Как установить связь слов в предложении. Связь слов в предложении план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему Что такое связь слов в предложении

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: русский язык

Учебник: Рамзаева Т.Г.

Класс: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Комментарии к уроку: урок проведен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, использованы различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты ПервоЛого, работа в информационной среде.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Цель урока: формировать умения устанавливать связь слов в предложении.

Основные задачи:

    создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов;

    показать роль второстепенных членов в предложении, установить их взаимосвязь с главными и средства взаимосвязи (вопрос, окончание, предлог)

3) показать необходимость смысловой связи слов в предложении;

4) тренировать детей в нахождении главных членов предложения;

5) научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому;

6) развивать речь школьников при составлении предложений разных типов;

7) используя инструменты программы ПервоЛого учить редактировать и переносить текст;

8) продолжить работу в информационной среде (выполнение теста).

Достижение личностных результатов:

      развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

      освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Достижение метапредметных результатов:

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    использование знаково-символических средств представления информации для создания алгоритма установления связи слов в предложении;

    использование средств ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации;

    определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Достижение предметных результатов:

    заложить основу представления о синтаксических единицах как единицах языка;

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; показать средства связи;

    совершенствовать знания о подлежащем и сказуемом, умения выделять в предложении главные члены;

    закрепить навыки правописания слов с непроверяемой безударной гласной;

    развивать орфографическую зоркость и монологическую речь учащихся.

Оборудование : веер гласных букв, карточки для составления схемы предложения, карточки со словами для распространения предложений (солнышко, светит; дождь, идет; ветерок, дует; ручеёк, журчит; трава, растет; бабочки, летают), клей , опоры для составления алгоритма установления связи слов в предложении, листы самооценки, учительский и ученические ноутбуки, заготовка, созданная в программе ПервоЛого, презентация, тест, размещенный в информационной среде.

Ход урока

    Организация класса.

Прозвенел заливистый звонок

Начинаем наш урок .

Запись числа в тетрадь.

- Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

    Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы (веер букв) , назовите орфограммы.

На какие 2 группы можно разделить слова?

Какие слова с непроверяемой безударной гласной вы знаете ещё?

Назовите их орфографически.

    Постановка задачи. Актуализация знаний.

Прочитайте предложения:

- Сравните предложения: в чем их сходство и различие? (распространенное и нераспространенное, с второстепенными членами и без, много слов и мало слов)

- Задача нашего урока: Зачем в речи нужны распространенные предложения?

Поработаем со вторым предложением. Спишите предложение, выделите орфограммы. Подчеркните грамматическую основу.

Мы сейчас находили подлежащее и сказуемое, а что обозначает двусторонняя стрелочка между ними?

Могут ли они в предложении стоять наоборот?

    Решение поставленной задачи.

Распространение (наращивание) предложений (работа в группах).

Предлагаю вам предложения, соответствующие этой модели.

- В чем сходство этих предложений?

Распространите, добавьте 1 слово, которое более подробно расскажет о подлежащем, и 1 слово, которое более подробно расскажет о сказуемом. Расставьте слова так, чтобы ваша мысль была понятна, подумайте, как расположите и свяжете слова.

Каждая группа работает со своим предложением (конверт1).

Предложения вывешиваются на доску. Проверка :

Какое слово подробно рассказало о подлежащем, связано с ним?

Какое слово подробно рассказало о сказуемом, связано с ним?

Кому потребовалось маленькое слово для составления предложений? Как называют такие слова? Для чего они служат?

- Какие предложения вам понравились: те, которые предложил учитель, или те, которые составили вы. Почему?

Одно предложение записывается в тетрадь и устанавливается связь.

Запишите предложение в тетрадь:

Найдите грамматическую основу. Назовите. Как вы рассуждали?

Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) Какая между ними связь?
– А теперь подумайте, с каким словом связано подлежащее, с каким словом оно подружилось? То слово, которое предлагает дружбу, является главным, поставьте от него вопрос, укажите это в предложении. Слово
весеннее поясняет подлежащее солнышко.

С каким словом связано сказуемое? Как вы установили эту связь? Поставьте вопрос (светит как? ярко).
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
какое? как?

Весеннее солнышко ярко светит.

Физминутка

Солнышко, солнышко в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой!

    Вывод – моделирование.

Давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Учащиеся у доски собирают алгоритм из карточек и приклеивают на схему. На доске появляется запись:

    Освоение новых знаний для решения практических задач – упражнение в установлении связи слов в предложении.

      На доску вывешиваются карточки со словами.

Лес, ландыши, душистые, цветут.

Объясните, как составить предложение из данных слов.

    Объединить слова по смыслу, правильно их расположить и связать.

    При этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами.

    Добавить предлог (для чего в речи используются предлоги?)

(В лесу цветут душистые ландыши.)

Запишите предложение в тетрадь.

А теперь пользуясь алгоритмом, установите связь в предложении. Что будете делать 1 шагом, 2, 3? (самостоятельная работа)

Проверка по алгоритму:

      Работа на компьютерах в парах (ресурс создан в программе ПервоЛого).

Перед вами стихотворение. Прочитайте его.

Почему оно у вас вызвало смех? (нарушена смысловая связь)

Действительно, это стихотворение – шутка Э.Успенского

Будет ли понятна мысль, если слова расставлены и соединены неправильно?

Соберите строки по-другому. В первую строчку включите слова под цифрой 1, во вторую – под цифрой 2, в третью – 3, в четвертую – 4. Где нужно, изменяйте форму слов.

Каким инструментом вы будете пользоваться для того, чтобы внести изменения в окончания слов? («Ключ» на панели инструментов)

Проверка:

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Перечитайте предложения правильно. Теперь слова связаны по смыслу?

7. Рефлексия.

О чем надо помнить, за чем следить когда составляешь распространенные предложения?

1) объединять слова по смыслу;

2) правильно располагать слова и соединять, связывать друг с другом;

3) при этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами, добавлять предлог.

А для чего в речи нам нужны распространенные предложения? (чтобы мысль была более точной, полной, понятной, чтобы тебя другие люди понимали)

Надо ли уметь правильно строить предложения?

    Контроль и оценка знаний.

Учащиеся выполняют тест на тему «Предложение», размещенный на сайте класса в информационной среде. По мере выполнения теста детям сообщаются результаты по 10 бальной шкале.

    Самооценка.

У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

    Домашнее задание:

Посмотрите в окно. Найдите глазами кого-нибудь или что-нибудь, о чем вам хотелось бы сказать (людей, птичку, кошку, собаку… или машину, облако…). Решите, что вы об этом скажете. Придумайте и запишите несколько предложений. Какие предложения для этого вы будете использовать, чтобы ваша мысль была понятна, более точно выражена?

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое?

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Урок № 17

Тема урока : «Связь слов в предложении».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

  • Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков
  • Переводить информацию из одного вида в другой.
  • Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре.

Познавательные:

  • Применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:

  • Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
  • Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу!

Записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е. Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2 зв., смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3) Сколько звуков?(3)

Вопрос-вывод . С какой буквой мы работали? (Е)

Словарная работа.

На стр.34 найдём словарные слова с этими буквами.

Подлежащее сказуемое

Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом.

2) Какое значение имеют эти слова? Где в речи применяются? (В русском языке. Изучаем предложения )

Подумайте и предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке. (Предложение)

Что такое предложение? (Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой.)

Что является грамматической основой предложения?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Как называются другие слова в предложении?

Для чего служат второстепенные члены предложения? (Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь слов в предложении?

3. Самоопределение к деятельности урока.

Отгадайте загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осень)

Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь предложение, которое состоит из двух слов.

Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

Осенний ветер разбросал слова. Попробуем навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья жёлтые облетают.

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

Докажите, что это предложение распространенное.

На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? (устно)

С каким членом предложения он связан?

Вопрос-вывод . Как установить связь слов в предложении?

2) Работа по учебнику. с. 37 (правило )

Откройте учебники на странице 37.

Прочитайте, чему мы с вами сегодня научимся?

Найдите упражнение 43.

Прочитайте задание.

Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое яблоко упало с яблони.

Назовите основу предложения? (Яблоко упало .)

Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое )

Какое слово поясняет подлежащее? Как определить? (задать вопрос)

Яблоко (какое?) спелое.

Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало (откуда?) с яблони.

(составляем схему предложения)

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания

1) Игра «Составь и докажи» (работа в парах)

Придвиньте к себе листочки с №1.

Один – читает слова, второй записывает предложение правильно, находим о его основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

пестрит, в, от, глазах, цветов

много, осенью, в, грибов, лесу

берлоги, медведь, из, вылез

Из данных слов составьте предложения.

Как мы будем писать каждое новое предложение?

Что будем ставить, когда предложение закончится?

Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

2). Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении. Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

3) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

7. Итог. Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Что нового вы узнали на уроке?

8. Домашнее задание.

Разноуровневое задание: 1 уровень – с. 39 упр. 46, 2-3 уровень - придумайте и напишите небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавьте текст, подчеркните главные члены предложения.


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

во 2 классе на тему:

«Связь слов в предложении»

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

Ø формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

Ø развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Ø формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование:

Репродукции картин (Левитан «Весна. Большая вода», Саврасов «Грачи прилетели»);

Алгоритм установления связи слов в предложении;

Иллюстрации с изображением ежа, лопаты;

Образец написания буквы З;

Карточки с деформированным текстом для самостоятельной работы;

Листочки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Всем-всем… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!!)

Тихонечко садитесь на свои места.

Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво и слушать учителя.

  1. Актуализация знаний.

Какое сейчас время года? (Весна)
- Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
- Сейчас вам нужно будет составить 1 предложение о весне. В этом вам помогут репродукции картин Левитана «Весна. Большая вода» и Саврасова «Грачи прилетели». (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)

А вот Ваня и Маша из 2 класса составили такие предложения:

Ваня : Появляется трава весной молодая.
Маша : Весной появляется молодая трава.

Чье предложение вам больше нравится?
- Почему? (В предложении Вани нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
- О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)

  1. Целеполагание

Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
- Чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
- А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

  1. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою -

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

Подумайте, о каком звуке идет речь:

Везде найдешь ты этот звук -

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Правильно, это звук [з].

Что мы знаем о звуке [з]? (Согласный, твердый, звонкий)

Что мы знаем о звуке [з"]? (Согласный, мягкий, звонкий)

Какой буквой обозначается звук [з] на письме? (Буквой З)

Назовите соседей буквы З (Ж и И)

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву З заглавную и букву з строчную.

Показ по образцу со счетом «раз-и-два-и…», письмо по воздуху.

Прописываем первую строку.

Зи Зл За зи зл за

Найдите самое красивое буквосочетание и поставьте под ним точку.

Посмотрите на вторую строку. Прочитайте.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя на урок идет.

Как мы называем такие предложения? (Скороговорка)

Прочитайте хором. Прочитайте быстро (по одному).

Какие еще скороговорки вы знаете?

Почему слово «Зоя» написано с заглавной буквы?

Спишите с доски скороговорку и запомните.

  1. Новый материал.

Давайте запишем предложение Маши и подчеркнем главные члены предложения.

Дети: В предложении говорится о травке. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Травка что делает? Появляется. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
- А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
- Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее травка? (Зеленая)
-Поставьте вопрос. (Травка какая? Молодая)
- В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
- Какое слово поясняет сказуемое появляется? (Весной)
- Почему вы так думаете? (Задали вопрос. Появляется когда? Весной.)

Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
- Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

· Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

· Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

· Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется запись (каждый шаг на отдельной карточке).

А теперь пользуясь этими шагами, давайте разберем предложение.

Один ученик работает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Проверка усвоения материала.

Следующее задание выполните самостоятельно. Установите связь слов в предложении.

В небе светит яркое солнышко.

Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим.

Кто не допустил ошибок, поднимите руки.
- Легко ли было вам выполнять задание?

2. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 67. Найдите упражнение 336.

Прочитайте задание.

Прочитайте текст. Что вы заметили?

Давайте вставим подходящие по смыслу слова. В этом нам помогут слова для справок, расположенные под текстом.

Что получилось?

О ком говорится в тексте? (В тексте говорится о ежике.)

Что вы знаете о еже?

Послушайте интересную информацию об этих удивительных животных.

Ежик - колючий. Это сразу все запоминают. Иглы - это колючий панцирь, который защищает от врагов. У взрослого ежа бывает до 16 тысяч иголок, длиной по 2-3 см. Цвет их серый, однако если присмотреться, можно увидеть на иголочках темные и светлые полоски.

Вес взрослого ежика около 1 кг. Ежата рождаются голыми, не колючими, но уже через несколько часов они покрываются иголками. У ежей очень хорошо развит спинной мускул, с помощью которого ежик сворачивается в клубок в момент опасности. Попробуй разверни!

Давайте озаглавим наш текст.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

ФИЗМИНУТКА

- разминка для тела «Часики»,

- разминка для пальцев «Замок»,

- упражнение на внимательность «Нос, пол, потолок».

3. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Я землю копала -

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (ЛОПАТА)

Какое лексическое значение имеет слово «лопата»? (Сельскохозяйственный инструмент, предназначенный для того, чтобы копать землю)

Это слово из орфографического словаря. Его написание нужно запомнить.

Давайте позовем слово «лопата» и поставим ударение.

Назовите «опасную» букву в слове «лопата».

Составьте предложение со словом «лопата».

4. Игра «Найди и докажи».

Придвиньте к себе листочки с №1.

Определите, предложения это или нет. Докажите свою точку зрения.

  1. Однажды поздним весенним вечером.
  2. Расцвела под моим окном душистая сирень.
  3. В, бушевала, день, лесу, целый, гроза.
  4. Грачи слетелись на вспаханное поле.
  5. В, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.
  6. Во время перемены наши дежурные.
  7. Летом мы жили в деревне у бабушки.
  8. Вчера ученики решали трудную задачу.

5. Самостоятельная работа (работа с деформированным текстом).

Придвиньте к себе листочки с №2.

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах

дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики

пестрит, в, от, глазах, цветов

над, звенят, лесом, веселые, песни

Из данных слов составьте предложения.

Сколько предложений у вас должно получиться? (5)

Как мы будем писать каждое новое предложение?

Что будем ставить, когда предложение закончится?

Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

Проверка (если правильно - ставим в конце предложения +).

1 вариант, установите связь между словами третьего предложения (алгоритм на доске)

2 вариант, установите связь между словами последнего предложения (алгоритм на доске)

Проверка.

Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было легко выполнять это задание?

V. Итог. Рефлексия.

Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Что нового вы узнали на уроке?

У вас на партах лежит маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте его синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

VI. Домашнее задание

Составить 2 предложения о весне, разобрать и показать связь слов в предложении.

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении - предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке . Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка . Что делает кошка? Сидит . Кошка какая? Пушистая . Сидит где? На крылечке .

Рис. 2. Схема порядка слов в предложении 1

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

Рис. 3. Кошка сидит на крыльце ()

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Схема порядка слов в предложении

Связь слов можно показать схемой.

Рис. 4. Схема порядка слов в предложении 2

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха . Что делала? Цвела .

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Черёмуха какая? Душистая .

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Цвела где? У забора .

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

У забора какого? Старого .

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора .

Рис. 5. Черёмуха ()

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки .

Рис. 6. Пчёлы летят ()

Проверим, что получилось:

Кто? Пчёлки . Что сделали? Вылетели . Пчёлки какие? Первые . Вылетели когда? Утром .

Рис. 7. Схема порядка слов в предложении 3

Порядок слов в предложении

Мы узнали, что слова в предложении связаны по смыслу, связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять местами бусины, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении?

Давайте понаблюдаем.

Прочитаем предложение. С севера дует резкий ветер .

Поменяем местами слова в предложении. Резкий ветер дует с севера. Это предложение.

Ветер севера с резкий дует. Это набор слов.

С дует ветер севера резкий. Это набор слов.

Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.

Закрепление знаний на практике

Выполним задание. Из данных слов составим предложение. Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

раскрылись, белые, на, кувшинки, реке

Рис. 8. Белые кувшинки ()

Проверим. Вот один из вариантов ответа: На реке раскрылись белые кувшинки.

Что? Кувшинки. Что сделали? Раскрылись. Кувшинки какие? Белые. Раскрылись где? На реке.

Рис. 9. Схема порядка слов в предложении 4

Мальчик-иностранец записал предложения. Найдите и исправьте ошибки, которые он допустил.

У нашего кота пушистая хвост. Дети играли в сад. Утром дети идти в школу.

Проверим: У нашего кота пушистый хвост. Хвост какой? Пушистый .

Дети играли в саду. Играли где? В саду .

Утром дети идут в школу. Дети что делают? Идут .

Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

Рис. 10. Перелётные птицы ()

Проверим. Птицы что делают? Улетают. Птицы какие? Перелетные. Улетают когда? Осенью. Улетают куда? В края. В края какие? Тёплые.

Рис. 11. Схема порядка слов в предложении 5

На этом уроке мы узнали, что установить связь слов в предложении можно с помощью вопросов.

На следующем уроке мы узнаем правила правописания безударных гласных в корне слова и выполним множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ).
  2. Nsportal.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 177, 178 С. 129.
  • Составьте из предложенных слов предложения. Если сможете, запишите несколько вариантов.

1. выросли, спелые, дереве, на, вишни, высоком.

2. Вася, бабушку, видел, не, маленький, давно, свою.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений и начерти схемы порядка слов в этих предложениях.