Православный праздник жен мироносиц в. День жен-мироносиц: дата, история, традиции. Другие варианты обряда

15 мая, в воскресенье – в 3-ью неделю по Пасхе – настоятель храма Божией Матери Иверской отец Игорь отслужил Божественную литургию и Водосвятный молебен. Проповедь настоятеля была посвящена великому Празднику, который в этот день отмечает Православная Церковь. О значении этого праздника для православных людей отец Игорь не раз говорил и раньше, напоминая прихожанам и прихожанкам, что в русской жизни и культуре это был главный православный женский праздник, который торжественно отмечался в дореволюционной России, а затем был вытеснен светским женским праздником 8 марта… Если за праздником 8 марта стояли женщины-революционерки и безбожницы, то за праздником жен-мироносиц – великая победная и одновременно поучительная история, которая во многом сформировала в отечественной культуре идеал русской православной женщины, соединяющий в себе внутреннюю красоту, простоту, милосердие, верность и жертвенность.

В третью неделю после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых женщин-мироносиц – Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сосанны. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему. Это те самые женщины, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста… Они не разбежались от Него, как ученики, не оставили Его, как апостолы в самые страшные часы Его медленного умирания на Кресте. Любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас и страх. Как повествует Евангелие, в награду за это жены-мироносицы первыми узнают о Воскресении и становятся его первыми свидетелями. Рано утром, взяв приготовленные заранее сосуды с миро, они прибежали ко гробу. И здесь жены-мироносицы видят то, что меньше всего ожидают увидеть: стража разбежалась от ужаса, рядом с гробом — отваленный камень, гроб пуст… На отваленном камне сидит Ангел, который, отвечая на их недоумение, говорит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес!»…

Семь слабых женщин навечно остались в евангельской истории и подарили праздник всем – праздник жен-мироносиц. Этот праздник издревле чтился на Руси. Это событие мировой истории воспето в стихах выдающихся русских поэтов:

День наступил, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть - гроб опустел!..

И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес;
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: - Воскресну - и воскрес!

Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что будет час -
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

(Константин Случевский, «Воскрес», 1891 )

Солнце плыло из-за утренней зари,
Мироносицы ко Гробу тихо шли.

Скорбь овеяла их облаком седым:
Кто у входа камень тяжкий сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах,

Озаряет солнце темный, низкий вход.
Камня нет. Отвален камень. Ангел ждет,
Ангел белый над Гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:

Не ищите Иисуса: Он Воскрес,
Он на Небе и опять сойдет с Небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец всех жен исторг.

Лобызают ткани светлые пелен.
Солнце встало. В небе светлый, вечный звон…

(Сергей Городецкий «У Гроба Воскресшего Господа», 1911 )

Именно идеал женщин-мироносиц кротко и мужественно несли в своей душе русские женщины в годы безбожных пятилеток, оставаясь верными христианской вере. Женская жертвенность, сострадание и любовь помогали стране выстоять в страшных испытаниях Великой Отечественной войны. И читая эти пронзительные строки стихотворения Михаила Исаковского «Русской женщине» (1945), видишь, как просвечивает через строки о наших бесхитростных матерях и бабушках времени войны высокий христианский идеал святых женщин-мироносиц:

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты
.……………………………
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…

Отец Игорь напомнил прихожанам, что рядом с нами обездоленные, заброшенные и больные старики, которым так не хватает любви и милосердия, и призвал прихожан к милосердным богоугодным делам.

Рассказывая о жизни прихода во второй половине мая и в июне, настоятель призвал прихожан готовиться и принять участие во всероссийской акции «Свеча ПАМЯТИ», поддержанной Церковью. Эта акция планируется на вечер 21 июня – накануне дня памяти и скорби, дня начала Великой Отечественной войны: на окнах в каждом доме в 21.00 мы зажжем свечи по числу погибших в нашей семье.

Народный праздник День жен-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В 2020 году он приходится на 3 мая. В православном церковном календаре это дата почтения памяти жен-мироносиц, которые пришли после распятия Христа к пещере с его телом и принесли миро и ароматы. Среди них были Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна и другие.

Содержание статьи

История

Праздник посвящен женщинам, которые изменили свою жизнь и посвятили ее Иисусу Христу как Учителю. Они следовали за ним везде. В то время, когда ближайшие ученики от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили иудеи. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста. Стража не могла их отогнать. Женщины разделили с Иисусом его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы.

Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю евреев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже православная церковь причислила женщин к лику равноапостольных.

Традиции и обряды

Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Второй обряд, который проводят женщины - «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

Приметы

День выдался пасмурным - хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима - студеной.

Распустился первоцвет - ближайшие дни будут теплыми.

«Давайте будем радости хранить…».

15 мая православная церковь отмечала день памяти Жён-мироносиц. И день этот в нашем храме был необыкновенно радостным и светлым! Каждой прихожанке как продолжательнице дела служения Жён-мироносиц Христу подарили по ветке хризантем. Всё помещение храма было наполнено цветами и улыбками! А после литургии воскресная школа выступила с прекрасным концертом, посвящённым матерям, сёстрам, дочерям, России! Ведь слово Россия - женского рода, и только русский народ называет свою родину – мать! Именно с этого начала концерт ведущая Ольга Владимировна Сухина. В ее исполнении мы услышали одно из ее прекрасных стихотворений о России: «Какая ты, Россия, настоящая?..»
Потом дети прочитали стихи, посвящённые женщинам, и исполнили песню о Родине. Они также рассказали о жизни тех самых женщин, в честь кого мы отмечаем этот день памяти.

Прозвучали стихи Ольги Сухины, посвящённые матери, в исполнении автора и очень трогательном и чутком прочтении Марии Шевелиной. А Семен Шевелин исполнил прекрасное музыкальное произведение на гитаре!

Завершая концерт, ведущая порадовала всех своими новыми стихами:
Давайте будем радости хранить,
Ведь их порой бывает так немного,
Давайте будем просто жизнь любить,
И в Небеса прокладывать дорогу…

Да благословит Господь всех наших жён, матерей, сестёр, дочерей!

Ольга Боталова


***


Праздник Жен -Мироносиц


Голубое небо, белые облака, тёплое солнышко, кудрявые березки. Тёплый и радостный день. Возможно, таким же ясным был день, когда святые Жёны- Мироносицы пришли ко гробу Спасителя в надежде, что кто-то отвалит им камень от дверей гроба.


15 мая 2016 г - память Жен- Мироносиц. В их честь в нашем храме св. Космы и Дамиана прошла праздничная служба.

В этот замечательный "женский" праздник собралось в храме много последовательниц Жен- Мироносиц, которые своей жизнью, трудами проповедуют Христа - наших бабушек, мам, жен, сестёр, дочерей.


Праздничное Богослужение проводили о. Сергий (Ермолаев) и о. Петр (Козулин). Стройно и красиво пел хор, трудами наших флористов чудесно был украшен цветами храм. Много народа пришли почтить память святых Жен- Мироносиц, которые встретили первыми Воскресшего Спасителя.

По окончании Литургии был освящен образ "Спас на Престоле" для алтаря храма.

Затем о. Сергий поздравил с Праздником, произнёс проповедь о женском служении, порой незаметном, но очень важном в жизни.

В подарок от храма всем прихожанкам вручили цветы.

Прекрасную, праздничную атмосферу создал и концерт Воскресной школы.

В коридоре храма организовали зрительные места, и юные участники вышли на сцену.

Трогательные стихи и песни исполнили воспитанники, восхваляли Родину- Мать, наших мам, рассказали истории святых Жен -Мироносиц.

Ученицам Воскресной школы по окончании концерта вручили цветы.

Как мило смотрятся наши прекрасные женщины с цветочками в руках, с радостными улыбками на лицах!

Наши добрые труженицы, как много любви, сил дарите вы нам, как многому вы нас научили! Дай Бог вам многая, благая лета!

Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее праздн...

День жен-мироносиц: дата, история, традиции

От Masterweb

07.04.2018 04:00

Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее празднование тесно связано с евангельскими событиями, последовавшими за распятием Сына Божия на кресте в преддверии иудейской Пасхи. Об этих событиях, а также о православном Дне жен-мироносиц поговорим подробнее.

Кто это такие?

История праздника День жен-мироносиц восходит к событиям, описываемым в Евангелиях, а также в Священном Предании. Из этих источников известно о том, что мироносицами были женщины, которые утром дня, следовавшего за субботой, пришли к гробу Иисуса, чтобы совершить ритуал умащения тела. По древней восточной традиции, это делалось с помощью мира – специальным образом приготовленного и освященного ароматического масла. Отсюда и пошло название.

Мироносицы были обыкновенными женщинами, ни богатыми, ни знатными, ни особо образованными. Во время миссионерских путешествий Иисуса Христа они часто сопровождали его и его учеников. Эти женщины принимали их в своих домах, помогали им всем, чем в состоянии помочь хозяйка и мать, заботящаяся о детях.

Сохранившиеся имена

День жен-мироносиц отмечается в честь воспоминания о женщинах, из которых до нас дошли имена семерых. К ним относятся:

  • Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от одержимости.
  • Мария Клеопова, бывшая матерью Иакова и Иосии.
  • Саломия – мать апостола Иоанна Богослова и Иакова Зеведеев.
  • Иоанна – супруга Хузы, служившего у царя Ирода.
  • Мария и Марфа, известные как сестры Лазаря, бывшего близким другом Иисуса, которого тот воскресил.
  • Сусанна, о которой нет никаких сведений.

В Евангелии упоминается и о множестве других женщин, служивших Христу, которые из Галилеи вместе с ним пришли в Иерусалим, но их имена не сохранились в истории.

Вне сомнений, они меньше, чем ученики Иисуса (до того, как на тех сошел Святой Дух в Пятидесятницу), знали о конечном смысле того, что означали пришествие Сына Божия на землю и его спасительные деяния. В первую очередь они видели в нем сына своей подруги Марии, которая рано стала вдовой. А также человека, избравшего трудный путь равви – странствующего учителя Священного Писания.

Любовь и верность

Говоря о Дне жен-мироносиц, целесообразным будет вспомнить связанные с ними евангельские события. Судя по их действиям, любовью и верностью они превосходили апостолов. Достаточно вспомнить, что те в страхе ночью убежали из Гефсиманского сада, посчитав, что дело их учителя проиграно, когда его схватили. А также они не присутствовали при казни в последние минуты его жизни в земном облике (за исключением апостола Иоанна).

В то время как жены-мироносицы, стоя у Лобного места и сострадая мучениям Иисуса, утешали Марию – его несчастную мать. Затем они сопровождали погребальную процессию до самой пещеры. Когда в предрассветной мгле женщины направились к гробу, они еще не знали, что их там ждет награда. Они первыми услышали от ангелов о том, что Спаситель воскрес, и сообщили об этой великой радости апостолам. Так они были награждены за их любовь и верность Спасителю.

Какого числа день жен-мироносиц?


Этот день в православном календаре является подвижным праздником и приходится на второй воскресный день, следующий за Пасхой. В 2018 году это 22 апреля. Еще праздник в честь мироносиц называют "Неделей святых жен мироносиц", в которую чествуют также Иосифа и Никодима, являвшихся тайными учениками Иисуса Христа. Как сказано в Евангелии, Иосиф Арифомейский был богатым и знатным человеком, членом Синедриона.

Он испросил тело Иисуса у Понтия Пилата и вместе с Никодимом похоронил его в гробнице, вырубленной в скале, которая была его собственностью. При этом тело Христа было обернуто плащаницей, по одной из версий, это – Туринская плащаница. В православной традиции День жен-мироносиц еще называют «День женщин-христианок».

Названия дня у славян

В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:

  • Бабий праздник.
  • Женский праздник.
  • Бабья братчина (Шапшиха).
  • Кумитное (Кумишное).
  • Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
  • Бабья яичница.
  • Бабья неделя.
  • Завивальное воскресенье.
  • Лалынки.
  • Бабские свята.

Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.

Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.

Другие варианты обряда


Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы - “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.

Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.

После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.

Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.

Сценарий праздника


Как уже говорилось выше, в некоторых местностях День жен-мироносиц назывался «Маргоски», что, по всей вероятности, связано с псковским и тверским диалектами, в которых это слово обозначает «умильничать», «кокетничать». Это говорило о том, что праздник полностью посвящался женщинам, все они считались именинницами. Поэтому в обрядах мужчины, как правило, не участвовали.

Вот как выглядел сценарий праздника Дня жен-мироносиц в некоторых российских губерниях. Женщины, собравшись вместе (иногда и в одиночку), ходили по дворам, где им давали яйца и прочую снедь. Затем происходило так называемое окликанье жен-мироносиц. Это выражалось в проведении обряда, в соответствии с которым женщин призывали выйти на крылечко, держа в руках яйцо. Обычно оклички проходили ранним утром, еще до того, как начинался рассвет.

В День жен-мироносиц каждая из женщин ходила в церковь, чтобы принять участие в обеденной службе. По окончании службы по совместному заказу женщин проводился общий молебен. При этом оплачивался он не деньгами, а яйцами, в некоторых случаях яйца заменялись отрезом из льняной ткани.

По окончании обедни, ближе к вечеру, происходила бабья пирушка. Она сопровождалась песнями, танцами и продолжалась до поздней ночи. Мужья участвующих в гуляньях женщин могли присоединиться к ним лишь в крайнем случае – в виде исключения.

В некоторых местностях пирушки устраивались за околицей, на выгоне. Гуляющие разводили костры, на которых жарили яичницу. Ее съедали с различными присказками, например, с просьбой к Богу о том, чтобы уродился лен куделен, то есть пригодный для прядения. Затем пелись песни, посвященные весне. В других деревнях яичницу готовили в домашних условиях, и женщины, обходя все дома поочередно, угощались этим блюдом.

Поминальная сторона


Одной из особых сторон празднования Дня жен-мироносиц была поминальная. При этом весь день или даже вся неделя посвящались памяти умерших. Например, каждый год, с понедельника праздничной недели, которую еще называют «мироносицкой», в приходах служили мирской сорокоуст по всем прихожанам, которые ушли в мир иной. В некоторых местах обязательным был приход на кладбище в субботу, накануне праздника. При этом на могилах оставлялись крашеные яйца.

Исследователи считают, что мотивы, связанные с поминовением усопших, прослеживающиеся в празднике жен-мироносиц, не являются случайными. Существует большая вероятность того, что произошло наложение христианского праздника на женский, который был связан с аграрным культом. А как известно, его частью у славян является культ предков.

Поздравления с Днем жен-мироносиц


В заключение приведем несколько коротких поздравлений, которыми можно приветствовать верующих женщин-христианок, отмечающих этот праздник.

Поздравление 1

Жен-мироносиц опять вспоминая,

Поклоняемся им до земли.

С праздником светлым всех поздравляем,

Желаем смирения, веры, любви.

Поздравление 2

Священный праздник наступает,

Он светом чуда озарен,

С днем мироносиц поздравляю

И прославляю незабвенных жен.

Поздравление 3

Я православных женщин поздравляю,

Всех тех, что мир, любовь несут в семью всегда,

Им счастья, радости желаю,

И пусть минует их беда.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Сколько в году праздников, посвященных женщинам? Сразу приходит на ум 8 марта, но не только эта дата имеет отношение к прекрасному полу. К сожалению, мы часто забываем об истоках. А ведь в православном календаре имеется еще один важный повод – День святых жен-мироносиц. Что это за праздник, который в этом году случится 15 мая, и какое отношение он имеет к нам? Об этом сегодняшний рассказ.

Как появился праздник жен-мироносиц?

День имеет прямое отношение к Пасхе. Но если в главный православный праздник мы вспоминаем воскресение Иисуса Христа из мертвых, то в третье воскресенье после него – женский подвиг бесстрашия. Среди имен «героинь дня» стоит отметить святых Марию Магдалену, Иоанну, Сусанну, Марию Клеопову, Саломию, Марию, Марфу и др.

Что такого героического совершили эти представительницы слабого пола? Они – те женщины, которые были рядом с Христом на протяжении Его жизни, а в том числе и в трудные минуты. У одних он гостил, другие следовали на Голгофу за своим Учителем, они же были с ним в последние минуты жизни, первыми решились идти к Гробу Господню… Женщины добровольно приняли решение быть бок о бок со своим Спасителем, несмотря на то, что в спину им неслись угрозы, ругань старейшин, воинских чинов и обывателей.

Мироносицы пересилили страх и первыми пришли помазать ароматными маслами тело Христа, согласно древним обычаям. Кстати, отсюда и их название – «мироносицы»: принесли миро – так называют масла и благовония.

Можно только предположить степень их боязни, если учесть: ни один из мужчин-апостолов не отважился на это. Немудрено, что первыми о благой вести, воскресении Иисуса, узнали также женщины. А когда узнали, пошли верой и правдой служить своему Учителю, став самыми преданными последователями его дела на земле.

Заметьте, сам Сын Божий никогда сам не выбирал этих женщин, не призывал следовать за собой в отличие от апостолов и семи десятка учеников. Это было только их решение: пойти за Иисусом, признав в нем Спасителя, отринув его бедность, простое происхождение, плохое отношение со стороны высоких чинов. Остается только догадываться, какие мучения испытывали эти женщины, видя душевные и телесные страдания Учителя, и не имея возможности ему помочь.

Слабый пол?

… Таковым его можно назвать лишь в силу физических отличий от мужчин. По силе духа, мужественности и самоотверженности жены-мироносицы превращаются в настоящих святых благовестниц, коим и посвящен этот светлый праздник. Потому что было бы в корне неверным не удостоить их памятью, желанием преклониться и взять с них пример.

Жизнь жен-мироносиц не отличалась ни витиеватыми историями, ни загадками, но была проста и понятна каждому. Они были похожи на всех нас, имели свои недостатки и слабости, но собственным примером показали, что такое благочестивая жизнь в вере, сильная и живая любовь, христианская забота о ближнем.

Праздник на Руси

Особо почитался праздник, посвященный памяти жен-мироносиц, на Руси. Неважно, к какому роду-племени ты принадлежишь (крестьянка, барыня с родословной или родом из купцов): этот день чтили все. Ведь роль женщины неизменна, и не зависит от сословия. Любая русская верующая считала своим долгом разделять взгляды святых угодниц. Быть единственной женой единственного мужа, а уж если выпало несчастье стать вдовой, большинство русских женщин предпочитали коротать жизнь в одиночестве. Хотя, заметьте, Церковь не накладывала запреты на повторный брак. Тихая, верная, милосердная, всепрощающая, кроткая, терпеливая – вот типичный портрет русской жены и матери семейства.

В течение долгого времени славяне в честь этого православного праздника воспевали женщин, отмечая их ключевую роль в обществе и в семье. Вот он, подлинный в календаре событий! Жаль, что в потоке современной жизни утрачено много ценного, а порой просто украдено или искажено…

В день мироносиц принято славить женскую преданность, верность, способность любить чисто и самозабвенно. Каждая женщина, вне зависимости от национальности и принадлежности к – настоящая мироносица. Она несет мир, свет, является хранительницей очага и опорой мужу, воспитывает детей. Давайте будем чтить традиции и лишний раз скажем слова благодарности своим мамам, сестрам, бабушкам, подругам…

И хотя, как упоминалось выше, слово «мироносицы» происходит от ароматных масел под названием миро, слышится в этом слове и «мир»: нести мир… Это ли не самое глубинное и самое настоящее призвание женщины – нести мир везде, где бы она не появлялась?