Урочище святой платониды, старик камень, гора шунут. Урал не дает скучать: Шунут, Платонида и Старик-Камень Проводник на источник платониды

Источник святой Платониды - это место силы, целебный радоновый источник в верховьях реки Малый Ик, вблизи горы Шунут, самой высокой горы в окрестностях Екатеринбурга (726 м).

По легенде, давным-давно в этих краях жила старообрядческая семья, в которой были два брата и сестра Платонида. Случилась беда: умерли батюшка и матушка, а завещание не оставили. Братьев обуяла жадность, и они решили поделить небогатое имущество между собой, а младшую сестру отвезли в далёкий скит на верную гибель. Прошло 30 лет, и вдруг замучила их совесть. Решили братья поехать в скит, замолить грех у останков сестры. Но каково было их удивление, когда они увидели свою сестру живой, невредимой и совсем молодой, как много лет назад. Оказалось, что в источнике у скита текла "святая вода". Умываясь той водой, сохранила Платонида красоту и молодость... Если искупаться в водах источника, то можно исцелиться от запоев, импотенции, кожных заболеваний, от синдрома хронической усталости.

Радоновый источник в верховьях небольшой таежной речки Малый Ик (приток реки Ревды), бьет ключом из под земли и уже через несколько метров впадает в Малый Ик, расположен в глухих лесах Ревдинского района Свердловской области, к югу от Ревды, на территории Мариинского лесничества, в 10 км от поселков Мариинск и Краснояр, на территории заповедника "Оленьи ручьи". Родник имеет статус гидрологического и исторического памятника природы. В давние времена здесь стоял старообрядческий скит. У источника собиралось множество старообрядцев и он являлся одним из крупнейших культовых центров на Среднем Урале.

Родник назван «Источником святой Платониды» – по имени жившей давным-давно в этом месте отшельницы, проводившей все свободное время в молитвах и питавшейся исключительно дарами леса. Достоверных фактов о Платониде немного. Доподлинно не известно каким было ее настоящее имя, фамилия, когда родилась и из какого рода она вышла. Многие исследователи не без оснований предполагают, что до отшельничества она жила в крестьянской семье в расположенном недалеко селе, ныне поселке Краснояр. Краевед Владимир Трусов, по архивным документам, установил, что Платонида жила в XVIII веке и была похоронена у своего скита около 1785 года.

Впоследствии родник и могила Платониды стали почитаемыми и сюда ежегодно, на поклонение и в надежде на исцеление от недугов стекалось множество паломников со всей страны и Урала. Более того, у Платониды появились последователи и некоторые странники оставались здесь жить. В окрестностях Краснояра в разные годы было образовано несколько старообрядческих скитов из которых староверы приходили к святому источнику. От источника святой Платониды вдоль речки, вниз по течению, идет тропа. Идя по ней, через несколько метров вы увидите три деревянных безымянных креста. Здесь похоронены старообрядцы-последователи Платониды. Кто здесь погребен и когда неизвестно.

По воспоминаниям старожил, в советские времена здесь, в тайге, стояла небольшая часовенка. В ней священник проводил богослужения. Даже во времена мракобесия и богоборчества, не боясь наказания, сюда шли люди издалека, молились в часовне, кланялись святой Платониде, купались в ледяной воде целебного источника, набирали с собой столько воды, сколько в состоянии были унести. Вплоть до конца 1950 - начала 1960-х годов из Верхних Серег сюда приходили сотни людей. Дважды в год - на девятую пятницу по Пасхе и в день памяти великомученика Пантелеймона (9 августа) - сюда тянулись крестные ходы с разных сторон - от Верхних Серег, Краснояра, Мариинска, Полевского... Сейчас эта традиция восстанавливается.

Милиция время от времени разгоняла паломников, а часовенку разрушили. Вскоре в этом месте остался лишь старообрядческий крест на каменном основании, который со временем тоже разрушили.

Ныне на небольшой полянке под навесом из жердей - каменный надгробный памятник, над которым устроены полочки для многочисленных свечей и икон, рядом установлен огромный деревянный крест, принесённый сюда, согласно вырезанной надписи, крёстным ходом. Круглый год к чудодейственному источнику и к могиле святой Платониды идут паломники и туристы. Платониду искренне почитают и любят как старообрядцы, так и православные. У источника установлен железный купол с православным крестом. Несколько лет назад его здесь не было, а стояла симпатичная беседка. Но в феврале 2005 года неизвестные вандалы умудрились выломать ее и увезти ради нескольких килограмм металла. На деревьях (как их называют "дерево желаний") вблизи источника висят разноцветные ленточки, платки, нижнее белье, носки и т.д. люди верят, что если искупаться в белье в водах источника и оставить их здесь, то с одеждой останутся и все их болезни. Но хотелось бы предупредить, что это все таки больше похоже на языческие обряды, но никак не на православные и лучше этого не делать. Время от времени территорию очищают паломники и волонтеры.

Ежегодно несколько раз в год паломнические поездки на вездеходах и крестные ходы к Платониде устраивает Введенское архиерейское подворье поселка Верхние Серги.

Многочисленные паломники верят что, если помолиться на могиле Платониды и окунуться в ледяную воду чудотворного источника, то можно исцелиться от всех болезней. Многие избавились от запоев, импотенции, кожных заболеваний, от синдрома хронической усталости. Ключевая вода очень холодная даже в летнюю жару, но очень вкусная и никаких неприятных привкусов не ощущается. Говорят, что набранная здесь вода не портится в течение многих месяцев. В истекающем ручье есть небольшое углубление, в котором, если проявить сноровку, можно искупаться, поскольку очень мелко.

Неоднократно лабораторный анализ вод источника показывал, что содержание тяжелых металлов здесь совершенно ничтожно, в сотни раз меньше предельно допустимых норм (ПДК). А такие опасные микроэлементы, как свинец, кадмий, алюминий и др. вообще не присутствуют. Зато содержание марганца в 3 раза выше нормы, повышена и концентрация радона - 40 Бк/л. Это сочетание делает воду лечебной.

Содержащийся в этой воде растворенный радон - пожалуй, самый необычный из существующих на Земле газов. В зависимости от условий, он может оказывать на человеческий организм как негативное, так и целебное воздействие. В виде радиоактивного газа радон даже в минимальном количестве может привести к серьезным заболеваниям, но растворенный в воде оказывает противовоспалительное и обезболивающее действие, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и половую системы, нормализует сон. Радоновыми ваннами удачно лечат кожные и нервные заболеваниях, подагру, болезни кровообращения. Прием радоновой воды внутрь лечит заболевания органов пищеварения.

Неподалеку, всего в двух километрах, есть еще один памятник природы - гора Старик-Камень, с которой легендой связан и целебный источник.

Существует множество легенд об отшельнице Платониде, по меньшей мере около десятка вариаций! Основные четыре представлены ниже.

Одна из них повествует, что много-много лет назад из села Краснояр ушла молодая женщина по имени Платонида и обрекла себя на затворничество и одиночество среди дикого леса. Прожила она у чистого лесного родника до конца своих дней. Долгие годы Платониде удавалось сохранять силы и здоровье. После смерти Платониды к ее могиле началось паломничество. Родник стал почитаться чудодейственным.

В другом сказании, девушка из зажиточной крестьянской семьи полюбила парня – пригожего да бедного. Сама была киржачка, а он – православный. Только отец не согласился отдать дочь свою Платониду за бедняка замуж, решил выдать за сына богатого крестьянина. А девушка бежала из родных мест, с обозом в село Краснояр, чтоб не мыкаться всю жизнь с немилым. Недоверчиво встретили жители села скиталицу, и пришлось ей уйти жить в лес. Едой лес богат, со зверьем подружилась. Постепенно угасла обида на людей, стала Платонида тайком помогать людям. Да пыталась прознать, не слыхали ли что о ее деревне, отце матери, женихе. Жаль что не знали люди, что все это время любимый Платониды ходил по Уралу в поисках своей невесты. Побывал он не раз и рядом с тем местом, где жила Платонида. Но так ни заметна была ее землянка, что юноша всегда проходил мимо. Состарился он, поседел в горьких скитаниях. А однажды обессиленный вечным путем, присел отдохнуть на берегу речушки Ик, да не смог больше подняться, окаменел... Прозвали люди эту окаменелость Старик–Камень. А Платонида жила много лет на берегу речки Ик у подземного ключа. Уже давно нет Платониды, а ключ все журчит и журчит оплакивая ее судьбу. Утоляет он жажду путников, и говорят люди, что стал он целебным.

В другом предании, жила в одной татарской семье девушка, которая решила отказаться от ислама и принять православие. Накануне свадьбы с татарином-односельчанином девушка сбежала из дома и удалилась в скит. Прожив несколько лет в женском монастыре, она получила имя Платонида и стала вести жизнь отшельницы. Рядом с лесным скитом благодаря ее молитвам забил целебный источник. От озлобленных родственников, которые искали случая отомстить Платониде, ее охранял медведь. Но когда медведь был убит, Платонида была застрелена из ружья, так как магометане боялись подходить к ней близко. Душа медведя превратилась в камень, ныне называемый Стариком Камнем, а в месте гибели отшельницы забил целебный источник и по сей день охраняется им источник и бессмертная душа Платониды.

Основная же версия предания гласит, что жила в старообрядческой семье девушка, в которой были два брата и сестра Платона. Случилась беда - умерли батюшка и матушка, а завещание не оставили. Братьев обуяла жадность, и они решили поделить небогатое имущество между собой, а младшую сестру отвезли в далёкий скит на верную гибель. Прошло 30 лет и замучила их совесть. Решили братья поехать в скит, замолить грех у останков сестры, считая свою сестру умершей. Но удивились они, когда нашли ее в полном здравии, невредимой и совсем не состарившейся. Оказалось, что в роднике у скита выбивала целебная вода, умываясь которой, сохранила Платонида красоту и молодость. Простила она братьев своих, но осталась жить с своем ските, где умерла через много - много лет, схоронив повинившихся своих братьев неподалеку от своего жилища.

Вот основные предания которые передаются в разных вариациях из уст в уста. Далеко пошла молва о Платониде и источнике у которого она прожила свою жизнь и потянулись сюда паломники, построили часовню, в которой шли службы.

Если речку, в которую впадает ключ, перейти на другой берег, то недалеко, чуть выше по течению найдете добротную избушку. В ней есть печка-буржуйка, около которой можно обогреться в холодную погоду. Это не первая постройка около источника, к сожалению, все предыдущие были сожжены. Будем надеяться, что эту избушку не постигнет такая печальная участь.

Урочище Платониды продолжает обрастать невероятными легендами. Рассказывают, что Платонида помогает местным жителям найти потерявшихся домашних животных, а иногда является в белых одеждах заблудившимся и совсем было отчаявшимся охотникам и грибникам, помогает им выбраться из леса. Этому было подтверждение в 2001 году. В августе того года четверо подростков из Екатеринбурга решили совершить поход на гору Шунут. При этом самый младший - 10 летний Леша Леонтьев - отбился от товарищей и заблудился. Лишь на третьи сутки мальчика нашли - живого и невредимого. Он находился в избушке около источника Платониды.

Некоторые уверяют, что в этих местах происходят аномальные явления. Люди часто плутают, словно их "кружит" неведомая сила. Кажется, что кто-то незримый стоит за спиной. А иногда здесь появляется странный туман - в таком месте и в такое время, когда ему и быть-то не положено, например, в солнечный день над определенным пятачками.

Но самое фантастическое, что было напечатано про эти места, якобы в давние времена, в горе Шунут, неподалеку от источника Платониды был выкопан целый пещерный монастырь. Якобы в горе, пробили вертикальный шахтный ствол, от которого по бокам расходились многочисленные горизонтальные пещерки-кельи. В них жили и молились монахи-старообрядцы. Согласно этой легенде, позже, боясь, что монастырь обнаружат власти, вход в монастырь засыпали... (Газета "Сибирский тракт", № 16).

Можно отметить, что в этой местности произрастают некоторые редкие растения, занесенные в Красную книгу Среднего Урала. Такие как, короставник татарский, цицербита уральская, лук победный и другие. Переночевать здесь можно только в собственной палатке, ближайшие гостиницы только в Ревде.

Как добраться: на общественном транспорте на поезде или автобусе Екатеринбург - Ревда №151, отходит от Северного автовокзала каждые 20 минут, в пути 1 час 15 минут, доехать до города Ревды, далее от ж/д вокзала на маршрутном автобусе № 103 Ревда-Краснояр, в пути 1 час 10 минут, доехать до поселка Краснояр. В Краснояре от конечной остановки пройти чуть дальше по улице, по ходу движения автобуса и свернуть направо. Пройдя немного по лесной дороге, свернуть на маркированную тропу. Чтобы не сбиться с пути, внимательно следите за помеченными краской деревьями. Нужно придерживаться западного направления. Через 5-7 километров тропа выходит на наезженную лесовозную дорогу. Поверните налево и идите по этой лесовозной дороге. Через 5-6 километров появится табличка "Платонида". Свернув налево, вы окажетесь у легендарного источника.

Есть другая, более короткая тропа до источника, но найти ее самостоятельно, будучи впервые в этих местах, очень трудно.

Будьте предельно внимательны, здесь легко заблудиться! В окрестностях Краснояра очень много лесовозных дорог и просто троп, множество развилок. Легко свернуть не туда и сбиться с пути. Даже бывавшие здесь не по разу, часто плутают. Местность в этих местах достаточно дикая. На многие километры вокруг тянется тайга. Иногда здесь можно встретить следы лосей, медведей, волков и других диких зверей.

На личном транспорте примерно через 100 метров, после автобусной станции в Краснояре, будет поворот на размеченную тропу на Шунут. Примерно через 6 км по этой тропе будет грунтовая дорога. На ней повернуть налево, и через 5 км будет указатель "Памятник природы "Платонида". Зимой или в сухое время года до источника можно доехать на машине обычной проходимости, в другое время дорогу сильно размывает, и можно доехать только на внедорожнике.

В трех километрах от Платониды есть другое удивительное место - гора Шунут, самая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга, 726 метров, особенно красивый вид с её вершины. Все вышеперечисленные достопримечательности окрестностей Екатеринбурга - отличные места для маршрутов выходного дня.

Координаты: N56° 30.318" E59° 47.383"

Наверное, каждый из уральских туристов был на Шунуте и Платониде . Я знаю одного серьезного бизнесмена из Екатеринбурга , который регулярно на Платониде встречает Новый год. Я даже сама была дважды в этих местах.

В первый раз это была съемка какого-то телеканала, и мы рассуждали на Шунуте ночью об охране природы. Второй раз — лет 7 назад. Как всегда поездку организовывала Алия Султанова , и все было очень серьезно: специально заточенная машина, опытный проводник с разным оборудованием. Самое смешное было в том, что этот наш проводник не смог доехать до Шунута вплотную, как не подспускал шины для лучшей проходимости. Зато обедом нас профессионально накормил. Оставшиеся полтора километра мы шли пешком. А когда дошли, то увидели прямо под Шунутом штук 15 машин, и среди них маленькую синенькую Гетц. Большой сюрприз, как в сказке про 12 Месяцев. Дорог там нет, но все туда едут.

А ниже вас ждут прекрасные фотографии и небольшой рассказ от Владислава Деревянных . Любуйтесь и путешествуйте!

Урал не дает скучать

Наше новое путешествие по Уралу с маленьким, но гордым клубом любителей Land Rover.

В этот раз побывали на святом и загадочном месте , забрались на Старик-камень и покорили вершину .

Причём покорили в прямом смысле слова, последние 500 метров преодолевали 3 часа. Буквально перед финишем столкнулись две легенды: легенда отечественного автопрома и легенда английского. На неразъездной колее среди леса встретились 4 автомобиля УАЗ и наша колонна Ленд Роверов. Я в такие пятнашки не играл никогда.

Загоняешь машину в сугроб, одна проезжает, следующая из сугроба достаёт, пока достаёт, сама заезжает в сугроб и там застревает, и уже новый экипаж достаёт её. Всё зарешали УАЗ Буханка и Land Rover Discovery, которым не было равных ни в метровом сугробе, ни в полуметровой колее. Я свой маленький Ренджик предусмотрительно мучать не стал, откопал себе карман между ёлок и запарковался.

Чем мы занимались 14 часов без остановки: толчковые тренировки с отягощением, пятнашки с УАЗиками, замена пробитого колеса в сугробе на скорость, ориентирование на местности в темноте в поисках пропавших автотуристов на Лексусе, отбрасывание снега лопатой на дальность, преодоление метровых волн по лесовозной дороге.

Единственное, что мы сделать не смогли – это поесть. 62 км в одну сторону, 14 часов времени, море драйва, впечатлений, взаимовыручки, смеха и только один неадекватный человек встретившийся нам на пути.

Спасибо всем участникам нашего микро клуба, спасибо Ягуар Ленд Ровер Автоплюс, спасибо всем, кто встретился нам на пути!

Источник Платонида

— легендарное место в глухих лесах Ревдинского района Свердловской области , примерно в 10-12 километрах от деревни Краснояр . Гидрологический и исторический памятник природы.

В давние времена здесь стоял старообрядческий скит. Когда-то это место очень почиталось старообрядцами, а сейчас сюда тянутся как старообрядцы, так и православные, и различные оккультисты, и просто туристы. Существует множество легенд об отшельнице Платониде , чье имя носит источник. Известный краевед Владимир Трусов по архивным документам смог установить, что жила Платонида в далеком XVIII веке и была похоронена у своего скита около 1785 года.

Впоследствии могила Платониды стала культовым местом. Ежегодно к ней на поклонение и в надежде на исцеление от недугов приходит множество паломников со всего Урала и страны. Более того, у Платониды появились последователи и некоторые странники оставались здесь жить. Наглядное подтверждение этому - безымянные кресты вблизи могилы Платониды . Кто здесь погребен мы, наверное, уже никогда не узнаем. В окрестностях Краснояра в разные годы действовало несколько староверческих скитов.

Теперь поговорим непосредственно о самом целебном источнике. Святой источник Платониды находится в верховьях небольшой таежной речки Малый Ик (притока реки Ревды ). Он бьет ключом из под земли и уже через несколько метров впадает в Малый Ик . Здесь, в речке небольшое углубление, в котором можно искупаться. Правда, для этого нужно проявить сноровку, поскольку речка мелкая. Вода здесь очень холодная даже в летнюю жару. На вкус вода приятная, никаких вкусовых привкусов не чувствуется.

Гора Шунут или Шунут-Камень

Гора Шунут (или другое название – Шунут-Камень ) – это вершина хребта Коноваловский Увал . Высота этой – 726 метров над уровнем моря. В общем-то немало для низкогорного Среднего Урала.
Гора Шунут представляет собой живописные скалы.

Их высота от 20 до 60 метров. Скалы наиболее высокие и отвесные с восточной стороны. С вершины открывается отличный вид на зеленое море тайги.

Не удивительно, что эта красивая достопримечательность пользуется большой популярностью среди туристов. У подножия скал есть родничок. Правда, в засушливую погоду он бывает пересыхает.

Откуда взялось это название, неясно, попробуем обратиться к книге А.К. Матвеева «Географические названия Свердловской области» :

«В некоторых справочниках слово Шунут рассматривается как мансийско-башкирский гибрид (мансийское шун – «существо», башкирское ут – «огонь»). Огонь зажигался на этой высокой горе как сигнал о приближающейся опасности. В элементе ут действительно заманчиво видеть тюркское ут – «огонь», но сложение «существо» + «огонь» — очень странная для топонимии конструкция.

Кроме того, шун по-мансийски отнюдь не существо, а «сани», «нарты». Поэтому лучше считать ороним Шунут чисто тюркским, что подтверждается гармонией гласных (у-у) и ударением на последнем слоге. Однако если делить слово на компоненты шун и ут, его первая часть шун не находит достаточно убедительного объяснения в тюркских языках. И вообще есть некоторые сомнения в том, что делить слово надо именно так.

Дело в том, что в ряде геологических работ конца XIX — начала XX вв. вместо названия Шунут-камень фигурирует Белый камень (может быть, за светлый цвет скал). Однако указаны ручей Шунут, Шунутский рудник и небольшой Шунутский увал южнее современного Шунут-камня. В то же время в других геолого-географических трудах этого же времени названия Шунутские горы, Шунутский кряж, Шунутская гряда как будто бы употребляются в современном смысле, а ороним Белый камень прилагается только к скалистой вершине. В этом случае явно недостает фактов, но можно допустить, что первично название речки и прилегавших к ней незначительных объектов, и тогда о членении на шун и ут не может быть и речи».

Скалы сложены конгломератами из сцементированной гальки и кварцитопесчаниковыми сланцами. По мнению географа Н.П. Архиповой , возраст пород более 600 миллионов лет. Поверхность скал Шунута живописна и местами покрыта лишайниками белого, серого, ржаво-красного цветов.

Скала Старик-Камень

Шунут – не единственная скалистая достопримечательность в этих местах. Немного южнее можно посмотреть на любопытную скалу Старик-Камень , профиль которой явственно напоминает человеческое лицо. Старик-Камень относится все к тому же Коноваловскому хребту .

Старик-Камень также относится к массиву хребта Коноваловский увал . Название хребта возникло, по мнению краеведа Ю.А. Дунаева , от деревни Коновалово , которая находится на его северном продолжении. Коноваловский хребет

06.12.2016 10:38:22

Текст: Михаил Латышев

Чудны наши уральские леса! Иногда поднимаешься в гору, а суше не становится. Чтобы добраться до шихана на вершине, порой преодолеваешь горные "висячие" болота. С высоты можно любоваться морем островерхих пихт и елей.

Такой вид открывается с горы Шунут Коноваловского увала, расположенной в трёх десятках вёрст к югу от Ревды. Там, в темнохвойной тайге, на пути к могиле старицы Платониды произошла одна встреча…

…Они шли босиком по траве, влажной от росы, по земле, прихваченной первыми холодами – предвестниками осени. Нескончаемой вереницей шли женщины и дети, малые и постарше, одетые в белые рубахи. Мужчин среди них не было. Они шли молча, не обращая внимания на моросящий дождь, на острые камни и ветки, попадавшиеся им под ноги. Будто были выше разбитой лесовозной дороги с её хламом и грязью, "над" ней. Казалось, ничто не остановит их. Я знал, куда они направлялись, и был поражён зрелищем, говорящим о неуклонной вере в людских сердцах.

Шунут-Серга" парка "Оленьи ручьи" мне удалось пройти без лыж. На лыжне двухметровую толщу снега покрывал крепкий наст.
Перед просекой к Шунут-камню солнышко последний раз осветило изумительную панораму лесной долины от перевала до камня Сокольего. Стемнело быстро.
Свернув с лесовозки по тропе, я очутился у беседки-часовенки над Платонидиным ключом. По легендам, Платонида избавляла людей от болезней водой из святого источника.
Помню, что пил воду из него – и не мог напиться! А дома попробуй-ко выпей столько воды – не сможешь. Позже я узнал, что ключ и вправду непростой, богат радоновыми водами.


Тогда на соседней поляне стояла избушка с печью, а напротив неё – банька. Они были полны людей. Двое туристов решили ночевать "в скиту" и я напросился с ними.
Была морозная ночь, взошла полная луна и в лесу стало светло, как днём. От родника мы двинулись к могиле старицы. Справа из сугробов возвышались три могильных креста.

Лесная церковь"!


Миновав могилу старицы, через километр мы спустились к землянке у реки Малый Ик. Внутри "скита" на полочках стояли иконки с ликами святых. Печь работала исправно. Прогрев наше пристанище, мы приободрились.
Немного людей знало тогда о том урочище. Я бывал там и в лютом декабре 1994-ого, когда скит уже покосился и печь нарушилась. Едва не замёрзнув, я увидел, как ночью к жилищу подошли сгорбленные бабушки-богомолки в платочках. Утром на их месте оказались ёлочки, склонившиеся под шапками снега.
Вообще, лес в этих местах насколько красив днём, настолько же и страшен ночью. Темнота сгущается вокруг, деревья подступают ближе и начинают скрипеть, стонать. Слышен вой волков, где-то ухает филин.
Почему-то у могилы старицы всегда спокойно на душе. Можно стоять в чёрной безмолвной тайге перед свечой, горящей светом неугасимым, слушать шум реки, прислушиваться к своему сердцу. В такие моменты всё суетное кажется мелким, ничтожным.
лесной церкви" крутая тропинка вела к берегу речки Малый Ик. В одном месте на берегу была устроена каменная запруда и купель для крещения.
Над ней склонили ветки "заверованные" деревья, увитые ленточками. На них же вешают одежду или обувь с той части тела, которую хотят вылечить. Это делают люди, которые в это верят.
крёстного хода" установили близ могилы Платониды большой деревянный крест.
Прошло много лет, в 2013 году я снова оказался там. Избушки не было, от бани остались развалины. Над ключом вместо прежней беседки сооружён новый купол. На могилу Платониды зачем-то принёсли надгробие с могилы матери Таисии. Появился ещё один крест, из бруса.
От скита осталась только дверь да остов железной печки. Крыша землянки провалилась.

Малый Ик по-прежнему журчал ледяной водой, убегая змейкой в лес. Выше купели струились по камням небольшие водопадики.
Ближе к ночи людская суета стихла, все разъехались. У святого места наступила тишина. Сюда мы дошли пешком, прочувствовав ногами дорогу, которой ходят старообрядцы больше века.
Они молятся "обоюдно" – и за Платониду в том числе, ведь она не канонизирована.
Какой была жизнь непрославленной подвижницы? Почему именно женщины ходят на её могилу?

К истории уральских староверов Повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Никого не щадили - ни женщин, ни детей", - говорит Геннадий Чунин.
Старообрядцы бежали на Север, на Урал и в Сибирь.
Старообрядцев принимали на уральских заводах, для заводчиков они были добросовестными работниками. Интересно, что в обиходе староверов появились металлические иконы и распятия.

Приведу выдержки из труда монахини Евстафии (Морозовой) "О почитании в Екатеринбургской митрополии непрославленных подвижников (старицы Платониды и старца Аввакума)". Она исследовала редкие архивные документы об уральских староверах.
"В 1725 году в Нижне-Тагильский завод прибыл с Керженца старец Никифор со многими иноками, после чего на Урал бежали десятки тысяч последователей главных поповских согласий – софонтиевцы.
Они изначально относились к беглопоповцам, принимая к себе для служения священников, бежавших из "никонианской" Церкви. В XVIII столетии в этом согласии многие общины стали переходить к беспоповской практике, что было утверждено как норма на Тюменском старообрядческом соборе 1840 года.
Совершение треб и богослужений перешло к наставникам-старцам и уставщикам, избираемым общиной: они вычитывали службы, опуская молитвы, которые при богослужениях и таинствах полагается произносить священнику.

Это течение стало именоваться часовенным или "стариковщиной". До революции к часовенным относилось до 90% уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, подвижники, мученики и авторитетные старцы, для совета с которыми богомольцы ездили за сотни вёрст.
К наиболее чтимым святыням часовенных относились могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла на Веселых горах близ Верхне-Тагильского завода, где ежегодно в июне собирались паломники-старообрядцы со всей России.
Почиталась также могила беглого попа Николы в Екатеринбурге, могилы беглых попов Иова, Петра и Архипа, а также наставника Гурия в Нижне-Тагильском заводе, могила инока Тарасия в Шарташском селе, местечко "Клады" близ деревни Таволги с остатками бывшего скита и надгробиями скитников".

На Весёлых Горах": "Некоторое время при напряженной тишине вы слышите чтение святой книги, но вот раздается запевающий стихиру голос старца Антония.
Его подхватывают певчие под навесом, затем близстоящие, волна звуков, с каждым моментом усиливаясь, разрастается по всей поляне, докатывается до последних палаток и далеким эхом отдается в лесах и горах... А затем снова тишина, чтение, и снова море голосов, стройно по старинным крюкам распевающих стихиры...".

Екатеринбургских епархиальных ведомостях" отмечалось: "старообрядцы собираются еще 23 апреля на могиле "о. Георгия" в Черноисточинском заводе;
27, 28 и 29 мая на могиле "о. Иова" в Нижне-Тагильском;
6 июня – на могиле "инока Аввакума", в 6 верстах от д.Сажиной.
16 августа на могиле "матери Платониды" в с.Красноярском собираются по преимуществу женщины и молятся за своих мужей, страдающих запоем".

первая из пустынниц, как говорят старожилы, в окрестностях Краснояра была мать Платонида, а потом — мать Таисия.
Схоронена [Платонида] в 10 верстах от Краснояра; на могилу ее к 16 августа каждогодно собирается множество народа.
Мать Таисия померла в первой четверти XIX столетия и похоронена на скитском кладбище, по речке Большому Ику".

Само селение Красноярское возникло во втором десятилетии XVIII века и состояло исключительно из старообрядцев. На основании этих данных можно сделать вывод о времени жизни старицы Платониды - подвизалась она в уральских лесах во второй половине XVIII века.


Богомольцы говорили: "Встанет мать Платонида рано-рано, когда на покосах ни единой души. Она уже знала - кто нуждается в помощи. Осиротевшая ли вдова, или выбившийся из сил мужик. Накосит, наносит сена, да и приберет. И сделает это все так, чтобы никто не видал, что она работала. Чуть заметит, что появились на покосе люди, она сейчас уходит в лес…".


Сведения о старице Платониде есть в "Урало-Сибирском патерике" - "Истории о отцех и пустынножителех, в последнее гонительное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни".
Патерик составлен в первой половине ХХ века в одном из скитов старообрядцев часовенного согласия и чудом сохранен староверами во время разгрома скитов коммунистами на Нижнем Енисее в 1951 году.

Вот что в нём сказано о непрославленной подвижнице: "Старица Платонида происходила из семьи инородцев-язычников (татар или калмыков). Когда она достигла отроческого возраста, на нее пал жребий быть принесенной в жертву идолам, отчего все родственники "в печали бяху велицей". Случилось же так, что в это время в доме остановился на ночлег один христианин, везший с мельницы муку. Узнав о горе, он предложил родителям отдать свою дочь "в жертву живому Богу, да послужит Ему".

во иноческий образ".
Столь быстрый постриг вызвал зависть со стороны некоторых из сестер, прежде неё пришедших в скит и не принявших еще ангельского чина. Платонида вынуждена была тайно оставить сестринство и поселиться уединенно в лесу ("отъиде от них тай в пустыню на безмолвие").

Однако и в лесу она тайно помогала нуждающимся. "Бе же зело милостива и трудолюбива, и помогаше сущим в нуждах, …прия от Бога дар исцеления, слепых просвещаше и больных исцеляше не точию в животе (т.е. не только при жизни), но и по преставлении своём". Рассказали о Платониде "мать Мелетина, мать Акинфа и Елизавета Парамоновна", которым поведал о ней отец Иоанн, еще заставший Платониду в живых и лично помнивший.
Уточняется, что отец Иоанн принял иноческий чин от отца Израиля, "свидетельствованного в Родословии". ("Родословие" часовенного согласия, составленное отцом Нифонтом).
Этот рассказ о жизни Платониды можно считать наиболее достоверным".