Правовые основы финансового контроля презентация. Финансовый контроль. Методы проведения контроля

«Финансовый рынок» - Эмитенты, инвесторы. «Новые» крупные участники финансового рынка. Отмена государственной монополии на банковские и страховые услуги. Риск вложений. Органы госрегулирования финансового рынка. Внебиржевой. Особенность российского рынка финансовых услуг. Виды сделок. Финансовый рынок. Участники РЦБ. Возможные негативные последствия функционирования финансового рынка:

«Анализ финансового состояния» - Рисунок 4 – Динамика структуры капитала СП «Санта Импэкс Брест» ООО за 2005–2007 гг. Таблица 2 – Показатели оборачиваемости текущих пассивов СП «Санта Импэкс Брест» ООО за 2005–2007 гг. Вывод результатов по всем коэффициентам. В третьей главе работы: Объект исследования: В первой главе данной работы:

«Финансовая политика» - Финансовая политика представляет собой часть общей экономической политики… Основные направления бюджетной политики в соответствии с текстом Бюджетного послания в 2009-2011 гг. Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования.

«Финансовое планирование» - Сопоставимость показателей финансовых планов и прогнозов в сфере государственных и муниципальных финансов обеспечивается бюджетной классификацией Российской Федерации. Целевые программы. Бюджетирование в коммерческих организациях. Основные проблемы финансового планирования и прогнозирования в РФ. При формировании реестра расходных обязательств могут быть выделены следующие типы расходных обязательств:

«Финансовое право» - Одним из кодифицированных правовых актов является Налоговый Кодекс РК (в сфере налогообложения). Вопрос 5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Словом создается то что в юридической литературе принято называть управление в какой-то области.

«Анализ финансовой деятельности предприятия» - Данные импортируем в ФинЭк Анализ. Ввод исходной информации. Элементы финансового менеджмента. ФинЭк Анализ. После запуска "ФинЭкАнализ" на экране появляется главное окно программы. Исходные данные для расчетов. Оценка управления капиталом. Готовый файл, заполненный на предприятии, копируем в каталог программы.

Презентация на тему "Финансовый контроль" по экономике в формате powerpoint. Содержательная презентация для школьников рассказывает о том, что такое финансовый контроль, что является его объектом и какие государственные органы его осуществляют.

Фрагменты из презентации

Государственный финансовый контроль –

  • комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.
  • контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств.

Объект финансового контроля

денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.

Органы государственного или муниципального финансового контроля

  • Счетная палата РФ;
  • контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
  • контрольные органы законодательных (представительных) органов.

Контрольное управление президента РФ (КУ)

  • Подчиняется непосредственно президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.
  • Начальник Контрольного Управления:
  • является помощником Президента РФ;
  • назначается и освобождается от должности Президентом РФ

Задачи Контрольного управления

  • контроль и проверка исполнения государственными органами исполнительной власти, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • контроль за реализацией общенациональных проектов;
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ;
  • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ

Состав Счетной палаты

  • Председатель Счетной палаты, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.
  • заместитель Председателя Счетной палаты, кот. назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.
  • аудиторы Счетной палаты – 12 человек, кот. назначаются Советом Федерации и Государственной Думой по шесть аудиторов сроком на шесть лет.
  • аппарат Счетной палаты, кот. состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.
  • МинФин России возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ.
  • Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
  • Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ (два).

Задачи Минфина в фин.контроле

  • Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
  • Министерство финансов РФ организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также осуществляет:
  • координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также Федеральной таможенной службы).
  • в соответствии с ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организует государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

Слайд 1

Финансовый контроль

Слайд 2

Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

Слайд 3

Государственный финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств.

Слайд 4

Объект финансового контроля

денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.

Слайд 5

Органы государственного или муниципального финансового контроля

Счетная палата РФ; - контрольные и финансовые органы исполнительной власти; - контрольные органы законодательных (представительных) органов.

Слайд 6

1) Контрольное управление президента РФ (структурное подразделение Администрации Президента). Деятельность регулируется Указом президента РФ от 8.06.2004г. №729 «Об утверждении положения о контрольном управлении Президента РФ»

Слайд 7

Контрольное управление президента РФ (КУ)

Подчиняется непосредственно президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Начальник Контрольного Управления: - является помощником Президента РФ; - назначается и освобождается от должности Президентом РФ

Слайд 8

Задачи Контрольного управления

контроль и проверка исполнения государственными органами исполнительной власти, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ

Слайд 9

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ

Деятельность счетной палаты регулируется ФЗ №4-ФЗ «О счетной палате РФ», в котором определено, что Счетная палата образована Федеральным Собранием РФ и подотчетна ему.

Слайд 10

Состав Счетной палаты

Председатель Счетной палаты, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. заместитель Председателя Счетной палаты, кот. назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. аудиторы Счетной палаты – 12 человек, кот. назначаются Советом Федерации и Государственной Думой по шесть аудиторов сроком на шесть лет. аппарат Счетной палаты, кот. состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников

Слайд 11

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ (продолжение)

Счетная палата осуществляет: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, т.е.

Слайд 12

организовывает и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проводит комплексные ревизий и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; осуществляет контроль за государственным внутренним и внешним долгом РФ

Слайд 13

контроль за федеральными внебюджетными фондами, за банковской системой; осуществляет экспертизу: законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы финансов РФ; проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе

Слайд 14

Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ

деятельность МинФина регулируется: - Постановлением от 30 июня 2004 г. №329 «О министерстве финансов РФ» - Постановлением от 7 апреля 2004 г. №185 «Вопросы Министерства Финансов РФ»

Слайд 15

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.

Слайд 16

МинФин России возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ (два).

Слайд 17

Задачи Минфина в фин.контроле

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также осуществляет:

Слайд 18

Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ (продолжение)

Координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также Федеральной таможенной службы). в соответствии с ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организует государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

Слайд 19

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством

Деятельность федерального Казначейства регулирует: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе» Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Слайд 20

Федеральное казначейство

Cлайд 1

Cлайд 2

Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико – правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

Cлайд 3

Государственный финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств.

Cлайд 4

Объект финансового контроля денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.

Cлайд 5

Органы государственного или муниципального финансового контроля - Счетная палата РФ; - контрольные и финансовые органы исполнительной власти; - контрольные органы законодательных (представительных) органов.

Cлайд 6

1) Контрольное управление президента РФ (структурное подразделение Администрации Президента). Деятельность регулируется Указом президента РФ от 8.06.2004г. №729 «Об утверждении положения о контрольном управлении Президента РФ»

Cлайд 7

Контрольное управление президента РФ (КУ) Подчиняется непосредственно президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Начальник Контрольного Управления: - является помощником Президента РФ; - назначается и освобождается от должности Президентом РФ

Cлайд 8

Задачи Контрольного управления контроль и проверка исполнения государственными органами исполнительной власти, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ

Cлайд 9

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ Деятельность счетной палаты регулируется ФЗ №4-ФЗ «О счетной палате РФ», в котором определено, что Счетная палата образована Федеральным Собранием РФ и подотчетна ему.

Cлайд 10

Состав Счетной палаты Председатель Счетной палаты, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. заместитель Председателя Счетной палаты, кот. назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. аудиторы Счетной палаты – 12 человек, кот. назначаются Советом Федерации и Государственной Думой по шесть аудиторов сроком на шесть лет. аппарат Счетной палаты, кот. состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников

Cлайд 11

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ (продолжение) Счетная палата осуществляет: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, т.е.

Cлайд 12

организовывает и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проводит комплексные ревизий и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; осуществляет контроль за государственным внутренним и внешним долгом РФ

Cлайд 13

контроль за федеральными внебюджетными фондами, за банковской системой; осуществляет экспертизу: законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы финансов РФ; проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе

Cлайд 14

Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ деятельность МинФина регулируется: - Постановлением от 30 июня 2004 г. №329 «О министерстве финансов РФ» - Постановлением от 7 апреля 2004 г. №185 «Вопросы Министерства Финансов РФ»

Cлайд 15

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.

Cлайд 16

МинФин России возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ (два).

Cлайд 17

Задачи Минфина в фин.контроле Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также осуществляет:

Cлайд 18

Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ (продолжение) - координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также Федеральной таможенной службы). в соответствии с ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организует государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

Cлайд 19

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством Деятельность федерального Казначейства регулирует: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе» Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Cлайд 20

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за: - ведением операций с бюджетными средствами; - деятельностью кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов; - осуществления указанного контроля и координирует работу федеральных органов исполнительной власти Водопьянова Наталья Александровна
к.э.н., доцент,
доцент кафедры экономики и
экономической безопасности, ВИЭПП

Вопросы лекции

1.Сущность и принципы финансового контроля
2. Виды финансового контроля
3. Органы, осуществляющие финансовый
контроль, их функции и задачи
4. Cравнительная характеристика
внутрифирменного и внешнего финансового
контроля

1. Сущность и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – это
неотъемлемый элемент управления финансами и
денежными потоками с целью обеспечения
целесообразности и эффективности финансовых
операций;
законодательно регламентированная
деятельность специально созданных учреждений
контроля и контролеров аудиторов за
соблюдением финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех экономических
субъектов;
совокупность целенаправленных мероприятий по
проверке соответствия фактического состояния
финансовой системы плановому или отчетному.

Финансовый контроль включает проверку:

соблюдения требований экономических
законов,
оптимальности пропорций
распределения и перераспределения
стоимости ВНП;
составления и исполнения бюджета
(бюджетный контроль);
финансового состояния и эффективного
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов предприятий,
а также налоговый контроль

Перед финансовым контролем стоят задачи:

содействие сбалансированности между потребностью в
финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и
фондов народного хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед государственным
бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста
финансовых ресурсов, в том числе по снижению
себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию материальных
ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в
организациях и бюджетных учреждениях, а также
правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
обеспечение соблюдения действующего законодательства и
нормативных актов, в том числе и в области
налогообложения предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам

Объект финансового контроля

процессы образования, распределения и
использования финансовых ресурсов субъектами
хозяйствования и органами государственной власти и
местного самоуправления, характеризующиеся
системой различных стоимостных показателей.
Непосредственным предметом проверок выступают
финансовые (стоимостные) показатели:
прибыль,
доходы,
НДС,
рентабельность,
себестоимость,
издержки обращения,
отчисления на
различные цели и фонды.

Субъекты финансового контроля

специально уполномоченные органы, а
также квалифицированные
специалисты, осуществляющие свою
контрольную деятельность в
соответствии с нормами права.

Основные понятия финансового контроля

Процесс финансового контроля – это процесс
Методы финансового контроля – это
Форма контроля – это внешнее выражение
Процедура контроля – это установленный порядок
осуществления контрольных действий и операций.
Механизм финансового контроля - это определенная
последовательность процедур финансового контроля
в совокупности с используемыми методами.
целенаправленной деятельности субъектов контроля,
осуществляемой с использованием определенных
методов.
конкретные способы осуществления контрольных
действий и операций.
контрольных действий и операций.

Принципы финансового контроля

1) всеобщности;
2) универсальности (заключается в
однотипности приемов контроля);
3) гласности;
4) достоверности, т.е. контроль должен
опираться на правдивые данные о
составлении финансового документа;
5) действенности, т.е. по результатам
проверки должны приниматься определенные
решения.

2. Виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

государственный;
внутрихозяйственный;
общественный;
независимый (аудиторский)
финансовый контроль.

Государственный контроль - это финансовый контроль за
своевременностью полнотой мобилизации государственных
ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев
государственной финансовой системы, за соблюдением правил
учета и отчетности.
Внутрифирменный финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется
экономическими службами предприятий, организаций и
учреждений. Объектом здесь выступает производственная и
финансовая деятельность самого предприятия, а также его
структурных подразделений
.
Общественный финансовый контроль выполняют группы,
специалисты на добровольной и безвозмездной основах.
Независимый финансовый контроль осуществляют
специализированные аудиторские фирмы и службы.

Формы проведения финансового контроля:

По
времени проведения:
а) предварительный,
б) текущий (оперативный);
в) последующий (финишный,
результирующий).

1.Предварительный финансовый контроль

Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и
утверждения финансовых планов предприятия, смет
доходов и расходов учреждений и организаций, проектов
бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных
документов и так далее.
Способствует предотвращению неправильного,
нерационального расходования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых
результатов деятельности хозяйствующих органов в целом.
Позволяет предупредить нарушение законов и
нормативных актов.

2. Текущий финансовый контроль

проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе
осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда
проверяется соблюдение норм и нормативов расходования
товарно-материальных ценностей и денежных средств,
соответствие отпуска средств выполнению планов расходов,
использованию ранее выданных ресурсов.
Предполагает системный факторный анализ деятельности
предприятий и организаций в целях выявления полноты и
своевременности расчетов с бюджетом.
Важное значение текущий финансовый контроль имеет в
изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений.
Он производится повседневно финансовыми службами для
исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе
исполнения финансовых планов предприятий, при открытии
кредитов финансовыми органами, проверке документации по
совершаемым операциям бухгалтерами предприятий.

3.Последующий финансовый контроль

Осуществляется после завершения отчетного периода
и финансового года в целом.
Проверяется целесообразность расходования
государственных денежных средств при исполнении
бюджетов, выполнении финансовых планов
предприятий и организаций, смет бюджетных
учреждений
.
Оценка проведенных мероприятий производится в
результате анализа использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, законности
операций на основе первичных бухгалтерских
документов, конечных финансовых результатов.

По регламенту осуществления:
а) обязательный (внешний) – это относится,
например, к налоговым проверкам, контролю за
целевым использованием бюджетных ресурсов,
обязательному аудиторскому подтверждению
данных финансово – бухгалтерской отчетности и
т.п.);
б) инициативный (внутренний);
По степени охвата:
а) сплошной и выборочный;
б) тематический и комплексный;
в) полный и частичный.

По уровню проведения:
а) государственный;
б) внешний (со стороны кредиторов или инвесторов);
в) ведомственный (по отношению к филиалу, дочерней фирме т.п.);
г) внутрифирменный.
По субъектам контроля:
а) президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления;
исполнительных органов власти;
б)финансово – кредитных органов (учреждений);
в) внутрифирменный;
г)ведомственный
д) аудиторский.
По объектам (по сферам финансовой
деятельности) контроля:
бюджетный; за внебюджетными фондами
налоговый;
валютный;
кредитный;
страховой;
инвестиционный;
таможенный;
за денежной массой

По методам проведения контроля, т.е. приемам и способам его проведения различают:

проверка,
обследование,
анализ,
наблюдение,
надзор,
ревизия

Проверка производится по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной деятельности предприятия на
основе отчетных, балансовых и расходных документов.
Выявляются нарушения финансовой дисциплины и
намечаются мероприятия по устранению их негативных
последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны
деятельности предприятий, организаций и учреждений, но
в отличие от проверок – по более широкому кругу
показателей, и определяет финансовое положение
хозяйствующих субъектов, перспективы их развития,
необходимость реорганизации или переориентации
производства. Проводятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть
системным и пофакторным. Он проводится по
периодической или годовой отчетности. Выявляются
уровень выполнения плана, соблюдение норм
расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Надзор – это контроль за осуществлением
финансовых операций в целях их приведения в
соответствие с нормами и требованиями
действующего законодательства.
Наблюдение (мониторинг) – это
систематический контроль за использованием
финансовых ресурсов субъекта контроля и его
финансовым состоянием. Наблюдение может
быть установлено кредитной организацией, но
с согласия субъекта, введено арбитражным
судом при установлении признаков финансовой
несостоятельности хозяйствующего субъекта.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и
представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, организации за отчетный период.
В зависимости от объекта различают ревизии
полные,
частичные,
тематические
комплексные.
При этом они могут быть плановые и внеплановые.
По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются
сплошные проверки, когда контролируются все документы и
материальные ценности,
и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они
подразделяются
на документальные (проверка подлинности отчетных документов и
записей в учетных регистрах)
и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных
ценностей в натуре).

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют

законодательные органы власти,
исполнительные органы управления,
финансовые,
налоговые
кредитные учреждения,
страховые организации,
госкомитеты,
финансовые службы предприятий,
организаций, учреждений,
ревизионные комиссии в общественных
объединениях и кооперативах.

при рассмотрении и утверждении
государственного прогноза экономического и
социального развития народного хозяйства, гос.
бюджета, отчетов по его исполнению.
Контролируется законность и эффективность
использования государственных средств,
целесообразность осуществляемых расходов.
Производится финансовый контроль
законодательными органами через комитеты и
комиссии, в частности, через плановые и
бюджетно-финансовые комиссии.

Законодательные органы страны
осуществляют:
1) финансовую экспертизу проектов федеральных законов,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на формирование и
исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
2) анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов и подготовка предложений, направленных на их
устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса
в целом;
3) контроль за законностью и своевременностью движения
средств федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов;
4) регулярное представление Совету Федерации и
Государственной Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета и результатах проводимых контрольных
мероприятий.

Счетная палата – постоянно действующий орган
государственного финансового контроля,
образуемый Федеральным Собранием РФ и
подотчетный ему.
В ведении Счетной палаты находятся такие
вопросы, как контроль за:
1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным
использованием, пресечение расточительства;
2) эффективностью использования государственной
собственности, работы государственных предприятий,
разгосударствлением и приватизацией государственной
собственности;
3) использованием средств специальных фондов (пенсионного,
занятости, социального страхования);
4) источниками денежных доходов общественных организаций,
включая различные партии, за использованием этих средств
соответственно уставным целям.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на

все государственные органы и учреждения в РФ,
федеральные органы, внебюджетные фонды,
органы местного самоуправления,
предприятия, организации,
банки,
страховые компании
другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и
объединения вне зависимости от видов и форм собственности
если они получают, перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют
ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством
или федеральными органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль со стороны Президента и исполнительных органов власти

Президентский контроль осуществляется путем издания указов по
финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и
освобождения от должности министра финансов РФ, представления
Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.
Главное контрольное управление Президента РФ подчиняется
непосредственно Президенту и выполняет следующие функции: 1) контроль за
исполнением указов и распоряжений Президента РФ, 2) контроль за
деятельностью логанов контроля и надзора при федеральных органах
исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов
исполнительной власти субъектов Федерации, 3) рассмотрение жалоб и
обращений физических и юридических лиц.
Контроль со стороны исполнительных органов власти.
При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по
государственному финансовому контролю, в который входят председатель
Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители
финансово – контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие
представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет
Совет министр финансов.

Финансовый контроль со стороны Федерального казначейства

Федеральное казначейство занимает одно из ведущих мест в
управлении финансами и финансовом контроле со стороны
исполнительных органов власти.
Федеральное казначейство обладает полномочиями:
- по организации исполнения федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов;
- по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов;
- по осуществлению предварительного и текущего контроля за
исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов;
- по осуществлению операций со средствами федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- по составлению отчета об исполнении федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Инспекции Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) – это органы оперативного финансового контроля

Основными задачами налоговых органов являются:
обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и
других обязательных платежей в бюджет;
контроль за своевременностью представления плательщиками
бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций и
других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а
также проверка достоверности этих документов в части правильности
определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления
налогов;
осуществление контроля за соблюдением налогового
законодательства и законодательных актов о предпринимательской
деятельности.
Свои контрольные функции налоговые органы осуществляют в
отношении: предприятий всех организационно-правовых форм, любых
учреждений и организаций, включая те из них, которые
отличаются особым режимом работы, а также физических лиц.

Инспекции ФНС РФ имеют право:

1) получать в организациях различных форм собственности
необходимые документы и сведения, за исключением тех,
которые составляют коммерческую тайну, определяемую
законодательством;
2) контролировать соблюдение законодательства о
предпринимательстве граждан;
3) обследовать все помещения, используемые для извлечения
доходов;
4) приостанавливать операции граждан и предприятий в случае
непредставления документов;
5) изымать документы, свидетельствующие о сокрытии
доходов;
6) применять санкции и штрафы;
7) предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации
предприятий, признании сделок недействительными.

Полномочия контролирующих органов

1.Меры оперативно-финансового воздействия,
которые направлены на пресечение и
предотвращение наиболее грубых нарушений
законодательства о налогах и других

К этим мерам относят:
приостановление операций юридических и
физических лиц по расчетным и другим счетам в
банках и иных финансово-кредитных
учреждениях;
взыскание в бюджет недоимок по налогам и
остальным обязательным платежам государству.

2. Финансовые санкции
представляют собой принудительные меры по
взысканию в доход
государства с юридических и физических лиц,
виновных в нарушении налогового
законодательства, денежных штрафов и иных
дополнительных сумм, определенных законом.
Основаниями применения финансовых санкций
признаются:
сокрытие или занижение прибыли (дохода), а также сокрытие
иного объекта налогообложения;
отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с
нарушением установленного порядка;
непредставление либо несвоевременное представление
отчетных документов, требующихся для исчисления и уплаты
обязательных платежей государству.

4. Cравнительная характеристика внутрифирменного и внешнего финансового контроля

Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового контроля

Аудиторские фирмы – это независимые
организации, призванные
способствовать повышению качества
контроля, его объективности.
Выделяют два вида аудита – внешний и
внутрифирменный

Внутрифирменный аудит

осуществляется внутрифирменной службой аудита, функционирующей
как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне
филиалов, дочерних компаний и т.п.
В его задачи входит:
проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета
при подготовке ежегодной отчетности;
проработка рекомендаций внешних аудиторов;
консультирование руководства фирмы по всем вопросам
финансовой стратегии предприятия;
проверка своевременности, надежности и точности финансовой
информации, подготовленной для руководства филиалами
центральных органов;
анализ адекватности и эффективности мероприятий по
обеспечению сохранности активов;
выявление резервов экономии
ликвидных средств;
определение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности фирмы и филиала и т.п.

Внешний аудит

выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными
налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями –
банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.
Основной их задачей является установление
достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов,
а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в
деятельности хозяйственных органов, улучшению финансово-хозяйственной и
коммерческой деятельности предприятий и организаций.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют:
Финансовые экспертизы;
проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности
предприятий и организаций
;контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;
предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных
санкций;
консультирование по вопросам организации учета и управления, составление
отчетности, проблемам налогообложения;
проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля
и аудита.