Как самом сделать сувенирный “кораблик в бутылке”. Корабль в бутылке. История и секреты изготовления Как засовывают корабль в бутылку

Пиратский или романтический корабль в бутылке, окруженный рыбками, — прекрасный сувенир, который впечатляет и завораживает одновременно. Парусник в бутылке словно попал на современную полку со страниц приключенческого романа о морских разбойниках. Как делают модели кораблей в бутылке? Об этом в статье.

Старинный корабль из книжных историй

Изобретателем «бутылочных» кораблей стал обычный школьный учитель Гарри Энг. Он был полон идей и придумал, как изготовить уникальные сувениры. Его умелыми руками было создано большое количество подобных поделок, внутри которых были не только парусники. В бутылку попадали: корабли, книги, теннисные и бейсбольные мячи, навесные замки необычной формы.

Сегодня на прилавках магазинов большое количество подобных сувениров. У многих покупателей возникает вопрос, как засовывают корабль в бутылку. Кто-то долго вертит бутылку в руках, пытаясь понять секрет. Кто-то уверен, что бутылку просто разрезают, а затем склеивают. Они потом очень удивляются, если не находят никаких следов склеивания.

Но секрет довольно прост. И человеку, который любит делать что-то своими руками, не составит труда изготовить подобный сувенир. Эта интересная и творческая работа доставит большое удовольствие. Главное, понять, как корабль попадает в бутылку.

«Бутылочный» фрегат

Существует несколько способов, как засовывают в бутылку корабль. Рассмотрим наиболее популярные.

Первый вариант достаточно прост. Из материалов понадобятся:

  • стеклянная или пластиковая бутылка с широким горлом;
  • складная модель парусника;
  • нитки, шарнир;
  • декоративная крышка или пробка.

Кораблик можно приобрести в магазине (нужно выбирать модель со съемными деталями) либо сделать собственноручно. Важным условием является гибкость мачты, которую можно наклонять в стороны. Для этого в ее основание закладывают шарнир, обеспечивающий достаточную гибкость. К мачте крепятся нити такелажа. В сложенном виде кораблик беспрепятственно может пройти сквозь горлышко бутылки. Для наглядности все этапы работы показаны на картинке.

  1. Сначала нужно установить основание, к которому крепится кораблик. Затем аккуратно поместить судно внутри емкости и аккуратно потянуть за нити, чтобы мачта выпрямилась.
  2. Когда парусник примет надлежащее положение, нити обрезать. Осталось только закрыть крышкой или пробкой горлышко бутылки.

Простой способ сборки сувенира

Есть другой способ, как делают корабль в бутылке. В этом случае корабль не имеет гибкой мачты и является целостным изделием.


Мужчины — изобретатели корабля в бутылке

Многие увлекаются коллекционированием подобных подделок. Кто-то ждет их в качестве подарка, а кто-то понял, как засовывают корабль в бутылку, и мастерит такие модели самостоятельно. Более того, вместо парусника внутреннюю часть бутылки заполняют самолетами, автомобилями, поездами и другими элементами современной техники. В работе помогает сноровка и специальные инструменты.

Подобные сооружения с каждым годом становятся все великолепнее и сложнее. Совершенствуются способы изготовления, появляются новые модели.

Некоторые создатели поделок знают, как засовывают корабль в бутылку по частям. Они собирают его непосредственно в самой емкости при помощи длинного пинцета и магнитов. Этот способ является одним из самых сложных. Но и он под силу мастеру.

Прекрасный сувенир является превосходной идеей для подарка. Его используют для декора помещений, чтобы создать атмосферу таинственных приключений в дальние страны и романтических морских историй.

Артем Попов

Некоторые детали парусного корабля

Прежде, чем отправиться дальше, поясним назначение некоторых снастей парусника. На первый взгляд, кажется, что парусный корабль опутан совершенно ненужной паутиной всевозможных канатов, тросов и веревок. Но это не так. За сотни лет создатели парусных кораблей довели их конструкцию до совершенства. Трудно поверить, но в оснастке парусника нет ни одного лишнего каната, ни одной лишней детали. Каждая снасть выполняет свою важную роль и имеет собственное название. Не бойтесь, мы не станем рассказывать обо всех. Остановимся лишь на снастях, названия которых будут часто встречаться в повествовании. Если вам все-таки встретился незнакомый термин – загляните в морской словарь.

Итак, Парусный корабль имеет:

Рангоут (pic. 1) и Такелаж . Рангоут бывает стоячий (pic. 2a) и бегучий (pic. 2b). Разумеется, это далеко не все. Однако именно эти элементы больше других мешают (а иногда, наоборот, помогают) поместить корабль в бутылку.

Рис. 1 Рангоут парусного корабля.

Рис. 2a Стоячий такелаж.

Рис. 2b Бегучий такелаж.

Способы поместить корабль в бутылку

В каждом деле есть свои профессиональные секреты. Немало их и у мастеров, занимающихся созданием кораблей в бутылках. И конечно главный из них, каким образом модель корабля попадает в бутылку с узким горлышком. Непосвященному человеку могут прийти на ум самые фантастические идеи, начиная с расколотой пополам и вновь склеенной бутылки и кончая бригадой дрессированных муравьев, трудолюбиво собирающих корабль под чутким руководством хозяина. Спешим вас успокоить: все делается честно – сквозь узкое бутылочное горлышко.

Самое удивительное, что существуют довольно много способов поместить модель внутрь бутылки. Причем, каждый мастер вносит в, казалось бы давно известный, традиционный способ столько нового, что он превращается уже в нечто иное - в СЕКРЕТ.

Чем хорош тот или иной способ? Все зависит от вашего опыта, мастерства и терпения. Один не требует сложных манипуляций при сборке модели внутри бутылки, но ограничивает мастера в выборе конструкции корабля, не позволяя работать со сложными моделями. Другой, напротив: не препятствует в выборе конструкции корабля, зато сильно усложняет сборку внутри бутылки.

Мы опишем несколько способов сборки модели парусного корабля. Это позволит любому читателю, даже новичку, выбрать вариант по своим силам.

Немногие знают, что постройка моделей кораблей - очень древнее занятие человека. Уже на стоянках первобытного человека археологи находят модели примитивных лодок -детские игрушки. Модели судов имели тогда и культовое значение - их клали в могилы, надеясь облегчить умершему переход в иной мир.

Считается, что искусство постройки моделей кораблей зародилось в Европе в XVII-XVIII вв. Именно к этому времени относят и создание моделей кораблей в бутылках, хранящихся сейчас в некоторых музеях. Морякам, коротающим время на берегу, частенько приходилось «заглядывать в бутылку». Одному из них, по-видимому, и пришла в голову идея поместить туда модель корабля.

Могли ли корабли в бутылках появиться раньше указанного срока? До недавнего времени многие исследователи полагали, что нет, мотивируя это неумением древних стеклодувов делать сосуды, прозрачные настолько, чтобы можно было легко разглядеть их содержимое. И вряд ли кто-то захотел бы делать корабль в непрозрачной бутылке.

Вместе с тем, в последнее время появились данные, доказывающие обратное. На некоторых картинах старых мастеров можно заметить прозрачные бокалы и сосуды из стекла. Что это - фантазия художника или реальность? Кроме того, археологи все чаще находят осколки прозрачных стеклянных изделий, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет. В древности стеклянные изделия стоили очень дорого и были недоступны простым людям. И все же нельзя полностью исключить того, что такая бутылка могла попасть к талантливому мастеру, способному соорудить в ней модель корабля.

Технология изготовления корабля в бутылке :

1. Цветную массу для имитации почвы и воды выдавливают в бутылку при помощи трубочки и палочки-штока.

2. Макеты домиков и маяка можно вырезать из плотного пенопласта и раскрасить.

3. Смазав основания домиков клеем, их помещают в бутылку приклеивают ко внутренней поверхности

4. Корпус макета корабля вырезают из липовой заготовки

5. В палубе вдоль бортов резачком делают канавки для последующего крепления нитей.

6. Тонким сверлом 00,3-0,5 мм в бортах модели (в местах канавок) делают отверстия для крепления нитей.

7. Зажимая деревянные палочки в патроне дрели, при помощи шкурки обтачивают заготовки мачт и рей.

8. Необходимые отверстия в деталях мачт делают тонким сверлом при помощи борма-шинки.

9. Мачты для удобства сборки устанавливают на листе пенопласта.

10. Для установки рангоута и крепления такелажа корпус модели размещают на стапеле.

11. Временно зафиксировать нити в нужном положении можно, если пропустить их через обыкновенный ластик.

12. Первыми на корабль устанавливают косое парусное вооружение.

13. Перед помещением модели в бутылку на стапеле проверяют легкость подъема рангоута и крепление такелажа.

14. При помощи канцелярских скрепок нити объединяют в функциональные группы концы нитей маркируют.

15. Модель со сложенный рангоутом должна свободи: проходить в горлышко буты.

Некоторые детали парусного корабля:

На первый взгляд, кажется, что парусный корабль опутан совершенно ненужной паутиной всевозможных канатов, тросов и веревок. Но это не так. За сотни лет создатели парусных кораблей довели их конструкцию до совершенства. Трудно поверить, но в оснастке парусника нет ни одного лишнего каната, ни одной лишней детали. Каждая снасть выполняет свою важную роль и имеет собственное название. Любой парусный корабль имеет рангоут и такелаж.

Рангоутом называют элементы, которые так или иначе служат для крепления парусов. Это мачты, реи, бушприт и их составляющие (рис.1). Такелаж предназначен для крепления рангоута и управления им (рис. 2,3). С его помощью удерживают в вертикальном положении мачты, поднимают и поворачивают реи.

Рис.1. Основные элементы рангоута "Парусника в бутылке"

Рис.2. Стоячий такелаж "Парусника в бутылке"

Рис.3. Бегучий такелаж "Парусника в бутылке"

Разумеется, это далеко не все. Однако именно перечисленные элементы больше других мешают (а иногда, наоборот - помогают) поместить корабль в бутылку.

Сборка модели корабля в бутылке

Эта работа не требует сложных инструментов и навыков. Необходимы только аккуратность и терпение. Начинать лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в выбранный цвет и устанавливают все необходимые детали. При этом нужно следить за тем, чтобы модель свободно проходила в горлышко бутылки. Изготовление корпуса - очень важная часть работы. Несмотря на то, что корпус модели приходится делать уже, чем он есть на самом деле, все остальные детали по возможности изготавливают в точном соответствии с чертежом, соблюдая пропорции. Только так можно сделать хорошую модель корабля.

Секрет проникновения модели корабля внутрь бутылки заключен в конструкции ее мачт. В своем основании мачта имеет миниатюрный шарнир, позволяющий ей легко складываться вдоль корпуса корабля (рис. 4).

Разумеется саму модель корабля полностью собирают снаружи. Когда все будет готово: вырезан корпус, установлены мачты, прилажены снасти и паруса, мачты наклоняют назад и, в таком состоянии, будто птицу со сложенными крыльями, проталкивают сквозь горлышко бутылки (рис. 5).

Когда самая загадочная часть пути пройдена, остается с помощью нехитрого инструмента укрепить модель на донышке и, потянув за длинную нить (конец которой предусмотрительно оставлен снаружи), поднять мачты в вертикальное положение (рис. 6). Вот и весь секрет. Достаточно просто, не правда ли? Давайте еще раз, подробнее.

1. Делаем корпус модели так, чтобы он свободно проходил сквозь бутылочное горлышко. Проще всего вырезать его из куска дерева. Впрочем, здесь нет готовых рецептов. Каждый волен поступать по своему.

2. Устанавливаем мачты, не забыв снабдить их шарнирами. Существует множество различных шарниров, но прежде чем выбрать один из них, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое. Сочетание иногда, казалось бы, несовместимых вещей дает поразительные результаты.

Проявите смекалку, но помните: шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Например, окрасить мачту вместе с шарниром в темный цвет или одеть на мачту небольшой кусочек трубки, который свободно перемещаясь, закроет шарнир после того, как мачта займет вертикальное положение и т.п.

3. Прилаживаем такелаж, следя за тем, чтобы все нити, оттягивающие мачты вперед (как правило, это штаги), были достаточно длинными и не закреплялись окончательно на корпусе модели. Их пропускают в маленькие отверстия в бушприте или делают специальные петельки из проволоки или ниток (рис. 7).

Остальные детали такелажа: ванты, фордуны и брасы, как правило, не мешают складываться мачтам. Поэтому их можно закрепить жестко.

4. Ставим реи и паруса. Паруса лучше сделать из тонкой ткани, шелка или батиста. Затем нужно пришить или приклеить их к реям. Крепление рей к мачтам должно быть свободным, позволяя рее с парусом принимать любое нужное положение. В противном случае, сложив мачты вдоль корпуса, вы не сможете справиться с реями и они будут мешать so время проталкивания модели в бутылку. Проще всего привязать (не слишком туго) рею к мачте (рис. 8).

Начинающему моделисту для своей первой работы лучше выбрать простенькую шхуну, имеющую только косые паруса. При этом установка парусов и сама сборка корабля в бутылке не вызовет особых трудностей. Сложнее обстоят дела с парусниками, несущими большое количество прямых парусов. В этом случае, возможно, придется некоторые элементы бегучего такелажа проводить способом, аналогичным способу проводки штагов, то есть, пропустив сквозь отверстие в корпусе корабля, вытянуть их наружу (описываемый способ сборки корабля в бутылке и здесь позволяет получить неплохие результаты).

5. Подготовим посадочное место внутри бутылки. Не спешите проталкивать корабль в бутылку. Прежде необходимо позаботиться о том, как его там укрепить. Фантазия здесь не знает границ. Одни заливают дно бутылки импровизированным «морем», другие создают целые сцены с миниатюрным портом, домиками и маяками. Но для начинающего моделиста, не освоившего еще в полной мере все премудрости, рекомендую просто приклеить к дну бутылки деревянную планку, предварительно снабдив ее штырьками, которые не дадут корпусу корабля соскользнуть (рис. 9).

Подставку помещают внутрь бутылки и приклеивают к донышку (в этих условиях хорошо зарекомендовал себя эпоксидный клей).

6. Помещаем корабль в бутылку. Модель готова и стоит на вашем столе. Подставка приклеена к донышку бутылки (и клей успел высохнуть). Пора совершить самый ответственный поступок - протолкнуть модель внутрь бутылки. Аккуратно, стараясь ничего не повредить, наклоните мачты назад и уложите их вдоль корпуса. Расправьте снасти, следя, чтобы ничего не запуталось. Поместите сложенную модель в горлышко (кормой вперед) и начинайте потихоньку, не прикладывая большого усилия, проталкивать ее внутрь. Когда модель окажется в бутылке, прежде чем поднять мачты и расправить паруса, укрепите ее на подставке (не забыв смазать штырьки подставки клеем). Дождитесь, пока высохнет клей.

Теперь можно установить мачты в вертикальное положение. Начинайте потихоньку тянуть свисающие из горлышка нити. Если мачт на корабле несколько, лучше начинать подъем с дальней. Чтобы знать, какая нить за что отвечает, можно заранее пометить их, приклеив к каждой кусочек бумаги с номером (рис. 10). Не спешите, не старайтесь сразу, любой ценой поднять мачту или рею и мешать подъему. В этом случае ее следует освободить, воспользовавшись нехитрым инструментом.

7. Закрепление снасти. Ну вот, все мачты приняли вертикальное положение. Чтобы они не сложились вновь, их нужно закрепить. Для этого достаточно капнуть немного клея (можно воспользоваться клеем ПВА) в места прохода нитей сквозь отверстия кольца или петли (рис. 11)

8. Обрезаем нити. После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают. Главное, как и во всем, что касается кораблей в бутылках, не спешить. Дайте клею высохнуть и лишь затем обрезайте нити. Для работы нужно соорудить специальный инструмент, состоящий их кусочка бритвы, укрепленного на конце длинной проволоки или стержня. Предназначенную для обрезки нить нужно натянуть и легонько провести по ней бритвой. Будьте предельно внимательны. Неосторожное движение может привести к повреждению снастей корабля.

Рис.4. В своем основании мачта имеет миниатюрный размер
Рис.5. Модель помещают в бутылку в сложенном положении
Рис.6. Потянув за нить, устанавливают мачты в вертикальное положение
Рис.7. Три варианта проводки нитей:проволочное кольцо, отверстие и петля из нитки
Рис.8. Реи можно просто привязать к мачтам
Рис.9. Подставка для крепления модели внутри бутылки
Рис.10. У сложной модели из горлышка в бутылке может выходить несколько десятков нитей одновременно
Рис.11. чтобы закрепить снасти достаточно капнуть немножко клея в места прихода нитей

9. Последние штрихи. Итак, модель практически готова. Все самое трудное уже позади. Можно вздохнуть свободно и поздравить себя с успехом но, нужно соорудить ей красивую подставку и закрыть отверстие бутылки пробкой. Но об одном хотелось бы предупредить. Не спешите сразу герметично закрывать бутылку. В процессе работы в ней накопилась влага. Если сразу закрыть отверстие, стенки бутылки могут запотеть. Подержите ее открытой неделю другую и лишь затем закупорьте. Но даже после этого избегайте попадания на бутылку с моделью прямых солнечных лучей. Немного влаги на ней есть всегда, и при неравномерном нагреве от может проступить на стенках бутылки.

А. Попов, г. Москва

На морских курортах часто можно встретить торговцев сувенирами, предлагающих купить настоящее чудо – корабль в бутылке. Бутылки могут быть как совсем крошечными, так и весьма солидных размеров, а внутри вместо корабля порой скрываются самолеты, автомобили и даже целые жанровые сцены. Однако, независимо от размеров и содержимого, такой сувенир вызывает огромный восторг.

Кажется, что протиснуть сквозь узкое горлышко целый корабль (пусть даже и в миниатюре) требует вмешательства сверхъестественных сил. Но нет, корабли в бутылках собирают не волшебные эльфы, а люди из плоти и крови. Для них это целое искусство – собрать модель внутри бутылки так, чтобы не повредить ни сам сосуд, ни мельчайшие детальки собираемой конструкции. Еще одно важное условие – собранный внутри бутыли предмет должно быть невозможно вытащить.

История

Искусство собирания конструкций внутри бутылей возникло еще в старину, а точнее, в 17-18 веках, в Европе. И по сей день сохранились некоторые бутылочки, датированные тем временем. Тогда в стеклянных сосудах размещали не только кораблики, но также религиозные и бытовые сценки. В настоящее время даже существуют целые ассоциации мастеров, специализирующихся на создании миниатюр в бутылках.

Можно ли сделать «Корабль в бутылке» своими руками?

Итак, как же происходит процесс возведения в бутылке целого корабля, автомобиля или других конструкций? На этот вопрос сложно дать короткий ответ. Существует бесчисленное множество всевозможных техник и хитроумных приспособлений. Каждый уважающий себя мастер разрабатывает собственную технику и совершенствует уже существующие. Энтузиасты стремятся поместить в бутылку предметы, которые, казалось бы, ну никак не могут пройти через горлышко. С этой целью они изобретают специальные инструменты, приспосабливают магниты, веревку и т.д.

Для того чтобы внутри бутылки оказался плод того или иного растения, его в буквальном смысле сажают внутри сосуда, а когда он созреет, корни и субстрат убираются. Иногда заготовки для таких бутылей выдуваются уже с предметом внутри. Например, в США производятся бутылки с монеткой внутри, которая ни за что не пролезла бы через горлышко.

Проще всего «втиснуть» в бутыль парусный корабль. Из-за своего строения такой кораблик легко можно сделать складным. Мачты крепятся к кораблю с помощью незаметных шарниров, позволяющих сложить их вдоль основной части. В сложенном виде конструкция с легкостью проскальзывает внутрь сосуда. Остается только потянуть за предварительно оставленные длинные нити такелажа, и кораблик распрямится внутри сосуда.

– настоящая наука, которая была постигнута людьми несколько веков назад.

История ремесла

Принято считать, что впервые помещать в бутылки маленькие модели кораблей научились в Европе, примерно в XVII-XVIII столетии. Причем занимались таким ремеслом в основном моряки, которые не знали, чем занять себя в штиль во время дальнего плавания.

Традиционная игра в кости и распитие рома, как оказалось, было не единственной перспективой в таком случае, многих «морских волков» тянуло к прекрасному. Именно благодаря им возник данный вид ремесла и со временем достиг огромной популярности во всем мире.

– извечная и благодатная тема в искусстве, которая всегда находит отклик в сердцах. Кроме кораблей, в бутылки помещали целые композиции: сцены морских баталий, панорамы портов, модели и многое другое.

Главным условием было установить созданную модель в бутылку таким образом, чтобы не повредить и не разбить ее. Стоит отметить, что справиться с такой задачей могли только настоящие мастера, которые с ювелирной точностью создавали свои шедевры.

Способы изготовления кораблей в бутылке

Как и несколько веков тому назад, судомоделизм – это сугубо ручная работа. Для изготовления парусных корабликов в наши дни используются более современные инструменты и материалы, однако технологический процесс практически не изменился. Чтобы создать свой шедевр, придется много часов провести за кропотливой и сложной работой.

Современные мастера, как и их предшественники, знают несколько способов размещения парусника в бутылке. Самый простой из них заключается в создании складного кораблика, который помещается в стеклянную емкость в разобранном виде.

Мачту парусника аккуратно наклоняют и складывают вдоль корпуса, через горлышко устанавливают его в бутылке, затем бережно расправляют мачты с парусами с помощью специальных нитей, предусмотрительно выведенных наружу. Как только корабль принимает должный вид, все нити срезаются.

Есть и другие способы, гораздо более сложные. Мастера, занимающиеся подобным искусством, не ищут легких путей и всячески усложняют себе задачу. Чтобы разместить модели кораблей в бутылках, используются всевозможные хитроумные крепления и механизмы, системы невидимых ниток и магнитиков. Полученный результат неизменно вызывает восторг и удивление окружающих.

Корабли в бутылках и современность

Только избранные способны заниматься подобным ремеслом, посвящая ему время и отдавая силы. в бутылках собирают коллекционеры, их также можно увидеть в экспозициях разных музеев мира.

Многие люди всю свою жизнь увлекаются подобным хобби и даже делают его вполне прибыльной профессией. Одним из известнейших на планете мастеров данной отрасли признан Гарри Энг - обычный школьный учитель, который на протяжении жизни создал примерно 700 уникальных бутылок с самыми разными объектами внутри.

В довольно тесных стеклянных емкостях он ухитрялся разместить обычные садовые ножницы, навесные замки, колоды карт, небольшие книги и многие другие предметы. Его фирменной фишкой были завязанные внутри бутылки крупные , которые никак нельзя было протолкнуть через тонкое и узкое горлышко. В 1996 году этот удивительный мастер умер и унес с собой в могилу большую часть своих секретов.