Андрогенный тип личности. Развитие андрогинных форм поведения у младших школьников из неполных семей. таким, какой ты есть

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния ,т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую. "Вот с каких давних пор, - пишет Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу" (Платон. Пир. - М.: Мысль. - 1993. - С. 98-103).

Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

"Феминистское движение отличий ,последовательницы которого почитают различия, диктуемые гендерными стереотипами, обеспокоены тем, что андрогиния и другие новые веяния, сокращающие отличия мужчин от женщин, превратятся в конце концов в плавильную печь, из которой женщины выйдут копиями мужчин. Они также утверждают, что женские качества, передававшиеся при помощи гендерных стереотипов, попали в незаслуженную опалу. Подобно им, мифопоэтическое движение мужчин (называемое так, потому что они используют сказки и мифы для иллюстрации мужественной природы мужчин) заявляет, что естественные мужские качества были незаслуженно забыты и что мужчины слишком "феминизировались" и стали "слюнтяями" (Kimmel and Kaufman, 1994). В определенном смысле эти идеи совпадают с современными критическими высказываниями в адрес "плавильной печи", которую представляет собой культура. Идея "плавильной печи", где люди из разных культур собираются вместе и в конечном счете сплавляются друг с другом (т. е. ассимилируются), уже вышла из моды. Проблема здесь в том, что, когда более сильная культура ассимилирует более слабую, последняя теряет свои уникальные культурные традиции и свое лицо. Вместо метафоры "плавильной печи" появилась метафора "салатницы", которая отражает, что разные культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Модель "салатницы" поддерживает и ценит культурное разнообразие.

«Ценить разнообразие - не означает ли это, что нам надо ценить гендерные различия? Я считаю, что нам следует ценить качества, связанные с тем и другим гендером, но никак не гендерные различия... Искусственное разделение качеств на мужские и женские приводит к наложению бессмысленных ограничений на оба пола и способствует развитию гендерного конфликта. Мы, естественно, должны ценить некоторые качества, которые в прошлом считались мужскими (или женскими), но при этом не следует считать, что человек непременно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать ими» (Ш. Берн, 2001, с. 119-120).

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бэм, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима )и мужского в женском (анимус ),т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип "анима-анимус", по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. "Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир", - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

Характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин, но в ближайшие годы этот вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого "женского бунта" сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что "мужские" качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет" (Элизабет Бадинтер. - Курьер ЮНЕСКО. - 1986. - апр. - С. 16).

Сандра Бэм (S. Bem, 1975) считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (S. Bem, 1975), высоким самоуважением (J. Orlofsky, 1977), мотивацией к достижениям (J. Spence, R. Helmrich, 1978), хорошим исполнением родительской роли (D. Baumrind, 1982). Отмечена также бо льшая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша (1997, 1998) полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами (Ickes, 1993).

Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы (D. Binion, 1990; K. Dugger, 1988). Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория "женщина" является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию "мужчина".

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ (R. Ashmore, 1990; M. Sedney, 1989). Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь (M. Taylor, J. Hall, 1982). Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности (K. Bartol, D. Martin, 1986; E. Cox, 1996). М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов "мужественность" и "женственность" использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность ,традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бэм в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бэм об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.

Теория андрогинности

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Теория андрогинности
Рубрика (тематическая категория) Психология

Таблица 13.1. Типология мужчин и женщин по выраженности маскулинности и фемининности

При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в англоязычной литературе, отчетливо просматривается тенденция связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность - с общением. По этому поводу в англоязычных странах есть такой анекдот: ʼʼКогда муж возвращается от друзей, жена его спрашивает: "О чем вы разговаривали ?"Муж отвечает: "Да ни о чем. Мы просто рыбу ловили". Когда жена возвращается от подруг, муж в свою очередь спрашивает ее: "Что вы там делали ?"На что жена отвечает: "Да ничего, мы просто разговаривали"ʼʼ.

Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсœе не являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью. Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями. Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями полагает, что выполнение роли мужественности имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления ʼʼженскихʼʼ качеств и действий, у мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой стресс или, по О"Нилу, - гендерно-ролевой конфликт.

О"Нил с коллегами отметили шесть признаков гендерно-ролевого конфликта.

1. Ограничение эмоциональности - трудность в выражении своих эмоций или отрицание права других на их выражение.

2. Гомофобия - боязнь гомосœексуалов.

3. Потребность контролировать людей и ситуации, проявлять власть.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрации привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревновательности и успеху.

6. Проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния ,т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телœесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Οʜᴎ были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую.

Андрогиния принято понимать как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

Хотя создателœем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в т.ч. и такой авторитетный, как Карл Юнᴦ.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима )и мужского в женском (анимус ),т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединœением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщинœе, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип ʼʼанима-анимусʼʼ, по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателœем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. ʼʼРазвитие женщины может продолжаться, в случае если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мирʼʼ, - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, в случае если оно моделируется на глазах ребенка родителœем своего пола и принимается (поощряется) родителœем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

ʼʼНовый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации ʼʼвторой половиныʼʼ своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

Еще одно новое явление - размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего в глубокую древность. Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчинœе достоинства традиционного воина. Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь ʼʼнажать кнопкуʼʼ сможет и женщина.

Но кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в данном нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин. И всœе же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет данный вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль исходя из времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всœегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала всœе карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого ʼʼженского бунтаʼʼ сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили всœе мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата͵ с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в данном угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер.
Размещено на реф.рф
В противоположность Фрейду он утверждает, что ʼʼмужскиеʼʼ качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живетʼʼ.

Сандра Бем считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также бо льшая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, к примеру, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами. Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, благодаря чему чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория ʼʼженщинаʼʼ является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию ʼʼмужчинаʼʼ.

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ. Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и в связи с этим некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него должна быть больше, чем потерь. Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов ʼʼмужественностьʼʼ и ʼʼженственностьʼʼ использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность ,традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Вместе с тем, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными бывают как мужские, так и женские качества.

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию

И. П. Павловым. Б. М. Теплов, следуя за И. П. Павловым, под свойствами нервной

системы понимал природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие

на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых ин-

дивидуальных различий способностей и характера (у человека).

В случае если исходить из существа изучаемых явлений, а не из названия свойств нервной

системы, то можно выделить такие свойства, как усвоение ритма приходящих к тка-

ням импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность-инœерт-

ность), фоновую активность (активированность, сила-слабость). Делались попытки

изучения и других особенностей работы нервной системы, получивших название

ʼʼсвойство динамичностиʼʼ (В. Д. Небылицын, 1966) и ʼʼсвойство концентрации воз-

бужденияʼʼ (М. Н. Борисова, 19596), однако в дальнейшем эти попытки прекратились,

очевидно, потому, что не было убежденности в их действительном существовании

Основные свойства нервной системы – свойства нервной системы, выделœенные в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность (табл. 2). Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателœем – балансом по возбуждению и торможению. Динамичность нервной системы – свойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций. Эти реакции могут заключаться в выработке положительных условных рефлексов, что является показателœем динамичности по возбуждению, или в условно-рефлекторном торможении (динамичность по торможению). Показателœем динамичности по возбуждению является, к примеру, условно-рефлекторное изменение показателœей электроэнцефалограммы. Используя в качестве условного стимула звуковой сигнал, а в качестве подкрепления – зрительный раздражитель, можно вызвать условно-рефлекторное изменение корковой ритмики: в ответ на звуковой сигнал будут возникать такие изменения в электроэнцефалограмме, которые характерны не для звукового раздражителя, а для сочетания звука и света. Сила нервной системы – свойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения. Представления И.П.Павлова об изменении возбудительного процесса при увеличении интенсивности стимула определили специфику методов исследования силы нервной системы. При низкой интенсивности происходит иррадиация возбудительного процесса, при повышении интенсивности – концентрация, а при дальнейшем повышении интенсивности – опять иррадиация. В экспериментальной ситуации варьирование уровня возбуждения достигается сочетанием двух способов: 1) подаются два типа стимулов: стимул, на который должен отреагировать испытуемый (к примеру, звуковой сигнал), и слабый „точечный” раздражитель. Повышение интенсивности этого дополнительного стимула вначале повышает чувствительность к основному сигналу, а затем, при высокой его интенсивности, – снижает. Учитывая зависимость отсилы нервной системы чувствительность к основному сигналу меняется при разных интенсивностях дополнительного стимула; 2) даются разные дозы кофеина, которые усиливают процесс возбуждения, причем в большей степени у тех испытуемых, которые имеют слабую нервную систему. При этом у лиц с сильной нервной системой чувствительность к основному стимулу не изменяется, а у лиц со слабой нервной системой – повышается. Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с чувствительностью. Так, при измерении латентных периодов простых двигательных реакций (времени от возникновения стимула до начала движения) было обнаружено, что у всœех испытуемых латентные периоды уменьшаются при увеличении стимула (к примеру, чем громче звук, тем быстрее реагирует на него испытуемый). При этом у испытуемых со слабой нервной системой это изменение (увеличение скорости реакции при повышении интенсивности стимула) выражено значительно меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, поскольку „слабые” в отличие от “сильных” на всœе стимулы реагируют относительно быстро. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обратной стороной слабости нервной системы (меньшей выносливости) является ее высокая чувствительность. Подвижность нервной системы – свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство нервной системы диагностируется с помощью переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций. Чем скорее положительный раздражитель превратится в процессе переделки в тормозный, тем выше скорость смены возбуждения торможением и тем выше подвижность. Лабильность нервной системы – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Наиболее распространенным методом исследования лабильности НС (нервной системы) является последовательное предъявление стимулов. Уменьшение интервалов между стимулами приводит к тому, что в какой-то момент они перестают восприниматься как дискретные (световые вспышки, к примеру, перестают восприниматься как мелькания и кажутся ровным светом). Чем меньше интервал между стимулами, при котором стимулы воспринимаются как дискретные, тем выше лабильность. При факторно-аналитических исследованиях свойств нервной системы было показано, что всœе они представляют из себясамостоятельные свойства. Позднее, в конце 60-х годов, в связи с парциальностью в проявлениях свойств нервной системы (в основном, в связи с несовпадением данных, получаемых в разных анализаторах, к примеру в зрительном и слуховом) рассматривался вопрос о существовании общих и частных свойств нервной системы. По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются структурно-морфологическими особенностями строения мозга. Частные свойства нервной системы (ᴛ.ᴇ. те, которые соответствуют разным анализаторам) связаны с ретроцентральной (задней) корой головного мозга и со спецификой ее функций – обработкой сенсорной информации. Общие свойства нервной системы определяются антецентральной (лобной) корой головного мозга, которая обеспечивает общую регуляцию функций. Дальнейший анализ анатомо-морфологических основ свойств нервной системы привел к выводу о важности общего уровня активации для психофизиологической регуляции психической деятельности. Устойчивые индивидуальные различия в уровне активации обусловливают активированность – наиболее общее свойство нервной системы, состоящее в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения. Показателями активированности в данном случае являются, в частности, некоторые особенности мозговой ритмики, к примеру частота альфа-ритма в электроэнцефалограмме, регистрируемой в состоянии покоя. Выделœение общих и более частных свойств нервной системы позволило В.М.Русалову предположить, что организация этих свойств, их структура имеют иерархическое строение. Наиболее высокий уровень образуют системные свойства нервной системы, функция которых состоит в интеграции нервных процессов, связанных с целостной деятельностью мозга. Ко второму уровню относятся свойства нервной системы, осуществляющие интеграцию нервных процессов, связанных с отдельными подструктурами мозга. К этим свойствам нервной системы относятся общие свойства, изучавшиеся Б.М.Тепловым, и частные свойства (соответствующие отдельным сенсорным модальностям), описанные В.Д.Небылицыным. Наиболее элементарный уровень образуют свойства нервной системы, связанные с интегративной деятельностью нейронов.

35СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие о силе нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в

1922 году. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выяв-

лено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется,

тем больше ответная условнорефлекторная реакция. При этом при достижении опре-

делœенной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ на-

чинает снижаться. В целом эта зависимость была сформулирована как ʼʼзакон силыʼʼ

Было замечено, что у животных проявляется данный закон не одинаково: у одних

запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлектор-

ного ответа͵ наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у

других. Первые были отнесены к ʼʼслабому типуʼʼ нервной системы, вторые к ʼʼсиль-

ному типуʼʼ. Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по макси-

мальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к сниже-

нию условнорефлекторной реакции (измерение силы через ʼʼверхний порогʼʼ), и по

наибольшему числу раздражений, тоже еще не приводящему к снижению рефлек-

торного ответа (измерение силы через ее ʼʼвыносливостьʼʼ).

В лаборатории Б. М. Теплова была выявлена большая чувствительность лиц со

слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную сис-

тему. Отсюда возник еще один способ измерения силы нервной системы - через бы-

строту реагирования человека на сигналы разной интенсивности: субъекты со слабой

нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые

и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой. По

сути, в данном случае сила нервной системы определяется через ʼʼнижний порогʼʼ.

Сила нервной системы как реактивность . Для того чтобы возникла видимая от-

ветная реакция (ощущение раздражителя или движение рукой), нужно, чтобы раз-

дражитель превысил или по крайней мере достиг определœенной (пороговой) величи-

ны. Это значит, что данный раздражитель вызывает такие физиологические и физи-

ко-химические изменения раздражаемого субстрата͵ которые достаточны для

появления ощущения или ответной двигательной реакции.

Сила нервной системы как выносливость . Многократное повторное предъявле-

ние одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает

явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счёт роста фоновой акти-

вации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след и в связи с этим

каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функцио-

нальном уровне, чем предыдущая.

Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой

выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, явление суммации возбуждения

и связанное с ним увеличение реагирования (несмотря на постоянную по физиче-

ским параметрам силу раздражителя) у них быстрее достигнет предела реагирования

и быстрее наступит ʼʼтормозныйʼʼ эффект, т. е. снижение эффективности реагирова-

ния. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется

больший ʼʼзапас прочностиʼʼ, и в связи с этим суммация у них может продолжаться большее

время без достижения предела реагирования. Вместе с тем, возможно, что и предел

реагирования у ʼʼсильныхʼʼ находится на более высоком уровне, чем у ʼʼслабыхʼʼ

36ПОДВИЖНОСТЬ-ИНЕРТНОСТЬ

И ЛАБИЛЬНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Выделœенное И. П. Павловым в 1932 году свойство подвижности

нервных процессов в дальнейшем, как указывал Б. М. Теплов (1963а), приобрело боль-

шую многозначность. По этой причине он выделил следующие особенности нервной деятель-

ности, характеризующие быстроту функционирования нервной системы:

1) быстроту возникновения нервного процесса;

2) быстроту движения нервного процесса (иррадиация и концентрация);

3) быстроту исчезновения нервного процесса;

4) быстроту смены одного нервного процесса другим;

5) быстроту образования условного рефлекса;

6) легкость переделки сигнального значения условных раздражителœей и стереотипов.

Изучение взаимосвязи между этими проявлениями быстроты функционирования

нервной системы, проведенное в лаборатории Б. М. Теплова, позволило выделить два

главных фактора: легкость переделки значения условных раздражителœей (положи-

тельного - на отрицательный и наоборот)- подвижность и быстроту возникновения и исчезновения нервных процессов - лабильность .

Исходя из того, что лабильность включает в себя быстроту развития нервного про-

цесса и быстроту его исчезновения, наметились три методических подхода изучения

функциональной подвижности (лабильности): а) выявление быстроты возникнове-

ния возбуждения и торможения, б) выявление быстроты исчезновения возбуждения

и торможения, в) выявление максимальной частоты генерации нервных импульсов,

зависящей как от ʼʼаʼʼ, так и от ʼʼбʼʼ.

БАЛАНС НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Соотношение нервных процессов было первым из свойств нервной

системы, выдвинутых И. П. Павловым. Несмотря на это, оно до сих пор наименее

изучено. Во всяком случае, мы не можем говорить о том, что изучаем баланс нервных

процессов так, как его понимал И. П. Павлов (напомним, что он говорил о балансе по

силе возбуждения и силе торможения). Не можем потому, что не знаем способов оп-

ределœения силы процесса торможения. Вместо этого мы судим (по косвенным при-

знакам) о превалировании или равновесии возбудительных и тормозных реакций в

действиях человека.

В качестве показателœей этого свойства у разных исследователœей павловской шко-

лы выступали: величина положительных и тормозных условнорефлекторных реак-

ций, отношение числа ошибок (или же правильных реакций) на положительный и

тормозный сигнал, постоянство фона условнорефлекторной деятельности и др.

(Э. П. Кокорина, 1963; Г. А. Образцова, 1964 и др.).

В психологии при измерении баланса нервных процессов у человека используют-

ся другие показатели: число переводов и недоводов при воспроизведении на основе

проприорецепции (при выключении зрения) амплитуды движений, а также времен-

ных отрезков (Г. И. Борягин, 1959; М. Ф. Пономарев, 1960 и др.). По мнению этих

чие недоводов - о преобладании торможения.

Эти представления находят подтверждение как в опытах с фармакологическими

воздействиями на человека, так и в исследованиях, проводимых на различном эмоци-

ональном фоне человека. Так, прием испытуемыми кофеина, усиливающего возбуж-

дение, приводит к увеличению срывов дифференцировок (по которым судят о выра-

женности торможения) и количеству и величины переводов при воспроизведении

амплитуд движений. Прием же брома, усиливающего тормозный процесс, уменьшает

количество срывов дифференцировок и увеличивает число недоводов при воспроиз-

ведении амплитуд (Г. И. Борягин, М. Ф. Пономарев). В состоянии предстартового

возбуждения, регистрируемого как по самоотчету спортсменов, так и по ряду физио-

логических показателœей (пульсу, артериальному давлению, тремору и т. п.) резко уве-

личивается число переводов воспроизводимых амплитуд движений, а в состоянии

заторможенности (при скуке, сонливости) возрастает число недоводов (Л. Д. Гиссен,

И. П. Фетискин).

При этом всœе это говорит о соотношении возбуждения и торможения по их величинœе

(интенсивности), но не по силе в смысле выносливости нервной системы, как пони-

мал баланс И. П. Павлов. Как-то так получилось, что всœегда имелся в виду баланс в

павловском его понимании, и никто не обращал внимания на то, что легче всœего (и бли-

же к истинœе) говорить о соотношении величин возбуждения и торможения и изучать

влияние именно этого соотношения на поведение и деятельность человека. По край-

ней мере, имеющиеся у физиологов и психологов методы изучения баланса нервных

процессов не дают возможности рассчитывать на большее.

Особенностью изучения баланса между возбуждением и торможением по их ве-

личинœе является то, что о нем судят по интегральной характеристике, являющейся

результирующей противоборства этих двух процессов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сравнивают-

ся у разных людей не выраженность возбуждения или торможения, а какой из них

берет верх над другим. По этой причине теоретически одна и та же типологическая особен-

ность у двух субъектов (к примеру, преобладание возбуждения над торможением)

может базироваться на разных уровнях выраженности возбуждения и торможения.

Так, у одного субъекта преобладание возбуждения над торможением происходит при

высокой интенсивности того и другого, а у другого преобладание возбуждения мо-

жет наблюдаться при слабой выраженности того и другого.

37 Свойства нервной системы и гормоны
Хотя психофизиологи еще далеки от понимания конкретных механизмов проявления типологических особенностей, всœе же есть основания полагать, что постепенно они приближаются к этому. Как показывают некоторые, пока очень малочисленные исследования, решение вопроса о природе свойств нервной системы упирается в изучение типологических особенностей функционирования гормональных систем организма, т. е. требуется биохимический уровень исследования проблемы типических различий. Существуют данные о влиянии некоторых гормонов на поведенческие характеристики. К примеру, серотонин, гормон центральной нервной системы, влияет на двигательную активность человека. Высокая его концентрация соответствует высокой активности, а низкая приводит к пассивности, снижает тонус мышц. Соответственно рождается ассоциация с особенностями проявления типологических особенностей по ʼʼвнутреннемуʼʼ балансу: не являются ли высокая двигательная активность людей с преобладанием возбуждения и малая двигательная активность тех, у кого преобладает торможение, следствием генетических различий между людьми в содержании данного гормона? Может быть, не случайно направленность изменений ʼʼвнутреннегоʼʼ баланса у школьников в течение года, выявленная А. П. Пинчуковым (1974в), удивительным образом совпадает с направленностью изменений содержания серотонина в крови школьников в течение учебного года, выявленных И. А. Корниенко (оба автора получили данные независимо друг от друга, выполняя исследования в разных учреждениях и в разных городах). Можно полагать на основании сопоставления этих данных, что ограничение двигательной активности в течение учебной четверти приводит к накоплению серотонина, который создает повышенную потребность в двигательной активности, что видно и по сдвигу ʼʼвнутреннегоʼʼ баланса в сторону возбуждения. Во время каникул двигательная активность увеличивается, происходит ʼʼразрядкаʼʼ возникшей потребности, что приводит к снижению концентрации серотонина и сдвигу ʼʼвнутреннегоʼʼ баланса в сторону торможения или уравновешенности. Но если сказанное выше - только предположение, то В. С. Горожаниным (1987) получены прямые доказательства связи свойств нервной системы с гормонами. Так, у лиц со слабой нервной системой найдена более высокая концентрация адреналина, адрено-кортикотропного гормона и кортизона в плазме крови с преобладанием продукции адреналина над норадреналином (в четыре с лишним раза). Для лиц с сильной нервной системой характерны умеренные величины АКТГ, кортизола и преобладание продукции норадреналина над адреналином. Заметим, что адреналин называют ʼʼгормоном тревогиʼʼ, и не случайно личностная тревожность по многим данным выше у лиц со слабой нервной системой. В нашей лаборатории тоже были выявлены связи силы - слабости нервной системы и баланса между возбуждением и торможением с рядом гормонов. В частности, обнаружено преобладание продукции адреналина над норадреналином у лиц со слабой нервной системой, что подтверждает данные В. С. Горожанина. Можно привести и свидетельства М. Каррутерса, который в течение 20 лет изучал гормональные уровни сотен мужчин и женщин, поставленных в стрессовые условия. Он обнаружил, что у одних, не владевших собой в этой ситуации, выделялся эпинœефрин - гормон, вызывающий беспокойство. У тех же, кто владел собой, вырабатывался гормон норэпинœефрин, вызывающий удовольствие, делающий стрессовые моменты приятными. А теперь вспомним, какая характеристика присуща лицам с сильной нервной системой: ʼʼА он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покойʼʼ (М. Ю. Лермонтов). Возможно, что лица с сильной нервной системой - это те, у кого при стрессовых ситуациях вырабатывается норэпинœефрин, а лица со слабой нервной системой - те, у кого вырабатывается в той же ситуации эпинœефрин.

38 ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вопреки бытующему мнению, что типологические особенности

свойств нервной системы, как и темперамент, остаются в течение жизни неизменны-

ми, исследования показывают, что это далеко не так. В ряде работ выявлено, что они

изменяются в различные возрастные периоды становления человека.

Изменение силы нервной системы . По данным А. П. Крючковой и И. М. Остров-

ской (1957), к концу первого года жизни ребенка сила нервной системы увеличива-

ется. В. Э. Чудновский (1963) отмечает, что у дошкольников имеется слабая нервная

система, которая тем слабее, чем меньше возраст детей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, уже из этих

данных следует, что чем старше возраст детей, тем сильнее становится их нервная

Изменение подвижности нервных процессов .

Более полная картина возрастных изменений уровня подвижности возбуждения

и торможения (по длительности реакции последействия) представлена в работах

Н. Е. Высотской (1972), А. Г. Пинчукова (1974а) и Ж. Е. Фирилевой (1974), обследовавших в общей сложности около 2500 человек. Этими авторами получена одна и

та же закономерность: снижение уровня подвижности возбуждения от 6-7 лет к -

8-9 годам, затем рост подвижности в период полового созревания (11-14 лет), но-

вое, но менее выраженное снижение уровня подвижности от 14 до 16 лет и некоторая

стабилизация в возрасте -17-20 лет (рис. 5.9). Почти такая же динамика прослеживается и в отношении подвижности торможения.

Обращает на себя внимание факт, что среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с

высокой подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди дево-

Можно предполагать, что выявленное в ряде работ увеличение числа детей 6-7 лет

с высокой подвижностью нервных процессов (по сравнению с 5-летними и 8-9-лет-

ними детьми) тоже связано с гормональным всплеском, так как в данном возрасте, по

данным возрастной физиологии, усиливается выработка в организме мужского по-

лового гормона.

Изменение баланса нервных процес сов. По поводу возрастных изменений баланса

нервных процессов тоже имеются противоречивые данные, во многом связанные с

различием методических приемов его изучения. Некоторые авторы отмечают нали-

чие большого количества детей с преобладанием возбуждения в период полового со-

зревания (Г. П. Антонова, 1968; А. И. Шлемин, 1968; П. П. Балевский, 1963), что за-

трудняет образование у этих детей дифференцировок при выработке условных реф-

лексов. Поданным с

Теория андрогинности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория андрогинности" 2017, 2018.


В современном использовании слово "андрогиния" описывает скорее психосоциальные, чем физиологические и анатомические характеристики, обозначает присутствие маскулинных и фемининных характеристик у одного и того же индивида. Хотя интерес к проблеме формирования андрогинных личностей детей возрастает, это направление в психологии вплоть до сегодняшнего момента изучено мало. Результаты нашего исследования, проведенного с целью изучения преобладающих типов гендерных ролей и уровня их сформированности у младших школьников из полных и неполных семей, позволяют сделать выводы, подтверждающие, что выработка в детях андрогинности происходит редко. Лишь у 25% детей младшего школьного возраста преобладает андрогинный тип гендерных ролей. Так как андрогиния является важной психологической характеристикой человека третьего тысячелетия, она определяет способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации, помогает формированию устойчивости к стрессам и способствует достижению наилучших результатов в различных сферах деятельности, то проведенное нами исследование дает возможность для проведения психологической работы с младшими школьниками в целях повышения уровня осознания гендерных ролей и формирования адаптивных представлений о гендерном поведении.


Для формирования гендерно не схематизированных представлений у детей С.Бем предлагала следующие стратегии: отводить внимание ребенка от культурных коррелят пола, акцентируя биологические корреляты, предлагать детям альтернативную схему, с помощью которой ребенок будет перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура их предложит. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых; 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола; акцент на уменьшении сексизма; 3) анализ проявления культурного релятивизма - информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных стандартов.


В работе по формированию гендерных ролей, по изменению фемининных, маскулинных личностей на андрогинные личности детей могут быть использованы организованные , тренинги, элементы кино- и сказкотерапии. Возможны различные формы организации психологической работы, мы будем ориентироваться на групповую форму. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, на умение понимать состояние другого человека как своего, так и противоположного пола на развитие гибкости в восприятии гендерной роли, социальной лояльности, уверенности в себе.

Совершенно исключительными по значимости внушения гендерных стереотипов оказываются традиционные русские сказки. Сказки наполнены символами, которые могут действовать на человека, обходя сознание. Психологический эффект сказки заключается в идентификации с главным героем, в разделении его переживаний и соответственно, в трансформации, изменении вместе с героем. Так как цель нашей работы - изменение гендерных стереотипов, их разрушение, то необходимо обратить внимание на особый тип русских сказок, в которых выведены образы "сильных" героинь и "слабых" героев. Такие сказки несут большой воспитательный заряд, т.к. позволяют детям соотносить себя с персонажем, выходящим за рамки патриархатного стереотипа ("Марья Моревна", "Царь-девица", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде" и т.д.). Сказки, ненавязчиво предлагающие смену гендерных ролей, можно эффективно использовать в психологи ческой работе для коррекции гендерных идеалов детей обоих полов.


На наш взгляд, целесообразно использовать гендерный анализ в процессе понимания социальной реальности на материалах мультфильмов. Элементы кинотерапии представляются весьма полезными для формирования гендерных ролей, поскольку художественная ткань фильма близка по содержанию жизненной ткани. Мультфильм в любую минуту можно остановить, вернуть кадр, т.е. использовать различные методические приемы, что невозможно в реальной действительности. Мультфильм дает уникальную возможность анализировать символику и "культурный язык", который в более стертой и неявной форме присутствует в жизни. В работе с детьми возможно использование эпизодов из мультфильмов и дискуссии, направленные на положительное значение изменения гендерных стереотипов и стереотипных сценариев мужественности - женственности, на необходимость проявления андрогинных качеств в различных жизненных ситуациях.


Организованные ролевые игры применяются в целях расширения представлений детей о гендерных ролях и гендерном поведении (обмен ролями мальчиков и девочек, сотрудничество в играх, разыгрывание жизненных ситуаций и принятие качеств, не свойственных полу).


Так как одной из зон гендерной социализации ребенка является семья, наша коррекционная программа предполагает работу с родителями. Цель данной работы заключается в необходимости разъяснить родителям суть процесса гендерной социализации детей. Показать на примерах из жизни, что усвоение детьми бытовых примеров гендерной асимметрии полов в семье усугубляет ситуацию усвоения традиционных моделей, ограничивает горизонты развития личности ребенка.


Изменить гендерные стереотипы и увеличить вариативность гендерного поведения возможно с помощью комплекса методик, системной работы с младшими школьниками и их родителями.


Про имидж давно не говорили, да?

Давайте такую тему начнем.

Андрогинность.

Мужское - на женщинах.

Женские элементы имиджа - на мужчинах.

Андрогинность - тема очень скользкая. Одним неправильным элементом или сочетанием элементов можно убить имидж. Убить сексапил. И даже пол свой убить. Не совсем убить, конечно, но создать впечатление бесполого нечто.

А можно андрогинностью свой сексапил подчеркнуть.

Лучше всего сочетаются с андрогинностью ДД (детские доминантные типы, мужские и женские) - ДЖД и ДМС.

ДМС из всех мужских типов может позволить себе больше всего феминных элементов и они будут лишь подчеркивать его маскулинность. ДМС может носить серьги, бусы, отпускать длинные волосы, даже красить глаза. Настоящий ДМС может с ног до головы обвешаться побрякушками, расцветки его рубашек могут быть вырви-глаз, и он все равно не будет похож на тетку. Брутальность его не уменьшится.

Но есть одно условие. Это должен быть очень дерзкий и брутальный ДМС. Его Д и его С должны быть очень выражены. Чем приличней выглядит ДМС, чем он более консервативен, тем больше ему противопоказно все женское и даже условно женское запрещено. Никаких бус и длинных волос.

СМО тоже может позволить себе андрогинные элементы, но только если это в целом - творческий тип по имиджу, если он выглядит как художник. В этом случае легкая андрогинность будет усиливать, а не ослаблять его мужскую энергетику.

То есть андрогинность у мужчин должна быть обязательно оправдана бунтарством и свободомыслием. Чем больше в вашем имидже и поведении отражено бунтарство, тем больше андрогинности вы можете себе позволить без ущерба для маскулинности. Вообще стоит понимать, что андрогинность должна подчеркивать ваш мужской сексапил, а не убивать его, добавлять к нему раскованности, а не сводить его на нет.

Еще одно противопоказание для мужской андрогинности - хрупкость, миниатюрность и сутулость. Если мужчина худой, маленького роста, феминные элементы в одежде сделают его женоподобным и убьют мужской сексапил. Андрогинность в мужчинах сочетается только с видимой физической силой.

А женская андрогинность, наоборот, с изяществом и гибкостью.

Если в мужском имидже андрогинность подчеркивает бунтарство и творческий потенциал (и идет поэтому ДМС и СМО, а ДМО и СМС, в основном, противопоказана), то в женском имидже андрогинность подчеркивает подростковую спонтанность, мальчишеское озорство (и идет поэтому ДЖД и СЖД, а чистым ДЖМ нет и особенно не идет СЖМ).

Андрогинная женщина должна быть худой (сухие мышцы еще лучше, конечно, противопоказание - большой избыток жира). Это главное правило! Иначе андрогинность подчеркнет грубость и грузность, сделает женщину похожей на челночницу или лоточницу, то есть убьет стиль.

Мужеподобная тетка - это совсем не то же самое, что андрогинная женщина. Большинство андрогинных женщин с правильно подобранным имиджем не лишаются женственности, они выглядят более сексуальными и хрупкими в мальчишеской одежде с короткими стрижками. У них специфическая женственность, но сексапил их возрастает, как возрастает сексапил брутальных ДМСов в серьгах и бусах, если имидж правильно подобран.

То есть главная ошибка женщин с андрогинным имиджем - прятать под мужской одеждой тяжелые формы тела. Мужская одежда это все подчеркивает, а не прячет. В имидже все, что вы хотите спрятать, начинает подчеркиваться, помните, да? Отрицаемое увеличивается в несколько раз. Поэтому объемные формы, особенно нижней части тела - противопоказание для андрогинного имиджа. Такой женщине подойдет мягкий унисекс (обычные брюки и свитера, свободного кроя, не мужские пиджаки и рубашки), а андрогинность нет. Средне-короткая стрижка пойдет, а бритые виски, затылок или дерзко поднятая вверх челка нет. Мягкий унисекс - это то, что НЕ делает женщину похожей на мальчика, то, что на мужчине будет смотреться явно женственно. А андрогинность - то, что мог бы надеть и паренек тоже. Ориентир понятен?

Еще одна ошибка андрогинного женского имиджа - резкая эклектика - общая андрогинность + яркий макияж или женственные аксессуары (длинные серьги, сумочки). Одна андрогинная деталь в имидже может сочетаться с ярким макияжем, но если весь имидж женщины андрогинный, то яркий макияж - табу. Особенно накрашенные губы. Это сразу же лишает андрогинный женский имидж смысла, ведь его суть в том, чтобы подчеркнуть детскую спонтанность, а макияж подчеркивает зрелую женственность (как и объемные формы тела). Женщины с андрогинным имиджем и накрашенным лицом обычно выглядят грубыми фриками, слишком агрессивными для хорошего имиджа. А женщин в крупных серьгах, с длинными когтями и лысыми головами так и хочется нарядить в парик ради гармонии. Исключение настолько женственные и хрупкие девочки, что лысый череп не делает их андрогинней. А вот если девушка явно андрогинная, но в ушах у нее длинные серьги, а на губах яркая помада, она выглядит слишком агрессивной и грубой. Примерно так же выглядят накрашенные бодибилдерши. Они похожи на транссексуалок.

В идеале андрогинная женщина должна быть похожа на женственного мальчика, а не на мужеподобную бабу. Если андрогинность напоминает второе, в имидже совершена какая-то грубая ошибка.

Андрогинная одежда не должна быть занудной, помните об этом. Андрогинность в имидже - это не отрицание пола! Это игра с гендерными шаблонами, баловство и сексуальный вызов. Поэтому это должно быть занятно, интересно, эротично, а не скучно и аскетично.

Это только начало темы.

Чтобы немного прояснить, конкретизировать и проиллюстрировать тему андрогинности, давайте смотреть и разбирать фотографии.

Фотографии известных персон (лучше актеров) из сети, фото моделей и свои фотографии. Фото блогеров и соседей не нужно, пожалуйста. Пользоваться случаем, чтобы разузнать, какой вы тип, тоже не нужно.

Покажите и обязательно прокомментируйте, где на фото андрогинность в имидже правильная и почему, а где совершены ошибки и какие.

Приведите примеры ДМСов и СМО с красивым андрогинным имиджем.

Андрогинных ДЖД и СЖД тоже.

А вот андрогинные СЖМ - это почти всегда ошибки в имидже. Как и ДМО с андрогинными элементами в одежде.

И вообще расскажите про свои опыты с андрогинностью, свои наблюдения за андрогинными имиджами.

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую. «Вот с каких давних пор, - пишет Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу» (Платон. Пир. - М.: Мысль. - 1993. - С. 98-103).

Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

«Феминистское движение отличий, последовательницы которого почитают различия, диктуемые гендерными стереотипами, обеспокоены тем, что андрогиния и другие новые веяния, сокращающие отличия мужчин от женщин, превратятся в конце концов в плавильную печь, из которой женщины выйдут копиями мужчин. Они также утверждают, что женские качества, передававшиеся при помощи гендерных стереотипов, попали в незаслуженную опалу. Подобно им, мифопоэтическое движение мужчин (называемое так, потому что они используют сказки и мифы для иллюстрации «баховой мужественной природы» мужчин) заявляет, что естественные мужские качества были незаслуженно забыты и что мужчины слишком «феминизировались» и стали «слюнтяями» (Kimmel and Kaufman, 1994). В определенном смысле эти идеи совпадают с современными критическими высказываниями в адрес «плавильной печи», которую представляет собой культура. Идея «плавильной печи», где люди из разных культур собираются вместе и в конечном счете сплавляются друг с другом (т. е. ассимилируются), уже вышла из моды. Проблема здесь в том, что, когда более сильная культура ассимилирует более слабую, последняя теряет свои уникальные культурные традиции и свое лицо. Вместо метафоры «плавильной печи» появилась метафора «салатницы», которая отражает, что разные культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Модель «салатницы» поддерживает и ценит культурное разнообразие.

Ценить разнообразие - не означает ли это, что нам надо ценить гендерные различия? Я считаю, что нам следует ценить качества, связанные с тем и другим гендером, но никак не гендерные различия… Искусственное разделение качеств на мужские и женские приводит к наложению бессмысленных ограничений на оба пола и способствует развитию гендерного конфликта. Мы, естественно, должны ценить некоторые качества, которые в прошлом считались мужскими (или женскими), но при этом не следует считать, что человек непременно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать ими» (Ш. Берн, 2001, с. 119-120).

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип «анима-анимус», по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. «Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир», - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

«Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации «второй половины» своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

Еще одно новое явление - размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего в глубокую древность.

Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчине достоинства традиционного воина. Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь «нажать кнопку» сможет и женщина.

Но кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в этом нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин. И все же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет этот вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого «женского бунта» сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что «мужские» качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет» (Элизабет Бадинтер. - Курьер ЮНЕСКО. - 1986. - апр. - С. 16).

Сандра Бем (S. Bem, 1975) считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (S. Bem, 1975), высоким самоуважением (J. Orlofsky, 1977), мотивацией к достижениям (J. Spence, R. Helmrich, 1978), хорошим исполнением родительской роли (D. Baumrind, 1982). Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша (1997, 1998) полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами (Ickes, 1993).

Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы (D. Binion, 1990; K. Dugger, 1988). Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория «женщина» является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию «мужчина».

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ (R. Ashmore, 1990; M. Sedney, 1989). Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь (M. Taylor, J. Hall, 1982). Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности (K. Bartol, D. Martin, 1986; E. Cox, 1996). М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов «мужественность» и «женственность» использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность, традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.