День космонавтики. Игры и опыты. Впечатляющие эксперименты, которые ставили в космосе Микрокосмос в рюмке — опыт по астрономии

Опыты на тему «Космос»

Опыт№1 «Делаем облако».

Цель:

- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт№2 « Солнечная система».

Цель:

Объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

Солнцу помогает вечное движение.

Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт№3 « Солнце и Земля».

Цель:

Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусина.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт№4 «День и ночь».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! . Для нее понадобятся всего-то две вещи - глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик - это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем - теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, - у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер

Опыт№7 « Кто придумал лето?».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает зима и лето. Оборудование: фонарик, глобус.

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с

Освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми

определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юных астрономов, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт№5 «Затмение солнца».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает затмение солнца. Оборудование: фонарик, глобус.

Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку просто и понятно. И делать это нужно обязательно! Солнечные затмения в наших широтах - большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.

Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот - раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света - вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается.

Опыт №6 «Далеко - близко».

Цель:

Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

ПРОЦЕСС:

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см.

Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.

Включите лампу. Через 10 мин запишите показания обоих термометров.

ИТОГИ: Ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий -- ближайшая к Солнцу планета - получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы Планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт№7 «Космос в банке».

Метод выполнения работ:

1) берем подготовленную тару и укладываем внутрь вату

2) насыпаем в банку блесток

3) выливаем в банку пузырек глицерина

4) разводим пищевой краситель и выливаем все в банку

5) доливаем доверху 6) если делали в банке, то закрываем все крышкой и герметизируем клеем или пластилином воды

В преддверии Дня космонавтики мы сделали подборку из пяти наиболее значимых экспериментов, проводимых когда-либо в космосе. В будущем результаты этих испытаний позволят преобразить процесс покорения неисследованных глубин космоса!

Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.


Использование технологий 3D-печати

Недавно на МКС провели испытания специального 3D-принтера, предназначенного для работы в условиях невесомости. С его помощью космонавты напечатали несколько инструментов, которые были отправлены назад на Землю для тщательной проверки их качества. Если будущие испытания пройдут успешно, то эта технология позволит экипажу станции самостоятельно производить нужные запчасти для ремонта МКС и избавит от необходимости брать с собой в полёт тяжелые детали - всё необходимое можно будет распечатать в космосе, имея на борту принтер и запас материалов.

Проверить свои знания о космосе вы сможете в онлайн-тренажёре .

Ловля частиц магнитным альфа-спектрометром

В современной физике существует множество нерешенных фундаментальных вопросов: например, что из себя представляет так называемая тёмная материя? Или почему во Вселенной наблюдается такая асимметрия между количеством вещества и антивещества? На эти и многие другие вопросы учёным поможет ответить специальный прибор, доставленный на МКС, - магнитный альфа-спектрометр. С его помощью учёные будут детектировать и изучать свойства всевозможных частиц, а его расположение в космосе обеспечит ещё большую точность данных, нежели на планете.

Почему наша Вселенная выглядит именно так? Что такое М-теория? Существуют ли исключения из законов природы, например, чудеса? Ответы на эти и многие другие вопросы дает легендарные ученый и популятор науки Стивен Хокинг. Кто спроектировал и придумал этот мир? И для чего это было сделано? Ответы на эти вечные вопросы дает выдающийся ученый современности Стивен Хокинг. Она будет интересна всем, кто хочет расширить свое понимание устройства Вселенной.


Космический огород

Некоторое время назад на МКС была доставлена специальная система для выращивания семян в космосе под названием Veggie. Используя её, космонавты смогут изучить процесс произрастания семян в условиях космоса. Растения получают все необходимые удобрения, а свет и тепло исходят от специальных ламп. Удача в испытании позволит в будущем организовать систему по выращиванию растений на кораблях и станциях в условиях длительных экспедиций. Сами космонавты признались, что этот эксперимент пришёлся им особенно по душе: возможность заботиться о растениях напоминала им о Земле.

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность. К каждому уроку даны подробные методические указания, представлены задачи и практические задания. Также в пособии приведены варианты контрольных и самостоятельных работ и темы проектов.

Наталья Шевелева

СОД. Конспект познавательного, проектно – исследовательского

занятия «Загадки космоса»

в подготовительной к школе группе

Цель: в процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.

Задачи:

Дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,

Научить проводить эксперимент,

Пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,

Формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,

Формировать умение делать выводы по результатам опытов.

Ход занятия.

Ребята, приближается День космонавтики. Космонавтика - от слова космос.

Что же такое космос? Выслушать ответы. Уточнить.

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом

Ребята, кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит? Кто хочет стать учёным – экспериментатором? Как нас много! Здорово! И прямо сейчас мы опытным путём будем разгадывать загадки космоса.

А чтобы мы ничего не забывали, будем результаты записывать в своих учёных карточках. Кто-то из вас выступит с докладом.

Космос называют и другим словом? Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё ,что нас окружает со всех сторон.

Например, небо, а на небе Солнце. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Диаметр Солнца превышает миллион километров. Даже взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.

Опыт № 1 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусинка, иллюстрация Солнца.

Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с эту бусину. Что больше?

Вывод: Солнце намного больше земли

Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от горячих лучей солнца и падающих с неба метеоритов и льда. Они сгорают в атмосфере. (Показать иллюстрации метеоритного дождя и метеоритов.) Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. Нашу планету называют голубой планетой.

Почему? Ответить на вопрос поможет опыт.

Опыт № 2 «Голубое небо»

Цель: установить, почему землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик, иллюстрация Земли из космоса.

Ход: наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.

Вывод: в атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.

В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце.

Звёзды отличаются друг от друга размерами: есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики. Люди ещё в древности условно разделили небо на районы, а звёзды на группы – созвездия. Самые заметные звёзды в каждой группе соединили воображаемыми линиями, а затем смотрели, на что похож рисунок. На небе есть целый зверинец: Большая и Малая медведицы, Рак, Лебедь, Дракон, Скорпион, а ещё Геркулес.

Звёзды не светят как солнце. Но светятся. И видим мы их потому, что на них попадают солнечные лучи.

Солнце светит постоянно, но днё мы звезды не видим. Почему?

Опыт № 3 «Дневные звёзды»

Цель: показать, что звёзды светятся всегда.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.

Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.

Вывод: днём звёзды светятся тоже,но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.

Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках

Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Всё движется. Нам кажется, что звёзды неподвижны, но на самом деле звёзды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в космосе с огромной скоростью по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок и не одна звезда или планета не сойдёт со своего пути или орбиты и не столкнуться одна с другой. Слово космос означает «порядок», «строй».

Какие небесные тела вы можете назвать кроме Земли, Солнца, звёзд? (Луна, планеты)

Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю из-за земного притяжения? Предлагаю провести опыт.

Опыт № 4 «Почему Луна не падает на Землю?»

Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.

Оборудование: кольцо спортивное, верёвка, иллюстрация Луны, иллюстрация опыта.

Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.

Вывод: весь секрет в движении

Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках

Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты к нам ближе, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг него. Все планеты, а их 8, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему. Меркурий самая близкая к солнцу планета. Венера кажется серебристым блестящим шаром. Её хорошо видно утром. Поэтому её называют утренней звездой.

Если на ночном небе ты увидишь красноватую точку, которая как бы подмигивает тебе, то знай - это планета Марс. Ближайший сосед Земли. На Марсе мало кислорода и самые высокие горы.

Юпитер самая большая планета солнечной системы. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун состоят из сгустившихся газов. У Сатурна очень много спутников и много лун. Их так много что они похожи на кольца из камней и космической пыли. Уран - уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. Нептун последняя планета солнечной системы. Плутон исключён из ряда планета.

Посмотрите на картину солнечной системы. Почему же все планеты солнечной системы движутся строго по своей орбите. Что их там удерживает? (Предположения детей)

Давайте проверим ваши предположения и проведём очередной опыт.

Опыт № 5 «Солнечная система»

Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг солнца.

Оборудование: палочка с СД на конце, 9 шариков на нитках разной длинны, прикреплённые к диску, иллюстрация строения солнечной системы.

Ход: представьте, что палочка с диском – солнце, а шарики – планеты. Вращаем палочку – все планеты летят по кругу, если её вращение остановить до и планеты остановятся. Что же помогает солнцу удерживать всю солнечную систему? (солнцу помогает движение, вращение)

Вывод: если Солнце не будет двигаться и вращаться, то планеты не будут к нему притягиваться. Не будет притяжения, которое не позволяет планетам войти со своей орбиты.

Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках

Посмотрите на картину солнечной системы. Как вы думаете, на каких планетах температура будет выше? (На тех, что ближе к солнцу.) Почему? Давайте проверим ваше предположение.

Опыт № 6 «Горячо и холодно»

Цель: проверить, как зависит температура на планете в зависимости от близости к солнцу.

Оборудование: настольная лампа, метровая планка с термометрами, на термометрах метки поставлены следующим образом: черный – 18, синий – 25, красный – 35 .

Ход: представим, что лампа – это Солнце. Термометры установлены там, где расположены крайние планеты. Давайте посмотрим, как лучи солнца влияют на температуру планет. Включаем лампу. Воспитатель озвучивает количество градусов.

Что можно сказать о температуре на планетах? (на дальней меньше, на ближней больше)

От чего зависит температура на планетах? (от того, на каком расстоянии расположена планета от Солнца)

Что происходит с лучами Солнца, пока они долетят до дальней планеты?)

Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках

Примечание. В ожидании результатов опыта можно провести физминутку.

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идем. (Идут цепочкой,правое плечо вперед, взявшись за руки)

Повернувшись внутрь круга,

Медленно кольцо замкнем. (Останавливаются, образуют круг,взявшись за руки)

Вот колечко, то есть круг. (Прямые руки поднимают вверх).

Наши руки, приподнявшись,

Лучиками стали вдруг. (Потянуться вверх на носочках).

Мы сомкнулись, повернулись (Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.)

Раз! И солнцем обернулись. (Руки вверх - потянуться на носочках).

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз – присели, два – присели. (Руки вперед, приседают два раза).

Вдаль сейчас комета мчится (Прямые руки поднимают вверх,соединяя ладони

Прямо в звездной тишине рук в кулак над головой. Потянуться на носочках).

И звездою обратившись, (Прямые руки над головой–растопырить пальцы рук).

Ярко светит в темноте. (Выполняют движения "фонарики" кистями рук).

Можем сделать мы флажок (Попеременные движения прямыми руками вверх - вниз перед собой).

Можем – треугольник (Соединить ладони треугольником перед собой).

Это все легко и просто (Махнуть правой рукой перед собой)

Сделает дошкольник.

Итог. Сколько загадок космоса мы попытались сегодня с вами разгадать? А как много ещё космических загадок и законов осталось не разгаданными!

Ребята, давайте посмотрим на ваши карточки и вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?

Какой закон вас удивил?

Какой закон оказался для вас самым интересным?

Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?


(Издательство «Манн, Иванов и Фербер ) предлагает родителям устроить для детей настоящий День Космонавтики с удивительными космическими экспериментами. Спорим, что все мальчишки и девчонки, принявшие в них участие, захотят стать космонавтами?

«Движение по орбите»

Космос похож на резиновую пленку. Разные объекты заставляют его изгибаться и деформироваться. Чем больше масса объекта, тем глубже впадина на пленке. Когда меньший объект (например, планета) движется мимо более крупного (например, звезды), он может попасть в углубление вокруг него – гравитационное поле. Меньший объект «катается» во впадине так же, как мяч катался в углублении простыни, благодаря гравитации.

Почему планеты и звезды не сталкиваются друг с другом, оказавшись во впадине? Если планеты двигаются достаточно быстро, то они не скатятся до самой нижней точки углубления, а будут кружить по краю вокруг звезды. Ученые называют этот фокус «движением по орбите».

Эксперимент “Космические впадины”

Знаешь ли ты, что в космосе тоже существуют ямы?

Проведи этот опыт, чтобы увидеть собственными глазами, как устроены космические впадины.

    Пусть друзья растянут простыню на весу. Помести в ее центр банку с вареньем. Провисает ли простыня под весом банки, образуя впадину?

    Теперь, не убирая банку, брось на простыню теннисный мяч. Что происходит? Наверняка мяч скатывается в углубление, поближе к банке. Подобным образом и действует гравитация!

КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?

Гравитация – это сила, которая притягивает объекты друг к другу. Чем больше масса объекта, тем сильнее сила притяжения. Массивные объекты – планеты, звезды – искривляют ткань Вселенной, подобно тому как банка варенья заставляет ткань прогнуться.

Чем тяжелее предмет в центре простыни, тем выше «сила притяжения» и тем быстрее мяч будет катиться в центр.

Например, галька в центре простыни не приведет мяч в заметное движение: она слишком легкая и почти не изгибает ткань. Так же и в космосе: тела с малой массой не влияют на движения других тел.

«Создание орбиты»

Благодаря силе гравитации, планеты движутся вокруг звезд по определенному пути, который называют орбитой. Создай подобие орбиты с помощью простыни и мяча.

На этот раз не бросай мяч на простыню, а пусти его кататься вокруг банки. Если мяч будет двигаться по кругу достаточно быстро, ты увидишь, как он несколько раз пройдет по одному и тому же пути, прежде чем замедлит ход и скатится к банке. Этот путь и есть орбита. Так как в космосе почти нет силы трения, объектам требуется очень много времени для снижения скорости настолько, чтобы сойти с орбиты.

«Черные дыры»

Черные дыры образуются, когда нейтронная звезда – та, что сжалась и стала маленькой и плотной (представь звезду с массой Солнца, сжатую до размеров города вроде Москвы), – продолжает сжиматься. Если тебя засосет в черную дыру, на ту часть тела, которая попала в нее первой, например ступни, гравитация будет воздействовать с большей силой, чем на ту часть, которая оказалась там последней, например голову. Тебя начнет растягивать!

Если же провалишься в черную дыру определенным образом, есть шанс, что ты не распадешься на частицы. Возможно, вылетишь с другой стороны и окажешься в другой вселенной!

Как связаны карандаш и космос?

А ты знал, что внутри каждого карандаша сидит нейтронная звезда? Чтобы выпустить ее, нужно нарисовать линию. Грифель карандаша – на самом деле разновидность углерода, называемого графитом. Графит состоит из сцепленных и выложенных стопкой атомов углерода. Если разделить эту стопку на слои толщиной в один атом, получишь вещество под названием «графен». В нейтронной звезде тоже есть углерод.

Представь себе: каждая пометка, которую ты делаешь карандашом, обладает звездными свойствами!

На рубите

Материалы и оборудование: Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.

Ход занятия

Дети кладут шарик в ведро. Выясняют с помощью действий, что произойдет, если ведро перевернуть (шарик выпадет), почему (действует земное притяжение). Взрослый демонстрирует вращение ведра за веревочку (шарик не выпадает). Детей подводят к выводу: когда предметы крутятся (двигаются по кругу), они не падают. Это же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

Прямо или по кругу?

Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите.

Материалы и оборудование: Бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.

Ход занятия

Взрослый предлагает детям решить задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной), если бы планета его не притягивала (земное притяжение). Ставит вместе с детьми опыт: разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой), делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.

Приплюснутый шар

Задачи: Установить, почему земной шар приплюснут с полюсов.

Материалы и оборудование: Кусок цветной бумаги для поделок длиной 40 см, ножницы, клей, дырокол, линейка, карандаш.

Ход занятия

Дети определяют, как называется наша планета (Земля), какой она формы (круглая), какие движения выполняет (вращается), из каких источников люди могут узнать о планете (из книг, по фотографиям из космоса). Взрослый объясняет, что земной шар немного приплюснут с полюсов, демонстрируя это с помощью опыта. Предлагает готовую модель, поясняет ее конструкцию (карандаш - это земная ось, бумажные полоски, склеенные в виде окружности, представляют собой при вращении земной шар). Вращает карандаш с закрепленным на нем шаром между ладоней, двигая ими взад-вперед. Дети выясняют, что происходит (во время вращения шара его верхняя и нижняя части сплющиваются, а центральная часть - раздувается), и с помощью взрослого объясняют (на вращающийся шар действует сила, стремящаяся раздуть в стороны бумажные полоски, и из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются). Как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплющена с полюсов и раздута по экватору. Если измерить окружность Земли по экватору и через полюса, то по экватору она окажется больше на 44 км. Затем взрослый вместе с детьми изготавливают модель: отмеряют и вырезают две бумажные полоски размером 3 х 40 см; кладут их крест- накрест и склеивают.. Затем соединяют четыре свободных конца и тоже склеивают - получается шар. Когда клей засохнет, проделывают отверстие в месте склейки и вводят в него на 5 см карандаш.

Темный космос

Задачи: Узнать, почему в космосе темно.

Материалы и оборудование: Фонарик, стол, линейка.

Ход занятия

Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно). Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.

Вращающаяся Земля

Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.

Материалы и оборудование: Пластилин, тонкая заостренная палочка.

Ход занятия

Взрослый спрашивает, на что похожа наша планета по форме (на шар). Земной шар постоянно вращается. Как это происходит, можно представить. Взрослый показывает готовую модель, делая пояснения (шарик - это земной шар, палочка - ось Земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она невидима). Взрослый предлагает детям раскрутить палочку, удерживая ее за длинный конец.