Габаритные размеры флага рф для вмф. Губахинский союз ветеранов боевых действий и военной службы

Бело-синий символ чести русских моряков
11 декабря в России отмечается День Андреевского флага, дарованного флоту первым российским императором Петром Великим / Цикл «Наши победы»

Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, - и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире - отечественного Андреевского флага. Ещё в


___

Подъем Андреевского флага на водноспортивной станции Тихоокеанского флота во время празднования Дня Военно-морского флота во Владивостоке

11 декабря* в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота. Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орел» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесенный туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.


___

Гангутский бой (фрагмент). Художник Рудольф Яхнин

Крест, осенивший русский флот

Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лег на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…

Увы, в реальности все это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим - классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.


___

Петр I. Художник Поль Деларош (1838)

Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора - выход в Балтийское море. Оно стало четвертым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырехконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.

Умереть на посту у флага

«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», - сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.

Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг - а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота - всегда охранялся вооруженным часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.

В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений. Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя - офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом - осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на свое место он вернулся сразу после перевязки».


___

Крейсер «Варяг»

И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли все-таки решились на спуск флага - но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.

«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить»

Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семен Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошел в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжен русской эскадрой - как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе - от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! - был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына - Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.


___

Морской Георгиевский знаменный флаг - награда за защиту Севастополя в Крымской войне / Фото: Музей истории Черноморского флота (Севастополь)

Два святых на одном флаге

5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.

Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненный командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский. На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорен к смертной казни, сразу же замененной 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобожден. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил - сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером». Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.

Возвращение легенды

То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего - о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.

Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест - пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота.

И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести. Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.

* Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря.

История военно-морского флага начинается с времен царствования царя Петра I. Именно он считается и прародителем всего военно-морского флота России. При нем стали строится первые боевые суда и одержаны первые морские победы России. Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии».

Но на этом Пётр I не остановился и в период с 1692 года по 1712 года Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским. Отношение ширины флага к его длине - один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага.

Если копнуть далеко в историю, во времена раннего христианства, думаю Вам это будет интересно, то можно узнать, что Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи, с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после того, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры. Теперь я думаю всем понятно от куда родилась такая символика.

Сколько побед одержал Российский флот под этим флагом просто не счесть, однако были и поражения. Но героической славы Андреевского флага трудно переоценить.

Следующей вехой в истории флага военно-морского флота была Октябрьская революция 1917 года. Как Вы помните вся символика царской армии ими была отменена.

К слову сказать, ведь иначе мой рассказ будет не полным, на кораблях военно-морского флота используется не только кормовой флаг, о котором была речь в начале моего повествования, а ещё и носовой флаг, который называется Гюйс. Гюйсом называли ещё и крепостные флаги военно-морского флота. Оба этих флага поднимаются на кораблях только на стоянке, на якорной или у причала, или как говорят моряки у стенки. Но Гюйс вместе с кормовым флагом поднимаются на кораблях только 1 и 2 ранга. Когда же корабль выходит в море, оба этих флага опускаются и поднимается один кормовой, но уже на самой высокой мачте, как раньше, или на стеньге как сейчас на современных кораблях, на грот-стеньге к тому же во время боя поднимается и государственный флаг России.

Так вот вплоть до 1923 года все корабли военно-морского флота РСФСР ходили под простым красным революционным флагом. И только в августе 1923 года капитаном первого ранга Н.И. Ордынским был разработан первый флаг революционной России, при разработке которого за основу был взят военно-морской флаг Японии.

И вот коммунисты, собрав Президиум ЦИК СССР, 24 августа 1923 года, позаседав учреждают этот кормовой флаг ВМФ СССР. В постановлении говорилось:

Военно-морской флаг - красного цвета, прямоугольный, посредине флага - белый круг с 8 расходящимися белыми лучами к углам и серединным сторонам.

В круге красная пятиконечная звезда, внутри которой серп и молот, обращённая одним концом вверх.

Размеры: отношение длины флага к его ширине как 3 × 2; круг имеет размер - половина ширины флага; звезда имеет диаметр - 5/6 диаметра круга; ширина лучей в круге 1/24, в углах и серединах сторон флага - 1/10 ширины флага.

Этот флаг просуществовал на флоте вплоть до начала 1935 года. Сменой или толчком для смены этого флага послужило преобразование Морских сил Дальнего востока, созданных 21 апреля 1932 года, в Тихоокеанский флот Приказ от 11 января 1935 года. Вот тогда и встал вопрос о замене военно-морского флага, так как он был очень похож на военно-морской флаг Японии, что могло привести к возможным проблемам и так не дружелюбно настроенной к нам Японии.

И вот 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР был учреждён новый Военно-морской флаг СССР.

Новый Военно-морской флаг СССР - представлял собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. На белом полотнище помещены: в центре левой половины красная пятиконечная звезда, обращённая одним конусом вверх; в центре правой половины полотнища - перекрещённые серп и молот красного цвета.

Диаметр звезды равен 2/3 ширины всего флага, а наибольший диаметр перекрещённых серпа и молота - 2/3 ширины белого полотнища. Отношение ширины белого полотнища к голубой полосе 5:1. Отношение длины флага к ширине 3:2.

Под этим флагом были одержаны все победы в ВОВ, но и ему суждено было прожить лишь до 1950 года.

Так как флаг был неопубликованный и не вошедший в Свод законов СССР, то 16 ноября 1950 года постановлением Совета Министров СССР, флаг ввели в данный Свод и помимо этого были внесены изменения в Военно-морской флаг, в частности были изменены пропорции и расположения звезды и серпа и молота. Внешне заметить это не просто, но, однако не зря же люди заседали. И теперь флаг выглядел так и просуществовал аж до 26 июля 1992 года.

По всей вероятности Совету Министров СССР понравилось это занятие по изменению флага ВМФ СССР, что они 21 апреля 1964 года утверждают описания и рисунки военно-морских флагов и вымпелов СССР боевых кораблей, кораблей пограничных войск, вспомогательных судов и должностных лиц Министерства обороны и Комитета государственной безопасности СССР.

Так к примеру выглядел флаг Морских частей Погранвойск КГБ СССР.

Ну и как говориться, как веревочка не вилась всё приходит на круги своя. И вот 26 июня 1992 года на своё старое место возвращается наш старый, но опять новый Андреевский флаг. Белое полотнище с голубым крестом по диагонали.

Вот вроде и всё, но и ему уже пришлось потесниться. А именно Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск». Военно-морскому флагу Российской Федерации был возвращён исторический синий цвет диагонального креста, что послужило к автоматической замене всех флагов с изображением Военно-морского флага Российской Федерации.

Да вот такая получается история у флага. Вообще на ВМФ много всяких разновидностей флагов. Это и Гвардейские флаги, где на флаг добавлена Гвардейская ленточка. И орденские флаги, и флаги вспомогательных судов ВМФ, и флаги расцвечивания, а также Брейд-вымпелы, вымпелы, флаги должностных лиц ВМФ и Государства. Изменились и флаги морчастей погранвойск, появились и флаги судов Внутренних войск. Но это уже другая история.

Мне же довелось служить в 80-х под молоткастым и серпастым флагом. И бороздить просторы Атлантического океана, Средиземного и Баренцево морей под ним красавцем. Для меня он всех дороже и красивее на свете, что уж тут поделать, это моя история, история моей службы…

Военно-морской флаг, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность корабля, плавающего под ним, а также готовность корабля защищать государственные интересы Российской Федерации на морских и океанских рубежах. Военно-морской флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому члену экипажа корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

Первым русским военно-морским флагом был флаг корабля «Орёл», построенного в 1667—1669 году. Предположительно, им могло быть или полотнище с синим прямым крестом и двумя белыми и двумя красными прямоугольниками (крыжами), или полотнище из трёх горизонтальных равновеликих полос — белой, синей и красной с золотым двуглавым орлом в центре.

На гравюре 1700 года голландца А. Шхонебека о взятии Азова в 1696 году изображены флаги с прямыми крестами.

После посещения в составе Великого посольства Великобритании Пётр I в марте 1699 года по образу и подобию шотландского ордена Святого Апостола Первозванного, учредил первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Главным изображением в знаке ордена был лазуревый (синий) косой крест с изображением распятого св.апостола Андрея Первозванного (по христианскому преданию, апостол Андрей Первозванный был распят в 70 году н. э. в греческом городе Патры на косом кресте). С IX века святой апостол Андрей Первозванный считался покровителем Шотландии, с XII века серебряный (белый) косой Андреевский крест изображался на шотландских иконах и печатях, с XVI века известен флаг Шотландии — белый Андреевский крест на синем полотнище.

Пётр I в октябре 1699 года в черновике указа посланнику в Стамбуле Е. И. Украинцеву изобразил рисунки двух флагов: с тремя горизонтальными равновеликими полосами (с пометками — «белый», «синий» и «красный») и с синим косым косым крестом поверх этих полос.


С 1699 по 1712 год Пётр I нарисовал ещё несколько проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

Крёстные братья шотландцы

Андреевский флаг, ставший символом побед русского военно-морского флота, как и многие другие новшества, появился в России во времена Петра I.

Первый в истории государственный флаг с так называемым андреевским крестом появился в Шотландии.

На косом кресте принял мученическую смерть апостол Андрей Первозванный. Согласно легенде, в 832 году король Ангус II, возглавлявший войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами, которых возглавлял Этельстан, в ночь перед сражением молился Богу о даровании победы на поле брани и дал обет, что в случае победы объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака над полем битвы образовали на голубом небе букву «Х», повторяющую форму креста, на котором был распят апостол Андрей. Воодушевлённые скотты и пикты разгромили противника, после чего Андрей Первозванный был провозглашён покровителем Шотландии. Флагом страны стал белый косой крест на голубом фоне.

После возникновения личной унии Англии и Шотландии в 1606 году шотландский косой крест стал частью общего флага Соединённого Королевства и присутствует в нём и по сей день.

Флот обрёл флаг в честь небесного покровителя России

Когда на рубеже XVII–XVIII веков Пётр I задумался над новой государственной символикой, косой крест оказался в числе наиболее предпочтительных символов.

Согласно преданию, апостол Андрей посещал земли будущей Руси, поэтому начиная с XI века в русских землях являлся особо почитаемым святым - небесным покровителем России.

В 1698 году Пётр I учредил первый в России орден, который являлся высшей наградой Российской империи, - орден Святого апостола Андрея Первозванного. Нет ничего удивительного, что среди проектов флагов, которые рисовал сам царь, существовал и флаг с косым крестом.

11 декабря 1699 года Пётр I утвердил флаг с синим косым крестом на белом фоне одним из флагов, принятых для использования на русском флоте. На самом деле доработка флага и статуса велась царём ещё на протяжении двух десятилетий, и лишь Корабельный устав 1720 года установил: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

«С нами Бог и Андреевский флаг!»

С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг стал главным и единственным в Военно-морском флоте России. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, представлявшим из себя Андреевский флаг, в центр которого был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца . Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.

Изначально длина Андреевского флага достигала четырёх метров. Гигантские размеры были нужны для того, чтобы развевающееся на ветру знамя создавало ужасающий рёв - это было своеобразной психической атакой.

Почитание Андреевского флага на флоте было чрезвычайно велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неизменно повторяли одну и ту же фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Спустивший флаг корабль сожгли, капитану запретили жениться

Корабельный устав Петра I, предписывавший защищать Андреевский флаг до последней капли крови, соблюдался свято. За всю историю русского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды.

11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей, стремясь сохранить жизнь экипажу.

Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сражении, однако воля императора была выполнена - «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более никогда не использовалось для русских кораблей.

Что касается капитана Стройникова, то он по возвращении из плена был лишён всех наград и званий, а также разжалован в простые матросы. Более того, Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Парадокс, однако, заключался в том, что у опального капитана уже было к тому времени два сына, и оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского флота.

Второй раз флаги на русских кораблях были спущены в 1905 году, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Небогатова, стремившегося спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам.

В августе 1905 года за этот поступок он был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил контр-адмирала к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.

Возвращение

Флагом ВМФ России Андреевский флаг перестал быть в 1917 году. Последние Андреевские флаги на русских кораблях были спущены в 1924 году в порту Бизерта в северной Африке, где были сосредоточены корабли эскадры Белой армии.

Самой мрачной страницей в истории Андреевского флага было использование его в качестве символики коллаборационистами из Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова, воевавшими на стороне гитлеровцев.

В январе 1992 года правительство РФ приняло решение о возвращении ВМФ России Андреевского флага вместо флага ВМФ СССР.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были
спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка С-56, ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны на С-56 проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется