Какие костюмы были в древней руси. Древняя Русь: одежда. Одежда на Руси: женская, мужская, детская. Войдет ли охабень в моду

Историки не пришли к единому мнению относительного того, как выглядела русская одежда праславянской эпохи, так как в тот период племена проживали преимущественно вдали от торговых путей, часто в лесной местности и изоляции. Однако существуют предположения, что наряды в те времена были простыми и достаточно однообразными. Последнее обуславливается тем, что надомное производство ткани было по тем временам достаточно трудоемким, так как не было практически никаких технических средств для изготовления предметов гардероба.

Про древнюю одежду сохранилось мало информации

Государственное образование Древняя Русь, одежда населения которой становилась все разнообразнее по мере контакта с другими народами, начало оформляться к девятому веку нашей эры. До этого периода данные о внешнем виде славян минимальны, так как предметы гардероба в тот период выполнялись из натуральных материалов, органические остатки которых долго не сохраняются. Кроме того, нужно учитывать, что в 6-9 веке нашей эры у праславян был обычай сжигать тела перед захоронением, поэтому в могильниках находят в основном остатки оплавленных украшений или металлических элементов одежды. Археологам повезло только несколько раз, когда они, например, при раскопках на Старой Ладоге нашли остатки кожи, которая позволила восстановить внешний вид рукавиц и подобия сапог-чулок, которые носили наши далекие предки.

В бой в одних штанах

В иностранных письменных источниках до 10 века нашей эры нет упоминания о том, и русская одежда. Об этом не пишут ни византийские авторы, ни арабские источники. Только П. Кесарский в шестом веке упоминал, что славяне (с Балкан) ходят в бой в одних штанах укороченного фасона, без плаща или хитона сверху. Позже, когда славяне обрели новый вариант письменности, у ученых на основе письменных источников появилась возможность определить, как же выглядели в тот период люди, во всяком случае самые именитые из них.

Цари носили рубахи

Как выглядели те, под чьим управлением находилась Древняя Русь? Святослава Ярославовича, представленная на изображении в Изборнике 1073 года, отличается простым покроем. Это длинная, ниже колен, рубаха, на которую сверху накинут плащ с застежкой на плече. На голове у князя шапка, предположительно с меховой оторочкой, на ногах остроносые сапоги. Члены его семьи, стоящие рядом, также носят рубахи, подвязанные поясами. У жены Святослава рубаха почти до пола, на голове платок. на маленьком ребенке является уменьшенной копией взрослой. Сыновья Ярослава одеты в подобия кафтанов с воротниками и, скорее всего, носили так называемые «порты» - достаточно узкие штаны с завязкой на бедрах. Предметы гардероба на изображении окрашены в красновато-коричневые тона.

Одежда изготавливалась на ткацком станке

Специалисты предполагают, что легкая одежда Киевской Руси в массе своей была белого цвета, так как с доисторических времен славяне изготавливали предметы гардероба из льна и конопли, которые давали белое волокно (или сероватое, при недостаточной отбелке). Уже в 6-9 веках племена Северной Руси знали, станок вертикального типа, а на юге нашли предметы, относящиеся к 9-10 векам, которые свидетельствовали о возможных работах на горизонтальном ткацком станке.

Помимо льняных и конопляных тканей, славяне активно использовали и шерстяные, остатки которых находили в восточнославянских курганах. Кроме того, из-за климатических особенностей огромной популярностью пользовалась меховая одежда. Портные того времени уже обладали умением сшивать между собой несколько шкур для получения вещи большого размера. На «шубы» чаще всего шли шкуры волков, медведей, баранов, а отделка (подкладка) выполнялась из соболя, выдры, бобра, белки, горностая, куницы. Конечно, в дорогих мехах ходили только представители знати. На Руси умели обрабатывать и кожи различных животных (дубление растительными элементами и др.), поэтому мужская одежда на Руси включала в себя поясные ремни, рукавицы и кожаную обувь (для некоторых представителей населения). Славяне чаще носили кожаные изделия из кож коров или коз, чем из лошадиных шкур.

Даже в морозы, вероятно, носили лапти

Во что была обута Древняя Русь? Одежда из природных материалов у большей части населения здесь в холодное время года дополнялась… лаптями и обмотками на ноги, которые являются древнейшим видом обуви (летом, скорее всего, ходили босыми). Специальные крючки для археологи находят еще на неолитических стоянках, поэтому с большой вероятностью эти модели носили и славяне, и праславяне. Лапти изготавливались, как предполагается, из коры различных пород деревьев и были весьма неизносостойкими. В более поздний период было установлено, что зимой мужик снашивал лапти за десять дней, а в летнюю страду - меньше, чем за неделю. Тем не менее в такой обувке маршировала даже Красная армия в 30-х годах 20-го века, и заготовкой лаптей в военных целях занималась специальная комиссия - «Чекволап».

В храм - только в славянской одежде!

Славяне, которыми была населена Древняя Русь (одежда и обувь которых не отличалась большим ассортиментом), тем не менее уважительно относились к своему простому гардеробу. К примеру, в «Слове Данилы Заточника» указано, что «лучше бы мы видели свою ногу в лыченице (лапте) в твоем доме, чем в червленом сапоге на боярском дворе». А предводитель чешских славян Само известен тем, что не пустил к себе на прием посла немецкого короля Дагобера, пока тот не переоделся в славянскую одежду. Такая же участь постигла и представителя епископа, немца Гериманна, который, перед тем как посетить храм Триглава в местечке Щетино, должен был переодеться в славянский плащ и шапку (1124 год н. э.).

Женщины всегда любили украшения

О том, как выглядела женская одежда на Руси в самом начале зарождения русской государственности, археологи затрудняются сказать. Предполагается, что по фасону она не очень отличалась от мужской рубахи, только была, может быть, более богато украшена вышивкой и более длинной. На голове женщины носили прообразы кокошников, на шее - часто синие или зеленые стеклянные бусы. Реже встречались браслеты, перстни. В зимний период дамы надевали шубы, а также накидки с завязками, наподобие передников - «понявы», которые защищали нижнюю часть тела сзади и с боков. Их наличие зафиксировано уже в 11 веке нашей эры.

Влияние других государств

По мере того как развивались контакты между другими странами и государством Древняя Русь, одежда славян становилась более разнообразной за счет новых тканей, заимствования фасонов и разделения общества на разные слои. К примеру, в домонгольской Руси (10-13 век) внешний вид русской знати больше соответствовал византийским традициям с их длинными ниспадающими рубахами, плащами с застежками. А у простого народа, в частности у женщин, подобные тенденции подчеркивались «запоной» - простым куском ткани, сложенным вдвое, с отверстием для головы, который надевался на основную рубаху и подпоясывался (боковых швов у запоны не было). По праздникам же дамы носили «навершники» из тканей с вышивкой, которые надевались поверх запоны или рубахи и представляли собой туники без пояса с широкими рукавами. Почти вся одежда времен Киевской Руси надевалась через голову и не имела собственного воротника (были накладные).

Одежда монгольских войнов

Татаро-монгольское нашествие оставило определенные заимствования в сфере материальной культуры, которые повлияли на то, какой была одежда на Руси в последующие века. Многие предметы гардероба монгольских воинов появились потом у русских мужчин, включая сапоги с войлочными шубу из двух слоев меха (наружного и внутреннего), шаровары, армяки, тюбетейки (тафьи), пояса-кушаки и др.

Чем отличалась одежда Московской Руси от одежды Киевской Руси?

Одежда 15 века, когда татаро-монгольское иго было свергнуто, и Русь стала Московским княжеством, изменилась в соответствии с эпохой, но преимущественно для бояр, дворян и посадских людей. В этот период в костюме сохранялись основные черты костюма Киевской Руси - рубаха и порты для мужчин, неотрезной крой предметов гардероба, значительная длина, однако появились признаки новой моды. К ним, в частности, можно отнести присутствие в гардеробах распашной одежды. У женщин она расстегивалась до низу, у мужчин - до пояса и снабжалась в первое время застежкой «встык» посредством навесных петель. В дальнейшем образовался заход правой полы сверху на левую, что объяснялось удобством таких застежек для мужчин в сабельных боях.

Фальшивые рукава и вышивка золотом

Приблизительно в этот период появляются нефункциональные элементы в одежде знати. К ним можно отнести каркасные многослойные воротники и откидные рукава, которые, например на охабне, завязывались на спине, подчеркивая то, что владелец одежды не занимается тяжелым трудом. Богатые люди могли носить на себе несколько слоев одежды даже в жаркое время года. При этом предметы гардероба часто были полностью застегнуты на застежки. Последнее обусловило то, что на одежде было много элементов ювелирного уровня, в том числе украшение жемчугом, драгоценными камнями, вышивка золотой и серебряной проволокой, пуговицы из золота, серебра, эмали и драгоценных камней.

Были в русском гардеробе того времени и предметы, которые могли подчеркивать те или иные свойства фигуры. К ним можно отнести поясную сумку-кошелек («калита»), которую воины носили на талии при стройной фигуре, а бояре - на линии бедер со значительным напуском одежды, так как полнота в этой среде ценилась очень высоко, как признак сытой жизни.

Как выглядела детская одежда периода Московской Руси - неизвестно. Скорее всего, она была опять же упрощенной копией взрослых моделей. А вот образцы дамской моды того времени вдохновили многих художников на создание живописных шедевров (Коровин, Репин, Суриков). В основе всего гардероба опять же лежала рубаха, расширенная книзу за счет клиньев (ширина могла доходить внизу до 6 метров!). Ее шили из хлопковых или шелковых тканей (простые люди - опять же из льна) и собирали по горловине.

Модный костюм… весом в 15 килограмм

Поверх рубахи надевался сарафан из яркой ткани с вертикальной вышитой полосой посредине, который держался на узких лямках и часто подвязывался под грудью. Верхняя женская одежда на Руси 16 века была представлена «душегреей» из ярких тканей, которая также держалась на плечах на лямках. Во времена Московской Руси дамы продолжали носить старинные элементы одежды - поневу, передник, запону и др. Представительницы же богатых семей надевали «летник», часто с бобровым воротником-ожерельем, телогрею из меха. Из головных уборов популярностью пользовалась «кика» - обтянутый тканью обруч и кокошник, в зимнее время - колпак с отделкой. Одежды боярынь почти всегда были неприталенными, сшитыми из дорогих тканей с многочисленными вышивками, и их вес мог доходить до 15 килограмм. В таком одеянии дама представляла собой статичную, степенную, отчасти монументальную фигуру, что соответствовало моде и нормам поведения того времени.

Одежда 17 века в России в общем и целом была похожа на одежду предыдущих веков, но появились и некоторые новые конструктивные элементы. К их числу можно отнести вхождение в моду широкого рукава, присборенного на запястье у женских рубах, широкое распространение шушунов - сарафанов, к которым сзади пришивались два фальшивых длинных рукава. Историки отмечают, что с 17 века пришла мода на оформление полосой подола сарафана и ее исчезновение с переднего полотнища. Иностранная мода Русь в этот период касалась мало, популярностью пользовались только новые ткани и отдельные элементы, вроде польского кафтана. Стоит отметить, что русское общество активно противостояло внедрению Петром Первым в начале 18 века «немецкой» моды, так как предлагаемые наряды, прически и образ жизни не соответствовали многовековому укладу и тенденциям в русской одежде.

Условия жизни древних восточных славян - древлян, радимичей, вятичей и др. - были такими же, как и у их соседей - скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих , римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.


Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже - платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди - вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины - уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны - густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни - гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда .
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха - прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» - прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов - белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну - верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты - длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком - «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать - суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка - «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани - «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» - сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» - вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни

На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» - широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери - Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой

костюм княгини: верхняя одежда с двойными рукавами, византийский воротник

На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала.

На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги

Костюм воинов

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» - кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами.

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы ровным полукругом - «в скобку» или «в кружок». Бороду носили широкую.
Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой - это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом - «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок - «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой.
Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна - на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Хотим мы того или нет, но цвет оказывает особое влияние на поведение человека, причём на бессознательном уровне. Красный – один из самых «сильных» цветов – недаром его называют «кофеином для глаз». Превратит ли красная одежда серую мышку в королеву вечеринки? Добавит ли она человеку уверенности? Поднимет ли авторитет владельца? Увеличит ли его шансы на победу? Сегодня мы постараемся дать исчерпывающий ответ на эти вопросы.

Красная одежда и самооценка

О владельцах красной одежды психология говорит только хорошее. Этот цвет предпочитают энергичные и склонные к риску экстраверты. Они не склонны к замкнутости, чёрствости и упорядоченности, они оптимистичны и активны, быстро адаптируются к новому, легко воспринимают жизнь и всегда находятся в поиске приключений.

Говорят, что красная одежда придаёт уверенности в себе, но с оговоркой. Если с самооценкой у вас всё в порядке, то подобные вещи способны поднять настроение, взбодрить, придать энергии и избавить от сомнений. Но если вы человек робкий и застенчивый, то внезапное появление в гардеробе красной одежды ситуацию не решит: вы начнёте бояться собственного шкафа или надетой на себя яркой вещи. В таких ситуациях эволюция намного полезнее революции.

Учёные решили проверить, как красный цвет влияет на восприятие личных качеств мужчин в нейтральных социальных ситуациях. Для этого были проведён эксперимент с участием 50 мужчин и 50 женщин, в ходе которого участникам показывали фотографии мужчин в футболках разного цвета, после чего добровольцы должны были оценить, насколько агрессивными и доминирующими эти мужчины им кажутся.

Как оказалось, окраска футболок других мужчин сильно влияла на то, насколько уверенными в себе и доминирующими считали их участники эксперимента. Мужчины в красном на фотографиях показались им более солидными и успешными. Недаром королевским цветом на протяжении тысячелетий считался красный либо пурпурный, символизирующий власть и высокий статус.

Красная одежда и спорт


Ещё в середине прошлого века было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость. Сегодня учёные из Даремского университета уверены, что и спортивная одежда красного цвета существенно повышает шансы на победу. Наблюдения за борцами на Афинской олимпиаде 2004 года показали, что спортсмены в красных майках гораздо чаще одерживали победу, чем их конкуренты в голубой одежде. Похожие выводы были сделаны и после анализа результатов игр в британской футбольной премьер-лиге.

По мнению ученых из Великобритании, отчасти секрет победы «красных» скрыт в психологии. Красный цвет - это символ агрессии для приматов, доминирования для многих других существ (вспомним хотя бы красный гребень петуха) и «яростного лица» для человека. Таким образом, красные майки как бы подсознательно настраивают соперников на проигрыш или неуверенность в своих силах. Напрашивается вопрос: можно ли считать справедливым соревнование в таких условиях?

Второй компонент успеха, очевидно, заключается в физиологическом воздействии красного цвета на организм: согласно результатам нового экспериментального исследования, он значительно увеличивает показатели физической силы и скорость реакции. По словам Эндрю Эллиота, профессора психологии Университета Рочестера, красный подстёгивает нас, поскольку подсознательно воспринимается, как сигнал опасности. Он недвусмысленно намекает: «А ну-ка, поднажми!»

Красная одежда и привлекательность


Узнать, пребывает ли женщина в настоящий момент в поиске, очень просто. Достаточно посмотреть, во что она одета. Исследователи из университета британской Колумбии в Канаде опросили 124 женщины о цветовых предпочтениях в одежде в разные дни менструального цикла. Они обнаружили, что женщины, подвергающиеся наибольшему риску забеременеть, с большей вероятностью носили красный или розовый цвет одежды. Те, кто носили такой цвет, имели в три раза больше вероятности овуляции, нежели те, кто носил другие цвета.

Ещё в древние времена для выполнения ритуалов рождаемости на тело наносились узоры красной охрой. Во многих странах Востока невесты наряжаются в красные платья, а в Европе символом романтических отношений является красное сердце. Все эти традиции, конечно, возникли не на пустом месте, и уходят корнями в дикую природу. Эволюционно близкий нам пример: красный цвет некоторых частей тела свидетельствует, что самка бабуина готова к воспроизведению потомства, и потому становится наиболее привлекательной для самцов...

Так или иначе, мужской мозг тоже реагирует на этот цвет на примитивном инстинктивном уровне – возможно, связывая его с румянцем на щеках после ночи любви. Несмотря на всю очевидность эффекта, многие мужчины продолжают настаивать на том, что цвет не оказывает сильного влияния на их выбор. На практике бедолаги просто не осознают всю силу магии красного цвета, и потому только сильнее подвержены сознательным и бессознательным манипуляциям.

Психологи из Университета Рочестера в Нью-Йорке провели эксперимент, в ходе которого показывали двум группам студентов фото девушек, одетых в синее и красное. Студенты из «красной» группы хотели бы задать им более фривольные и кокетливые вопросы. В ходе второго эксперимента молодых людей попросили представить, что им предстоит остаться наедине с незнакомкой, и просили поставить стулья так, чтобы было удобно вести беседу. Те студенты, которые должны были встретиться с девушкой в красном, сдвигали стулья на максимально близкое расстояние.

Исследователи пришли к выводу, что красный цвет не только подталкивает мужчин к флирту, делая женщин в их глазах более эффектными, соблазнительными и желанными. Мужчины даже готовы потратить на них в два раза больше усердия, времени и финансов, чем если бы те самые дамы были одеты иначе. Стоит также отметить, что красный цвет привлекает не только сильный пол: мужчина в красном также выглядит в глазах женщины более привлекательным, поскольку такая одежда визуально поднимает его статус и создаёт эффект доминирования.

С VI в. термин анты окончательно исчезает с арены истории. Зато в исторических описаниях славян иностранцы активно употребляют название "рос" или "рус".

В VI в. в Среднем Поднепровье сложился мощный союз славянских племен, частью которого было племя росов, имя которого связано с рекой Рось, притоком среднего Днепра. В союз входили северяне, часть древних племен - поляне, возможно и другие племена, которые территориально намного расширили границы первичного племени росов.

"Повесть временных лет" определяет круг славянских племенных союзов, в VII-VIII вв. вошли в состав Руси: поляне, древляне, полочане, дреговичи, северяне, волыняне, к которым в IX в. присоединились новгородцы. Каждое из летописных племен формировалось на своей культурной основе. Этнокультурной основой волынян была Пражская культура и поздняя культура Лука-Райковецкая; основой древлян - культура курганных погребений и частично Лука-Райковецкая (последняя правила за основу также уличи и тиверцы); северян - роменская культура; радимичей - культура курганных погребений. Самой сложной была культурная основа полян Среднего Поднепровья. В VI-VIII ст. она включала компоненты трех культур: пражской, пеньковской и коломийской, а позже, в VIII-Х вв., - лука-райковецкой и волынцовськой.

По сути, на небольшой территории Среднего Поднепровья смыкались все разнообразные культуры восточных славян. И, следовательно, не случайно именно Киевщина стала не только центром формирования межплеменных образований, но и этногенетических центром славян-Украинской и их государства - Киевской Руси, Объединение всех племен создавало предпосылки для формирования единой культурной основы (единой традиции культуры одежды), а племенная структура предопределяла региональность и многовариантность традиционно-бытовой культуры. Итак, эпицентром русской земли было Среднее Поднепровье, которое по природным условиям и плодородными землями было своего рода ойкуменой для земледельцев со времен энеолита, поздних племен скифов-пахарей ─ праславян, а также сердцевиной славянской лесостепной зоны черняховской культуры.

Общие черты обрядовой символики в разных проявлениях материальной культуры сохраняли племена, которые чередовались на этой территории в разных исторических условиях. Солярная и Лунарная символика с ритуальным магическим центром Великой Праматери проходила через века и тысячелетия, воплощаясь в образах трипольских орнаментов и антропоморфной пластике, в элементах украшений эпохи бронзы, в системе размещения украшений скифского времени, в росписи на ритуальном сосуде черняховской культуры, в эмалевых наборах украшений культуры киевских племен, в фибулах и спиралевидных височных подвесках антов. Эти традиции не нарушило и новое славянское объединение росов. Вся эта составленая ​​веками традиционность образного мышления отразилась и на одежде, который на этапе тесных отношений с Византией набирало новые черты, сохраняя при этом свои земледельческие традиции и самобытную культуру. Рассматривая основные аспекты одеяний славян VI-VIII вв. по письменным упоминаниям, исследованиями известных костюмоведов и археологическими материалами, можно обнаружить характерные признаки одежды этого периода. На фоне общеславянской интеграции начиная с VI в. заметнее становится этническая выразительность отдельных восточнославянских племен - волынян, древлян, полян, уличей, тиверцев, северян, радимичей, дреговичей, что своеобразным образом сказывается на формировании одежды. Оно также состояло в двух этнокультурных координатах: с одной стороны, зародилась общеславянская основа, реализуясь в однотипности одежды и системах комплексов, с другой - этнокультурная своеобразие отдельных племен наиболее рельефно проявлялась в отделке одежды, в системе украшений и в способах их ношения. При основных традиционных составляющих комплексов одежды, присущих восточнославянским племенам вообще, яркой эстетической завершенности образу добавляли родоплеменные украшения ─ самобытные признаки каждого отдельно взятого племени, входившего в славянскую "русскую" общность. По назначению наборы родоплеменных украшений выполняли одинаковую обереговою функцию у всех славян, и место их расположения было конкретно обозначено. Однако различие заключалось в способе их ношения и в формах самых подвесок.

В VI-VII в. большинство населения славян носила одежду из тканей домашнего производства как продукта замкнутого цикла натурального крестьянского хозяйства.

В каждой семье независимо от социального положения женщины занимались прядением и ткачеством. Со временем зажиточные горожанки и женщины феодальной верхушки стали пассивными участниками этого процесса: они лишь контролировали работу подчиненных ткачих. В крестьянских семьях до начала XX в. оставался традиционным, обязательным для всех женщин процесс изготовления тканей. На горизонтальном ткацком станке "кросна" из льна, конопли и шерсти изготавливали ткани разного сорта полотняного, саржевого и узорчатого переплетения.

Льняное полотно и посконные мягкое, тонкое конопляное полотно шли на изготовление нательной одежды, рубашек, занавесок (нарамников), навершников, полотенец, убрусов и покрывал. Более жесткие конопляное матерное полотно использовали для пошива брюк, некоторые виды верхней одежды, мешков.

Льняные и конопляные ткани использовали как в народном, так и в феодально-дружинницьком быту: из них шили нательную одежду и использовали в качестве подкладки для верхнего накладного наряда.

Кроме вышеупомянутого сырья, славяне издавна использовали шерсть для изготовления тканей, из которых шили преимущественно верхний плечевой и поясную одежду.

С разноцветной пряжи, которую окрашивали растительными красителями местного происхождения, ткали полосатые запаски, клетчатые плахты, пояса, ткани для юбок, платьев, плащей и т.д.

С грубого домотканого сукна-сермяги и войлока – крестьяне шили теплую верхнюю одежду типа свиты. "Как изделие войлока и грубой шерстяной ткани, так и суконное производство существовало в старой Киевской Руси еще до принятия креста" (Ф. Вовк).

Популярность среди феодальной верхушки приобретают привозные шелковые и тонкие шерстяные ткани, из которых изготавливают богатый наряд.

Если в VI-VII в. преобладали шелковые привозные ткани, то уже в начале VIII в. появляются первые византийские ткани: золотая и серебряная парча, бархат (петельчастая парча, М. Фехнер).

В одежде простолюдина преобладал цвет не беленого и отбеленного полотна с частичным использованием красного, черного цвета и гаммы коричнево-коричнево-серых оттенков.

Убор горожан и состоятельной знати отличался полихромией контрастных цветов. Для этого домотканые льняные и шерстяные ткани красили растительными красителями местного происхождения в насыщенные красные, синие, зеленые и желтые цвета. Такие ткани назывались "крашенина". Из них шили свиты, кафтаны, платья, навершники, которые украшали привозными разнофактурными тканями и тесемками.

Одежда славян был социально дифференцированна, она отличался только количеством составляющих и качеством материала. Однако крой одежды у крестьян, горожан и феодалов был одинаковым. Крестьяне носили льняные и конопляные рубашки, зажиточные ─ из привозного шелка или тонкой мягкой плоскони.

Для теплых, зимних видов одежды традиционно использовали кожу и мех. Бедные носили овчинные тулупы, феодальная верхушка - дорогую верхнюю одежду из бобров, лисиц, соболей, которые сверху покрывали византийские паволоки.

Общее название одежды - "порты" известна еще со времен князя Олега (начало X в., Договор Олега с Византией). Праславянская подлинность этого термина должна иметь более глубокие корни, как и типы одежды, которые независимо друг от друга зрели в глубинах быта и культуры земледельцев. Возможно, что именно "портами" (портище ─ кусок ткани) назывались все виды преимущественно княжеской одежды (по упоминаниям в летописях), сшитой из высококачественной, отбеленной домотканой ткани. С усилением контактов с Византией и появлением шелковых и золототканых паволок видоизменяются некоторые формы одежды. Феодально-княжеская верхушка постепенно отказывается от "немодных" домотканых тканей. Возможно, тогда в одежде славянской знати вытесняется и сам термин "порты", который с Х-ХI в. частично изменяется византийским словом "ризы". Однако как архаичное название "порты" сохранилась гораздо дольше в крестьянской одежде. Кроме того, ею обозначали некоторые элементы одежды (русское "порты", "портянки").

В письменных источниках XII в. часто упоминается простая, бедная одежда "руб", "рубище", что, по мнению А. Арциховского, также было общеславянского названием комплекса одежды простолюдинов ─ рубашки и брюк домашнего производства. Семантика этого слова сохранила свою суть в более поздних определениях. Так, в Украине слово "рубище" означает "лохмотья" (Ф. Вовк). В России также существует выражение "одет в рубище", т.е. последний бедняк. По старославянским понятием, слово "руб" означало кусок ткани (И. Cрезневский). Итак, одежда, сшитая из "рубов", тоже могла иметь идентичное название "руб". Разодраная в лохмотья одежда бедняка в XIX в. сохранила название "рубище". Подтверждением архаичности этого слова есть название украинского утюга ─ рубель, которым крестьянки "утюжили" готовые полотна и полотенца. Славянское слово "рубаха" (от "руб") на определение нательной одежды бедноты сохранилось в России как общее название этого наряда. Слово "сорочка" (от латинского "Sагса", Ф. Вовк) было заимствованным. Им пользовалась феодальная знать, чтобы выделиться среди смердов. Сорочка стала нательным одеждой классовой верхушки. Именно это название впоследствии окончательно утвердилась в Украине в народной одежде.

Рубахи

Основным видом одежды всех слоев населения славян были сорочки (рубахи). По исследованиям этнографов XIX-ХХ вв., рубахи были различными по конструктивному решению. Допольные рубашки состояли из прямых сплошных полотнищ от воротника до подола. Такие рубашки в основном были обрядовыми: свадебными, праздничными или посмертными. Рубашка "к подточке" имела две части: верхнюю - "стан, станок, оплечье" и нижнюю, собственно "подточку". Существовали и более короткие рубашки, которые носились отдельно: "оплечье" и нижняя часть - "подшивка". По крою они были туниковидные, шились из одного перегнутого пополам полотнища. Поскольку оно было недостаточно широким, по бокам ниже проймы пришивали прямые или клиновидные боковинки.

Рукава были неширокими, прямыми, часто значительно длиннее руки. Они выполняли роль перчаток: защищали руки от холода. Чтобы рукава не мешали работать, их подбирали, "засучивали", а в праздничные дни - подбирали по локоть в сборку и у запястья придерживали браслетом. Такая многофункциональная форма рукавов была результатом жизненного опыта, приспособлением к условиям сурового климата.

Мужская рубашка была без воротника, с округлым или прямоугольным вырезом. Иногда спереди имела небольшой разрез и застегивалась у шеи на одну пуговицу, ее называли "голошейкою". Украшали вышивками или мошками по горловине, разрезу, рукавам и подолу. Мужская рубашка была короче, чем женская. Она доходила только до колен. Носили ее навыпуск, подпоясывая тканым или кожаным поясом с металлической пряжкой и украшениями. Пояс не затягивали, что создавало напуск верхней части рубашки над талией в виде поперечной складки. Ходить неподпоясаным считалось неприличным. Отсюда и выражение "розпоясался " – обнаглел.

Мужская нательная одежда дополнялась неширокими брюками с прямоугольной паховой вставкой. В поясе протягивали очкур и завязывали спереди на талии. Брюки заправляли в высокие шитые носки - ногавицы, ботинки или сапоги или сверху обматывали их портянками и закрепляли на ноге густо окручевая ремешками от поршней, лаптей или лычаков. Рубашка и штаны были основной нательным одеждой.

В отличие от мужской, женская рубашка была длиннее, до ступней, имела такой же туниковидная крой, длинные рукава. Помимо практических свойств, женские рукава, распущеные до земли (изображение на серебряных браслетах XII в.), Имели магический смысл в древних языческих обрядах "русалиях". Воротник женской сорочки плотно облегал шею или прибирался на горловине под подшивку "рурик". Спереди рубашка имела небольшой разрез и застегивалась на пуговицу. Вокруг воротника, а также по разрезу на груди рубаху вышивали нитками преимущественно красного цвета или обшивали узкой полосой цветной ткани. Рубашка была нательным одеждой. ее обязательно опоясывали тонким веревочным поясом-оберегом с непременным напуском.

Верхняя одежда

Простые славянки поверх рубашки носили старинную поясную платового типа одежду вроде плахты, паньовы или обертки, дерги, представлявших несшитый прямоугольный плат, которым сзади обертывали тело. Расходясь спереди, плат образовывал большой разрез. Паньова состояла из двух или трех полотнищ, укрепленных на поясном ремешке-очкуре (плахта с крыльями; реконструкция Я. Прилипко женского наряда по материалам Вишневой Могилы скифского времени). Паньово-плахтовые наряды, универсальные по своей простоте и вариативности использования, носили только женщины. Символический клетчатый декор плахты отвечал древним энеолитическим знакам плодородия (вспаханное на квадраты и засеянное поле, трипольский "ромб"). Девушкам, достигшим половой зрелости, при инициации могли символически надевать плахту - посвящение в девство. Плахта как символ плодородия имела оберегать сакральные части тела девушки, придавая им силы плодородия будущей женщины. Еще в XIX в. сохранился ритуал надевания паньовы молодой, иногда перед самой свадьбой (М. Рабинович).

Наличие в одном из захоронений на Житомирщине остатков органического вещества красно-фиолетового цвета у нижней части скелета подтверждает факт поясного наряда типа паньовы или юбки. Остатки ткани сохранились у тазовых костей, это были спирально скрученные нити, возможно шелковые (В. Антонович).

Древней, преимущественно девичьей одеждой была занавеска (нарамник) – вид несшитой одежды, плат ткани, перекинутый через плечо, с округлым отверстием для головы. С обеих сторон ее скалывали или просто опоясывали на талии поясом, как и плахту, занавеску делали короче нательной одежды, чтобы открыть декоративную обналичку рубашки. Древней верхней одеждой был также навершник – тип короткой рубашки с широкими короткими рукавами.

Одежда горожанок отличался от одежды крестьянок многокомплектностью и качеством ткани. На нижнюю рубашку надевали верхнюю из шелковой или шерстяной ткани. Про верхнюю рубашку упоминается в летописях как о составной части богатого костюма. Чтобы не путаться в названиях этих двух похожих по крою элементов одежды (название верхней рубашки того времени не сохранилось), обратимся к древнеславянской идентифицирующей терминологии. "Плат" - кусок ткани, "платьно" - название полотна. Итак, условно назовем верхнюю рубашку "платьем" по принципу: "руб" - "рубище", "плат" - "платье", то есть сшито из "платов".

Наличие верхнего платья подтверждено остатком органической пыли черного, бурого или фиолетового цветов в погребениях славян, а также месторасположением пуговиц на скелетах (по материалам раскопок В. Антоновича на поселениях древлян).

Верхнюю одежду шили из шерстяной или шелковой ткани, воротник обшивали шелковой лентой, перетканной золотыми и серебряными нитями, или лентой с византийской парчи с узором золотных нитей по шелковой основе. На груди одежда имела разрез (небольшую пазуху), окаймленный также узорной тканью (Л. Кудь). Воротник застегивался у шеи на один-три пуговицы ременными петельками. Пуговицы-бусины могли быть серебряными, бронзовыми, сердоликовыми, стеклянными, пастовыми, в основном округлой формы и грушевидной.

К верхней теплой плечевой одежде относятся кожух или тулуп, остатки которых нашел В. Антонович в двух курганах у Минынив. Воротник этой одежды застегивался у шеи особой застежкой, которая состояла из серебряного или бронзового кольца, бусины и ременной петли (Стрижавка).

В обоих случаях по остаткам платья и тулуп прослеживается однотипность верхнего наряда: глухое, неразпашное, прямое по крою, которое надевали через голову, застегивали у шеи на одну-три пуговицы и обязательно опоясывали (остатки тканых и ременных поясов найдены С. Гамченко в житомирском могильнике у сел Головко, Вчерайше, Грубское).

Если тулуп и платье - виды зимнего и летней одежды, то свита, как промежуточная сезонная одежда, логично вписывается в этот ряд. Это позволяет условно свести в одну типологическую схему верхнюю плечевую одежду, комплектуя её по принципиально конструктивным решениям.

Верхняя плащевая одежда

наверх

Самой распространенной его формой была вотола – безрукавный плащ, сшитый из плотной льняной или матерчатой ткани, который набрасывался на плечи и сколывался возле шеи. "Это был самый популярный вид плащевого одежды славян, который носили все – от смерда до князя" (М. Рабинович). Разница была лишь в качестве ткани и в материалах, из которых было изготовлено фибулы. Состоятельные славяне скалывали плащ серебряными фибулами, а простые люди завязывали его узлом. Другие известные виды плащей ─ мятль, киса (коць), луда. Свиты упоминаются в летописных источниках XI в., однако их давнее происхождение не вызывает сомнений. Про крой этого типа верхней одежды почти нет сведений. Судя по археологическим раскопкам, более поздних изображений и этнографических исследований, свиты в VI-VIII в. были не распашным, а глухим типом верхнего наряда, длиной до икр, плотно облегали туловище, иногда имели отложной воротник и манжеты-закавраши. Шили свиты из шерстяных тканей.

Если платье носили только женщины, то кожухи, тулуп и свиты носили и женщины и мужчины всех слоев населения, корзно (скут) ─ были популярны в основном в княжеском среде.

Про наличие плащей в захоронениях свидетельствуют остатки окрашенной земли и расположение застежек почти всегда в одном месте: чуть ниже плеча или посередине груди. Плащи были длиной до колен (С. Гамченко).

Головные уборы и прически

Головными уборами мужчин были клобуки и шапки, сделанные из шерсти или меха. Для поддержания формы их подводили или налегали на березовую кору (бересту).

Головные уборы славянских женщин были очень разнообразными, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок и этнографические исследования украинского, русского и белорусского народного костюма. Именно набором украшений, формой и декором головных уборов и цветовой гаммой одежды отличались отдельные племенные группировки VI-VIII ст.

Проблемой реконструкции головных уборов славян занимались Д. Зеленин, А. Арциховский, Ю. Сабурова, М. Рабинович, Г. Маслова, Б. Рыбаков и другие. Ученые выделили три вида головных уборов: полотенце (убрус, наметки), кикоподибни (рогатые) и твердые "кокошники" (коруны). По сложности конструкций видов имели место комбинированные головные уборы, где объединились коруны или кики с убрусами или убрус с мягкими шапками-колпаками (Л. Чижикова).

Девичьи головные уборы предусматривали открытую затылок в окружении венца, Венцы были металлическими, сделанными только из витой проволоки (Гочивськи курганы), или обтянутыми шерстяной тканью в виде валика, или это был кожаный ремешок с нанизанными на голове кольцами (Житомирский могильник).

По необходимости поддерживать распущенные волосы возникли типично славянские девичьи головные уборы: различные повязки из тканей, шелковых лент, тесемок. Остатки бересты (захоронения на Волыни) в сочетании с шерстяной тканью подтверждают наличие твердого головного убора - коруны (венца). На его внешней стороне нашиты серебряные кольца, стеклянные позолоченные бусинки, посередине - одну большую бусину из сердолика.

Нередко переднюю часть коруны делали высокой и особо пышно украшали византийским шелком или золототканых материями. Девичьи головные уборы дополняли височными подвесками. Волосы украшали многочисленными бусами, бубенчиками, серебряными и бронзовыми кольцами разного диаметра и ленточки. Чисто славянским украшением были височные разнообразные кольца и подвески, которые не только цепляли к венцу, но и вплетали в волосы у висков. Для этого волосы расчесывали на прямой пробор, от висков плели небольшие косички, в которые продвигали кольца. Эти косички вплетали в косы или подбирали сзади, пряча под венец. Кроме височных косичек, были зафиксированы интересные детали прически: волосы преподавали в форме петли перед ухом вниз от виска, защищая кожу лица при ношении больших металлических височных колец (М. Сабурова). Аналогичную прическу "в связи" в начале XIX в. на Правобережье Днепра описал Ф. Вовк: перпендикулярно прямом пробора делали еще один, на темени. Передние пряди расчесывали по бокам головы и выкладывали в виде петель - начесом, концы которых закладывали за ушами под косы.

В этой прическе сохранены традиции ношения височных колец. Существовали и более сложные комбинации вплетения височных украшений с обеих сторон головы. Двое, трое и более колец разного диаметра нанизывали на волосы или цепляли за волосяные петли так, чтобы кольца свисали блестящими ажурными кистями.

Кроме височных колец, славянские женщины носили серьги, которые надевали в уши или нанизывали на кожаный ремешок по несколько штук и прикрепляли к начельнику (Л. Кудь).

С этой же целью использовали наушники в форме небольших кружочков, сделанных из тонкой цветной кожи, по назначению и символическим наполнением ассоциируются с антскими серебряными "ушами" из сокровищ Малого Ржавца и Мартыновка. По краям мягких ушек были отверстия для подвешивания серег, называвшиеся навушницами или заушница. Крепились "уши" с заушницами к венцу или коруне.

Женский головной убор формировался на основе древних языческих верований и обрядов, которые обязывали женщин тщательно прятать волосы ─ потаенную, магическую силу женщины. Пряча волосы, женщины не имели права заплетать его в косы. Волосы закручивали и закладывали под "макушку" - "темя" (это наблюдалось в XIX в. В Рязанской губ.).

По традиционной схеме, головной убор замужней женщины состоял из затылочной части (очелья), прикрывавшего шею, и теменной, на которую обязательно накидывали покрывало или надевали мягкую фигурную "рогатую" шапочку или повойник.

Остатки подобных головных уборов, названных "затылочными" шапочками, нашли В. Антонович и С. Гамченко при раскопках на территории расселения древлян. Формы и пропорции этого вида уборов можно проследить за глиняными изображениями женских головок, найденными на территориях Киева (Замковая гора) и Переяслава. Бережно уложенные волосы не нуждались в украшениях, которыми пользовались девушки. Все символические семейно обереговые признаки женщины цепляли внешне только на головной убор. Височные кольца прикрепляли к ушам или вискам, как видно на глиняных изображениях. Это соответствует второму типу классификации М. Сабуровой – ношение украшений замужними женщинами.

Головные уборы славянок можно разделить на твердые – коруны, венцы и мягкие - убрус, наметки, повойник, разнообразные "рогатые" шапки, чепцы-очипки.

Мягкий чепец-очипок надевали на волосы и плотно стягивали на затылке завязками. Повойник, сшитый из легкой ткани и украшен шелковыми или золотыми "челом" и "тыльником", могли носить дома без дополнительных покрывал. Знатные женщины носили повойник-волосник в виде плетеного каркаса из золотных или серебряных нитей. Поверх волосник носили убрус - платок-полотенце с белого или пурпурного полотна или шелка, которую драпировали вокруг головы, закрывая подбородок. Иногда на убрус надевали "рогатые" шапки.

Украшения

Основным признаком славян VII-VIII в. были родоплеменные украшения, сохраняющих традиции отдельно взятых племен, в то время входивших в племенное объединение росов-прадержавной группировки.

Поляне – древнее определение приднепровских славян, самое многочисленное из всех племен, которое занимало Среднее Поднепровье. В летописи полян называют мудрым и "смышленньим народом", который, очевидно, мог играть ведущую роль среди восточнославянских племен.

Височные украшения представлены в основном перстневидными и S-подобными подвесками. Случаются единичные трибусинные кольца (Киев, Переяславль, Чернигов), серьга с подвеской в виде виноградной грозди (киевский некрополь). Носили по одному-два височных кольца. В погребениях найдено до пяти-семи колец, нанизанных на начельную тканную ленту или на кожаные ремешки. Шейные украшения делали из ожерелья. Самым распространенными были разноцветными (желтые, зеленые, синие) стеклянные бусы, а также позолоченные, сердоликовые, мелкие металлическое, покрытое зернью, бусы. При раскопках Полянских курганов случаются небольшие литые пуговицы грушевидной и биконичной формы. Как в женской, так и в мужской одежде их могли нашивать на позументную ленту, которой облагались воротники. К нагрудным украшениям можно отнести подвески в виде лунницы, бубенцы и крестики, которые нанизывали на шейные украшения. Украшения полян, как и их наряды, отличались простотой и элегантностью.

Волыняне , племенные группировки лесной зоны Днепровского Правобережья, ранее имели еще второе название – бужане. Характерными височными украшениями женщин были перстневидные кольца диаметром от 1,5 до 3,5 см, сделанные из тонкой бронзовой или серебряной проволоки, концы которой смыкались или частично пересекались. В количестве - от 1 до 8, а иногда и до 16 - они намного превосходят аналогичные украшения полян. Перстневидные височные кольца волыняне нашивали на головной убор (В, Антонович) или вплетали в косы, иногда случаются S-подобные височные подвески, которые в основном были распространены среди западных славян. В курганах волынян встречаются и характерные для всех славянских племен височные кольца с напускными бусинами. Они состоят из проволочного кольца с одной стеклянной бусиной разного цвета или пастовую коричневого цвета с белыми волнистыми линиями.

В одном из курганов Сурожского могильника найдено височное кольцо с небольшим серебрянным зернышком-бусинкой. Случаются и многобусинковые височные кольца (от 3 до 5) - серебряные мелкозернистые или ажурные, а также серьги с подвесками в виде грозди.

Бусы в курганах волынян немногочисленны. Нити состоят, как правило, из небольшого количества бусин, к которым редко подвешивали металлические круглые подвески или лунницы. К разноцветному стеклянному, пастовому или бисерному ожерелью добавляли одиночные металлические, сердоликовые, янтарные или хрустальные бусины. Встречаются позолоченные или посеребренные бусины цилиндрической формы, серебряное ожерелье овальной формы с выпуклыми боками, украшенное мелкой зернью. Браслетов волынянки, очевидно, почти не носили. их было найдено всего два.

Однако довольно распространенными были простые проволочные кольца ─ гладкие, витые или пластинчатые.

В женских и мужских захоронениях найдены бронзовые и железные пряжки, поясные кольца для подвешивания личных вещей, подковообразные застежки, бронзовые, железные, костяные и деревянные пуговицы.

Древляне . Восточными соседями волынян были древляне, которые тоже принадлежали к правобережным славянам. Они занимали лесную зону в северо-западном направлении от Киева. Это было достаточно мощное племенное объединение со своим князем. Хотя летописец сообщает, что древляне живут, как звери в лесах, это не соответствовало действительности. Имея развитую племенную систему правления, где землей управляли старшины, древлянские князья заботились о благополучии своей земли. Древляне были достойными соперниками полян.

В состав древлянских племенных украшений входили перстневидные с замкнутыми концами или пивтораоборотни височные кольца, а также кольца с S-подобными концами. Случаются подвески с бусинами волинянського типа. Шейные украшения состоят из стеклянных позолоченных цилиндрической и бочкообразной формы бусин, которые еще имеют подвески. Чаще встречаются белые, желтые, красные пастовые бусины, реже - синие и желтые стеклянные, бусины из сердолика различных геометрических форм. В курганах под Житомиром найдены серебряные лопастные бусины, украшенные зернью и сканью, а также бусины в виде розеток. К ожерелья подвешивались лунницы, бубенчики, морские ракушки, возможно амулеты. Женщины носили простые проводные или витые пластинчатые перстни, аналогичные волынянським.

Итак, общим для полян, древлян и волынян – племен Правобережной Украины - были перстне-и S-конечные височные подвески, полихромные шейные украшения. их простота и лаконичность гармонично дополняли весь силуэт наряда.

Северяне – племена, которые еще в середине I тыс. н. е. занимали северо-восточную территорию Левобережья среднего Днепра. Наиболее характерным этническим признаку этих племен были спиралевидные височные кольца. Эта архаическая символика просуществовала несколько веков: с VI по IX. В состав женского головного убора входило от двух до четырех подвесок с каждой стороны. По материалам из курганов Броварки (Полтавщина), голову женщины украшал серебряный пластинчатый венец с мелкими подвесками надо лбом.

С обеих сторон над висками к венцу подвешивали по несколько спиралевидных колец. К тому же у левого виска была длинная проволочная подвески с бубенчиками (Национальный музей истории Украины).

Кроме того, женщины украшали головные уборы и волосы перстневидными замкнутыми височными кольцами - общеславянский тип украшений. В Гочивських курганах были найдены три бусинных височные кольца. Кроме пластинчатых, северянкие женщины носили тонкие витые венцы, которые тоже украшали обильными височными композициями из спиральных и перстневидных подвесок со значительным количеством шумовых украшений - бубенчиков.

Шейные украшения делали из стеклянных бус желтого, синего и зеленоватого цвета или из золоченого ожерелья.

К бусам подвешивали лунницы, бубенчики, округлые ажурные подвески, крестики, монеты. К типично северянским украшениям относятся гривны со щитками. В Гочивських и Голубовского курганах найдены гривны с розетками на концах, которые случаются очень редко. К редким находкам в северянских курганах относятся и браслеты, перстни и поясные пряжки, Характерной особенностью декора одежды северянских женщин были бубенчики, которые часто нашивали на одежду вместо пуговиц или прикрепляли к ожерелью и головным уборам. Их изготавливали из бронзы с примесью олова, поэтому они имели разный цвет - от серебристого до желтого. Литые бубенцы были комкообразной и грушевидной формы с прорезью внизу и ушками наверху, с железной или бронзовой шариком внутри. В одном из захоронений Салтовского могильника найдено около 70 бубенчиков. Наряду с бусами и бубенцами обнаружены небольшие зеркальца (5 - 9 см). их носили на ремешках или цепочках, продетых в отверстие на поясе или просто на груди. Зеркала без ушек хранились в кожаном чехле.

В Салтовском захоронении обнаружено много орнаментированных пластинок, которыми украшали одежду, а также пряжки от поясов и обуви.

Обувь

Самыми распространенными видами обуви славян были традиционные постолы, лычаки (лапти), поршни, башмаки (черевики), сапоги (чёботы).

Лычаки или лычинницы, плели из древесной коры – луба, лыка. Они были распространены у восточных славян и их соседей еще со времен раннего железного века. На территории Украины лычаки носили преимущественно крестьяне. Горожане носили обувь, плетеную из лыка вперемешку с кожаными ремешками, а иногда и полностью плетенную из кожаных ремешков. Такие кожаные лапти могли украшать металлическими мелкими пластинками (Салтовский могильник). Пластинки встречались, главным образом, на ногах скелетов и, возможно, привешивались к ремням сандалий или башмаков. Пластинки закрепляли штифтами или нашивали, причем очень густо. Находки фрагментов обуви дают возможность предположить, что оно имело вид легких сандалий, сшитых из куска мягкой кожи, которые переплетались ремешками с набитыми на них металлическими пластинками.

Простой кожаной обувью славян были поршни (моршны, морщеницы), изготовленые из прямоугольного или овального куска кожи и собраного на кожаную веревку.

Поршни украшали вышивками (образец поршня с вышивкой в носовой части хранится в Национальном музее истории Украины), как это делали и западные славяне-склавины.

Кроме того, у северных славян существовали "ажурные" поршни, украшенные в носовой части елкоподобными прорезями. Обувь такого типа было характерна и для всего восточнославянского населения (изображения на костяном диптихе IV в.).

Поршни и лапти обували на портянки или шитые штаны, обматывали кожаными ремешками вокруг ноги в несколько оборотов или накрест.

Башмаки (Черевики) носили горожане и богатые крестьяне. Остатки такой обуви найдено при раскопках на Волыни. Черевики делали из тонкой кожи, составленной в два слоя. Имели вид невысоких, доходившие до щиколотки, полусапог с широкими отворотами. Спереди ботинки заканчивались острыми или округлыми носками (В. Антонович) и затягивались в лодыжке бечевкой, для чего делались вертикальные разрезы.

Феодальная верхушка носила сапоги (чёботы). Это название встречается в летописных источниках с X в. Древнерусские чёботы были высотой до колен, имели мягкую подошву, сшитую из нескольких слоев кожи, заостренный или тупой нос.

Черевики и чёботы украшали вышивкой красными или желтыми нитками (Житомирский могильник, С. Гамченко).

Выводы

Подытоживая характеристику одежны славян VI-VIII в., имеем основания говорить об окончательном утверждении основных форм и составляющих одежды населения территории Украины накануне принятия христианства. Консолидация древнеславянких племен способствовала культурному развитию разноэтничного населения, формированию общей основы духовной и материальной культуры. Наиболее ярко это проявилось в области культуры наряды, в создании общеславянских признаков одежды, остававшийся этнографически разнообразным, с характерными региональными особенностями. Такая синкретичность одежды древнерусского населения - закономерное явление. Ведь он является прежде компонентом традиционно-бытовой культуры и основывается на системе традиций. А они уходят во времена трипольской, порубинецькой, черняховской и киевской культур, времен бытования восточнославянских племен, Естественно, наряд воплощает лучшие достижения материальной и духовной культуры многих поколений, их эстетические идеалы, художественные вкусы, этические нормы и национальный характер.

Поэтому одежда всегда была настоящим произведением искусства, показателем художественного вкуса и высокого мастерства.

Одежда Древней Руси отображала обычаи и мировоззрение ее жителей, их отношение к окружающей природе и всему миру. Она имела свой особенный стиль, хотя частично и заимствовала определенные элементы у других народов.

Какой была одежда в Древней Руси

Особенности одежды на Руси:

1. Одежда для жителей Древней Руси была важна. Она не только защищала тело от зноя и холода, но еще и должна была уберегать человека от злых духов, охранять его. Для оберега люди одевали различные украшения из металла и делали вышивку на одежде.

2. Простые люди и князья носили практически одинаковую по своему строению одежду. Главная разница заключалась в материалах, из которых она была сшита. Так, например, для крестьяне довольствовались в основном одеждой изо льна, в то время как князья могли себе позволить использовать дорогие ткани из заморских стран.

3. Дети на Руси ходили в рубахах длиной до пола. В основном их шили из старых вещей родителей, чтобы родительская сила защищала детей. (В то время люди верили, что когда человек носит одежду, она может впитывать его силу и дух). Для мальчиков мастерили одежку из отцовских обносков, а для девочек – из маминых.

Женская одежда Древней Руси

Одной из составляющих женской одежды Древней Руси была сорочка или рубаха. Рубаха предоставляла собой нательное нижнее белье, ее делали из грубой и толстой ткани. Сорочку шили из легких и тонких материалов, она в основном была только у богатых женщин. Девушки на Руси также носили холщовую одежду под названием «запона», она выглядела как согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы.

Запону одевали поверх рубахи, обязательно подпоясывая. Женщины также носили такую верхнюю нарядную одежду, как «навершник». Она обычно была сделана из дорогостоящей ткани с использованием вышивки, выглядела как туника. В зависимости от вариантов исполнения, навершник был с рукавами разной длины или без них, кроме этого, он не подпоясывался.

В зимнее время жительницы Древней Руси одевали кожухи с мехом, а летом носили рубаху просто так. Для праздников облачались в специальные рубахи под названием долгорукавки. Кроме того, женщины на Руси вокруг бедер оборачивали шерстяной тканью, перехватив ее поясом на талии. Эта часть одежды называлась «понева» и чаше всего была в клетку. Стоит отметить, что для разных племен характерны были свои цвета поневы.

Например, для племен вятичей свойственна была синяя клетка, а для радимичей – красная. Понева была очень распространена в Древней Руси. Позже на Руси также появилась одежда под названием «саян» или «феряз», которая состояла из двух полотнищ, перехваченных лямками на плечах. Посмотрите картинки с одеждой Древней Руси, чтобы увидеть, как сочетались такие формы одежды.

Мужская одежда Древней Руси

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Мужчины носили рубахи длинной почти до колена, они обязательно должны были подпоясываться. Рубаха также перехватывалась тесемкой в районе рукав. Кроме того, сильная половина жителей Руси одевала верхнюю сорочку, которая называлась «верхницей» или «красной сорочкой».

Штаны носились не очень широкие, у них не было креплений сверху, поэтому их просто подвязывали веревкой. В одежде воинов Древней Руси использовались кожаные ремни с металлическими бляхами. Князья носили вещи, сшитые из тканей, привезенных из других стран. Подолы княжеских нарядов обшивали золотой каймой с узорами. Нижнюю часть рукавов также покрывали золотистыми «поручами». Воротники делали из атласной ткани золотистого цвета.

Кроме того, богатые люди носили пояса, которые были украшены бляшками из золота и серебра, а также драгоценными камнями. Сапоги делались из сафьяна разных цветов, при этом часто расшивая золотой ниткой. Знатные люди носили «клобук» – высокую шапку с верхом из цветного бархата и с соболиной опушкой. В холодное время года знать носила одежду из дорогих мехов, а также теплые шерстяные свиты.