заключительный инструктаж учителя

Физкультминутка

Практическая работа

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока учителем

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не простой урок. К нам на урок пришли гости.

Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их, к

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

На прошлом уроке мы уже начали разговор и изготовление изделия-игольницы.

Игольницы могут различаться по форме, виду отделки.

Вопросы учителя:

Для чего предназначены представленные предметы? - (для хранения игл и булавок)

Как называются эти предметы? - (игольницы)

(Открыть на доске слово «игольница»)

Как вы видите, игольницы имеют различную форму и размер

Как вы считаете, какая игольница самая удобная для работы на уроке? - (подушечка)

Тема нашего урока

« ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ»

Прежде, чем приступить к окончательной работе по изготовлению подушечки, мы определим план работы

На прошлом уроке мы начали изготовление подушечки. Наполовину она уже готова.

Какой формы будет наша подушечка для игл? - (квадратной).

Набивать подушечку будем ватой или синтепоном.

(Открыть на доске слова «вата», «синтепон»)

При пошиве изделий применяют швейные нитки.

Инструменты и приспособления

Какие инструменты и приспособления мы выберем для работы?

Послушайте загадку:

На пальце одном
Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Для чего нужен наперсток?

Следующая загадка.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

Прежде чем начать работать с ножницами необходимо, вспомнить « Правила безопасной работы»

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

Угадайте, что это?:

Стальная девица
На ткань ложится.
Снова встаёт,
Строчку ведёт.
(Игла). - Что такое игла?

Игла – заострённый стержень для шитья с ушком на конце.

Прежде чем работать необходимо, вспомнить правила ТБ.

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте(подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

Украшена подушечка будет - тесьмой

- У вас на столе лежит карточка с этапом изготовления подушечки.

Соблюдая технологическую последовательность у вас получится красивое изделие, подушечка для игл.

1.Набить подушечку синтепоном.

2.Зашить отверстие.

3.Украсить подушечку тесьмой.

Итак, нам понадобятся…Необходимо помнить правила ТБ при работе с ними и последовательность изготовления изделия.

Начинаем работать

Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

(Ученикам, кот орые уже завершили работу, даю задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.)

  1. Труд человека кормит…(а лень портит)
  2. От скуки…(бери дело в руки)
  3. Терпение и труд…(все перетрут)
  4. Глаза страшатся… (а руки делают)

Сообщение учителя о достижении целей урока;

Оценка результатов труда учащихся на уроке;

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Демонстрация различных видов игольниц.

игольница

на доске тема

«Подушечка для игл»

Выставляются слова:

Синтепон, вата

швейные нитки

напёрсток

ножницы

на доске Правила безопасной работы»

Слово на доске

игла

На доске

Техника безопасности при работе с иглой

На доске

Тесьма

Технологическая карта (лежит на парте)

На доске принадлежности

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая Карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3. Зашить отверстие.

Техника безопасности при работе с иглой

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2.Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, так как они легко ломаются.

3.Ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

4.Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду и случайные предметы.

5.Шить иголками только с наперстком, чтобы избежать укола пальца.

6.Не откусывать нити зубами, а отрезать их ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя;

2.Не держите ножницы концами вверх;

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

5.Нельзя оставлять в раскрытом виде.

Предварительный просмотр:

Сценарий выступления команды «Зелёный огонёк»

Дети выходят на сцену под мелодию «Вместе весело шагать»

1 уч.: Здравствуйте!

2 уч .: Вас приветствует команда 3 «Б» класса

Хором: «Зелёный огонёк»

3 уч. - Наш девиз:

Хором:

«Наш зелёный огонёк»,

Друг, помощник верный,

Безопасным сделать путь

Сможет непременно!»

1 уч. Светофор-это самый главный дорожный знак. Он родился в Лондоне в 1868 году. В переводе с греческого языка слово светофор означает «несущий свет».

2 уч. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

3 уч . Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

2 уч. Ты переходишь улицу-

Остановись на миг.

Стой тихо и спокойно,

Сигналов жди моих.

1 уч.

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз горит в упор.

Вид он грозный напускает,

2 уч.

Желтый, вспыхнул вслед за ним-

Постоим, повременим.

Жёлтый свет-предупрежденье

Жди сигналов для движенья!

3 уч.

А за ним зелёный глаз

Вспыхнул впереди.

Скажет он: препятствий нет,

Смело в путь иди!

4 уч.

Пусть другие люди ждут,

Пока зелёный свет дадут.

Я не буду ждать напрасно-

Проскачу-ка я на красный!

Раздаётся визг тормозов. Пешеход падает, встает, хватается за голову.

1 уч.

Он на красный свет бежал

И в аварию попал.

Хорошо, что жив остался.

4 уч.- Лишь зубов не досчитался.

2 уч.

Пешеходу надо знать,

Где ходить и где гулять,

А водитель должен ездить,

Так чтоб людям не мешать.

4 уч.

А кто подскажет им в пути,

Где проехать, где пройти?

Где опасную дорогу

Безопасно перейти?

3 уч.

На дороге что и как

Объяснит дорожный знак.

Надо знать их непременно,

Чтобы не попасть впросак.

1 уч.

Встретишь синий знак – квадрат,

Будешь знаку очень рад.

Человек идёт по «зебре»

Без опаски, без преград,

Знает этот знак народ-

ХОРОМ: « Пешеходный переход».

2 уч.

А вот если знак другой-

Белый с красною каймой,

Значит что-то запрещает

Не спеши идти, постой!

Человек, велосипед-

Им сюда дороги нет,

Если красною чертою

Перечёркнут силуэт.

3 уч.

Там где школа, детский сад

Треугольники висят,

А внутри бегут детишки.

Знаки взрослым говорят:

«Здесь к дороге близко дети!

Здесь машины тормозят!»

Называется знак «Дети!»

Только он не для ребят.

1 уч.

Мы сегодня пешеходы,

Завтра мы – водители

Будем дети осторожны

ХОРОМ: Будем супербдительны!

4 уч.

Понял я теперь, ребята,

Буду правила учить.

Буду я теперь дорогу

Правильно переходить!

Дети поют песню на мелодию «Чунга – Чанга»

Чтобы в жизни не было беды,

Соблюдать мы правила должны.

Чтоб спокойно жили, без тревог,

Заучить их надо на зубок.

Детям надо, без сомненья,

Помнить правила движенья,

Помнить правила движенья,

Без сомненья.

На дороге, на дороге

Есть порядок очень строгий

Есть порядок очень строгий

На дороге.

2 уч.

Мы программу показали,

Но прощаться не хотим.

Всех, кто слушал нас сегодня

От души благодарим.

3 уч.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы нам выучить их не мешало.

1 уч.

Но основное из правил движенья-

Хором: Знать как таблицу должны умноженья!

4 уч.

- Сумейте вовремя сказать себе «Стоп» (хором), и ваше здоровье и жизнь будут в безопасности!

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роботы-помощники, нейропротезы, "умный дом", 3D-дизайн и лазерная резка... Все это в ближайшем будущем может "прописаться" на уроках технологии в школах: министерство просвещения утвердило инновационную концепцию преподавания этого предмета.

Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. "Трогать их" на практике.

Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди - в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер. Дерево? Задаешь параметры для станка с числовым программным управлением - и вперед к табуретке!

Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, "умным домом" и "интернетом вещей"... Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.

Хорошо, если ребенок может сколотить табуретку или сварить борщ. Но почему это должно быть частью учебной программы? Предмет "Технология" не похож на другие: знания в математике и физике обновляются десятилетиями, а в сфере производства целая "пачка" новых технологий выходит каждый год. Поэтому предмет должен быть очень гибким,- говорит один из авторов предметной концепции, руководитель направления юниоров WorldSkills Russia и ответственный секретарь оргкомитета Олимпиады Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев. - Сегодня многие школьники выбирают профессию практически вслепую: у них нет возможности увидеть, что их реально ждет. Поэтому очень важно, чтобы в средних и старших классах предмет "технология" был связан с современным профессиональным обучением. Нужно развивать сетевое взаимодействие.

Как это должно работать в идеале? Допустим, в обычной школе нет оборудования для обработки металла. Зато в соседнем приборостроительном колледже - мастерская "cварочные технологии" по стандартам WorldSkills. Ребята приходят в колледж на урок, пробуют "на зуб" современные станки. Не заинтересовало? Следующий урок уже по другой теме. Зацепило? Можешь приходить в колледж и дальше. Заниматься с преподавателем, изучать разные виды сварки и получить за это оценку в школьный аттестат.

В планах минпросвещения - создать к 2024 году сто центров опережающей профподготовки и 5 тысяч супермастерских. В каждом крупном городе через шесть лет откроется детский "Кванториум". Всего - 245 технопарков, где школьники будут осваивать инженерные знания в режиме нон-стоп: паять первую плату, изучать цифровую печать... Где будет разное оборудование: от компьютеров до вибростендов. Где занятия будут идти по направлениям-квантумам: робо, космо, нано, био, IT и другим.

Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных "Кванториумов". Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.

Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта "Образование" на "Современную школу" планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет "Технология".

От фартуков и табуреток мы отказались уже пять лет назад. Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком, - рассказывает учитель физики и технологии Второй гимназии Новосибирска Павел Оконечников.

Кстати, в этой гимназии сразу пять учителей технологии. Среди них и инженеры-профессионалы, и студенты-магистранты. Классы делят на пять групп по 12 человек. Дети работают в одном направлении в течение семи недель - 14 учебных часов. Затем меняются. И так в течение учебного года знакомятся с самыми разными направлениями: от роботов до кулинарии. Потом все повторяется. Но на более высоком и технологичном уровне. Скажем, восьмиклассники уже рассчитывают оптимальное расположение электропроводки и систему освещения в "умном доме", делают нейропротезы, которые управляются силой мысли, занимаются лазерной резкой - причем и мальчики, и девочки. В фокусе принцип: соберем робота, и он будет работать за нас. Даже модуль "кулинария" - это не просто борщ и винегрет. Вся учебная техника для приготовления блюд оборудована под стандарты WorldSkills: пароконвектомат, конвекционная печь, индукционная плита...

Мы решились на такое новаторство, и нас поддержали. Сегодня наша гимназия - это стажировочная площадка для еще 17 школ, - делится Павел Оконечников. - Программа полностью соответствует ФГОС и реализует все заложенные туда компетенции. Технология - это полигон для практического применения разных предметов. Физику здесь можно рассмотреть с позиции электрического тока в электромонтаже или механической прочности в робототехнике. Химию - в процессах приготовления и хранения пищи. Инженерный дизайн - это вообще сплошная геометрия.

Впрочем, урок технологии - все-таки про будущую профессию, а не про то, что ты будешь делать дома, уверены эксперты. Главное - научить ребенка работать в команде, создавать собственные проекты. Предметы "Информатика" и "Технология", скорее всего, будут разведены по темам. Возможно, первый станет больше теоретическим, фундаментальным, а второй - скорее прикладным. Все должны расставить по местам обновленные образовательные стандарты, которые обсуждаются на самом высоком уровне.

Пока же ситуация даже в пределах одного города очень разная. Где-то еще сколачивают табуретки, а где-то собирают роботов. Школа выбирает сама, что ей ближе - закон это позволяет.

У нас сейчас нет труда в его традиционном понимании - только информатика, - говорит член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяна Суздальницкая. - Школа должна давать то, что реально пригодится в будущем.

Надо сказать, Москва здесь ушла далеко вперед. В проекте - тысячи учеников, более 100 школ и около 40 учреждений среднего специального образования. К примеру, в Колледже железнодорожного и городского транспорта занимаются ребята из инженерных классов шести столичных школ. Осваивают профессии "Слесарь по ремонту автомобилей" и "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин". Но чем дальше от столицы, тем меньше встречается подобных примеров профориентации.

В прошлом полугодии у нас было всего два урока в неделю. Мы делали поделки из дерева с помощью ножовки, напильника, стамески, - признается восьмиклассник из Перми Аркадий Постоногов. - Девочек учат готовить.

Сделанная своими руками вещь - ценнее десятка проектов и презентаций. Когда-то в школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях

Традиционное разделение труда на "женский" и "мужской" пока прочно удерживает позиции. И это несмотря на то, что единственная оставшаяся в федеральном перечне линейка учебников по технологии для 5-9 классов гендерными стереотипами уже не оперирует. Но зато учитывает особенности городских и сельских школ. К примеру, если для первых предлагается практическая работа по изучению состава сухих кормов для кошек и собак, то для вторых - различий технологий заготовки силоса и сенажа.

Традиционные учебники для курса "Технология" в основной школе строились по схеме учебников для предмета "Трудовое обучение". По содержанию - это учебники по трудовому обучению 70-80-х годов прошлого века. Авторы надеются, что новые пособия помогут воспитать современного человека, который не только будет владеть трудовыми приемами, но и иметь общее представление обо всех технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентироваться в мире профессий.

Официально

Ольга Васильева, министр просвещения:

Мы не только строим современные новые школы, но и улучшаем образовательные технологии, улучшаем всю инфраструктуру школы, ее содержание. У нас почти полностью обновляется содержание предмета "Технология". Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. При этом благодаря возможностям сотрудничества с передовыми технологическими компаниями в сфере образования российская школа может получить то, что нам так необходимо - цифровые классы, современные образовательные наработки... Я думаю, что общими усилиями мы добьемся результатов, а результаты у нас главные - повышение качества образования.

Детям не нужны бесполезные знания. Им нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Сделанная своими руками вещь - ценнее десятка проектов и презентаций. В свое время трудовое обучение было единственным предметом, который знакомил школьников с производством - материальной основой жизни общества. На уроках труда мальчики и девочки получали практические знания и умения в процессе изготовления настоящих вещей. В школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях. Мальчики делали сувениры для девочек и настоящие инструменты, которыми оснащались школьные мастерские. Детям нравились уроки труда. При опросах многие называли труд любимым предметом. После 8-го класса они были психологически готовы к освоению многих профессий, так как имели опыт владения инструментами. А навыки точной работы инструментами нужны всем: ювелиру и скульптору, зубному врачу и хирургу, строителям самолетов и монтажникам электронных приборов. Трудовые навыки - необходимый элемент гармонично развитой личности.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Ксения Колесникова