Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира. Журналист Александр Проханов: биография, личная жизнь, семья Александр Проханов в программе "Судьба человека"

Советский и российский общественный деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты "Завтра".

Семья

Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .

Биография

Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.

В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .

С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.

С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".

В КПСС никогда не состоял.

В 1990 году подписал "Письмо 74-х".

В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.

15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".


5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова , лидера КПРФ . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.

В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .

В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".

С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".

С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".


2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".

С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".

2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".

Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить Андрею Макаревичу 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что Михаил Барщевский , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.

Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".

Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Скандалы, слухи

Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .

Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.

Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.

Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.

В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".

Семья

Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .

Биография

Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.

В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .

С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.

С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".

В КПСС никогда не состоял.

В 1990 году подписал "Письмо 74-х".

В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.

15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".


5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру , лидера . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.

В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .

В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".

С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".

С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".


2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".

С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".

2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".

Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.

Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".

Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Скандалы, слухи

Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .

Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.

Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.

Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.

В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".

Сайт « а» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым .

Чем в Вашем понимании является «Русский мир». Насколько далеко географически он простирается и какие мировоззренческие понятия охватывает?

Русский мир — это вся вселенная, потому что русский народ с космическим мышлением, а Россия не имеет ни пространственных, ни духовных, ни временных ограничителей. Потому-то в нее можно только верить, а мерить ее километрами или килограммами совершенно бессмысленно. Россия — это территория чуда. Лучи от этого чуда проницают и стены, и облака, и зоны вечной пустоты, разбегаются по всем закоулкам мироздания.

Конечно, понятие Русского мира связано со сложным, глубоким и таинственным феноменом русского языка, внутри которого, как в колыбели, пребывают смыслы, образы и символы универсального сознания.

Для меня Русский мир — это плацдарм для реализации плана всемирного Преображения. Это площадка для воплощения идеи бессмертия человечества. Идеи, зашифрованной в русской культуре, и не только.

Но не только современная Россия представляет собой русский мир. Семена русскости, русская ойкумена рассеяна по всей планете, по всему мирозданию. В частности, частью русского мира можно назвать староверов, живущих в Латинской Америке сотни лет. К русскому миру можно отнести и какой-нибудь там луноход, застрявший уж много лет назад на Луне. Это тоже часть русского мира. Это те штрихи, которые оставила русская цивилизация, русская культура, русская техника, инженерия, русская мысль.

Далекие предки Вашей семьи были из молокан. Еще один родственник, Иван Степанович Проханов (1869-1935), был известным композитором и проповедником евангелической баптистской церкви. Причем его духовные песни получили известность даже в старообрядческой среде. Ваш отец, А. А. Проханов, отождествляет себя с православием. Что вы можете сказать о духовном пути вашего рода? Можно ли как-то его сопоставить с историческим путем нашей страны?

Часть моих предков — выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу.

Мой прадед Александр Степанович Проханов стал в императорской России доктором медицины и получил за научные заслуги личное дворянство. Такие люди уже не выражали себя в формате народной молоканской веры. Так появились вариации русского баптизма, секта «Евангельских христиан», которую основал упомянутый вами брат моего прадеда.

Однако вскоре сменилась эпоха, и духовные вопросы отошли на второй план. Скажем, моя бабушка, происходившая из религиозной молоканской семьи, всю жизнь считала себя атеисткой, и только за год до смерти по просьбе сына, своих внуков и невестки она приняла Святое крещение в возрасте 96 лет. Когда ее принимали в пионеры, на торжественном митинге выступал Лев Троцкий.

Таким образом, мой отец получил нерелигиозное воспитание, но опять же пришли 70-е годы, когда интерес к религии вырос среди интеллигенции. Именно тогда мои родители крестились. Таким образом, вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства.

Вероятно, на выбор отца повлиял его друг Лев Лебедев, ставший впоследствии протоиереем, известным церковным историком и богословом. Ко всему отец Лев был еще и монархист, ходил по андроповской Москве в котелке и с длинным, как трость, зонтиком. Пряжка его ремня была тоже старорежимная: на ней мерцал имперский двуглавый орел.

А сочинения А. А. Проханова и апокалиптическая тема в них тоже берут начало в этот период?

Эсхатология является неотъемлемой частью православного мировоззрения. Однако в текстах моего отца эта тема вспыхивает как метафора катастрофичности современной цивилизации. Он как журналист поучаствовал в нескольких войнах, заслужив потом звание писателя-баталиста. Своими глазами он видел развороченный реактор в Чернобыле. Наблюдал распад советского социума, сползание его в кошмарные 90-е годы. Это ли не притча о Последних временах? Горящие горизонты, во сне и наяву — вот что наводит мыcли о скором Апокалипсисе.

Значит, традиция молоканства ушла от вас?

Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету «Завтра» пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько подряд по воскресеньям в редакции «Завтра» проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами.

Сейчас многие патриоты говорят о величии дореволюционной России. Вместе с тем надо помнить, что династия Романовых сделала трагические шаги к разделению русского народа. В XVII веке при Алексее Михайловиче был совершен церковный раскол, когда русские разделились на старообрядцев и новообрядцев. В начале XVIII века при Петре I произошел культурный раскол на высшую элиту с балами и ассамблеями, с одной стороны, и смердящего мужика — с другой, а уже при последующих Романовых правящий класс России стал франко-немецкоговорящим, иностранно живущим, во многом компрадорским. Что вы думаете об этих разделениях и можно ли было их избежать ?

В русской истории Романовы оставили громадный след. И западный вектор в их деятельности просматривается очень явственно с первых лет существования династии. Однако давать хлесткие однозначные оценки тому или иному деятелю или целой эпохе считаю делом вредным и бестолковым. Скажем, Александр II, крайне сомнительная фигура. Увлекался спиритизмом, провел крестьянскую реформу с колоссальными нарушениями и перекосом в пользу дворянства, открыл дорогу в Россию иностранному капиталу, отдал почти даром Аляску США. Однако эпоха Александра II — это время рассвета русской литературы: Тургенев, Толстой и Достоевский…

Триумфы «белого генерала» Скобелева — это тоже период царствования Александра II. Можно, конечно кликушествовать: «Ах, род Романовых, загубил Россию…». А можно взглянуть на историю страны шире и внимательней. В обществе, как всегда, шли процессы сложные и очень противоречивые, и в эти процессы были вовлечены и государи из Романовых. Следует помнить, что в России после свержения династии наступил другой период, не менее сложный, не менее трагический и противоречивый. А до Романовых были Рюриковичи. И к ним могут быть тоже вопросы. А между тем Рюриковичи заложили фундамент российской империи.

Интересно, что род Романовых — эта когорта государей и государыней — стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. При этом мы знаем, что и на Сталина, и на Ивана Грозного навешано множество страшных ярлыков. Они и садисты, и кровопийцы, и безумцы. Причем эти ярлыки выдуманы не только ангажированными историками. Здесь постарались и живописцы, писатели и кинематографисты. Хотя бы взять подлый фильм Павла Лунгина «Царь ». Одна только грязь и мистификация! Печально, что в съемках этой гадости участвовал гуру современной патриотической молодежи Иван Охлобыстин. По-моему, он должен извиниться перед народом за эту роль царского шута. Извиниться за участие в деле, порочащем первого русского царя, всю русскую историю и саму идею русского государства.

Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Ленином. Пушкин очень любил и чувствовал Петра. Он видел в нем то, что не понимал ни один историк, ни один социолог.

Но всё же не разрушая русские обычаи, не отрывая бороду, можно было строить корабли?

Это вопрос дискуссионный, смотря какие корабли. Ведь у поморов были тоже свои корабли — ладьи. Но то был торговый и рыболовный флот. А вот чтобы строить каравеллы, нужен европейский прикид.

Но этот западнический период, по всей видимости, был необходим. Это часть нашего взросления как народа. Мы уже начали возвращаться к русским истокам, к древней культуре, к формам, которые прорастают из самой нашей природы, из языка и веры.

Надо понимать, что вся история России священна, поэтому надо относиться к ней как к некому священному дару свыше и не посыпать ее дустом. Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это «наш» враг, «наш» уникальный демон. И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года.

В современной Украине принято говорить о преступлениях советской власти, валить памятники Ленину и призывать к запрету компартии. Майдан требует дезавуировать и осудить преступления тоталитарного режима. Почему тогда они не требуют дезавуировать такие «преступления тоталитарного режима», как установление исторически необоснованных административных границ УСССР во времена Ленина-Хрущева?

Логики у тех людей, которые валят на Украине памятники Ленину, нет. Их логика в том, что Ленин — это русский человек, «москаль», который со своими большевистскими уложениями пришёл на Украину, эту якобы цветущую, могучую величавую, «незалежную державу». Поработил ее, а затем насадил в ней большевистский тоталитарный режим, учинил голодомор и так далее. Они очень не хотят говорить и даже вспоминать о том, что нынешняя территория Украины есть территория УССР, созданная, составленная из нескольких губерний Российской империи именно большевиками…

История, которая преподается украинским детям, выстроена покруче книг Толкиена. Это не история, а чистая выдумка, построенная на идеологии «бандеровщины». В основе ее помимо ультраукронационализма лежит демонизация большевизма, ассоциация большевизма с выдуманной ими «Московией», а «Московии» с «азиатчиной»… Разрушая связи с Россией, они якобы делают европейский выбор и движутся куда-то в Европу, прочь от Сталина, Ленина и Путина. На деле превращают свою страну в Сомали, со всеми вытекающими последствиями.

Укроманты проявляют настырное желание владеть чужими землями, навязывать свой язык небольшого народа всем остальным многочисленным народам, живущим в этой стране. Последний Майдан породил экспансионистскую волну среди молодёжи, и даже при всей ненависти к Ленину никто от «ленинского территориального наследия» отказываться там не собирается. Но при этом у властных элит Украины нет понимания, что такое подлинная империя.

Это всегда некий компромисс между народами, договорённость на базе сверхценностей. Если империя строится на идее тотального доминирования одной нации, то эта империя обречена. Так крушились один за одним германские рейхи, поскольку не давали возможность цвести всем народам, всем цветам в соцветии. Вот этой имперской терпимости, к сожалению, не наблюдается на протяжении всей истории «незалежности» Украины.

Политика украинизации неукраинского населения ярко проявляется все последние годы. Эту политику можно определить как этноцид. Геноцид — это прямое физическое уничтожение, а здесь применяется перекодирование сознания, ассимиляция, переселение и, конечно, изгнание народов. Вот если бы появилась некая интегральная украинская идеология, которая учитывала бы все факторы, была наднациональной, тогда бы можно было сказать, что Украина состоялась как государство.

Но, к сожалению, нынешний украинизм — это местечковое западничество плюс жлобство, с элементами нацизма. Галичанская группа может реально влиять на ситуацию в Киеве, это действительно пассионарно-активный слой. Фактически, создан один из искусственных этнических мифов о культурном и языковом преимуществе западенского, галичанского субэтноса, который в развитии живущих на Украине народов не имел бы особого значения, если бы не политическая судьба Украины.

Почему на Украине нет митингов против войны?

Потому что Украина сейчас страшно разогрета. СМИ настраивают людей так, что все хотят крови. Обыватели стали заложниками собственных СМИ, учебников, многолетней антироссийской пропаганды. Людей сильно-сильно разогрели. Майдан, который как нарыв прорвался в феврале, — он недоносок. Состоялись преждевременные роды новой власти. Власть слаба и боится толпы. Что касается маршей мира в России, то их проводит либеральная интеллигенция, которая тоже почему-то заткнулась и не проводит больше «Марши мира». Либералы сейчас выступают за активное продолжение военных действий, за бомбежки, за проведение так называемой «антитеррористической операции».

Они ангажированы — это отчетливо видно. Как только Америка начинала свои жесточайшие операции во всю меру, правозащитники замолкали. Как только Башар Асад начал проводить какие-то военные действия, они начинали кричать, вопить, топать ногами, посыпать голову пеплом, рвать на себе рубашки и рвать зубами занавески. Так всегда было и будет, потому что эта группа не самодостаточна и самостоятельна. Центр управления армией правозащитников находится в США. Правозащитные организации работают только на США и в интересах США.

Сейчас появилось такое понятие, как «православный сталинизм». Насколько возможно объединить эти слова вместе и имеет ли это понятие смысл?

Да, имеет серьёзнейший смысл, потому что Сталин на рубеже эпох, на страшном перекате времен выразил русскую идею. А часть русской идеи — это православие. Построение справедливого общества, основанного на христианской морали, — вот что делал Сталин. Еще он строил супермощное государство, удерживающее миропорядок. Сталинская Россия встала на пути Левиафана, всемирного ростовщического капитализма, из недр которого явится Антихрист. Сталинский СССР — это так называемый катехон — удерживающий… Камень на пути мирового зла. Поэтому православный сталинизм не только возможен, но и органичен. Это течение может считаться мистической проекцией всей русской истории ХХ века.

Александр Проханов - известный отечественный писатель, политик. Известен в качестве главного редактора газеты «Завтра», в 1982 году был удостоен премии Ленинского комсомола. Уже в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», в котором рассказывается о заговоре спецслужб с целью смены власти в России.

Детство и юность

Александр Проханов родился в 1938 году. Он появился на свет в Тбилиси. Его предки были молокане. Их вынудили переселиться из Саратовской и Тамбовской губерний в Закавказье. Дед героя нашей статьи был видным молоканским богословом, родным братом Степана Проханова, основавшего Всероссийский союз евангельских христиан.

Высшее образование Александр Проханов получил в Москве. В 1960 году он окончил авиационный институт, работал инженером в научно-исследовательском институте. Увлекся литературой на последнем курсе вуза, активно начал писать стихи и прозу.

Трудовая деятельность

При этом, поначалу Александр Проханов не помышлял о том, чтобы профессионально заниматься писательским ремеслом. Поэтому работал лесником в Карелии, экскурсоводом в Хибинах, участвовал в геологической партии на территории Тувы. В эти годы странствий по всему Советскому Союзу он особенно увлекся Владимиром Набоковым и Андреем Платоновым.

В 1968 году он устраивается на работу в «Литературную газету», решая больше времени уделять собственным писательским возможностям. Преимущественно его отправляют в заграничные командировки. Александр Проханов, фото которого есть в этой статье, пишет репортажи из Никарагуа, Афганистана, Анголы, Камбоджи. Говорить о нем стали после того, как в 1969 году он, одним из первых, описал вооруженный пограничный конфликт между Россией и Китаем на Даманском острове.

Член Союза писателей

Совсем скоро талант писателя Александра Проханова решили признать официально. В 1972 году его принимают в Союз писателей СССР.

Расцвет его публицистического таланта пришелся на перестроечное время. В 1986 году он начинает активно публиковаться в журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия», продолжая сотрудничество с «Литературной газетой». С 1989 по 1991 годы он возглавляет журнал «Советская литература» в качестве главного редактора. Постоянно был членом редакционной коллегии журнала «Советский воин». При этом так и не стал членом коммунистической партии, что удивительно для человека, сумевшего построить такую карьеру в Советском Союзе.

Одним из первых он понимает, что обществу необходима новая площадка, на которой излагать мысли и идеи можно будет принципиально новым языком, не боясь цензуры и каких-либо ограничений. Поэтому в самом конце 1990 года он создает газету под названием «День». Автоматически становится в ней главным редактором.

«Слово к народу»

В середине лета 1991 года в ней публикуется знаменитое «антиперестроечное» обращение, известное как «Слово к народу». В первую очередь оно было адресовано армии. В нем советские политологи и деятели культуры критиковали политику, которую проводили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Они призывали остановить распад СССР, создать влиятельное оппозиционное движение. Сейчас многие рассматривают «Слово к народу» как идеологическую платформу для августовского путча, который состоялся спустя ровно четыре недели.

Газета «День» рассматривалась как одно из самых оппозиционных и радикальных изданий в России начала 90-х годов. Она регулярно выходила вплоть до октября 1993 года. После расстрела Белого дома и Ельцинского переворота издание было запрещено. Но оно тут же начала издаваться под названием «Завтра», в таком виде сохранилось и до сегодняшнего дня. Ее главным редактором по-прежнему остается писатель Александр Проханов.

Участие в политической жизни страны

В начале 90-х годов Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, принимал непосредственное участие в политической жизни страны не только через свою газету. В 1991 на выборах президента РСФСР он был доверенным лицом генерала Альберта Макашова. Представлявший на этих выборах КПСС Макашов занял пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Во время августовского путча Проханов выступил на стороне ГКЧП.

В сентябре 1993 года герой нашей статьи на страницах своей газеты «День» призывал выступить против антиконституционных действий Бориса Ельцина, утверждая, что в стране фактически состоялся государственный переворот. Активным участником октябрьских событий стал Макашов, участвовавший в вооруженных столкновениях в Москве.

После запрета газеты Минюстом, по некоторым данным, редакция была разгромлена сотрудниками ОМОНа, работники избиты, а все архивы и имущество уничтожено.

Газету «Завтра» Александр Проханов учредил уже 5 ноября. Она до сих пор отличается радикальной позицией, часто материалы, которые в ней публикуются, обвиняют в профашистском, имперском, антисемитском характере.

В то же время Проханов остается верен себе, поддержав в 1996 году на президентских выборах Геннадия Зюганова. Однако и те выборы для лидера коммунистов завершились поражением. Как известно, он проиграл Борису Ельцину во втором туре.

При этом сейчас герой нашей статьи входит в состав Совета по общественному телевидению, созданного в 2012 году.

Особенности стиля

Многие знакомы именно по книгам с Александром Андреевичем Прохановым. Его стиль считается весьма колоритным, оригинальным и индивидуальным. На страницах романов героя нашей статьи можно встретить большое количество метафор, цветистых эпитетов, интересных персонажей, большое количество разнообразных деталей.

В его художественном творчестве и публицистике часто можно встретить симпатии к христианской религии, исконно русским традициям, при этом он регулярно критикует либерализм и капитализм. Не раз заявлял, что до сих пор считает себя советским человеком.

По мнению ряда критиков, как писатель Проханов является постмодернистом, а с идеологической точки зрения - имперским автором.

Ранние произведения

Первые труды Проханова были опубликованы в газете «Литературная Россия», затем выходили в журналах «Семья и школа», «Кругозор», «Олень», «Сельская молодежь». Из его ранних трудов можно выделить рассказ «Свадьба», увидевший свет в 1967 году.

Его первая книга называлась «Иду в путь мой», она были издана в 1971 году с предисловием Юрия Трифонова. Это сборник рассказов, в котором автор изображает настоящую русскую деревню с ее патриархальной этикой, обрядами и традициями, самобытными пейзажами и характерами. Вслед за этим в 1972 году он пишет очерк «Неопалимый цвет», где рассуждает о проблемах, с которым сталкивается советская деревня.

Из его рассказов, напечатанных в 70-е годы, нужно выделить «Двое», «Жестяная птица», «Машинист транссибирской», «Стан 1220», «Огненная купель», «Красный сок на снегу». В 1974 году выходит второй его сборник под названием «Желтеет трава».

На следующий год в печати появляется его первый роман, который носит название «Кочующая роза». Он написан в полуочерковом стиле, в его основе - впечатления автора от командировок на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. В нем он обращается к актуальным проблемам современного ему советского общества. Они же беспокоят Проханова в трех последующих романах: «Место действия», «Время полдень» и «Вечный город».

Военно-политический роман

Стилистика писателя кардинально меняется в 80-е годы. Он начинает творить в жанре военно-политического романа. Произведения основаны на его командировках в разные страны мира.

В этот период выходит целая его тетралогия «Горящие сады», которая включает в себя романы «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник...», «Африканист», «И вот приходит ветер».

К афганской теме он вновь обращается в романе «Рисунки баталиста» 1986 года. Его главным героем становится художник Веретенов, который по заданию своей редакции едет в Афганистан, чтобы сделать серию рисунков советских военнослужащих. В то же время у него есть и личный интерес - увидеть своего сына.

О солдатах, вернувшихся из Афганистана, рассказывается в книге Александра Проханова 1988 года «Шестьсот лет после битвы».

"Семикнижие"

Популярной становится серия романов «Семикнижие». Ее объединяет главный герой генерал Белосельцев, выделяющийся уникальным опытом созерцания и видения.

В этот цикл входят «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген».

Последний роман из этого списка стал особенно популярен. Проханов его издал в 2002 году. В книге описываются события 1999 года в России. В частности, серия взрывов в жилых домах, которая привела к многочисленным жертвам, преподносится как заговор власти с целью передачи правления от действующего президента его преемнику.

Заговорщики, среди которых представители спецслужб, используют в романе Проханова интриги, убийства и всевозможные провокации. Сам автор отмечал, что изначально воспринимал Путина как последователя Ельцина, но затем пересмотрел свое отношение к нему, заявив, что тот остановил распад России, убрал из руководства страной олигархов.

В этом романе наглядно прослеживается излюбленный писательский прием, когда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, олигарх, в котором угадывается Березовский, в больнице буквально тает под капельницей и исчезает в воздухе. Избранник, в котором угадывается намек на Путина, просится наедине управлять самолетом и тоже исчезает, превратившись в радугу.

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпускает новую книгу под названием «Поступь русской победы», в очень необычном для себя жанре. В ней рассказывается об идеологии современной России, а ее история условно делится на четыре временных периода. Это Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых и Сталинская империя.

Вся книга состоит из четырех частей. В первой приводятся основные тезисы, посвященные идее «Пятой империи», она называется «Гимны русской победы». Во второй части уделено внимание промышленным предприятиям, в первую очередь оборонным заводам, ее название - «Марши русской победы». В третьей части, «Псалмы русской победы», рассказывается о русских приходах и монастырях, а в заключительной «Коды русской победы» - о Евразийском Союзе, который должен выполнить функцию предтечи «Пятой империи».

Кино и телевидение

Сразу несколько произведений Проханова были экранизированы или поставлены на театральной сцене:

  • В 1972 году вышел фильм «Отчизна» по его сценарию.
  • В 1983 году Анатолий Граник снял мелодраму «Место действия» по одноименному роману героя нашей статьи.
  • В 1988 году вышла драма Алексея Салтыкова «За все заплачено», для которой Проханов написал сценарий.
  • В 2012 году был запущен проект на телеканале «Россия-1». Цикл документальных фильмов «Солдат империи» подробно рассказывает о личности самого Александра Проханова.
  • «Страсти по государству» - документальная картина 2018 года, в которой автор анализирует последние коррупционные скандалы, взрывы в петербургском метро, демонизацию самой страны и ее руководителей на Западе и либеральную общественность.

Общественная жизнь

Проханов часто участвует во всевозможных политических ток-шоу, высказывает свое мнение о событиях, происходящих в стране. Он регулярный гость Владимира Соловьева в его ток-шоу «К барьеру» и новом проекте «Поединок». Является одним из ведущих рубрики «Реплика», которая выходит на канале «Россия 24».

О пенсионной реформе Александр Проханов высказал свое мнение. Он отметил, что обращение Путина к нации было безукоризненным, президент привел убедительные аргументы. Поэтому сам он поддерживает эту реформу.

Жена писателя

Можно сказать, что личная жизнь Александра Проханова сложилась успешно. Всю жизнь он прожил в браке с Людмилой Константиновой, которая после свадьбы взяла его фамилию.

У них родилось трое детей - дочь и двое сыновей. Один из них, Андрей Фефелов, стал публицистом. Сейчас он вместе с отцом работает редактором интернет-канала «День». Василий Проханов стал исполнителем авторской песни и фотографом.

В 2011 году Людмила Проханова ушла из жизни.

Известно, что в свободное время герой нашей статьи занимается коллекционированием бабочек и рисует.