Почему в церкви берут деньги за услуги. Почему в Церкви крестят за деньги? Слава и Благодарение Господу за всё

Они даже ссылаются на такие эпизоды Священного Писания как изгнание Спасителем торговцев из Иерусалимского храма или случай, когда апостол Петр отказался крестить человека, предлагавшего деньги за крещение. Особое же возмущение вызывает сумма: кажется, что за крещение берут слишком дорого.

Почему не крестят бесплатно

Люди, которые требуют, чтобы в храмах все делалось бесплатно, не понимают или не хотят понимать, что храм – материальный объект, который нужно содержать, ремонтировать, что время от времени нужно приобретать новое облачение для священников, церковную утварь и книги, нужно покупать елей и ладан. Все это стоит денег.

Священнослужители понимают, что посещение храма не должно превращаться в услугу, ведь тогда оно будет доступно не всем. Ни в одном храме не берут денег за исповедь, причастие, тем более – за само присутствие на богослужении (для сравнения: за беседу с психотерапевтом или присутствие на концерте приходится платить). Но есть события, которые происходят в жизни человека лишь однажды: крещение, венчание, отпевание. Один раз вполне можно заплатить.

В сущности, плата за таинства и обряды – это пожертвование на храм. Было бы логично не устанавливать цену, а предложить людям дать денег, сколько они пожелают. В некоторых храмах так и поступают, но иногда такая ситуация создает неловкость: людям трудно решить, сколько дать, и они просят, чтобы им назвали конкретную сумму. Установление определенной цены помогает избежать такой неловкости.

Почему берут дорого

Плата прихожан за некоторые обряды и таинства, в том числе и за крещение детей, необходима за содержание храма. Затраты могут быть разными. Содержание кафедрального собора обходится дороже, чем какой-нибудь маленькой церкви на окраине города, и если родители хотят крестить ребенка именно в кафедральном соборе, они должны быть готовы платить больше.

В некоторых храмах крещаемому предоставляют нательный крест, сорочку и все прочее, что нужно для крещения, и стоимость всех этих предметах включается в цену. Тогда плата для крещение действительно может превышать 1000 р., но ведь родителям все равно пришлось бы купить все необходимое. Денежные затраты оказались бы такими же, а хлопот было бы больше.

Следует заметить, что «дорого» и «дешево» – понятия субъективные, и не всегда они зависит от уровня доходов. Заплатить 1900 р. за смартфон – «дешево», а 500 р. за – «дорого». Такой подход свидетельствует о том, что планшет для человека более значим, чем спасение души собственного сына или дочери.

Конечно, для малоимущей семьи и сумма в 500 р. может оказаться ощутимым ударом по семейному бюджету, но в этом случае можно объяснить ситуацию священнику – и он обязательно пойдет навстречу. Если же люди, не испытывающие финансовых трудностей, считают плату за крещение чрезмерной тратой, значит, крещение вообще и христианская вера в частности не является для них ценностью. Возможность христианского воспитания ребенка в такой семье вызывает серьезные сомнения, что заставляет усомниться и в целесообразности крещения.

Мирослава, Кушва

Почему за крещение детей берут большие деньги?

Скажите, батюшка, почему за крещение детей берете такие деньги? Не грех это? Разве дети малолетние могут себе заработать?

Доброго здоровья. Ответ на ваш вопрос начну с объяснения. Я не тот батюшка, к которому вы обращаетесь, и даже не знаю, какая цена за крещение. Хотя, судя по вопросу, она большая. Также трудно найти разумные аргументы. Каждому понятно, что маленькие дети вообще не могут себе зарабатывать ни много, ни мало. Мне думается, что ваш вопрос стоит рядом с двумя другими.

Первое - это крещение детей в младенчестве. Рождается маленький человек в мир, и родители, а часто бабушки и дедушки сразу стремятся крестить его. Если вдруг встречаются какие-то препятствия, то стремятся преодолеть их любой ценой, всеми правдами и неправдами. Приходят будущие крестные. Хорошо, если они венчаные, не курят, соблюдают посты, молятся дома и в церкви, бывают на исповеди, имеют духовного отца, с которым советуются (хотя бы иногда). То, что я перечислил, - это только следствие веры. Часто у этих крестных нет этой веры и понимания, кто мы и куда идём, что сделал Христос, что требуется от нас, что такое Спасение, как и чем оно достигается и вообще нужно ли оно. И вот крестили младенца. Вначале всё хорошо: носят причащать, сами с ним приходят. Постепенно младенец растёт и «хождения» в храм сокращаются. Где-то к подростковому возрасту он уже и сам не хочет ходить. Родители вместе с крестными, не ведя духовной жизни, сами не ходят и ничего не соблюдают из церковных постановлений, тому же постепенно научается и младенец. Итог: дар Божий, крещение, брошен сатане под ноги. Хорошо, если этот вариант развития событий сбывается не у всех. Мне, как священнику, очень часто приходится видеть именно такой исход событий. Задается вопрос: зачем нужно было такое крещение в младенчестве? Не подумайте, что я против младенческого крещения. Я за него, но при вере крестных и родителей, которые сами живут в вере (а вера не может быть без дел) и тому же учат и чадо своё. А если стоит вопрос, сколько стоит крещение, то с большой долей вероятности можно сказать о ситуации, описанной выше.

Мне часто приходится отвечать на подобный вопрос. Да нисколько не стоит, покрестим и бесплатно, только начинайте трудиться, начните дома с самого малого в духовном направлении. Как правило, это оказывается трудно, и людям проще заплатить,чем работать над собой.

Второе - это содержание церкви. Скажу сразу самую суть. Ещё с Ветхого завета известно о том, что на содержание церкви люди давали 10-ю часть от своей прибыли. В своей основе я согласен с теми людьми, которые выступают против продажи свечей. Есть опыт, когда просто лежат свечи, рядом с ними цена на них и ящичек, в который сами люди опускают деньги, без какого-то контроля. Позже проверяют, и как правило оказывается, что сумма денег в ящике гораздо больше, чем это требуется. Значит, люди дают денег больше, чем берут свечей. Совесть есть у каждого. По этой аналогии я могу предположить, что церковь могла бы отказаться от всевозможной торговли, если бы все прихожане добросовестно исполняли свою обязанность - давали церковную десятину. И совершенно бесплатно исполняла бы для них все требы, в том числе и крещение. Но ведь в пересчете, в масштабах года, сумма от десятины была бы гораздо больше. Еще надо учесть, что не каждый год рождаются дети, то есть нет нужды каждый год кого-то крестить. А теперь вопросы вам. Сами вы платите десятину? Если бы вам бесплатно крестили ребенка, смогли бы вы исполнять свою десятину (хотя бы на 2-3 %)?

Приведу одну выписку из Священного Писания:

«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам , говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня , говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? » (Книга пророка Малахии, глава 3, стихи 6-10).

В начале своего ответа я написал, что трудно найти аргументы о заработке малолетних детей. Но такой есть. В некоторых случаях государство выделяет на детей пособие по рождению, и я знаю людей, которые и из этого дохода платили десятину.

Вопрос читателя:

Добрый вечер, подскажите, как не утратить веру, если кругом все продажно? За крещение плата, за венчание плата, освятить - плата, даже за святую воду плата. Как так?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Евгения, здравствуйте!

Судя по тому, что Вы пишете, в храме Вы нечастый гость.

Если бы Вы ходили в храм регулярно, то знали бы, что никогда в истории Православной Церкви не были платными, например, таинства Причастия и Исповеди.

Что же касается других таинств, то это - пожертвование, которое да, иногда бывают обязательным для тех, кто в состоянии его заплатить. Это вынужденная мера в нынешних условиях существования современных приходов. При этом, безусловно, никто не откажет вам в крещении и других таинствах, если у вас совсем нет денег (если же такое случается, то это серьезный проступок со стороны священнослужителя).

Вы когда-либо задумывались, откуда в храме деньги? И кто платит за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сейчас системы пожарной безопастности, ремонт, уборку, масло для лампад и многое другое? Вы приходите в храм - там тепло, светло, чисто, есть люди, которых можно спросить о том, что Вас интересует. Распространенное представление о том, что церкви что-то из коммунальных услуг и т.п. оплачивает государство - миф. При этом далеко не у всех храмов есть спонсоры, которые помогают справляться с ежемесячной оплатой нужд и счетов. Потому та жертва, которая оставлена в храме людьми, и помогает содержать приход.

Повторюсь: то, что вы оставляете в храме - это не плата, а жертва на содержание храма. Просто, к сожалению, часто ее приходится обозначать конкретной цифрой, иначе люди склонны в храме не оставлять ничего или совсем незначительные деньги. Но все может стать по-другому, если мы перестанем приходить в церковь, как в магазин за услугами. Храм - это наш дом. Изначально в христианской истории складывалось так, что каждая община строила и содержала свой дом - свой храм.

Сейчас же в храмах часто бывают люди, которые приходят туда пару раз в году, при этом они у них есть довольно много ожиданий от церкви - чтобы прочли записку, повенчали, покрестили или отпели и прочее. Однако для совершения многих таинств и богослужений нужны какие-то материальные вещи, которые не берутся из воздуха: для соборования - масло, для таинства венчания - вино, венцы, труд певчих, для крещения - теплая вода и так далее.

В христианском обществе была традиция жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, своему приходу! Вы готовы принять участие в финансовой жизни своего прихода? Тогда взамен Вы получите все требы абсолютно бесплатно. Более того, если у человека случалась болезнь или тяжёлые времена, то приход помогал ему и его семье. Сейчас зачастую все не так, увы.

Знакомый священник поставил в храме свечи совершенно без оплаты, за пожертвование. Эксперимент длился месяц. За это время не набралась даже сумма, которая окупила бы себестоимость этих свечей.

Но все чаще настоятели приходов решаются отказаться от "ценников". Получается ли это или нет - зависит, в первую очередь, от осознанности прихожан. Чем больше в храме постоянных прихожан, которые помогают содержать свой приход на регулярной основе, тем это более реально. Чем больше "захожан", тем - менее реально.

Евгения, если у Вас есть проблемы с финансами, то обретите свой приход, ходите регулярно в храм, исповедуйтесь и причащайтесь, и когда Вы станете постоянной прихожанкой, то, видя Ваше бедственное положение, священник Вашего прихода не станет брать с Вас пожертвования за требы.

При этом, конечно, бывают ситуации на некоторых приходах, которые никак нельзя назвать нормальными. Ситуации, когда берут плату буквально за все - даже за стакан со святой водой. Ситуации, когда священник злоупотребляет своим статусом, использует церковные деньги в личных целях. Такое положение вещей совершенно неприемлемо и на него можно жаловаться - благочинному, архиерею, руководящему вашей епархией.

Помоги Вам Господь!

Нужно ли платить за Крещение или покупать в церкви на Крещение, что тебе предлагают, или это должно быть даром? И ещё я хотел написать записки за упокой и за здравие, но окозалось, что это тоже платная услуга. А самое главное, меня удивило, что женщины и мужчины должны стоять по разные стороны во время службы - правильно ли это? Я готов пожертвовать деньги, сколько могу, дело не в этом, меня смущают расценки на каждую услугу.

Канев Александр

рабочий, плотник

Уважаемый Александр, мне не совсем понятна суть Вашего недоумения. Если для Вас церковные Таинства и требы - это услуги, то что же Вас удивляет в том, что они платны? Где и когда Вам кто-либо оказывал бесплатные услуги? Смею думать, что и Вы сами за свой труд получаете материальное вознаграждение. Разве что так называемые социальные услуги, оказываемые государством определенным группам населения, могут быть бесплатными, но эти услуги финансируются из бюджетных фондов, за счет прямых и косвенных налогов, которые мы с Вами платим как граждане страны. Но Церковь - не государственное учреждение, а в то же время и не коммерческая организация по оказанию культовых услуг, каковой является, к примеру, похоронное бюро. Церковь отделена от государства, никаких средств из бюджетных фондов на свое содержание не получает и осуществляет свою деятельность (в том числе и благотворительную) на пожертвования своих членов . Отношения между Церковью и ее членами не входят в сферу действия законодательства о защите прав потребителей; совершаемые в Церкви Таинства и требы услугами не являются, равно как и свечи не являются товаром, а денежные суммы, которые предлагается за них вносить, - это не цены, а размер рекомендуемого добровольного пожертвования. Если эта сумма для Вас велика, попросите принять у Вас записки за малую жертву, и уверен, что Вам не будет отказано.

Из Вашего вопроса не ясно, о Вашем ли собственном Крещении идет речь, или о Крещении другого человека. В любом случае, если бы Вы ходили в храм регулярно и регулярно же, в той или иной форме, вносили пожертвования на храм, то не могу себе представить, как бы у Вас могло вдруг возникнуть подобное смущение. А если бы даже оно и возникло, естественно для члена Церкви его открыть не в интернете, а священнику, у которого Вы регулярно исповедуетесь, либо настоятелю храма и затем епархиальному священноначалию.

Смею заметить, что крестить младенца, равно как и взрослого человека, имеет смысл только в том случае, когда есть основания предполагать, что этот человек станет истинным членом Церкви, регулярно прибегающим к ее спасительным Таинствам, поддерживающим постоянную живую связь с ней. Сейчас во многих приходах священники перед крещением младенцев проводят собеседования с родителями и крестными , дабы удостовериться, осознают ли те в полной мере смысл этого Таинства и готовы ли к выполнению своих обязанностей, не смотрят ли они на Таинство Крещении как на некий торжественный обряд или магическое действо, оберегающее от болезней и жизненных невзгод, словом, как на «услугу» культового характера.

Итак, если размер рекомендуемого пожертвования за совершение Крещения для Вас непосильно велик, то надлежит Вам, нимало не смущаясь, обратиться к настоятелю храма и попросить, чтобы Вас или Вашего младенца окрестили бесплатно или за то пожертвование, которое для Вас посильно, если же на Вашу просьбу последует отказ, то обратиться к епархиальному священноначалию.

Что же касается второй части Вашего вопроса, то обычай мужчинам и женщинам во время службы располагаться в разных половинах храма практикуется в немногих приходах нашей Церкви, главным образом, в монастырях.