Экзамены на физико-математическое направление в Лицей БГУ. Заочная дискуссия. Лицей БГУ: место для самых умных Что вас тревожит в белорусском среднем образовании

Из «Правил приема в лицей Б ГУ на 2002 г.»

1. Общие положения

1.1. В лицей БГУ принимаются на конкурсной основе учащиеся, проживающие на территории Республики Беларусь и окончившие в текущем году 9 классов.

1.2. Учащиеся, поступившие в лицей, продолжают обучение в 10- 11-м классах бесплатно. В лицее имеется платная форма обучения на договорной основе.

1.3. Приемная комиссия лицея

назначается соответствующим приказом ректора БГУ и работает под его председательством. Формы конкурсного отбора, условия и порядок проведения вступительных экзаменов разрабатываются приемной комиссией лицея и публикуются не позднее, чем за 2 месяца до начала экзаменов.

1.4. 1.4. Абитуриенты, поступающие в лицей, подают в приемную комиссию лицея следующие документы: - заявление на имя директора лицея установленного образца выписку об оценках за пер- вую-третью четверти 9-го класса;

1.5. 6 фотографий размером 3x4 см;

1.6. медицинскую справку по форме 086У.

Победители республиканских олимпиад школьников текущего года представляют, кроме того, копии дипломов победителей соответствующей олимпиады.

2. Порядок проведения конкурсного отбора

2.1. Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам проводятся в соответствии с государственными программами Республики Беларусь для 9-х классов с углубленным и профильным уровнями обучения.

2.2. В лицей БГУ принимаются учащиеся по следующим профилям: физика, математика, химия, химия и биология, русская и белорусская филология, история и обществоведение. Набор в лицей происходит путем проведения общеобразовательного теста (письменно) и конкурсных вступительных экзаменов.

2.3. Общеобразовательный тест проводится перед вступительными экзаменами и оценивается «зачет/незачет». Абитуриенты, получившие «незачет», к сдаче экзаменов не допускаются.

2.4. Абитуриенты, не явившиеся на общеобразовательный тест или экзамены без уважительных причин, а также получившие по результатам экзамена оценку «2», к последующим экзаменам не допускаются.

2.5. Перечень экзаменов по профилям:

1.7. физика: физика (письменно), математика (письменно), физика (устно, с письменным заданием);

1.8. математика: математика (письменно), физика (письменно), математика (устно);

1.9. химия: химия (письменно), математика (письменно), химия (устно);

Химия и биология: химия (письменно), математика (письменно), биология (устно, с письменным заданием);

1.10. русская и белорусская филология: русский язык (диктант), белорусский язык и литература (письменный тест), русская литература (устно);

1.11. история и обществоведение: всемирная история новейшего времени (письменный тест), белорусский язык или русский язык (диктант), история Беларуси (устно). О своем выборе экзамена (белорусский или русский диктант) абитуриент сообщает при подаче документов.

2.6. Без вступительных экзаменов в лицей принимаются:

1.12. по математике (дипломы I, II, III степеней) и по информатике (дипломы I степени) - в математический класс;

1.13. по физике (дипломы I, II степеней) - в физический класс;

1.14. по химии (дипломы I, II степеней) - в химический класс;

1.15. по русскому или белорусскому языку (дипломы I, II степеней) - в филологический класс;

по химии или биологии (дип ломы I степени) - в химико- биологический класс;

1.16. по истории (дипломы I степени) - в исторический класс;

б) победители олимпиад «Абитуриент лицея», которые проводятся в апреле- мае, - на соответствующие специальности.

2.7. Освобождаются от одного из экзаменов с выставлением оценки «5»:

а) победители республиканских олимпиад школьников:

б) по химии или биологии (дипломы II, III степеней) при поступлении в химико-биологический класс;

1.17. по истории (дипломы II, III степеней) при поступлении в исторический класс;

1.18. по русскому или белорусскому языку (дипломы III степени) при поступлении в филологический класс;

1.19. по химии (дипломы III степени) при поступлении в химический класс;

1.20. по физике (дипломы III степени) при поступлении в физический класс;

б)призеры олимпиад «Абитуриент лицея» при поступлении на соответствующие специальности.

Общеобразовательный тест и остальные экзамены такие лица сдают на общих основаниях.

2.8. Победители (дипломы II, III степеней) республиканской олимпиады по информатике, поступающие в математический класс и получившие «зачет» по общеобразовательному тесту, сдают экзамен по математике (письменно). При

получении оценки «4» и выше они освобождаются от остальных экзаменов и зачисляются в лицей; при получении оценок «3» или «3,5» - сдают остальные экзамены и участвуют в общем конкурсе.

2.9. Победители (дипломы I, II, III степеней) республиканских олимпиад по предметам, не являющимся профилирующими на данную специальность, сдают все экзамены и участвуют в общем конкурсе с получением одного дополнительного балла.

2.10. На время сдачи вступительных экзаменов абитуриенты местами в общежитии не обеспечиваются.

2.11. Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Рассмотрение апелляций по экзаменационным оценкам проводится в соответствии с соответствующим «Положением».

3. Порядок зачисления

3.1. По результатам вступительных экзаменов и на основании представленных документов приемная комиссия лицея рекомендует абитуриентов для зачисления в лицей БГУ.

Сегодня TUT.BY ставит точку в вызвавшем резонанс вопросе о вступительной кампании в Лицей БГУ. Евгений Ливянт, репетитор, автор программы "Работа над ошибками", конкретизировал свои претензии к Лицею, а замдиректора учебного заведения Игорь Варакса на них ответил, подробно рассказав, как организованы вступительные испытания на физико-математическое направление.

Евгений Ливянт: "Многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике"

Для начала хочу процитировать слова, сказанные мною в передаче о Лицее БГУ: "Экзамены в Лицей БГУ уже завершены. У меня отношение к Лицею БГУ двойственное. С одной стороны, учеников этого Лицея ждет учеба в очень хорошей компании очень интересных людей, очень интересное общение. Минимум школьного идиотизма, который парализует работу многих школ, а в Лицее БГУ он отсутствует как таковой. Учеников ждут интереснейшие мероприятия, события, то есть там круто! Я обо всем этом знаю, так как у меня есть ученики из этого Лицея. Но есть, к сожалению, и обратная сторона медали. Насколько я знаю, вступительные экзамены в Лицей организованы, скажем, не совсем справедливо и честно. И, насколько я могу судить, уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал. Есть плюсы и минусы".

Не буду скрывать, что сомнения (как мне кажется, обоснованные) в честности и справедливости вступительной кампании в Лицей БГУ у меня есть уже несколько лет, и эти сомнения относятся к экзамену по физике. Например, сравнив результаты вступительных экзаменов этого года по математике и физике, я с удивлением обнаружил, что многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике. При 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов. По моему мнению, такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный. И это притом что школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику. Именно по этой причине такие результаты вызвали мое, мягко говоря, большое удивление. На мой взгляд, набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе.

Мое недоумение вызывает и тот факт, что авторы задач, преподаватели, которые готовят в Лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в Лицее. Мои сомнения возникли не только по этим причинам, но для начала я бы очень хотел получить аргументированное объяснение по изложенным выше фактам.

Когда редактор портала TUT.BY сообщила мне о реакции руководителей и преподавателей Лицея БГУ на программу "Работа над ошибками" и их , то она поинтересовалась, готов ли я обсудить эту проблему с авторами письма. Я сразу же согласился, причем предложил встречу в любом формате – закрытом или публичном, в Лицее или редакции портала, один на один или в присутствии третьих лиц. Это предложение было отправлено авторам письма и продублировано по телефону.

TUT.BY: Игорь Варакса отказался от дискуссии в студии, пояснив, что в прямом эфире можно упустить важные моменты, а письменно можно изложить все детали.

Для выяснения истины я предлагаю опубликовать условия вступительных экзаменов в Лицей по математике и физике и в открытом или закрытом режиме проанализировать их результаты. Я готов публично принести свои извинения и признать свою неправоту, если окажется, что мои сомнения не имеют под собой серьезных оснований. Хочу сказать, что я более 10 лет занимаюсь публичной деятельностью – пишу и говорю о проблемах образования, меня обвиняли во многих грехах, но ни разу не уличили во лжи или клевете.

И еще. Мои сомнения, претензии и все наши взрослые "разборки" никоим образом не относятся к ученикам Лицея БГУ, к которым я относился и отношусь с большим уважением и восхищением.

Игорь Варакса: "Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов только потому, что они написали физику лучше, чем математику"

То, что кажется господину Ливянту подозрительным и удивительным, а именно то, что “многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике” , на самом деле является целью проведения вступительной кампании в Лицей БГУ. Для того чтобы объяснить это, необходимо обратиться к событиям 2008 года. Как известно, тогда система общего среднего образования в Республике Беларусь была переведена на одиннадцатилетнее обучение и одновременно с этим упразднено профильное обучение. До 2008 года в Лицее БГУ на параллели сосуществовало три математических класса и два физических. Конкурсы в них были раздельные. Однако все изменилось с упразднением профилей и введением направлений. С 2009 года на параллели в Лицее БГУ вместо трех математических и двух физических появилось пять физико-математических классов с общим конкурсом. Вот тут и проявилась та проблема, о которой говорит Е. Ливянт, “школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику” .

Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2005-2009 годах

Физический профиль (МАТЕМАТИКА)

Физический профиль (ФИЗИКА)

Математический профиль (МАТЕМАТИКА)

Математический профиль (ФИЗИКА)

Физико-математическое направление (МАТЕМАТИКА)

Если обратиться к средним баллам абитуриентов на вступительных испытаниях в Лицей БГУ по физике и математике, то всегда существовало значительное расхождение не в пользу физики. Так как средние баллы на вступительных испытаниях по физике меньше, то ввиду общего конкурса в 2009 году появились определенные проблемы у абитуриентов, которые были нацелены на физику, но при этом не так хорошо ориентировались в математике. Даже при условии, что данный тип абитуриентов набирал больше баллов по физике, это не позволяло им преодолеть конкурсный отбор из-за более низких баллов по физике по сравнению с математикой. В сложившихся условиях необходимо было найти решение, которое бы уравняло экзамены по физике и математике. Ставилась задача достичь равенства средних баллов по физике и математике среди абитуриентов, чтобы абитуриенты, ориентированные на физику, имели такие же возможности поступления в Лицей БГУ, как и абитуриенты, выбирающие математику.

Как этого добиться? В первую очередь через стандартизацию вступительного теста. Если до 2010 года вступительная работа в Лицей БГУ по физике состояла из пяти задач и существовала проблема охватить в задании все разделы программы, изучаемые в базовой школе, то с 2010 года формат вступительных испытаний был изменен.

За основу была взята форма теста, предлагаемого Республиканским институтом контроля знаний на централизованном и репетиционном тестировании. 18 заданий с открытыми ответами в части А , 12 заданий с закрытыми ответами в части В . Все эти задачи, как правило, решаются достаточно просто, но зато охватывают практически всю программу школьного курса физики. Кроме расчетных задач в программу также входят оптические задачи на построение в плоских зеркалах и тонких линзах, выпускники базовой школы должны уметь собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводов и определять закономерности таких цепей, а также строить графики зависимости физических величин от времени при равномерном движении и движении с ускорением, решать графические задачи на применение кинематических законов движения. Для такого типа задач (задач на построение) была введена часть С . Наконец от старых экзаменов осталась одна или две достаточно сложные задачи - часть D .

Но если до 2010 года перед абитуриентом лежал только лист с условиями и чистый лист, на котором он должен был с нуля представить решение задачи, то после проведения реструктуризации вступительных испытаний по физике абитуриенту выдавался лист ответов, где ему необходимо было ответить на поставленные вопросы. По существу это план решения задачи, и абитуриенту необходимо просто последовательно выполнять достаточно тривиальные промежуточные задания для того, чтобы в конце вывести окончательную формулу или получить численное значение. Таким образом решение объемной и нестандартной задачи сводится к решению множества более простых. Для многих абитуриентов данная форма решения является предпочтительной, так как не обладая навыками решения сложных задач, они тем не менее в состоянии выполнить отдельные шаги и довести задачу до логического завершения. Как результат предпринятых действий средний балл экзаменов по физике начиная с 2010 года неуклонно рос и в 2015 году практически сравнялся со средним баллом по математике.

Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2009-2015 годах

Физико-математическое направление (МАТЕМАТ)

Физико-математическое направление (ФИЗИКА)

У произведенных изменений в форме проведения экзамена по физике есть и еще одно следствие. Поскольку существует лист ответов, то его проще проверять, а значит, при проверке снижается вероятность совершения ошибок.

Если отвечать на замечание господина Ливянта, что “при 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов” , что, по его мнению, “такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный” , то необходимо отметить, что действительно экзамен по физике был нелегкий, но объективно он был проще вступительного испытания по математике. Умеренная сложность и предлагаемый лист ответов позволили учащимся с хорошим знанием физики показать высокие результаты. В целом с вступительным испытанием по математике лучше справились 347 абитуриентов, по физике - 221 абитуриент, одинаковых результатов добились 12 учащихся.

При анализе поданных заявлений оказывается, что среди 22 рекомендованных к зачислению абитуриентов, у которых результат по физике более чем на 10 баллов превышает результат по математике:

16 обучаются в гимназиях Минска, Могилева, Жодино и Несвижа;

3 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по физике;

2 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике;

Абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике, проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.

Отдельно хотелось бы отметить утверждение Е. Ливянта о том, что “набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе” . При анализе поданных заявлений оказывается, что среди семи абитуриентов, у которых результат по физике более 80 баллов:

5 обучаются в гимназиях Минска;

1 абитуриент из 7 является призером областного этапа республиканской олимпиады по физике;

2 абитуриента из 7 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике;

И, наконец, все тот же абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике, проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.

Таким образом, действительно, лучшие баллы набрали очень сильные ученики. Они много занимались, и результат не заставил себя ждать. Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов, только потому, что они написали физику лучше, чем математику.

Кстати, вопреки мнению Евгения Борисовича, высказанному в передаче “Работа над ошибками”, что в лицеи следует поступать учащимся, которые “уже свое отбездельничали в школе ”, 61% заявлений на физико-математическое направление Лицея БГУ поступил от выпускников гимназий. Доля выпускников гимназий среди рекомендованных к зачислению составляет 71%. Невозможно ничего не делать в школе девять лет, а потом вдруг !

Отдельного обсуждения требует утверждение, что “авторы задач, преподаватели, которые готовят в Лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в Лицее ”. Данное утверждение является голословным и может быть расценено как клевета, так как автор вступительного испытания по физике не работает ни на подготовительных курсах в Лицей БГУ, ни готовит к поступлению частным образом. Экзамен организуется в соответствии с правилами приема, предметные комиссии состоят не только из сотрудников Лицея БГУ. В состав предметных комиссий также включены работники Белорусского государственного университета, а также сотрудники некоторых иных учреждений, например, Академии наук Республики Беларусь, юридического колледжа БГУ, Лицея № 2. В тоже время хотелось бы отметить, что на проверку работ влияет не место работы члена комиссии, а его высокий профессионализм. Многие из членов предметных комиссий являются членами жюри республиканских и Международных предметных олимпиад, турниров юных физиков и математиков. Работы абитуриентов проверяются в зашифрованном виде.

В ответ на предложение господина Ливянта “опубликовать условия вступительных экзаменов в Лицей по математике и физике ” хотелось бы отметить, что авторы вступительных испытаний как по физике, так и по математике ежегодно публикуют их в издательстве "Аверсэв". Книга “ФИЗИКА. Пособие для поступающих в Лицей БГУ” в 2015 году была издана тиражом 1300 экземпляров для того, чтобы все заинтересованные лица смогли ознакомиться с порядком проведения вступительных испытаний в Лицей БГУ по физике. Книга состоит из семи тематических разделов, в рамках которых задания публикуются в порядке возрастания сложности. Задачи, представленные в этих разделах, предлагались на вступительных экзаменах в Лицей БГУ с 1991 по 2009 год. Особенности современной формы вступительных испытаний по физике представлены в заключительном разделе. Задания 2011-2013 годов публикуются с листами ответов и разбалловками. В настоящее время готовится четвертое издание, которое будет содержать вступительные задания за 2010-2015 годы. Необходимо отметить, что пособие пользуется высоким спросом, например, в книжном магазине “ВЕДЫ” (г. Минск, ул. К. Маркса, 36) было признано “Книгой МЕСЯЦА” из-за устойчивого спроса и высоких продаж.



Кроме того, Лицей БГУ ежегодно проводит бесплатные репетиционные вступительные испытания на сервере дистанционного обучения Лицея БГУ, размещенного по адресу e-lyceum.by . Абитуриентам Лицея БГУ предлагается оценить свои знания и возможные пробелы в знаниях путем выполнения бесплатного онлайн-теста. В текущем году за основу теста по физике были взяты задания вступительного испытания 2014 года.

Лицей БГУ максимально открыт для своих абитуриентов и их законных представителей. Вся важная информация, касающаяся поступления в Лицей, отражена на официальном сайте учреждения образования. По итогам проведения вступительных испытаний мы проводим процедуру ознакомления с работами, на которой абитуриенты могут проверить качество проверки и, в случае необходимости, подать апелляцию. Мы публикуем результаты как после проверки работ, так и после проведения процедуры ознакомления с работами. Для абитуриентов, которые по объективным причинам не смогли присутствовать на вступительных испытаниях, проводятся дополнительные испытания в резервный день. Организация приемной кампании проводится в строгом соответствии с правилами приема, которые размещены на сайте учреждения и разработаны на основе положения об учреждении общего среднего образования.

И последнее, по словам Евгения Ливянта, “уровень знаний учеников (Лицея БГУ) по математике и физике в последние годы сильно упал” . Данное утверждение не подтверждается объективными результатами. Даже если исключить из рассмотрения призовые места лицеистов на олимпиадах, турнирах юных физиков и математиков, научно-практических конференциях как республиканского, так и международного уровня, средние баллы по результатам централизованного тестирования неизменно остаются на высоком уровне в течение последних пяти лет.

В заключение хотелось бы отметить, что высказывания Е. Ливянта, сказанные в программе “Работа над ошибками”, нанесли ущерб деловой репутации Лицея БГУ и привели к обращениям законных представителей абитуриентов Лицея БГУ в адрес приемной комиссии, в которых были высказаны обвинения в возможных махинациях во время проведения вступительной кампании. И хотя после представленных разъяснений данные обращения были сняты, существует определенная доля абитуриентов и их законных представителей, особенно среди тех, кому не удалось преодолеть конкурсный отбор, которые после голословных высказываний Е. Ливянта думают о Лицее БГУ как о месте, где вступительная кампания проводится “не совсем справедливо и честно” , а “уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал” .

В дальнейшем Лицей БГУ оставляет за собой право обращаться в судебные инстанции Республики Беларусь для защиты деловой репутации.

Учащиеся школ № 48, 29, 10, 36 и Университетского лицея проходили различные испытания, связанные с книгами о Гарри Поттере, а второкурсникам досталась ответственная роль жюри.

Квест был организован по станциям, где командам предлагались следующие задания: прослушать песню, заполнить пропуски в тексте и затем исполнить ее (станция «Care of Magical Creatures»), как можно более подробно описать персонажа с опорой на плакат с фотографиями и рисунками, который учащиеся подготовили заранее (секция «Wizard Study»), использовать магию и провести химический опыт («Potions»), объяснить как можно больше имен и терминов («Transfiguration»), восполнить недостающие слова в сгоревшем письме («Runes»), долететь (или добежать) на метле до доски и написать текст по памяти («Quidditch»), выполнить тест на знание сюжета («History of Magic»). Студенты следили за временем, а также присуждали баллы командам в виде волшебных бобов в зависимости от качества выполнения заданий. В конце конкурса второкурсники получили сертификаты.

Учитель английского языка Е. С. Говоруха поделилась своими впечатлениями от участия в квесте:

Кафедра иностранных языков Университетского лицея благодарит Л.Ю. Кухареву и студентов Института иностранных языков ПетрГУ за помощь в организации игры «Школа волшебников». Участники отметили, что ребята были доброжелательны, подбадривали конкурсантов и настраивали на позитив. В игре принимали участие 6 команд: 48 школа, 29, 10, 36 и две команды от Университетского лицея. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Евгения Солдак, студентка :

Мероприятие, которое мы посетили, было, безусловно, очень полезно и для нас, студентов, и для школьников. Я очень рада тому, что практически все ребята проявили энтузиазм и огромный нескрываемый интерес к событию. Также меня приятно удивил хороший уровень английского у многих из детей. Лично для меня это была прекрасная возможность почувствовать себя в роли педагога и оценивать деятельность учащихся (а это было весьма непросто).

Александр Петров, студент Института иностранных языков:

Данное тематическое мероприятие оставило только положительные впечатления! Дети, которые принимали участие, показали себя очень достойно, несмотря на то что они довольно сильно переживали. Уровень владения английским, конечно, менялся от ученика к ученику, однако каждый из них старался показать себя на все 100. Более того, все говорили на английском! И хочется добавить то, что артистизм некоторых детей был просто сногсшибательный. Такое запоминается надолго. В общем, 2 часа пролетели совершенно незаметно, оставили только положительные эмоции и воспоминания. Это того стоило!

Организаторами конкурса выступили учителя английского языка в Университетском лицее - С.Я. Минеева, Е.А. Лутошкина, Н.С. Андруневич, Е.С. Говоруха, В.А.Гаврилова, А.Е.Ершова, а также В.Н. Романов, заместитель директора по научно-методической работе.

Кафедра английского языка благодарит Университетский лицей за приглашение, ценный опыт и атмосферу волшебства! Будем очень рады дальнейшему сотрудничеству!

В Лицее БГУ 17−18 марта 2018 года прошёл Дебатный Турнир по формату Карла Поппера . В нём приняло участие 16 команд, каждая из которых состояла из трёх учащихся 8−11 класса школ, гимназий и лицеев Беларуси в сопровождении тренера и судьи, а также зрителей. поприсутствовал на мероприятии и готов рассказать о самом турнире, дебатном клубе БГУ и движении в целом.

Дебаты — это интеллектуальная игра, в которой две команды аргументированно отстаивают заданные позиции по выбранной теме. Дебатные (или дискуссионные) клубы есть во всех учебных заведениях с мировым именем, таких как Оксфорд и Кембридж. Ежегодно в мире проводятся тысячи дебатных турниров для школьников и студентов

В Дебатном Турнире Лицея БГУ приняли участие ребята из Минского дворца детей и молодёжи, гимназии № 7 г. Минска, гимназии № 30 г. Минска, гимназии № 3 г. Минска, СШ № 210 г. Минска, лицея № 2 г. Минска, гимназии № 1 г. Барановичи и Лицея БГУ.

Победа досталась команде Лицея БГУ в составе Стаса Станкевича, Кости Зайко и Евы Петрушиной. В пятёрку лучших ораторов турнира вошли Ева Петрушина (Лицей БГУ), Лазаревич Алина (Лицей БГУ), Широковская Настя (гимназия № 30 г. Минска), Бабенко Надежда (гимназия № 30 г. Минска) и Станкевич Стас (Лицей БГУ).


Команда победителей с директором Лицея БГУ Макаром Александровичем

Победа далась нам с трудом! Это результат множества тренировок, слаженной работы и небольшого везения. Интрига, кто же победил, сохранялась до самого конца. Тяжелее всего было играть тему про белорусский язык, а интереснее всего тему про процедуру проживания в симуляции.

Ева Петрушина, Лицей БГУ

Турнир включал в себя пять отборочных раундов, полуфинал и финал. Тема каждого раунда объявлялась непосредственно перед игрой, и у команд было 30 минут на подготовку к раунду. Вот такие темы подобрали организаторы для участников турнира:

Эта палата позволит учителям самостоятельно выбирать методику обучения;

Эта палата разрешит добровольное тестирование медицинских препаратов на преступниках в обмен на сокращение срока заключения;

Эта палата не будет поддерживать белорусский язык;

Эта палата введёт прогрессивную шкалу налогообложения (прогрессивная шкала налогообложения — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика);

Вы молодой, перспективный, холостой выпускник вуза. Ваше образование и специальность позволяют вам найти работу как в крупных городах, так и регионах. Эта палата выберет работать в регионах;

Эта палата считает, что в случае обнаружения у ребёнка исключительных способностей в какой-либо сфере, общество имеет право навязать ему жизненный путь.

Согласиться или отрицать? Роль каждой команды определялась с помощью подбрасывания монетки.



Во время обсуждения темы одного из раундов. Командная работа важна, как никогда
Делать пометки разрешается!

В ходе турнира было высказано множество интересных мыслей. Например, рассуждая о возможности тестировать медицинские препараты на преступниках, ребята высказали мнение, что общество не должно считать заключённых низшими людьми и заставлять их страдать, создавая условия, в которых им нужно совершить выбор во вред себе. Люди, которые очень хотят выйти на волю и находятся в состоянии аффекта, могут пойти на тестирование, окончательно не осознавая всех минусов. Да и если говорить о заключённых-женщинах, то такой шаг приведёт к распространению проблем со здоровьем у их потомства.

Самая, казалось бы, лёгкая тема — о белорусском языке — вызвала у участников турнира бурю эмоций. В одной из аудиторий её рассмотрели очень глубоко. Ребята высказали мнение, что частные компании всё чаще пропагандируют белорусский язык в своих проектах и рекламе, и обыграли утверждение против белорусского языка не как отказ от него всем обществом, а как прекращение его поддержки государством.





Уже сейчас во многих учебных заведениях есть свои дебатные клубы: Лицей БГУ, лицей № 2, Минский дворец детей и молодежи, гимназии № 7, 30, 11, 3, 56, СШ № 210 г. Минска, а также школы и гимназии Витебска, Гродно, Борисова, Барановичей, Молодечно, Миор, Орши.


Почему дебаты так популярны? Дебаты развивают критическое мышление, аналитические способности и логику, а также поднимают на новый уровень ораторские способности дебатёров. Темы дебатов охватывают все области жизни, начиная с политики и экономики и заканчивая культурой и искусством.

Анна Лачковская, тренер по дебатам

Ежегодно в Беларуси проходит Международный чемпионат по школьным дебатам, собирающий порядка 40−50 команд из городов Беларуси, Украины, России (в том числе Якутии), Литвы и Латвии. Также в течение года проводятся сезонные Республиканские турниры различного формата.


Дебатёры из Беларуси достойно выступают и занимают призовые места на международных дебатных турнирах в России, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Словении, и даже Ирландии. Также белорусские дебатёры неоднократно проходили отбор на школьные чемпионаты Европы и Мира, где соревновались с самыми сильными командами со всего мира.

Возникло желание собрать свою команду дебатёров и принимать участие в подобных турнирах? Обращайся в администрацию Лицея БГУ, там тебе подскажут, с чего начать!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Центр профилактики наркомании в период с 12 по 16 марта провел серию лекцией в студгородке Байкальского государственного университета. Мероприятием были охвачены все четыре общежития студгородка. Тема лекций: «Предупреждение распространения синтетических наркотиков в молодежной среде ». В БГУ трое в конце февраля студентов были отчислены с факультета национальной безопасности без права восстановления. Они отказались пройти освидетельствование на предмет приема наркотиков, хотя у правоохранительных органов были все основания направить трех студентов вуза мед освидетельствование. В лекциях также принял участие сотрудник Госнаркоконтроля Илья Елясов. Упор был сделан именно на ответственность за распространение и употребление синтетических наркотиков.

Сначала специалисты Центра профилактики рассказывали о том, что такое синтетические наркотики, какой вред они организму наркопотребителя. Напомним, синтетические наркотики начали свое пагубное шествие по миру в 2009 году. Одна из опасностей «синтетики» заключается в том, что сегодня ежегодно синтезируется более 100 новых потенциально опасных психотропных вещества – это спайсы, соли, миксы, никогда не знаешь, что за наркотик скрывается в пакетике – может быть легкий галлюциноген, а, может тяжелый психотропный яд, убивающий сразу. Привыкание к ним происходит после первого приема. «Синтетика » оказывает исключительно тяжелое, вплоть до летального действие на организм человека. Так, только в 2017 году в Приангарье при первом же употреблении «синтетики» умерло 76 человек. Если человек не умирает сразу, то остается инвалидом на всю оставшуюся жизнь и его домом становится – психиатрическая больница. Реабилитация синтетических наркоманов практически не возможна.

Информационно-разъяснительную лекцию, направленную на предупреждение распространения синтетических наркотиков в молодежной среде 29 марта провели в Иркутском филиале «Московского государственного технического университет
02.04.2018 Уровень употребления наркотиков в Иркутской области в 2017 году сократился на 17,7% – до 406,6 человека в расчёте на 100 тысяч, в 2016 году уровень наркопотребления составлял 493,1 человека на 100 тысяч,
Bratsk.Org
02.04.2018 В поле зрения правоохранителей попала 34-летняя жительница города Саянска, которая, по версии полицейских, предоставляла свое жилище наркозависимым людям для употребления наркотиков.
Газета Областная
30.03.2018

Попробовать в жизни все – глупая мысль. Так считают студенты Колледжа Байкальского государственного университета и Сибирского колледжа транспорта и строительства Иркутского государственного университета путей сообщения.
Министерство молодежной политики
23.03.2018 Уровень употребления наркотиков снижается в Иркутской области. Об этом было объявлено на заседании антинаркотической комиссии Иркутской области.
Сибирские новости
22.03.2018 Почему люди начинают принимать наркотики? Отвечая на этот вопрос, студенты двух образовательных организаций – Машиностроительного ИРНИТУ и Колледжа управления и предпринимательства проявили завидное единодушие.
Министерство молодежной политики
20.03.2018