Молитвы о смирении. Об одной молитве вечернего правила Страх перед смертью

Существуют ли молитвы, изменяющие судьбу? Кто-то верит в это, а кто-то нет. Можно по-разному относиться к силе, которую одни называют Богом, другие Духом, третьи просто Вселенной или Жизнью.

Многие поддерживают связь с великой силой через религию и церковь,

кто-то ощущает эту силу, соприкасаясь с природой, кто-то остро чувствует ее присутствие в человеческих творениях – произведениях искусства и научных достижениях.

И одно не исключает другого. Это сила везде и во всем: во всех проявлениях жизни на Земле и плодах человеческого творчества.

И настоящие слова, истинные проникновенные молитвы способны изменить судьбу человека.

Об этом прекрасно знают те, кто прочувствовал влияние молитвы на свою судьбу, кто испытал незримую и крепкую связь с Духом, Богом, Вселенной.

Тексты, которые я решила привести в этой статье, можно назвать современными молитвами.

Они написаны Романом Доля, которого я открыла для себя в 2012 году. И с тех пор его молитвы, изменяющие судьбу, всегда при мне. Для меня молитва – это разговор с сердцем.

И для меня практически неважно, кто записал слова, идущие от сердца: архиепископ, великий поэт или неизвестный автор. Ведь словами молитвы мы обращаемся не только к высшей силе, но и к той неотъемлемой ее части, которая живет внутри нас. Молитва – это то, что согревает душу, что задевает за живое, что укрепляет наш дух, что изменяет мысли, поддерживает в трудную минуту, что дает опору и защиту, что вдохновляет нас на изменения и развитие.

Проникновенные искренние молитвы – это действительно слова, способные изменить судьбу. И, на мой взгляд, это истинная правда. Но чтобы эта правда стала истиной и для вас, стоит попробовать влияние молитвы на себе. Выбирайте те молитвы, которые особенно вдохновляет вас. И перечитывайте, перечитывайте, перечитывайте слова современных молитв Романа Доля снова и снова, по возможности вслух, вникая в суть, вдумчиво и глубоко. Пусть подсознание пропитается новыми мыслями и чувствами, запомнит ваш новый выбор, ваши новые состояния, новые намерения.

Утверждением того, что вы произносите, вы создадите новое будущее , которое скоро станет вашей реальностью. И вы убедитесь, что молитвы, изменяющие судьбу – это действительно реальность.

Да, маленький, но очень важный совет!
Если вы женщина, то изменяйте окончания слов на женские. Тогда слова будут более эффективно влиять на вас. Не «обидел», а «обиделА», не «быть главным», а «быть главнОЙ». И т.д.

МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ
Господи!
Если я вольно или невольно кого-либо обидел,
словом, мыслью, действием или бездействием,
я искренне прошу прощения у стихийных сил, параллельных миров,
у всех видимых и невидимых существ и сущностей Вселенной
и одновременно прощаю всех обидевших меня.

О СМИРЕНИИ

Господи, избавь меня:
От желания быть главным,
От стремления быть советчиком,
От желания навязывать другим свое мнение,
От жажды быть восхваляемым,
От понуждения других к уважению себя,
От страсти быть любимым,
От страха быть забытым,
От боязни быть отвергнутым,
От опасений быть обиженным,
От навязчивого мнения быть подозреваемым,
От трепета быть оговоренным,
От волнения быть неизвестным,
От зависимости к мнению окружающих,
От неприятия любого унижения,
От нетерпимости к насмешкам.

Помоги мне, Господи, спокойно переносить:
Когда других ценят более, нежели меня,
Когда кем-то восхищаются, а меня не замечают,
Когда других все любят, а ко мне равнодушны,
Когда другим уступают лидерство, а мною понукают,
Когда к другим снисходят в их неприглядных пороках,
а мне не прощают и малых слабостей.

Даруй мне, Господи, благодать смирения и любви!


ПЕРЕЗАПИСЬ ЖИЗНИ
МОЛИТВЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ПРОШЛОГО И ОСВЕЩЕНИЯ БУДУЩЕГО


Господи, я отменяю Твоею Силою и благодатью все свои негативные переживания и их последствия,
негативные переживания моих предков и людей близких мне по жизни и их последствия.
Я отменяю в своем прошлом тяжелые мысли, страхи и переживания

по поводу своей смерти и смерти людей мне близких.
Я отменяю суицидные программы, злые обиды, мысли об отмщении,

программы осознанного и неосознанного гнева,
осознанные и неосознанные программы обращения к демоническим сущностям,

вольные и невольные программы хулы на Бога,
накопленные как мною, так и перешедшие ко мне (по наследству)

вместе с генетической памятью предков.
Да будет так!


Господи! Я прошу прощения у всех людей в своем прошлом,

на кого я вольно или невольно оказал разрушающее воздействие.

Я прошу прощения у всех людей и существ Вселенной

за свои вольные или невольные действия или бездействия,

навлекшие на них страдания и остановку в развитии.
Я направляю свою жизненную энергию в свое прошлое

на погашение причиненного мною вреда.
Я отменяю силой своего разума действие разрушительных программ,

установок и их разрушительные последствия.
Да будет так!


Господи! Я отменяю программы предательств, уныния, разочарований,

обид, недовольств, раздражительности, завышенных обязательств, опеки,

переживаний, обманов, излишних ожиданий, сверх контроля (себя и мира),

воровство энергий, зависть в мыслях и чувствах.
Высвобождающиеся энергии я направляю на высветление личной кармы,

кармы Рода, на преодоление своего неведения,

на очищение ауры от сигналов болезней и своих несовершенств.
Да будет так!


Господи, я снимаю с женщин своего Рода программы уничтожения любви,

стервозности, борьбы за власть, уничтожения мужского начала.

Я снимаю программы с мужчин Рода, направленные на уничтожение любви,

женского начала и восстанавливаю (устанавливаю) гармоничные взаимоотношения

со всеми своими предками и потомками, а также с Отцом, Матерью, Сыном и Святым Духом!
АМИНЬ, АМИНЬ, АМИНЬ
Да будет так!


Я отменяю негативные программы повторов судьбы своих родителей и предков.

Я отменяю в своем сознании программы диабета, инфарктов, инсультов,

астматических проявлений, кожных заболеваний, анемии, язв, гайморитов,

раковых заболеваний, травм и других заболеваний души и тела,

о которых я не ведаю или забыл упомянуть.
Я направляю всю высвобождающуюся энергию осознания в свое прошлое

на исцеление всех негативных ситуаций
и на благо всего живого….
Да будет так!


Я отменяю сигналы заболеваний, ушибов, порезов, травм,

вредных пристрастий и привычек, накопленных как по этой,

так и предшествующим жизням и по роду.
Я отменяю программы манипулирования собой, моей свободой, команды запугивания,

программы физического насилия, переживаний, завышенных требований,

пустых мечтаний, иллюзий и т.д.
Господи, да будет воля Твоя, но не моя!
Да будет так!


Я отменяю вольно или невольно мною созданные программы разрушений,

пожелания зла в мыслях, словах и поступках.
Я отменяю посеянные (вольно или невольно) мною семена суеты, глупости,

раздражительности, безверия, недовольств собой, судьбой и своей миссией.

Господи, я вверяю свою душу в Твои руки, ибо ты лучше знаешь, как управлять ею!
Я направляю всю высвобождающуюся энергию осознания в свое будущее

на высветление пространства жизни, обретение здоровья,

радости от общения, смыслов и целей,

на исцеление души и тела и на благо всего живого.
Да будет так!

МОЛИТВЫ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ТЕЛА


Я прошу прощения у всех людей, которым (в силу своей ограниченности и закомплексованности) я не смог подарить энергии внимания, тепла, любви, ласки и нежности.
Я прошу прощения у самого себя за то, что не мог принимать (в силу своей ограниченности и закомплексованности) энергии внимания, тепла, любви, ласки и нежности.
Я снимаю с себя запреты на ласку и нежность и разрешаю себе быть ласковым, нежным, любимым и любящим.
Я разрешаю себе принимать энергии внимания, заботы, ласки и нежности от других людей.
Я разрешаю себе дарить энергии внимания, заботы, нежности и ласки другим людям.
Я возвращаю себе веру в себя и свои силы.
Я возвращаю ласку и нежность во взаимоотношениях с папой.
Я возвращаю ласку и нежность в свой род.
Я возвращаю ласковые и нежные отношения между мной и мамой.
Я возвращаю ласковые и нежные отношения по мужской ветви рода.
Я возвращаю ласковые и нежные отношения по женской ветви рода.
Я возвращаю ласковые и нежные отношения со своим внутренним и внешним ребенком.

О ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

Я хозяин своей судьбы.
Я – чайка, парящая над морем.
Моя жизнь насыщена радостью и счастьем.
Мне светло и уютно.
Я высветляю мир любовью.
Мир полон тайн, открытий и новых свершений.
Я искренне благодарен Богу за светлую радость жизни.
Я благодарен Богу за теплоту от общения.
Я благодарен пространству за все те блага, что оно дарит мне.

О РАСКРЫТИИ СИЛЫ

Я возвращаю себе свое жизненное пространство.
Я возвращаю себе утерянную радость и удовольствия жизни.
Я обретаю искреннюю веру в свои силы и возможности.
Я одобряю себя и в поражениях, и в победах.
Я учусь любить себя.
Я люблю себя! Я люблю тебя!
Я благодарю за все родителей и даю им право быть такими,
какие они есть.
Я разрешаю своим родителям совершать ошибки и быть обычными людьми.
Я люблю свой труд, свое мировоззрение, свой путь к целостности.
Я с удовольствием созидаю свой мир.
Я воплощаю свои мечты в жизнь.
Я возвращаю свой мир, свое мировоззрение и судьбу себе.
Я хозяин своей судьбы!
Я благоговейно вверяю свою душу и разум Высшему «Я».
Мой «Я» пребывает в бесконечном блаженстве бесконечного бытия.

(32 голоса : 4.9 из 5 )

А. Андреева

Cледуя примеру П. Букурова (см. “Альфа и Омега” №1(35) за 2003 г.), я решилась предложить читателю свой опыт прочтения молитв православного молитвослова, но избрала для этого только одну из молитв вечернего правила - молитву святителя , которая состоит из двадцати четырех частей по числу часов в сутках.

Вот уже около тридцати лет молитва эта привлекает меня совершенно особым образом, но только сравнительно недавно я начала догадываться, чем же именно: таинственным внутренним движением, сообщающим душе молящегося ту подвижность, которая и является одной из составляющих духовного развития (точнее - одного из его условий). Это та подвижность, которую мы угадываем в проявлениях Святого Духа.

Я никоим образом не претендую на то, чтобы проникнуть в высокий богодухновенный замысел творца этой молитвы, тем более - на то, чтобы этот замысел изъяснять; я просто пытаюсь изложить свое восприятие в надежде на то, что кому-то оно может оказаться близким.

Первое прошение молитвы отражает робость, боязнь приблизиться (по недостоинству); это только самое начало доверия Богу. Но не следует забывать, что начало премудрости - страх Божий ; можно сказать, опираясь на эти слова, что страх - правильное начало:

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

Молящийся даже не говорит дай , но только не лиши , и очень общо названо здесь высшее назначение и высшее блаженство человека, - просто небесные блага , очевидно, противопоставленные земным. И просьба о них - не ради любви Господней и пребывания в Нем, но пока что больше из страха посмертной кары, что уточняется во втором прошении:

Господи, избави мя вечных мук.

Снова обобщенная, нерасчлененная просьба, но в ней коренится зерно понимания того, что такое избавление - великая, непостижимая, незаслуженная милость, потому что мы в течение всей своей жизни зарабатываем себе именно вечные муки; можно сказать, мы себя на них обрекаем. Поэтому для того, чтобы не лишиться небесных благ и избавиться вечных мук, необходимо испросить прощения:

Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

И это испрашивание - общее, малорасчлененное, со стремлением разом охватить все сферы деятельности человека. Пока еще страшно пристально вглядеться в свою душу, но потребность в этом есть, поэтому молящийся просит пробудить в нем способности переживать свои грехи, ощущать их, знать о них и сокрушаться:

Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

Здесь очень значимым представляется то, что неведение и забвение относятся к умственной сфере деятельности человека, а малодушие и нечувствие - к душевной. Тем самым уже начинается процесс проникновения человека внутрь своего существа, процесс самопознания, без которого невозможно покаяние; ведь покаяние - это перемена сознания , а как изменить то, чего не знаешь? К тому же самопознание - процесс синергичный, осуществляемый по благодати, и представляется, что здесь начинается понимание этого (что проявляется в слове избави , потому что только Бог в силе очищать человека от греха с тем, чтобы дать ему добрые свойства - и только по его, человека, осознанной и целеустремленной просьбе). В особенности ясно можно это увидеть, если обратиться к следующему прошению и ощутить их связь:

Господи, избави мя от всякаго искушения.

Это явный отклик молитвы Господней, заповеданное Самим Христом смиренное исповедание своей слабости, противопоставляемое романтическому желанию изведать все опасности, какие только существуют. Здесь уже увеличилась мера доверия Богу, уже проступает трезвость самооценки. И следующий шаг, следующее прошение ясно об этом свидетельствует:

Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

Человек понимает, что ему не следует доверять своим сердечным влечениям (“зову сердца”, как принято говорить), что они могут быть продиктованы врагом рода человеческого, и, дабы уберечь себя от опасных заблуждений, просит света Христова. Это очень важный шаг, - дерзание видеть свои желания не собственными глазами, которые могут ошибаться, но в свете Христовой истины, перед которой уцелеют мало какие помышления человеческие. Здесь и начало богопознания, которое проявляется в следующей молитве:

Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

Молящийся, поставив себя перед лицом Божиим, увидел всю свою немощь и начинает понимать не только то, насколько он по своим свойствам, качествам и всей своей жизни далек от Бога, но и то, насколько величие Божие сопряжено с Его милосердием, увидел, что всемогущество Божие отражается и в Его бесконечном благоволении, границы которого для человеческого ума непостижимы и постигаются только верой, когда она согрета любовью. И близится понимание того, каким образом осуществляется связь между человеком и Богом, которая по воле Бога преодолевает расстояние между ними:

Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

Как ни важны обе части этой молитвы, связь между ними, пожалуй, еще важнее. Здесь впервые появляется слово благодать , за которым кроется прошение о ниспослании Духа Святого, иными словами - стремление соединиться с Богом в Духе, приобщиться Ему таким образом, чтобы Он действовал в человеке и руководил его внутренним устроением. И первое, для чего испрашивается благодать - это способность прославить имя Божие.

Существует мнение, что наши славословия Богу не нужны, потому что Он и так по Своему всеведению про Себя все знает. Но точно так же мы знаем из 50-го псалма, что не нужны ему и материальные жертвы, но тем не менее ставим свечки. Потому что все это нужно нам ; ведь свеча перед святой иконой - это прообраз нашей молитвы, когда мы не знаем или не находим нужных слов. А прославление имени Божиего заповедано нам Христом в молитве Господней, - и не только для того, чтобы это славословие разносило Благую Весть во все концы вселенной, но и для того, чтобы мы научались любить Бога и крепли, совершенствовались в этой любви. Ведь всякий любящий находит отраду в воспевании предмета своей любви и не желает, чтобы иссякал сердечный источник в нем, эту любовь и выражающие ее слова рождающий. Так, согласно этой молитве святителя Златоуста, мы по благодати научаемся любить Бога, приближаемся к источнику любви, который - в Нем, и любовь дает нам силы как бы заново, но уже гораздо более осознанно и осмысленно молить Господа о своей участи:

Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.

Очень важно, что здесь молящийся уже не только именует Христа, Которого начинает познавать, Господом , но и себя - Его рабом ; в этом - и осознание дистанции, и осознание связи, преодолевающей эту дистанцию, и обетование верности. За прошением о записи в книге жизни стоит понимание значения крестной жертвы Спасителя, принесенной ради возрождения человека в жизни будущего века. Существенно и упоминание благого конца, так как в отличие от неверующих, считающих, что лучше всего умереть мгновенно и неожиданно, чтобы не мучаться и не бояться , христианин надеется перед своим земным концом принести покаяние и примириться со всеми, с кем был не в ладу, ради очищения души и той самой записи в книге жизни, о которой в молитве говорится чуть раньше; связь этих двух прошений несомненна. Но, моля о жизни вечной, человек вновь возвращается к осознанию своего недостоинства, и с новой силой в нем кается:

Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.

Первая часть этого прошения свидетельствует о глубоком осознании ничтожества, свойственного “чисто человеческим” попыткам пойти по пути добродетели; сколько бы мы ни старались “делать добрые дела” и вообще “быть хорошими”, либо у нас все-таки получается что-то не то, либо мы, уже научающиеся видеть себя в свете истины Христовой, понимаем и то, насколько мелки наши добродетельные усилия, и то, насколько они продиктованы в лучшем случае тщеславием, в худшем - гордыней. Доминанта нынешнего причудливого витка цивилизации, предельно ясно выражающаяся в емкой английской формуле selfmade man (букв. ‘человек, сделавший себя сам’), хороша, коль скоро подразумевает напряженный труд и отсутствие коррупционных связей, помогающих сделать карьеру (кстати, как правило, подразумевается вовсе не это, и ловкий интриган, преуспевающий вопреки отсутствию подлинных деловых качеств, вполне подпадает под определение selfmade),но никуда не годится, коль скоро речь идет о попытках самостоятельно выстроить линию всей своей жизни, включающую и духовный рост. При этом очень часто люди, провозгласившие, что “всего” намерены добиться самостоятельно, прибегают ко всякого рода ворожбе - только бы не склониться перед Создателем.

Замечательно, что о благом начале молит всякий православный христианин независимо от возраста, но еще более замечательно то, что о нем же молят не только новоначальные, но и люди со значительным духовным опытом, и подвижники, жизнь которых чиста от мирских пороков. Первое проистекает от нашей веры во всемогущество милостивого Господа, Который в силах сделать наши грехи как бы не бывшими . Второе - от углубившегося видения собственной души. Испрашивание благодати для исправления жизни - знак того, что молящийся постигает, что всякое его духовное движение может осуществляться только в Духе Божием, Который дается по молитве, совершаемой в любви и доверии. Эта убежденность налицо и в следущем прошении, запечатленном образом огромной силы:

Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

Как роса, благодетельная для всего растущего, должна появляться каждое утро, потому что днем она иссушается, так и благодать следует испрашивать вновь и вновь, чтобы не иссохло сердце, склонное отвлекаться на дела земные. Понимание постоянного обновления человека в лоне Церкви свидетельствует о том, что его проникновение в христианское учение уже далеко не поверхностно.

Последнее прошение первой части молитвы Златоустого святителя содержит две отсылки: к Символу веры (Творца небу и земли ) и к словам евангельского благоразумного разбойника (помяни мя…во Царствии Твоем ), а тем самым и к чину Литургии, к началу третьего антифона, или Заповеди блаженств :

Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

Тем самым это прошение содержит и славословие, и покаяние, и устремление к вечной жизни во Христе. Казалось бы, этого вполне достаточно. Но затем следует вторая часть молитвы, прошения которой на поверхностный взгляд почти повторяют прошения первой части, но на самом деле лишь с ними перекликаются, показывая при этом, что умное делание молящегося перешло на некоторый иной уровень, более глубокий. В самом деле, здесь первое прошение не только выражено в позитивной форме (приими , а не не лиши ), но и содержит понимание того, что Господь принимает кающихся:

Господи, в покаянии приими мя.

Этими немногими словами на самом деле сказано очень многое. Желая приблизиться ко Господу, быть принятым Им, человек должен покаяться. Но всякое ли покаяние принимается (точнее, всякий ли рассказ о своих недостатках и “проблемах” может считаться покаянием)? - Молящегося охватывает тревога по этому поводу, но он видит выход, что и выражается в следующем прошении:

Господи, не остави мене.

Если сопоставить это прошение со вторым прошением первой части молитвы (избави мя вечных мук ), то некоторый параллелизм налицо. В дальнейшем во второй части молитвы преобладает мотив испрашивания духовных благ:

Господи, не введи мене в напасть.

Это прошение определенным образом связано с пятым прошением первой части (избави мя от всякаго искушения ); различие в более глубоком понимании того, как действует зло в мире: искушению человек может с помощью Божией и не поддаться, напасть же - это особый прорыв зла, постигающий праведных и неправедных; достаточно вспомнить Иова Многострадального и упомянутых Христом людей, на которых упала башня Силоамская, хотя они вовсе не были грешнее других (). Примечательно, что Господь здесь говорит, что такое может случиться со всяким, кто не покается. Может быть, с напастью можно сопоставить и тех бесов, которые приходят в душу, очищенную покаянием (; ), и поэтому молящийся, принеся покаяние, спешит испросить у Господа Его благодатных даров:

Господи, даждь ми мысль благу.

Это очень глубокое прошение, потому что оно относится к той сфере человеческого существа, которая лишь в очень слабой степени контролируется самим человеком. Кто из нас избавлен от состояния, когда в голову “сами лезут” дурные мысли! Кто из новоначальных не испытывал ужаса от того, что самые скверные мысли, совсем не связанные ни с намерениями, ни с обыкновениями человека, возникают, когда он молится! Вытеснить же эти навязываемые врагом рода человеческого мысли мыслями добрыми можно отнюдь не усилием воли, но только обращением к помощи Божией . Говоря языком современной психологии, это прошение - о ниспослании благодати Божией в подсознание, в самые глубины человеческого существа.

Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление.

Слезный дар - великий дар, которого сподобляются немногие подвижники, знак возвышенного ума, чистоты души и открытости сердца веянию благодати. Постоянная память о смерти дает человеку трезвость, избавляет от панического животного страха и позволяет пребывать в постоянной готовности предстать перед Создателем. Можно сказать, что память смертная - это наилучшее духовное лекарство от апокалиптических ересей, которыми заражен современный мир. Умиление же излечивает душу от злобы, зависти, недоброжелательства, самости и позволяет бороться с гордыней; человек, с умилением взирающий на Божий мир, приближается к тому, чтобы видеть его глазами Творца, сказавшего добро зело .

Эти высокие дары не могут всегда присутствовать в душе человека, постоянно омрачаемой, ожесточаемой, ослепляемой грехом, поэтому молящийся вновь приходит к мысли о покаянии и выражает ее более тонким образом, нежели ранее:

Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.

Помысл этот некоторым образом связан со свободной волей; молящийся уже на опыте знает облегчение от правильной исповеди и просит поддерживать его в его стремлении вновь и вновь очищаться покаянием, не мириться с грехом, преобразить его душу так, чтобы привязанность ко греху (ведь мы так часто вовсе не желаем освободиться от греха, ставшего “милой привычкой”, потому что считаем его мелким, простительным и оставляем отказ от него “на потом”) сменилась чувством невыносимости греха, чтобы покаянные мысли стали постоянным содержанием сознания, чтобы стыд и сокрушение преобразовывались в радость освобождения. Но для того, чтобы укорениться в помысле исповедания грехов, нужно укрепить себя совершенно определенным образом, и об этом - следующее прошение:

Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.

Смирение - великий дар Божий, укрепляющий человека в преодолении гордыни, матери всех грехов и пороков. Смирение - та опора, с помощью которой человек идет путем спасения, к своему Господу и в жизнь вечную. Тайну христианского смирения нелегко (если не вовсе невозможно) понять извне, да и новоначальным нужен некоторый духовный опыт для того, чтобы начать ее постигать. Недаром прошение о смирении появляется только в этом месте, когда молитва уже близится к своему завершению. Подлинное смирение всегда начинается со смирения перед волей Божией, оживотворяется любовью к Богу, проявляется в отношениях к ближним и к жизненным невзгодам и не имеет ничего общего с равнодушным приятием всего происходящего, которое культивируется, например в буддизме. Наверное, один из самых впечатляющих примеров христианского смирения - это кончина самого святителя , который умирал, будучи гонимым в изгнание, претерпевая множество лишений и унижений, которые окончательно подорвали его жизненные силы (а был он человеком болезненным и изнуренным); тем не менее последние слова его были слава Богу за все , ставшие драгоценной жемчужиной православной мудрости.

Подлинно христианское смирение неотделимо от целомудрия , которое, конечно же, состоит не в физической воздержанности (она скорее является его следствием), а в гармоническом устроении духа, души и тела человека, в их цело купной равнонаправленности, руководимой премудростию Божией. Целомудрие есть преодоление внутренних борений, раздирающих человеческое существо и препятствующих не только его благочестивому устроению, но и всякой более-менее спокойной и устроенной жизни.

Послушание - добродетель не только монашеская, хотя нужно сказать, что существенным осложнением современной православной церковной жизни является именно ложно понятое “по­слушание” новоначальных мирян так называемым младостарцам (которые, как правило, сами духовно недостаточно опытны). До истинного понимания православного послушания душа возрастает долгие годы. Тема эта слишком обширна и слишком болезненна, чтобы подробно рассматривать ее здесь; отметим лишь, что дар послушания испрашивается отнюдь не в первую очередь, и это соответствует утверждению о том, что принять его далеко не так просто, как подчас кажется.

Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

Удивительным образом в этом прошении привычное словосочетание терпение и кротость разделены великодушием (в первой части молитвы человек просит избавить его от малодушия , здесь же по уже подмеченной закономерности испрашивает великодушия). Если подумать, то именно великодушие, позволяющее христианину вместить в свое сердце горести ближнего, даже если тот плохо с ним поступает, позволяет терпеть и быть кротким. Терпение в православном его понимании - это вовсе не холодный стоицизм, терпение движется и согревается любовью; терпение - это подражание Христу, с любовью претерпевшего за грехи человечества даже до смерти крестной . Кротость также может возникнуть только в любящем Бога и ближнего человеке (действительно, терпеть и быть кротким можно только Бога ради , иначе индивиду, упражняющемуся в кротости, грозит стать лицемером ). …А ведь я знаю, когда нам требуется именно сочетание терпения, великодушия и кротости, и, наверное, не одна я, и наверняка не только в этом случае. Это когда ожидаешь своей очереди на исповедь, изнемогая под грузом всего, что нужно сказать, и вновь и вновь отыскивая первопричину своего прискорбного состояния… а батюшка так долго беседует с другими! Вот в такой ситуации понятно, что только вооружившись любовью к этим “другим”, можно запастись терпением , великодушно понимая, что у них свои проблемы, наверняка не менее важные, чем твои (а может быть, и более важные), и кротко дожидаясь, когда настанет твой черед.

И вот во внутренней жизни молящегося соверщается некое дальнейшее движение; примечательно, что во второй части молитвы движение это, о котором мы говорили в самом начале, совершается иначе, нежели в первой: там было постепенное, но последовательное восхождение, здесь же, после испрашивания высоких даров, наступает черед размышлению о том, при каких условиях эти дары могут быть восприняты. Человек понимает, что есть препятствие для того, чтобы испрошенные им дары получили твердое основание в самом его существе, чтобы они укоренились :

Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.

Удивительно сильно и красиво сказано всели , то есть ‘помести навсегда’. Страх Божий , образно названный здесь корнем , то есть тем, из чего произрастает все остальное , предполагает, что человек всегда ощущает себя перед лицом Божиим (в Ветхом Завете это называется хождение перед Господом ), тем самым страх Божий, страх поступить вопреки Божьей воле - это страх быть отлученным от Бога, что, в свою очередь, предполагает, что в глубине этого прошения таится жажда Богообщения как непременного условия бытования в человеческом существе тех даров, которые испрашивались в предыдущих прошениях.

О Богообщении говорит и следующее прошение; точнее, оно касается его основ:

Господи, сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою.

Сподоби , то есть ‘удостой’, потому что дар любви к Богу - наисовершеннейший из даров, без которого обращаются в ничто все другие. Душа и помышления охватывают всю нематериальную деятельность человека, иными словами - он просит, чтобы любовь к Богу охватывала и пронизывала все его существо, потому что только при таком условии он будет способен всецело находиться в Божией воле. Так молящийся приходит к тому, что всецело устремляется к Богу, к Богообщению.

Но молитва дает ему еще и Богопознание, очищает и возвышает, - иначе как можно объяснить следующее прошение:

Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.

Казалось бы, это повтор прошений избави от искушения и не введи внапасть , но эта молитва замечательным образом включает как понимание того, что может быть источником искушений и напастей, то есть некоторую степень духовной зрелости и зоркости, так и какую-то удивительно доверительную интонацию, - может быть, потому, что молящийся умалился перед Господом, а может быть, и потому, что так может говорить уже не раб, но сын (; ср. ).

Наконец, последнее, завершающее прошение этой замечательной молитвы представляет как бы венец благочестивых устремлений христианина:

Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Это молитва о полном предании себя в волю Божию; она включает и славословие, и преклонение перед всеведением и всемогуществом Бога, и констатацию своей греховности, и порыв - вопреки этой греховности быть вместилищем Божьей воли.

* * *

Молитву святителя Иоанна Златоуста православным христианам предлагается читать каждый вечер . Это церковное установление исполнено понимания круговращения человеческой жизни, при котором мир властно врывается в наилучшие намерения, и его диктату необходимо противопоставить постоянное духовное напряжение, постоянное стремление положить благое начало .

Нужно сказать, что и вся церковная жизнь устроена так, чтобы образовывалось встречное движение, противоположное движению мира сего. Нам заповедано ежедневное духовное движение от утреннего правила к вечернему; еженедельное движение от Евхаристии к Евхаристии ; внутренняя динамика Литургии; выраженное в прекрасных богослужебных песнопениях и чтениях внутреннее движение Всенощного бдения, отражающее всю историю спасения от сотворения мира; исполненное глубокого смысла плавное течение Великого поста; переход от одного двунадесятого праздника к другому; наконец, церковный год в целом, представляющий собой в некотором смысле единое богослужение, - все это передает путь человечества и каждого отдельного человека от бренности к вечности.

А если добавить, что благодаря тому, что Земля круглая и делится на 24 часовых пояса, православная Литургия служится каждый час, то есть постоянно , и каждый час со словами Твоя от Твоих … возносятся Святые Дары, то можно смотреть на мир сей не как на обитель мрака и скорби, но как на место, где совершается сила Божия, преодолевающая все, что препятствует Благому Промыслу, ведущему нас к жизни в Боге.

Именно от такой смерти православный христианин просит его уберечь, говоря да наглая (то есть внезапная) смерть не похитит мя неготоваго .

Именно поэтому существует большое напряжение между медиками, считающими, что наличие смертельного заболевания нужно скрывать от больного, и православным больным и его близкими.

На этом месте меня поразило простое соображение: ведь это и неудивительно, потому что текст Литургии написал тот же самый Златоуст! Но все-таки трудно представить себе, что такие сокровища христианской духовной словесности исходят от одного человека. Перед нами - огромной силы свидетельство того, насколько мощно действует благодать Духа Святого.

Примечательно, что это прошение перекликается с началом одной из утренних молитв Божией Матери: Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати . Вряд ли случайно и то, что существует коротенькая молитва, спасающая от искусительных мыслей, которая также содержит обращение к помощи Богородицы; недаром мы именуем Ее Пречистой .

Печальным подтверждением этому был случай, некогда наблюдавшийся мной в храме: совсем рядом со мной вдруг шумно и злобно поссорились три весьма пожилые прихожанки, причем две из них нападали на третью. Та, вдруг смолкнув, торжественно вышла на середину храма, столь же торжественно перекрестилась и поклонилась перед Царскими вратами и, вернувшись на свое место, доверительно шепнула мне: “Видала, как я за врагов своих молилась? Вот теперь-то Бог их накажет!!!”.

Заметим, что метафора здесь природная, а не, скажем, строительная (как и в первой части - роса благодати ), поскольку человек - не агрегат, не механическая структура; весь его путь ко спасению должен протекать не просто гармонично, но органично, почему и называется возрастанием .

Само указание на то, что она состоит из 24 частей по числу часов в сутках подвигает на мысль о том, не читать ли ее в таком случае в течение суток, каждый час по молитве. Я знаю, что какие-то или сходные попытки некоторыми предпринимаются, но не встречала ни одного священника, который рекомендовал бы такую молитвенную практику (во всяком случае - мне или всей пастве).

Разумеется, речь здесь идет о духовной жизни мирян; цикличность монашеской жизни, в которой духовное делание естественным образом занимает гораздо больше места (и времени), структурирована более подробно.

Но…
- Никаких «но». Просто будь счастлив и все. Счастье зависит только от тебя. Страдать или нет - это твой выбор.
- Но я не хочу страдать.
- Так не страдай!
- Но как же не страдать, когда…
- Никаких «но» и никаких «когда»! Просто не страдай и все тут! С чего ты взял, что счастье приходит тогда, когда исполняются твои желания? И кто тебе сказал, что оно зависит от того, что делают или не делают другие? Оно не зависит ни от исполнения твоих желаний, ни от других людей, ни от времени и места.

Счастье, мир и любовь находятся и всегда находились в тебе. Просто открой глаза, всмотрись в себя, и ты увидишь их, протяни руку и возьми их - они твои. Счастье подобно солнцу, которое всегда светит, если только твои желания, страхи и страсти подобно тучам не затмят его, или если ты сам не закроешь глаза или не отвернешься от него.

Будь честен с собой и признай, что это ты сам позволяешь или запрещаешь себе быть счастливым. Если тебе нравится играть в счастье-несчастье - играй, но тогда не жалуйся на страдания. Страдать или быть счастливым - выбирать тебе!

Глава 29
Господи, освободи меня от моего прошлого

Представь, что ты бежишь дистанцию и изо всех сил стараешься финишировать первой и получить приз. Но как бы ты ни старалась достичь этой цели, тебе это не удается, потому что к одной ноге у тебя привязан груз. Ты старательно тянешь его за собой, однако он настолько тяжел, что вскоре ты выдыхаешься и решаешь вообще сойти с дистанции. Тебе и в голову не приходит, что ты не обязана тащить за собой этот груз - но он был частью тебя так долго, что ты уже не представляешь своей жизни без него. Как бы там ни было, не освободившись от этого груза, ты не сможешь продолжать бег к желанной награде, которую Бог приготовил для тебя.

Сюжет, знакомый многим из нас, не правда ли? Мы старательно бежим нашу жизненную дистанцию, но никак не можем набрать необходимую скорость по той лишь причине, что тащим на себе лишний груз своего прошлого, даже не догадываясь об этом. Беда заключается в том, что мы так долго таскаем с собой этот груз, что он становится частью нас самих. Иногда бывает так тяжело тащить его, что мы впадаем в глубокое отчаяние. У меня есть хорошая новость: Бог хочет снять с тебя это бремя, чтобы раз и навсегда освободить тебя.

Неважно, когда этот груз повис на тебе - в детстве или только вчера, - твое прошлое всегда будет мешать тебе получать Божьи благословения. Поэтому Бог желает избавить тебя от твоего прошлого. Он также хочет искупить и восстановить все, что было потеряно или уничтожено в прошлом, и придать прошедшим дням определенный смысл в твоей нынешней жизни. Воистину, ты никогда не достигнешь тех целей, которые Господь поставил перед тобой, если будешь жить прошлым. Признав Иисуса Спасителем, ты становишься новым творением. Он обновил все обстоятельства твоей жизни и хочет, чтобы ты жила в соответствии с этой переменой.

Бог повелевает нам освободить свою память от груза воспоминаний о прежних событиях, однако сделать это нелегко. Как же забыть свое прошлое? Потерять память? Или все отвергнуть? Сделать вид, что прошлого вообще не было? Перенести операцию по ликвидации воспоминаний? Нет. Просто нам необходимо в молитве просить Бога о том, чтобы Он освободил нас от прошлого и мы могли жить счастливо в настоящем.

Ради будущих благ

Причина, по которой Бог не стирает твои воспоминания, заключается в том, что Он хочет, чтобы твое прошлое помогло тебе нести служение, которое тебе предопределено. Он может взять все самое плохое из твоего прошлого и превратить в величайшее благословение, которое дарует тебе в будущем. Он укрепит основание твоего служения Ему, и тогда ты понесешь Его свет другим людям.

Именно поэтому Бог хочет, чтобы ты училась на своих ошибках и могла свидетельствовать о том, как Он освободил тебя от твоих болезненных воспоминаний. Однако Господь не хочет, чтобы ты продолжала жить прошлым. Ему угодно, чтобы ты читала свое прошлое как книгу, а не как пророчество о своем будущем. Ему угодно, чтобы ты забыла все, что позади, и простиралась вперед (см.: Флп. 3:13).

Многие люди не обретают будущего, которое Бог приготовил для них, потому что увязают в своем прошлом. Ярким примером тому служит жизнь людей, которые однажды были кем-то отвергнуты, и теперь боятся, что это снова повторится. Они ожидают плохого отношения к себе со стороны других людей и видят в их словах и поступках только враждебность. Поэтому они боязливы, всегда сердиты, чем-то огорчены и болезненно реагируют на замечания окружающих. Иначе говоря, их страх быть отвергнутыми порождает то самое неприязненное отношение к ним, которого они больше всего боятся. Получается замкнутый круг.

Всякий груз прошлого, который ты тащишь на себе, заметен окружающим. То плохое, что случилось с нами, и то хорошее, что не случилось, неизменно накладывает отпечаток на нас, поэтому люди, даже не зная подробностей, видят, что мы отягощены чем-то. Но Бог освободит тебя от твоего прошлого и использует его во славу Себе, если ты будешь просить Его об этом.

Не оглядывайся назад

Решив расстаться с прошлым, важно не оглядываться и не смотреть, не преследует ли оно тебя. Так поступила жена Лота и была парализована. Тебя может ожидать та же участь. Твое продвижение вперед может быть существенно замедлено, а ведь хорошие бегуны всегда концентрируются на цели, стоящей впереди.

Молиться об освобождении от прошлого необходимо всегда, даже если у тебя нет никаких мрачных воспоминаний или если ты уже освободилась от них. Это важно, так как даже что-то хорошее из твоего прошлого может помешать Богу творить нечто новое в настоящем. Зациклившись на своих прошлых переживаниях, ты можешь не узнать, что Бог собирается сделать прямо сейчас. Он всегда хочет вывести тебя на новый уровень, но ты будешь мешать Ему, если будешь цепляться за прежний, привычный порядок вещей. Господь никогда не позволит нам успокоиться на достигнутом. Но если мы надеемся на себя, значит, мы не доверяем Ему.

Я гарантирую, что независимо от твоего возраста Бог хочет сотворить в твоей жизни нечто новое. Проси Его открыть тебе, что именно. Скажи Ему, что ты хочешь остаться на дистанции и не тащить с собой груз прошлого, что ты хочешь пробежать свою дистанцию так, чтобы в конце пути получить награду (см.: 1 Кор. 9:24).

Господи, я прошу Тебя: освободи меня от моего прошлого. Избавь меня от его влияния. Я хочу, чтобы мой дом был там, где Ты. Помоги мне освободиться от всего, что привязывает меня к прошлому, что мешает мне получить Твои благословения. Помоги мне отказаться от прежнего образа мыслей, прежних эмоций и воспоминаний (см.: Еф. 4:22–24). Даруй мне ум Христов, чтобы я могла понимать, когда память о прошлом начинает управлять мной.

Я не хочу жить под гнетом прошлого из-за своего злопамятства. Помоги мне простить все, что должно быть прощено. Особенно прошу Тебя: освободи меня от… (назови болезненное воспоминание, которое преследует тебя). Я отдаю в Твои руки мое прошлое и каждого человека, связанного с ним, чтобы Ты восстановил все утраченное. Я раскаиваюсь в том плохом, что делали мне и что делала я сама. Пусть это больше никогда не будет мучить меня и влиять на мою нынешнюю жизнь. Возвесели меня за дни моих страданий и за годы, в которые я видела бедствие (см.: Пс. 89:15). Благодарю Тебя за то, что Ты обновляешь все, за то, что Ты творишь все новое (см.: Откр. 21:5).

Научи меня смотреть вперед, но не назад, на ушедшие дни и старые привычки. Я знаю, что Ты хочешь сотворить что-то новое в моей жизни прямо сегодня. Помоги мне сосредоточиться на цели, к которой я стремлюсь, и освободи меня от моего прошлого, чтобы я имела возможность двигаться по направлению к будущему, которое Ты приготовил для меня.

Библейские стихи,
способные сделать твою молитву более действенной

…Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

2 Кор. 5:17

Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.

Ис. 43:18–19

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Флп. 3:13–14

Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Притч. 4:25–27

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Cексуальное желание, возникающее на примитивном биологическом уровне, называется обычно похотью (на языке психологии — сексуальным драйвом). Желание, получившее свою реализацию в конкретных действиях и вышедшее из-под контроля рассудка, ставшее навязчивым, можно назвать сексуальной зависимостью (блудной страстью). Сюда относится не только мастурбация, но и просто чтение литературы соответствующего плана, просмотр порнографии и другие действия, связанные с сексуальным возбуждением вне брака. С точки зрения Библии и Церковного Предания все это безусловно является грехами нечистоты, с многочисленными подразделениями. Мы остановимся более подробно на мастурбации, как на одной из самых распространенных форм сексуального поведения, лежащей в основе всех других видов и форм греха в области пола.

В подростковом возрасте мастурбация физиологически обычно связана с переизбытком семени и с гормональными процессами, а с точки зрения психологии она приходится на нарциссический период развития личности, когда любовь подростка направлена на самого себя. Если мастурбация не стала зависимостью, обычно после 20 лет у юношей она исчезает, а у девушек может продлиться до 40 лет.

К сожалению, сегодня распространяется мнение, согласно которому мастурбация является явлением совершенно нормальным, появляются публикации, ее пропагандирующие. Не говоря уже о греховности данного явления, эти статьи умалчивают о том, что мастурбация, связанная с порнографией, обычно ведет к снижению сексуальных влечений и, как следствие, недовольству супругов, снижает творческую активность личности и часто приводит к комплексу вины и депрессиям. Компульсивная мастурбация (т.е. приобретшая форму зависимости) отражается даже на физическом состоянии индивида, в том числе его внешнем облике. В случае борьбы с гомосексуальностью мастурбация служит мощным якорем, который цепко держит своего хозяина на привязи нежелательных чувств. Не хотелось бы останавливаться здесь подробнее, поскольку некоторые читатели знают это по собственному опыту.

Мы будем говорить о ситуации, когда мастурбация приобрела форму зависимости, и человек постоянно обращается к этой практике, не может от нее отказаться. Сначала мы рассмотрим причины такого поведения, затем посмотрим механизм развития зависимости, наконец, определим возможные выходы из ситуации.

Что по сути представляет собой мастурбация

Многие замечают, что желание получить сексуальное удовлетворение недолжным путем (вне брака) возникает именно тогда, когда мы чем-то расстроены, не уверены в себе и боимся неудачи в будущем (тревожимся), обижены на кого-то или просто физически измотаны. Кто-то прибегает к мастурбации просто от скуки и жалости к себе. Некоторые используют мастурбацию, когда очень хочется глубокой близости с кем-то (причем даже не телесной, а просто быть вместе), но это желание, иногда неочевидное даже для самого человека, остается неудовлетворенным. Зачастую компульсивный секс в принципе является следствием перенесенных в детстве психологических и сексуальных травм, некоторой защитной реакцией на все формы стресса.

Все вышеописанные ситуации показывают одно: человек прибегает к этой практике тогда, когда его душе плохо, и он таким образом пытается доставить себе хоть небольшое облегчение, восполнить или заместить то, чего ему не хватает.

Однако бывает, что желание обратиться к этому связано и с общей невоздержностью, с праздным стилем жизни, с отсутствием того, что на языке аскетики называется трезвением.

Почему мастурбация становится проблемой

Проблема, однако, заключается в том, что физическое удовольствие не может заменить мирного состояния души, после такого поведения человек склонен чувствовать стыд и вину. К одной психологической боли он добавляет еще. А потом еще и еще.

Как можно заметить, многие из проблем, провоцирующих нечистое поведение, связаны с тем, что человек не очень уверенно чувствует себя в обществе. Потакая своей страсти, он начинает еще больше сторониться людей, боясь, что кто-то об этом узнает. Отношения рушатся еще больше. Он не понимает, что именно «легкое решение» мастурбации отдаляет его от друзей и заставляет страдать еще больше. Наконец, человек просто замыкается в себе и уже не верит в то, что кто-то хочет искренне ему помочь. Он в буквальном смысле становится «рабом греха». Круг замыкается. Таково развитие и других грехов, связанных с половой сферой.

Самое страшное, что грубое физическое наслаждение, не освященное брачным союзом любви, отстраняет нас от Бога. Насытивший свою душу блудными образами либо не чувствует нужды в Боге, либо боится обратиться к Нему в своем грехе, либо не верит, что такое обращение возымеет результат. Зачастую у него не остается просто физических сил для того, чтобы встать на молитву.

Почему же все-таки человек раз за разом обращается к этому?

В психологическом смысле мастурбация позволяет отвлечься вообще от каких-либо мыслей и предаться чувству, ощущениям, и, таким образом, действительно, на какое-то время блокирует осознание того, что у человека есть проблемы. Таким образом, мастурбация действительно доставляет временное облегчение в форме отстранения от действительности.

Вместе с тем, оргазм приносит очень большое физическое наслаждение. Эффект возникает за счет того, что при сексуальном акте изменяется биохимия мозга, и человек чувствует удовольствие и эйфорию. Эти биохимические изменения перестраивают структуру соединений неокортекса, и человек буквально привыкает жить уже с другими мозгами. Длительное отсутствие сексуального наслаждения, также, как и отсутствие наркотиков, вызывает неприятные ощущения. Поэтому отойти от нечистых практик бывает сложно.

Как избавиться от нечистоты

Грех не в осквернении — это следствие, а в лености, осуждении, гордости, беспечности.
Иеромонах Василий, Оптинский новомученик

Только если в сердце человека есть память о Боге, если в нем живет Дух Святой, если место похоти заняла христианская любовь, там не найдется места никакому греху. Поэтому мы должны искать больше не чистоты самой по себе, а искать Бога, Его Присутствия, возгревая веру, утешаясь надеждой, достигая любви. Прибавим, искать в Церкви, где есть веками проверенные методы борьбы со страстями, и где реально присутствует и действует Спаситель мира, Христос.

Чистота сердца, стяжание Духа Святого, деятельная христианская любовь – это, скорее, цели и результат жизни, но вначале нужна борьба. При этом нужно помнить, что своими силами мы можем только контролировать поведение, но устранить само желание мы не в состоянии. Утверждая это, мы сразу избегаем двух крайностей: считать, что от нас ничего не зависит, что мы обречены на грех, а также считать, что мы сами, без помощи Божией, можем преуспеть в освобождении от этой зависимости и приобретении чистоты в мыслях.

Соответственно, предложим здесь несколько конкретных советов по борьбе с нечистыми практиками (эти советы могут быть применимы и к другим формам зависимости – пищевой, наркотической, зависимости от развлечений и пр.)

1. Для тех, кто имеет хоть немного веры, начинать борьбу с нечистотой нужно с помощью ограничения своих желаний и понуждения себя к жизни с Богом. Укажем на необходимость смиренной молитвы об очищении сердца, о помощи Божией в борьбе с этим грехом, сопровождающейся исповеданием собственного бессилия. Помогают обычные аскетические средства: воздержание в пище и питии, обуздание взора, ограничение в сне в сочетании с молитвой и чтением Писаний, но особенно помогает постоянная память о смерти и смиренное терпение неприятностей и личных оскорблений. У человека, постоянно занятого очищением своей совести слезами покаяния, мысли о наслаждении просто не задерживаются. Об эффективности этих решений свидетельствует опыт борьбы с блудной страстью подвижников Церкви.

2. Зачастую страстные помыслы (фантазии) берут начало в нашем прошлом. И тут нужно просто просить Бога, чтобы он показал нам не только наслаждение, которое мы получили в прошлый раз, но и муки совести, с которыми это было связано – показал прошлое без прикрас, в реальном свете. На самом деле, иногда требуется серьезное исследование травм прошлого. В литературе встречается описание случаев, когда человек, проработавший насилие в детстве, покаявшийся сам и простивший обидчиков, избавлялся от многих нечистых практик.

3. Мы уже сказали, что часто мастурбация связана с тревогой и депрессией, и здесь самое лучшее средство — стать оптимистом. Но пусть это будет не поверхностный оптимизм популярной психологии, а оптимизм, выстраданный в молитве, основанный на непоколебимой уверенности в Боге и Его любви. Мы должны понять, что страдания и жертвы необходимы для нашего роста, научиться принимать неприятности как волю Божию, как Его заботу о нас, чаще благодарить Бога и хвалить Его милость, и верить, что нам «все содействует ко благу». Собственно, в этом и заключается христианская добродетель надежды. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что иноки древности для борьбы с печалью использовали следующие короткие молитвенные воззвания: «Слава Богу за все», «Господи, предаюсь Твоей святой воле и буди со мною воля Твоя», «Господи, благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня», «Достойно по делам моим приемлю: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В случаях побуждения к нечистоте нужно молиться не о том, чтобы Господь не допустил до греха, а о том, чтобы принять со смирением эту тревожную ситуацию и успокоиться, тогда и желание отпадет. Следует помнить, что сексуальное отыгрывание может облегчить боль, но только Христос может ее устранить. Некоторые авторы рекомендуют использовать юмор для высмеивания возникающих грустных мыслей, однако, думается, не менее эффективным будет просто искренне помолиться простой молитвой, почитать канон или Псалтирь. В книге Марио Бергнера есть один совет, который помог лично ему: «Когда почувствуешь желание так поступить, вместо этого падай на колени и молись». Марио заходил в спальню, ложился – желания приходили, он спрыгивал с постели и молился. По несколько раз за вечер. Несколько десятков раз за неделю. Зато скоро он приобрел навык молиться и избавился от этой страсти.

4. Также нужна и регулярная Исповедь у постоянного духовника, по возможности сопровождающаяся Причастием. Открытие своих грехов другому человеку предохраняет сердце от огрубения, а опытный взгляд со стороны помогает лучше понять, как же бороться со страстями. Кроме того, мы верим, что Сам Господь прощает грехи в Таинстве Исповеди, а Причастие Его Тела и Крови обновляет нас и соделывает подобными Богу, дает силы для борьбы и победы. Вообще, серьезная духовная жизнь со временем полностью преображает человека изнутри, что отражается и на внешнем облике.

5. Когда мы наполним свою жизнь активностью, восполним потребности: будем заниматься любимым делом, будем вести более насыщенную жизнь в плане общения со здоровыми и духовными людьми (в первую очередь, нашими близкими), будем заниматься спортом, чтобы не завидовать другим и улучшить физическое состояние, когда мы будем перейдем от зацикленности на себе, на своем удовольствии к жизни ради других, и на место идола удовольствия поставим жажду Бога — мы сможем контролировать эту страсть.

6. Если говорить о чисто технической стороне вопроса, то нужно найти активаторы влечения и отрезать себя от источников соблазна: порнографии в любых ее видах, фетишей, в т.ч. собственного тела (например, перед зеркалом или в ванной), ассоциативных компонентов – подарков, музыки, мест, памятных дат. Нужно понять, какие ситуации провоцируют эту зависимость, и постараться изменить строй своей жизни так, чтобы избавиться от провоцирующих ситуаций (к примеру, изменить режим дня либо распорядок рабочей недели).Часто нужно просто заранее планировать свое время, не откладывать дела на потом, чтобы не попадать в тревожащие ситуации, провоцирующие отыгрывание. Нужно наложить ограничения на употребление алкоголя, ведь именно в состоянии опьянения человеку труднее контролировать свои чувства, а сам алкоголизм только углубляет депрессии. Впрочем, здесь следует иметь ввиду, что отказ от провоцирующих грех вещей не является полным решением вопроса. Нужно изменить сознание и жизнь – тогда эти крючки нас не будут зацеплять.

7. Всегда для полного освобождения требуется решительный шаг. Пока мы хотя бы теоретически допускаем место этой страсти в своем сердце, она не уйдет. Нужно исполниться твердой решимости оставить страсть, даже разгневаться на нее – сколько же можно нас терзать – и она сама убежит от нас. Настоящее покаяние предполагает не теплохладность, а реальный ужас греха и гнев на страсть, воля к тому, чтобы ее оставить раз и навсегда.

Как бороться с дурными мыслями (помыслами)

Правильно организованные труды, как свидетельствует аскетический опыт, позволяют добиться результатов уже через полгода. Тем не менее, чистота помыслов не может быть приобретена с помощью психологии или аскезы: «Впрочем, мы должны знать, что хотя бы мы соблюдали всю строгость воздержания, именно: голод, жажду, бдение, постоянный труд, и с неослабным усердием занимались чтением; однако же, посредством этих подвигов мы не можем приобрести постоянную чистоту целомудрия, если, постоянно упражняясь в них, по руководству опыта не дознаем, что чистота подается по милости благодати Божией. Всякий пусть знает, что он должен неутомимо упражняться в этих подвигах только для того, чтобы ради скорби их, приклонив милосердие Божие, удостоиться, по божественному дару, освободиться от брани плоти и господства преобладающих страстей» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). Не трудами, но смирением человек приклоняет к себе Бога, это важно помнить.

Тем не менее, в процессе духовного роста даже до могилы помыслы могут и, скорее всего, будут возникать, как о том свидетельствуют многие подвижники. И потому в Церкви есть опыт конкретной борьбы с помыслами. Прежде всего, помыслам нужно противопоставить сочетание непрестанной молитвы, чтения и телесного труда, размышление над текстами Священного Писания. Несерьезное отношение к утренней или вечерней молитве часто ведет к усилению помыслов. Для сосредоточения в течение дня можно использовать прослушивание аудиозаписей православных песнопений, Псалтири. Непрестанная Иисусова молитва, по опыту подвижников Церкви, постепенно обновляет сознание и сердце человека, исцеляет его душевную расстроенность.

Нечистые помыслы нужно отсекать в самом начале их возникновения, просто даже не обращать на них внимания, не допуская собеседования или тем более соуслаждения ими. Именно соуслаждение, слабовольное подчинение помыслу рождает уныние. Долговременное пребывание в таком состоянии без открытия помыслов духовному отцу – большая ошибка, потому что это прямой путь к нечувствию и отчаянию. А отчаявшийся сам себя губит, как говорит преп. Иоанн Лествичник. В рассказах о жизни первых монахов есть упоминание о том, как один монах одиннадцать раз подходил к своему старцу с исповеданием помысла, прежде чем страсть его оставила.

Иногда следует обратить внимание на происхождение блудного помысла: рождается ли он изнутри, из воображения, или приходит извне, от зрения и встреч с определенными людьми. В первом случае полезен телесный труд, во втором требуется уединение и безмолвие со вниманием.

Правило, которым советует руководствоваться батюшка Иоанн Кронштадтский, - не принимать нечистые помыслы за что-то собственное. Приходят ли воспоминания из греховного прошлого, или фантазия принимает неправильное русло – это не только особенности функционирования нашего сознания; по опыту, за всем нечистым стоит лукавый, который хочет внушить мысль о нашей порочности, полной негодности для Бога и бесполезности каких-либо попыток измениться. Это неправда, Бог не так смотрит на человека - Он как раз верит в каждого из нас, и не попускает искушений, которые мы не могли бы перенести. Наш современник старец Паисий советует побеждать дурные помыслы не противоречием им и даже не молитвой, а добрыми помыслами. Слишком часто мы концентрируемся только на борьбе с грехом, и эта порой мелочная борьба нас выматывает — и вместо того, чтобы приобрести смирение, мы впадаем в уныние! Между тем, наша главная цель должна быть не отрицательной, а положительной – заключаться в познании воли Божией, всеблагой и радостной для каждого человека, и в совершенствовании в добродетели, исполнении правды Божией.

Не будем же ослабевать в надежде, что любая проблема в этой жизни, в том числе проблема чистоты телесной и душевной, может быть решена с Божией помощью, будем жить в Церкви, будем идти за Христом, и тогда для нас ничто не останется невозможным.

Упомянутые в статье авторы:

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) – епископ, наставник русского иночества и благочестивых мирян; не только талантливый писатель, но и аскет, и глубокий, подлинный мистик. Своей задачей видел возвращение Церкви своего времени святоотеческого духа, от которого многие отошли из-за отсутствия переводов святоотеческой литературы и обилия низкопробной «мистической» (подчас масонской и спиритической) литературы Запада. В этом мутном потоке душевной мечтательности святитель очень четко стал на защиту подлинной духовности. На его творениях воспитывались многие святые.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360-435) – ученик и друг величайшего святителя Иоанна Златоуста, собеседник египетских отцов пустыни, открывший восточную монашескую духовность для Запада. На многие века он стал образцом и авторитетом для благочестиво настроенных людей. Его аскетические творения отличаются стройностью и логичностью изложения, подчас затрагивают темы, казалось бы, нехарактерные для монахов, например, известное собеседование о дружестве. Именно с него началось мое знакомство с аскетической традицией Церкви.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (1829-1908)– всенародно любимый пастырь, организатор широчайшего социального служения, горячий молитвенник и чудотворец, чей дневник «Моя жизнь во Христе» говорит об очень близком общении его души с Богом и горним миром и может стать большой помощью для тех, кто ищет вдохновения в Боге. Книги о жизни батюшки еп. А. Семенова-Тянь-Шаньского и еп. Вениамина Федченкова могут быть признаны не только лучшими биографиями о. Иоанна, но и своеобразными учебниками по духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 570-649) – учитель монашества, настоятель известного Синайского монастыря, автор «Лествицы» — самого авторитетного и полного аскетического произведения. Безусловно, его труд, хотя и написанный несколько сложно, может стать неоценимым справочником по разрешению большинства душевных и духовных проблем, и не только справочником, но и путеводителем ко спасению, сразу после Священного Писания. Ни один известный мне труд психотерапевта не может равняться с «Лествицей» по широте охвата проблем и по точности рекомендаций.

Старец Паисий Святогорец (Афонский) (1924-1994) – наш современник, не впадающий в отвлеченности, но тонко чувствующий проблемы времени. Духовная мудрость позволяет ему говорить так, чтобы человек почувствовал: совет дан из любви, с состраданием, и такой совет хочется выполнять. Благодаря доступности изложения, наглядным примерам его книги читаются очень легко и многим уже принесли душевную и духовную пользу.

Иеромонах Василий Росляков, Оптинский новомученик — ритуально убит сатанистом на Пасху 1993 г, что описано в книге «Пасха красная». Его дневник с краткими выписками, составленный им Покаянный канон — это учебники в восхождении по духовной лестнице Православной веры.

Марио Бергнер – один из лидеров экс-гей движения, который рассказывает о своем пути в духовной автобиографии “Setting Life in Order”