Псалом за упокой души. Псалтырь по усопшим. День смерти. Что делать

Помочь усопшим своей домашней молитвой дело благое. Но, как и на всякое наше начинание, вы должны взять на этот труд благословение у священника. Порядок чтения Псалтыри по усопшим следующий:

Начинается чтение с предначинательных молитв, озаглавленных «Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь» (помещены в начале Псалтыри). После них читается первая кафизма.

На первой «Славе» (после прочтения первой из трех частей кафизмы), произносятся молитвы: »Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (перечисляются имена усопших православных христиан в родительном падеже).


Затем, перед началом чтения следующей части кафизмы, произносим: »Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!» И читаем очередную часть. На «Славе» повторяем молитвы об усопших.

В конце каждой кафизмы или в конце Псалтыри (в зависимости от издания) напечатаны молитвы по окончании кафизмы. Во время их чтения после молитвы Отче наш вместо покаянных тропарей вставляются тропари по усопшим: «Со духи праведных… В покоище Твоем Господи…Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…» (Данные тропари находятся в конце Псалтыри в Последовании по исходе души от тела). И далее по-порядку, «Господи помилуй» 40 раз и молитву по кафизме.

Если вы в течение дня прочитали не все кафизмы, а только несколько из них, то на следующий день продолжайте чтение с последующей кафизмы.

Когда вся Псалтырь будет полностью прочитана, опять начинаем с предначинательных молитв и продолжаем чтение в вышеизложенном порядке.

Также настоятельно советуем вам совершать этот молитвенный труд со смирением и осознанием своей греховности. Вы увидите, что это действительно труд, и весьма немалый. Не надейтесь на себя и свои силы, а просите их у Господа, чтобы в душе не развивалось самомнение и надмение своей «особой молитвенностью». Обращайте внимание на правильность ударений в словах для благоговейного чтения псалмов. Если вы еще мало знакомы со славянскими текстами, рекомендуется первое время молиться по Псалтыри на церковно-славянском языке, изложенной в русской транскрипции, пока не усвоится правильное произношение слов.

В Церковной традиции за усопших принято читать сорок псалтирей. Только, еще раз подчеркиваем, читайте без гордостной мысли, что «я кого-то вымаливаю». Молитесь с мыслями о себе, как о нерадивом рабе, который вспомнил, что он должен молиться не только о своей душе, но и о своих родственниках.

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый - это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине - например, до 40-го дня.

Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших - таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона - "Достойно есть.." и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

В этом разделе помещены три варианта чтения Псалтири по усопшим в соответствии с традицией Русской Православной Церкви.

В отличии от других, этот вариант прочтения Псалтири о упокоении усопших включает в себя только поминовении заупокой на каждой "Славе" кафизмы. По прочтении кафизмы приведены тропари заупокойные и молитва о упокоении, вместо обычных тропарей и молитв Псалтири. Такое поминовение называется сугубым (особым, только о упокоении), часто такой вариант чтения используют в первые сорок дней после смерти усопшего. Для удобства все тексты преведены "на ряду" (без сокращений).

В данном изложении Псалтирь о упокоении усопших включает в себя только молитвы о упокоении на каждой "Славе" кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. При таком чтении начало и окончание чтения кафизм остается обычным, без заупоуойных тропарей. Для удобства все тексты преведены "на ряду" (без сокращений).

Самый распостраненный способ чтения Псалтири с поминовениями о здравии и упокоении на каждой "Славе" кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. Для удобства все тексты преведены "на ряду" (без сокращений). Такой вариант обычно читают для келейного поминовения живых и почивших сродников.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

"При чтении Псалтири при гробе усопшего, - пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", - нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой "Славы:", и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего", причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой".

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй "Славе:" кафизмы, читается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

О чтении Псалтири по усопшим

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение служит молитвой Господу о усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин.
Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Псалтирь состоит из 20 разделов - кафизм, каждая из которых делится на три “Славы”. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки вековю Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(затем продолжается чтение псалмов)

По окончании кафизмы читается:

Трисвятое:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, “И ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Религиозное чтение: молитва о новопреставленном псалтырь в помощь нашим читателям.

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение служит молитвой Господу о усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин.

Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Псалтирь состоит из 20 разделов - кафизм, каждая из которых делится на три “Славы”. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки вековю Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

(затем продолжается чтение псалмов)

По окончании кафизмы читается:

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, “И ныне и присно и во веки веков. Аминь

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы перед началом чтения Псалтири Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри О чтении Псалтири по усопшим Порядок чтения псалмов на всякую потребу Псалтырь как требник Молитвы по псалтыри Псалмы на разные случаи

ПСАЛТИРЬ. КАФИСМЫ.

Псалтырь. Кафисма. Псалом:

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

О чтении Псалтири по усопшим

Порядок чтения псалмов на всякую потребу

Псалтырь как требник

Молитвы по псалтыри

Псалмы на разные случаи

Библия. Псалтырь

Ежедневные молитвы

Молитвы благодарственные каждодневные

Основные евангельские заповеди

Виды и формы православных молитв

Что нужно знать верующему

Молитвы, которые обязательно помогут

Православные информеры для сайтов и блогов Весь Псалтырь.

Как читать молитвы о новопреставленном дома и в храме

«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» - пишет апостол Павел христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу. Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия. Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.

Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года . За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:

  • ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
  • сорокоуст, исполняемый в храме;
  • панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
  • литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
  • пожертвования, поминальные трапезы.

Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время, читают над усопшим Псалтирь . При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.

Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: Аллилуйя» и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.

Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз . За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.

Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.

В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.

Молитва о новопреставленном

Псалтирь состоит из 20 кафизм , каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное» .

По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.

Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений , составляющих текст.

  • «в надежди живота вечного» - надеясь на вечную жизнь;
  • «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» - эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
  • «вольная и невольная согрешения» - грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
  • «причастие вечных благих» - получить часть вечных благ;
  • «Аминь» - всё сказанное - истина.

Заказ сорокоуста в храме

Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день

Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:

3-й день, погребение

В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) - православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.

Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.

После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.

9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»

В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду . Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды. К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ. Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.

40-й день, определение места пребывания души

В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза , в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.

К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».

По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается , но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».

В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная литургия.

Родительские субботы

До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.

Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии , на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения - Родительские субботы - приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».

По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).

Домашняя молитва о новопреставленном

Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике . Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.

Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе. К канону можно присоединить акафист с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или распечатать из интернета. Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.

Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».

Как правильно читать Псалтирь?

В Православной Церкви существует добрый обычай чтения Псалтири в память об усопшем. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Заказать чтение Неусыпаемой псалтири в Иерусалиме

Псалтирь состоит из 20 разделов - кафизм , каждая из которых делится на три " Славы ". Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

(находящиеся в начале “ Последования по исходе души ”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Для чего читают псалмы

Чаще всего у христиан Псалтырь читается, когда умер человек. Чтобы было более понятней, рассмотрим пример того, как читать Псалтырь по усопшим.

Данный обычай читать псалмы об усопших идёт, как и весь религиозный обряд погребения человека, ещё из древних веков. Иногда даже существуют специальные люди, которые читают эти псалмы, они приглашаются в дом где умер человек и непрерывно, в течение 40 дней, читают псалмы по просьбе родственников умершего.

Когда читают Псалтырь об усопших, кроме всех молитв и прочитывания кафизмов, также используется и специальная молитва – «Слава», которая упоминает имена всех усопших связанных с человеком, который умер.

Чтения Псалтыря для усопших дарит память и утешения для родственников. Эти специальные псалмы свидетельствуют о любви, уважении родственников к усопшему и к Богу, ведь только читая эти песни, вы приближаетесь к нашему создателю.

А как читать Псалтырь о здравии? Мы ответим, что чтение это аналогично псалмам по усопшим, то есть также читаются и псалмы о здравии. Чаще всего эти псалмы идут вместе. То есть, мы упоминали уже, когда прочитывается кафизма, идет молитва о «Славе» тогда перечисляются имена усопших и имена живых людей, в основном это идет по очереди: одно имя – усопший человек, второе – живой.

Также хочется выделить некоторые правила или советы, для тех, кто хочет читать псалмы.

  • Для того чтобы знать, как правильно читать Псалтырь, вы должны иметь при себе всегда свечку или лампадку (это для молитвы дома).
  • Псалмы читайте только вслух или в полголоса.
  • Не забывайте про правильное ударение в словах, ведь не правильно произнести священное предложение приравнивается к греху, будьте внимательными.
  • Псалмы можно читать, как и сидя, так и стоя. В основном они читаются сидя, а стоя произносятся имена усопших и живых, после молитв и на «Славе».
  • Обратите внимание, что псалмы читаются не только вслух, а и монотонно, без каких-то там выражений своих эмоций – это не литературное произведение, а серьёзный религиозный текст.
  • Если вы не понимаете смысл псалмов, особо не унывайте, ведь в этом и есть суть – вы развиваетесь в духовном понимании поэтапно. Взрослея духовно, будет открываться и смысл псалмов.
Строка поиска: 40 дней

Найдено записей : 12

Ирина

Ирина! В церковной практике существует традиция поминовения усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщины. Такого понятия, как «двадцатый день» нет. Ваш батюшка сказал о самом главном, что сейчас необходимо усопшему – о церковной молитве. Святые отцы считают поминание за Литургией наибольшей помощью умершим христианам. "Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. ... душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе», - пишет св. Иоанн (Максимович). Таким образом, сейчас главное – молиться за Вашего родственника и подавать милостыню за него, а не устраивать поминальные трапезы для родственников и знакомых. Чтение Псалтири тоже похвальное желание.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мой папа умер 4 декабря, я хотела бы на 9 дней заказать ему Неусыпаемую Псалтырь. Подскажите, пожалуйста, можно ли ее заказывать до 40 дней и можно ли в женском монастыре заказывать, чтобы молились о мужчине? Спасибо!

Марина

Марина, нет никакой разницы, в каком монастыре Вы просите молиться за мужчину, в женском или мужском. Во всех монастырях молятся за всех православных христиан. На 9 и 40 дней нужно прежде всего в церкви самой помолиться и панихиду отслужить. Неусыпаемую Псалтирь тоже можно заказать, лучше до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 11 ноября после очень долгой и тяжелой болезни у меня умер муж (31 год). Во время его болезни все силы уходили на круглосуточный уход за ним, молилась все время Господу о его здравии, заказывали молебны и сорокоусты в храмах. Молилась своими словами. Теперь после его ухода очень хочется помочь его душе. Умер он не покаявшись, не причастившись, так как 4 месяца не был в сознании. Хочу читать Псалтырь, несколько вечеров уже читаю, но очень тяжело от того, что не совсем понимаю что читаю, не понимаю я церковнославянский. Скажите, стоит ли в таком случае читать Псалтырь? Есть ли он в другом издании, на русском? И какие молитвы, акафисты мне читать ежедневно?

Олеся

Здравствуйте, Олеся! Псалтирь можно читать в русском переводе, но только для того, чтобы понять смысл написанного. Молиться нужно на церковнославянском языке, потому что он передает всю глубину Священного Писания. Читать Псалтирь по усопшим нужно по благословению, и уже хоть немного умея читать по-церковнославянски. Вам лучше начать с ежедневного чтения утренних и вечерних молитв. А за мужа закажите неусыпаемую Псалтирь на сорок дней, полгода или год. Она читается обычно в монастырях и некоторых храмах. Это будет полезнее для его души. Чаще ходите в храм и молитесь на литургии, подавая за мужа записку об упокоении на проскомидию.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте я сама читаю Псалтырь по мужу, вопрос такой: обязательно ли читать его дома 40 дней? Если я хочу поехать к маме на пару дней, могу ли я почитать его там, и что для этого нужно? Спасибо.

жанна

Жанна, молиться можно не только дома, но и в дороге, и в гостях, и в других местах. Возьмите с собой Псалтирь, и по обыкновению, как Вы читали, так и читайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня умерла бабушка, 24 июля будет 40 дней, собираемся заказать в Храме панихиду. Но нам сказали, что нужно еще пригласить домой женщину, которая будет всю ночь читать Псалтырь (все знакомые почему-то называют таких женщин монашками, несмотря на то, что они живут в миру и постиг не совершали). Очень хочется все сделать правильно, подскажите, пожалуйста, нужно ли приглашать такую женщину? И еще один вопрос: мы думали, что поминать и заказывать панихиду нужно на 40-й день, а все говорят, что накануне 40-го дня, т.е. На 39-й. Так ли это? Заранее большое спасибо за ответы!

Юлия

Нет, Юлия, делать это совсем необязательно, а что касается Псалтири, то читать ее должны вы – близкие родственники, и не по ночам, а по несколько кафизм днем после утреннего молитвенного правила. Панихиду и поминки надо совершить в 40 день, но в некоторых храмах принято заказывать требы накануне, чтобы утром служащий священник уже знал, что и когда ему надо совершать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! После смерти мамы прошло 40 дней. Месяц сама Псалтирь не читала, плохо себя очень чувствовала, только молилась об упокоении души ее и заказывала в храмах молебны и сорокоусты. Теперь сама хочу молиться за маму. Псалтырь читать тяжело, душа сжимается и наполняется каким-то страхом. А вот акафист по единоумершему читаю и плачу, и легче становится. Сколько читать его можно? Есть какие-то ограничения? Спасибо.

Татьяна

Татьяна, читать акафист за единоумершего можно столько, сколько у Вас хватит сил. Мы молимся о усопших постоянно, каждый день поминая их на утренних молитвах, подавая записки на церковное богослужение, соответственно, молитва о них не прекращается никогда. Но если есть желание почитать что-то сверх того минимума, который мы исполняем, это очень хорошо, и делать это можно столько, сколько есть у Вас произволения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте.Подскажите какие молитвы и каноны читать за покойного по истечении 40 дней. Все 40 дней читала псалтирь и молитвы по усопшим, канон молебный к Пречистой Богородице,канон за преставльшегося, панихиду и литию и канон Преподобному Паисию Великому т.к муж умер внезапно без покаяния. Можно продолжать читать то же самое или надо вычитывть другие молитвы. С большой благодарностью к вам, хранит нас всех Господь.Пожалуйста помолитесь за моего мужа Александра.

Елена

Елена, Вы можете продолжать читать то, что читали в продолжении 40 дней. Если же на все не хватит сил, постарайтесь хотя бы сохранить чтение Псалтири, ее читайте как можно дольше. Ваша молитва очень нужна Вашему мужу - как была нужна при жизни, так в сугубой степени и по смерти, молитесь усердно, настоящая любовь не знает преград, даже преграда смерти над нею бессильна, а мы тоже помолимся о Вашем супруге. Да упокоит Господь душу раба Своего Александра!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно читать Псалтырь по усопшим: по одной кафизме каждый день? Но ведь их всего 20, а дней 40.

елена

Елена, очень хорошо читать Псалтирь по усопшим в течение сорока дней. Можно читать и более одной кафизмы в день – сколько угодно, сколько по силам. Когда прочитывается весь Псалтирь, его читают снова, и так все сорок дней. И после сорока дней можно, по желанию, читать Псалтирь каждый день, хотя бы по одной кафизме в таком же порядке – закончился Псалтирь, читайте снова.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Мой отец умирает в больнице, врачи сказали, что ему осталось несколько дней жить... Скажите, пожалуйста, как помочь его душе сейчас и сразу после смерти? Что можно почитать над ним? Сказали, что его обязательно заберут в морг, сколько он там будет, неизвестно, а ведь в первые часы после смерти душа особенно нуждается в поддержке. Меня очень беспокоит этот момент, можно ли читать без покойного в доме псалтырь и Евангелие, - то, что читается над покойником?

Татьяна

Татьяна, Вашего отца надо пособоровать, и если он в сознании, то причастить. Это – первое и самое важное, что Вам надо постараться успеть сделать. Затем, когда человек уже отходит, над ним принято читать "отходную", делает это обычно священник, но в крайнем случае и за отсутствием священника в тот момент, сделать это может и мирянин. После смерти о покойном совершается панихида, читается канон "за единоумершего" и Псалтирь, причем делать все это можно как в присутствии тела, так и без него. После смерти нужно также заказать церковное поминание – сорокоуст о упокоении, а также подать записки на Литургию и совершить панихиды в 3, 9 и 40 дни.

игумен Никон (Головко)