Логопедический проект "по дороге к азбуке". «По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе «Звук Скачать по дороге к азбуке часть 3

09
фев
2011

По дороге к азбуке (Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В, Кислова Т.Р.)

Формат: DjVu, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2008
Жанр: Обучающая литература
Издательство: БАЛАСС
Язык: Русский
Количество страниц: 67+67+69+67
Описание: Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях.

Пособие по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте для детей 4-5 лет является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы (серия «Свободный ум», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), входящего составной частью в комплект Образовательной системы «Школа 2100».
Организация и технология работы по данному пособию представлены а методических рекомендациях.
Пособие может использоваться для занятии с дошкольниками в детских садах, в логопедических группах, УВК, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Все тексты, включенные в данное пособие, не предназначены для чтения детьми, их читают взрослые (педагоги, родители).
Продолжение работы предусмотрено в пособии тех же авторов, ч. 2, а для детей 5-6 лет - ч, 3 и 4.

Сделано с оригинала, найденного в Интернете

15
мар
2017

ИРИНА , г. Симферополь


|

15-03-2017 07:42:22


17
июн
2017

Sun , г. Москва


|

17-06-2017 19:11:15



09
фев
2014

Шел по дороге человек (Чиладзе Отар)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Чиладзе Отар
Год выпуска: 2014
Жанр: Исторический роман
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Жукова Саша
Продолжительность: 38:25:31
Описание: Роман "Шел по дороге человек" - первое прозаическое произведение Отара Чиладзе, самобытного грузинского поэта. В романе воскрешаются события трехтысячелетней давности, относящиеся к истории Колхидского царства, когда первый грек ступил на эту политую кровью землю. Все действующие лица - и грозный царь колхов, и его дочь Медея, и иноземец Фрикс, и приплывший за золотым руном к берегам Колхиды грек Яс...


12
фев
2018

Дождь идет по дороге (Ларин Валерий)

Формат: аудиоспектакль, MP3, 64kbps
Автор: Ларин Валерий
Год выпуска: 2012
Жанр: Радиоспектакль
Издательство: Радио России – Санкт-Петербург
Исполнитель: Владимир Баранов, Александр Васильев, Владимир Захарьев, Александр Строев, Иван Краско
Продолжительность: 00:45:31
Описание: Радиоинсценировка рассказа Валерия Ларина. Конец войны в Германии. Молодые советские солдаты, друзья Володька и Санька спасают пожилую немецкую женщину, вытащив ее из воды. В знак благодарности ее муж дарит ребятам аккордеон своего сына, погибшего на восточном фронте...
Доп. информация: Автор инсценировки, редактор - Ни...


21
сен
2013

Смех по дороге в Атлантис (Всеволод Слукин, Евгений Карташев)

Формат: аудиокнига, MP3, 256kbps
Автор: Всеволод Слукин, Евгений Карташев
Год выпуска: 2013
Жанр: научно-фантастический рассказ
Издательство: аудиокнига своими руками
Исполнитель: Комиссар
Продолжительность: 00:43:33
Описание: Странная опасность подстерегает путешественников по дороге в подводный Атлантис. И единственное спасение это смех.
Доп. информация: Прочитано по изданию: Приложение к журналу ЦК ВЛКСМ Искатель №3 1967 год


25
фев
2013

Странствие по дороге сновидений. Повести (Млечин Леонид)


Автор: Млечин Леонид
Год выпуска: 2013
Жанр: Детектив
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Забoровский Юрий
Продолжительность: 14:34:34
Описание: В сборник вошли популярные повести известного писателя. Многие повести Л.Млечина отмечены литературными премиями и изданы в различных странах. Он также является автором коротких остросюжетных рассказов, которые стали сценариями для детективного сериала `Поздний ужин` на канале ТВЦ.
Содержание: - Странствие по дороге сновидений 05:15:33 - Середина октября - смерти лучшая пора 05:02:49 - Место, где убивают хороших...


01
сен
2019

По Дороге Могущества 2, Лимрак (Алан Нукланд)

Формат: аудиокнига, MP3, 64kbps
Автор: Алан Нукланд
Год выпуска: 2019
Жанр: Боевое фэнтези, LitRPG
Издательство: 1С-Паблишинг
Исполнитель: Максим Суслов
Продолжительность: 15:24:48
Описание: Главный герой романа Саргон оказывается в странном мире и не может вспомнить, как сюда попал и кто он такой. Этот мир крайне враждебен: всякое существо, будь то зверь или человек, мечтает уничтожить героя и поглотить его силу. Несмотря на игровые законы мира, боль и страдания здесь вполне настоящие. И самое главное – погибших ждёт вовсе не волшебное воскрешение в игре, а нечто иное – то, о чём страшно даже...


16
фев
2014

Петя по дороге в царствие небесное (Кураев Михаил)

Формат: аудиокнига, MP3, 96kbps
Автор: Кураев Михаил
Год выпуска: 2012
Жанр: Повесть
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Винакур Мария
Продолжительность: 04:32:35
Описание: По сценариям М. Кураева было поставлено восемь художественных фильмов, последний из которых «Петя по дороге в царствие небесное», получил Гран-при Московского международного кинофестиваля «Золотой Георгий» (2009). "РГ: Когда и как была написана повесть? Какова ее литературная судьба? И что вы делали в Кандалакше?
Кураев: Отвечая на эти вопросы, надо рассказать половину биографии... Повесть писалась легко, потому что...


23
фев
2009

Все(I-VII) диски к книге "Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку"

Формат: аудиокнига, WAVPack, 204kbps
Год выпуска: 2008
Автор: М. Манн, С. Тэйлор-Ноулз, Е. Клековкина
Жанр: Обучающая литература
Исполнитель: Носитель языка
Продолжительность: 08:42
Описание: I-V диски к книге "Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку". Всего их семь, на днях добавлю остальные.
Описание книги: "Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку" - одна из четырех книг из серии учебных пособий для подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку издательства Макмиллан. Учебное пособие содержит: - 20 тестов в формате ЕГЭ; - разъяснение...


02
фев
2019

Дополнение № 2 к Перечню сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению 1976 г. (Главлит СССР) , Чудакова Дарья]

Формат: аудиокнига, MP3, 56kbps
Автор: Кендрик Шэрон
Год выпуска: 2019
Жанр: Любовный роман
Издательство: Центрполиграф
Исполнитель: Чудакова Дарья
Продолжительность: 03:44:51
Описание: Они встретились на райском острове. Их чувства, казалось, были взаимными, но суровый грек Аристон Кавакос очень обидел юную Кайли Тернер, и она постаралась забыть его. Спустя годы судьба снова свела их вместе, однако неизвестно, станет их новая встреча началом романа или войны?


01
мар
2010

Задачник по физике и решения к нему (Чертов, Воробьев)

Формат: JPG, Отсканированные страницы
Автор: Чертов, Воробьев
Год выпуска: 1988
Жанр: Задачник по физике для высших учебных заведений
Издательство: Москва "Высшая школа"
Язык: Русский
Количество страниц: 528+
Описание: Распространённый задачник по физике авторов Чертова, Воробьева. К нему прилагаются решения большинства задач.
Доп. информация: Задачник в формате djvu и решение большинства задач в виде отдельных файлов формата jpg. Решения разбиты по папкам. Номер папки - номер разделам задачника.


29
ноя
2018

Сборник подготовительных задач к олимпиадам по физике (Качинский А.М., Бытев А.А., Кимбар Б.А.)

Год издания: 1965
Автор: Качинский А.М., Бытев А.А., Кимбар Б.А.
Издательство: Народная асвета
Язык: Русский
Жанр: Учебное пособие
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 170
Описание: Настоящий сборник содержит задачи повышенной трудности по всем разделам курса физики средней школы. В нем помещены как расчетные, так и качественные задачи, не выходящие за рамки школьной программы. Ко всем задачам даны подробные указания и решения с учетом новой системы единиц. Пособие предназначено для подготовки учащихся к олимпиадам по физике, а также может быть использовано учите...


18
мая
2007

Подготовка к сдаче теста по английскому IELTS

Жанр: Учебные материалы
Автор: Разные
Издательство: Разные
Страна: Разные
Год выпуска: 2002
Описание: Подборка материалов, собранных в Интернете, полезных для самостоятельной подготовки к сдачи теста IELTS. Тест IELTS сдается в целях: 1. Иммиграции в Канаду (Австралию); 2. Длаьнейшей учебы в зарубежных учебных заведениях. В данной подборке присутствуют в основном материалы для сдачи General модуля. Конечно, здесь далеко не все, что можно найти в сети, но для начала подготовки вполне достаточно. Есть парочка программ. Все проверено лично. Все работает.
Качество: OCR без ошибок
Формат: DOC


Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

Учитель-логопед

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

Учитель-логопед,

педагог-психолог и

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

  • определение направлений,
  • форм деятельности

Комплекс коррекционных занятий

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Перспективно-календарное планирование

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература

Чтение : Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Учебная деятельность

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Промежуточный мониторинг

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.

Учитель-логопед

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.


Пояснительная записка

к программе курса «По дороге к азбуке»

Дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:

    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.

    Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводными и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделено развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов и их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность , основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно складывается система знаний о языке и формируется потребность владения языком, совершенствования речи.

Задачи:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

6. Развития грамматического строя речи.

7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Основной формой занятий являются занятия с малокомплектной группой детей.

Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям предусмотрены ориентиры на связи с программным материалом по предметам: русский язык, окружающий мир.

Обучаясь по данной программе, у учащихся будет проявляться самостоятельное стремление расширять свой кругозор.

Дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность.

При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.

Таким образом, принципиально й задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познав ательных способностей, общеучебных умений и навыков .

Принципы отбора содержания

Принцип гармонического воспитания личности;

Принцип постепенности и последовательности

Принцип успешности;

Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

Принцип творческого развития;

Принцип доступности;

Принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

Принцип индивидуального подхода;

Принцип практической направленности.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

Основные методы обучения:

    беседа;

    игра;

    практическая работа;

Возраст детей, обучающихся по программе «По дороге к Азбуке» составляет 5,5 – 6,5 лет.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности. Кроме этого, в этом возрасте возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Набор на занятия по программе курса «По дороге к Азбуке» проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАОУ СОШ № 56 по предоставлению платных образовательных услуг.

Прогнозируемые результаты

В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «По дороге к Азбуке» будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК «По дороге к Азбуке», свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем);

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

С лушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «По дороге к Азбуке» являются формирование следующих умений

Расширение кругозора дошкольников в области звуко – буквенного анализа слов;

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях;

Давать определения тем или иным понятиям;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Механизм оценивания прогнозируемых результатов

Основными механизмами оценивания прогнозирования результатов является тестирование (входной и итоговый контроль).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Тестирование в виде игр: «рассели звуковичков», «определи место звуку», «найди потерявшуюся букву»

Организационно – педагогические условия реализации программы

Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «По дороге к Азбуке» способствуют организационные условия проведения данных занятий. А именно:

    светлый и просторный класс;

    стулья и парты, соответствующие росту детей;

    магниты;

    стул и стол для педагога;

    учебно-методический комплект авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

    использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно – правовых требований к обучению, с использованием современных научно – методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно – воспитательного процесса.

    небольшая наполняемость групп (до 12 человек),

Количество часов по годам обучения

Программа данного курса рассчитана на один год обучения (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30 минут.

Общее количество часов, отведённых на реализацию Программы

Программа рассчитана на 36 часов

Учебный план

по курсу «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Лексическая и грамматическая работа

3

Развитие связной речи

5

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

20

Обучение звуко-слоговому анализу

8

Итого:

36

Учебно-тематическое

планирование курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Звуки и буквы. Понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука.

Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением.

Звук [О]. Обучение ответам на вопросы.

Звук [Э]. Дифференциация понятия «звук» и «буква».

Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Звук [Ы]. Выделение звука в конце и середине слова.

Звук [И] - [Ы]. Изменение слов путём замены звука.

Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений. Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков.

Звук [М]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [М"]

Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки. Звук [Н"]. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений.

Звук [П]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. Звук [П"]. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков.

Звук [Т]. Составление рассказа-описания. Звук [Т"]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. Звук [К"].Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Звук [Х]. Наблюдение над многозначными словами в речи. Звук [Х"].Определение положения звука в слове.

Звуки [К] - [Х], [ К"] - [Х"]. Обогащение словарного запаса детей.

Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. Звук [Ф"]. Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

Звук [Й"]. Определение положения звука в слове.

Двойные звуки. Звук [Й"О]. Соотнесение букв и звуков. Звуки [Й"У]. Звуковой анализ слогов и слов.

Звуки [Й"А]. Звуковой анализ слогов и слов. Звуки [Й"Э]. Подробный пересказ текста по зрительной опоре.

Звуки [Й"Э], [Й"О], [Й"У], [Й"А]. Соотнесение букв и звуков.

Звук [Л]. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов. Звук [Л"]. Изменение слов путём добавления, исключения звуков. Звуки [Л] - [ Й"]. Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова.

Звуки [В] и [В"]. Обучение диалоговой речи. Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В"] - [Ф"].

Звук [Ч"]. Обучение составлению предложений, конструированию словосочетаний. Звук [Щ"]. Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов.

Звуки [Ч"] - [Щ"]. Составление рассказа по серии картинок.

Звуки [Б] - [Б"]. Составление прямых и обратных слогов. Звуки [Б] - [П], [Б"] - [П"]. Выделение в слове твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Звуки [Д] - [Д"]. Составление слова из изученных звуков и слогов. Звуки [Д] - [Т], [Д"] - [Т"]. Классификация звуков: звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.

Звук [С]. Участие в диалоге. Звук [С"]. Употребление новых слов в речи. Звук [Ц]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. Звуки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч"].Обучение подробному пересказу текста.

Звуки [Г] - [Г"]. Составление слов на заданное количество слогов. Звуки [Г] - [К], [Г"] - [К"].

Звук [З]. Восстановление нарушенной последовательности слогов в структуре слова. Составление слогов и слов. Звук [З"]. Конструирование словосочетаний.

Многозначные слова. Классификация звуков: свистящие согласные звуки [З] - [С], [З"] - [С"].

Звук [Ш]. Звуковой анализ состава слогов и слов. Звуки [Ш] - [С], [Ш] - [Щ"]. Выявлений различий в звуковом (слоговом) составе двух слове.

Звук [Ж]. Расширение словарного запаса. Классификация звуков: шипящие согласные звуки [Ж] - [З], [Ж] - [Ш].

Звук [Р]. Обучение составлению рассказа по серии картинок. Звук [Р"]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

Звуки [Р] - [Л], [Р"] - [Л"]. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов.

Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса.

Итого:

36 часов

Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Лексическая и грамматическая работа (3 часа):

    обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

    употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи (5 часов):

    ответы на вопросы, участие в диалоге;

    подробный пересказ текста по зрительной опоре;

    составление рассказа описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):

    знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

    знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

    выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

    выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

    «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Обучение звуко-слоговому анализу (8 часов):

    звуковой анализ состава слогов и слов;

    дифференциация понятий «звук» и «буква»;

    соотнесение букв и звуков.

В результате работы по программе курса дети должны :

конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

    отвечать на вопросы педагога;

    подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

    составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

    выделять звук в начале слова;

    различать звуки и буквы;

    узнавать и называть буквы русского алфавита;

    соединять звуки и слоги.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная.

Основные методы обучения:

    беседа;

    игра;

    практическая работа;

    коллективные, парные и индивидуальные исследования.

    п роблемно-ситуационные методы обучения

Оценочные материалы

Тест

Цель: оценивание уровня речевого развития ребенка, определение соответствует ли он возрастным нормам.

Алгоритм проведения теста:

Объясните ребенку задание, предоставьте ему возможность выполнить его самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему. Обязательно похвалите его за старание, даже если вы не очень довольны результатом.

Внизу каждого задания вы найдете звездочку, которую нужно раскрасить в определенный цвет.

    красный -ребенок справился с заданием самостоятельно;

    зеленый - ребенок справился с заданием с помощью
    взрослого;

    синий - ребенок с заданием не справился.

В конце каждой темы посчитайте количество звездочек разного цвета, чтобы сравнить результаты через некоторое время .

К семи годам ребенок должен:

    уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия;

    самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений;

    составлять рассказы из личного опыта;

    изменять слова, образуя новые;

    пересказывать небольшие рассказы;

    выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания;

    правильно употреблять трудные формы знакомых слов;

    использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением)

    отгадывать загадки, понимать образные выражения.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

6.Учебно-методический комплект авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

Пояснительная записка

Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Основной целью обучения по данной модифицированной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основными задачами курса являются:

1. Развитие мелкой моторики руки.

2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.

4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

7. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Модифицированная программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 3 занятия в неделю, всего 84 занятия за год.

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

Тематический план

(подготовка к обучению письму)

(подготовка к обучению письму)

1.

Обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

Ответы на вопросы, участие в диалоге;

Подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Звуковой анализ состава слогов и слов;

Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

Соотнесение букв и звуков.

штриховка, обведение по контуру.

В результате работы по программе курса дети должны:

Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

Отвечать на вопросы педагога;

Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

Выделять звук в начале слова;

Различать звуки и буквы;

Узнавать и называть буквы русского алфавита;

Соединять звуки в слоги.

Список литературы:

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.

2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2).

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на октябрь

Тема занятия

часов

Дата

Октябрь

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму.

Звук [А], буква А. Штриховка.

Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру.

Звук [Э], буква Э. Штриховка.

Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров.

Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков.

Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук.

Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки.

Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М"].

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на ноябрь

Тема занятия

часов

Дата

Ноябрь

Звуки [Н], [Н"]. Буква Н. Штриховка в разных направлениях.

Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи.

Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Звук [П], буква П. Обведение узоров и штриховка в разных направлениях.

Звук [П"]. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог.

Звуки [Т], [Т"]. Буква Т. Обведение по контуру.

Звуки [Т], [Т"]. Буква Т. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях.

Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М.

Буквы Т, П, Н, М. Развитие связной речи.

Звуки [К], [К"]. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [К], [К"]. Буквы К, Т. Срисовывание рисунков.

Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру.

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на декабрь

Декабрь

Слоги с буквами К, Т. Развитие связной речи.

Звуки [Х], [Х"]. Буква Х.Развитие связной речи.

Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог.

Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов.

Звуки [К] - [Х], [К"] - [Х"]. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ.

Звуки [Ф], [Ф"]. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений.

Слоги и слова с буквой Ф. Звуковой анализ.

Звук [Й"]. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях.

Звук [Й"]. Буквы Й и И. Срисовывание рисунков, обведение по контуру.

Звук [Й"О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звук [Й"У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на январь

Январь

Звук [Й"А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений.

Звук [Й"Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звуки [Й"Э], [Й"О], [Й"У], [Й"А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я.

Буквы Е,Ё,Ю,Я. Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. Конструирование словосочетаний и предложений.

Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров.

Звук [Л]. Буква Л. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях

Звук [Л"]. Буквы Л, Й. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Звуки [Л] - [Й"]. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ.

Звуки [В], [В"]. Буква В. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [В], [В"]. Буква В. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В"] - [Ф"]. Буквы В, Ф.

Буквы В,Ф. Развитие связной речи.

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на февраль

Февраль

Звук [Ч"]. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка.

Звук [Щ"]. Буква Щ. Обведение по контуру.

Звуки [Ч"] -[Щ"]. Звуковой анализ состава слогов и слов.

Звуки [Б], [Б"]. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звуки [Б] - [П], [Б"] - [П"]. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.

Звуки [Д], [Д"]. Буква Д. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [Д] - [Т], [Д"] - [Т"]. Буквы Д, Т.

Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Звук [С]. Буква С. Срисовывание узоров, штриховка в разных направлениях.

Звук [С"]. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей.

Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [Ц] - [С] - [Ч"]. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на март

Март

Звуки [Г], [Г"]. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звуки [Г] - [К], [Г"] - [К"]. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.

Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях.

Звук [З]. Буква З. Срисовывание рисунков, обведение узоров.

Звук [З"]. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами.

Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З"] - [С"]. Буквы З, С, В.

Буквы З, С, В. Срисовывание узоров. Штриховка в разном направлении.

Буквы З,С, В. Развитие связной речи.

Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений.

Звуки [Ш] - [С] - [Щ"]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру.

Звуки [Ш] - [С] - [Щ"]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Утверждаю

методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на апрель

Апрель

Звук [Ж]. Буква Ж. Срисовывание и обведение узоров.

Шипящие согласные звуки [Ж] - [З] - [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.

Звуки [Р], [Р"]. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки.

Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Буквы Р, Я. Звуковой анализ слогов и слов.

Звуки [Р] - [Л], [Р"] - [Л"]. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания.

Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Срисовывание полуовалов, волнистых линий. Воспроизведение рисунков, узоров по памяти.

Штриховка в разных направлениях.

Штриховка в разных направлениях. Развитие мелкой моторики.

Страна Азбука (обобщающее занятие).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

К модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Основной целью обучения по данной модифицированной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основными задачами курса являются:

  1. Развитие мелкой моторики руки.
  2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

7. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Модифицированная программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 3 занятия в неделю, всего 84 занятия за год.

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

Тематический план

обучения по курсу «По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

(подготовка к обучению письму)

  1. Лексическая и грамматическая работа (10 часов):

Обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (9 часов):

Ответы на вопросы, участие в диалоге;

Подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (15 часов):

Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (10 часов):

Звуковой анализ состава слогов и слов;

Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

Соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (40 часов) - штриховка, обведение по контуру.

В результате работы по программе курса дети должны:

Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

Отвечать на вопросы педагога;

Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

Выделять звук в начале слова;

Различать звуки и буквы;

Узнавать и называть буквы русского алфавита;

Соединять звуки в слоги.

Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2).

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на октябрь

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

Октябрь

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму.

Звук [А], буква А. Штриховка.

Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру.

Звук [Э], буква Э. Штриховка.

Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров.

Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков.

Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук.

Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки.

Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М"].

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г .

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на ноябрь

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

Ноябрь

Звуки [Н], [Н"]. Буква Н. Штриховка в разных направлениях.

Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи.

Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Звук [П], буква П. Обведение узоров и штриховка в разных направлениях.

Звук [П"]. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог.

Звуки [Т], [Т"]. Буква Т. Обведение по контуру.

Звуки [Т], [Т"]. Буква Т. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях.

Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М.

Буквы Т, П, Н, М. Развитие связной речи.

Звуки [К], [К"]. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [К], [К"]. Буквы К, Т. Срисовывание рисунков.

Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру.

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на декабрь

Декабрь

Слоги с буквами К, Т. Развитие связной речи.

Звуки [Х], [Х"]. Буква Х.Развитие связной речи.

Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог.

Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов.

Звуки [К] - [Х], [К"] - [Х"]. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ.

Звуки [Ф], [Ф"]. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений.

Слоги и слова с буквой Ф. Звуковой анализ.

Звук [Й"]. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях.

Звук [Й"]. Буквы Й и И. Срисовывание рисунков, обведение по контуру.

Звук [Й"О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звук [Й"У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на январь

Январь

Звук [Й"А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений.

Звук [Й"Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звуки [Й"Э], [Й"О], [Й"У], [Й"А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я.

Буквы Е,Ё,Ю,Я. Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. Конструирование словосочетаний и предложений.

Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров.

Звук [Л]. Буква Л. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях

Звук [Л"]. Буквы Л, Й. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Звуки [Л] - [Й"]. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ.

Звуки [В], [В"]. Буква В. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [В], [В"]. Буква В. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В"] - [Ф"]. Буквы В, Ф.

Буквы В,Ф. Развитие связной речи.

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

Звуки [Б], [Б"]. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звуки [Б] - [П], [Б"] - [П"]. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.

Звуки [Д], [Д"]. Буква Д. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [Д] - [Т], [Д"] - [Т"]. Буквы Д, Т.

Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Звук [С]. Буква С. Срисовывание узоров, штриховка в разных направлениях.

Звук [С"]. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей.

Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях.

Звуки [Ц] - [С] - [Ч"]. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на март

Март

Звуки [Г], [Г"]. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров.

Звуки [Г] - [К], [Г"] - [К"]. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.

Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях.

Звук [З]. Буква З. Срисовывание рисунков, обведение узоров.

Звук [З"]. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами.

Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З"] - [С"]. Буквы З, С, В.

Буквы З, С, В. Срисовывание узоров. Штриховка в разном направлении.

Буквы З,С, В. Развитие связной речи.

Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений.

Звуки [Ш] - [С] - [Щ"]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру.

Звуки [Ш] - [С] - [Щ"]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Утверждаю

Методист платных курсов

С.В.Барышникова

«_____»_____________2012г.

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

на апрель

Апрель

Звук [Ж]. Буква Ж. Срисовывание и обведение узоров.

Шипящие согласные звуки [Ж] - [З] - [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.

Звуки [Р], [Р"]. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки.

Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Буквы Р, Я. Звуковой анализ слогов и слов.

Звуки [Р] - [Л], [Р"] - [Л"]. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания.

Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

Срисовывание полуовалов, волнистых линий. Воспроизведение рисунков, узоров по памяти.

Штриховка в разных направлениях.

Штриховка в разных направлениях. Развитие мелкой моторики.

Страна Азбука (обобщающее занятие).


Пособие по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте для детей 4-5 лет является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы (серия «Свободный ум», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), входящего составной частью в комплект Образовательной системы «Школа 2100».
Организация и технология работы по данному пособию представлены в методических рекомендациях.
Пособие может использоваться для занятий с дошкольниками в детских садах, о логопедических группах, УВК, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Все тексты, включенные в данное пособие, не предназначены для чтения детей, их читают взрослые (педагоги, родители).

Примеры.
А вот Лисёнок считает, что голова нужна, чтобы нюхать, глаза нужны, чтобы дышать, уши - чтобы видеть, руки -чтобы ходить. Ты согласен с ним? Почему? Объясни.

Скажи, что Лисёнок говорит об осени правильно, а что неправильно:
- Осенние месяцы - февраль, июнь и март.
- Осенние месяцы - сентябрь, октябрь и ноябрь.
- Осенью погода ясная, солнечная, тёплая.
- Осенью погода холодная, дождливая, пасмурная.
- Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.
- Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу По дороге к Азбуке, Пособие для дошкольников 4-6 лет, Часть 1, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов, Приложение к пособию для дошкольников По дороге к Азбуке, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2009
  • Лесные истории, По дороге к Азбуке, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
  • Лесные истории по дороге к азбуке, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2012
  • Развитие речи, Пособие для дошкольников, Часть 2, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2005

Следующие учебники и книги: